Компания по разработке приложений. Бизнес-план по разработке мобильного приложения

Вы узнаете:

  • Какие мобильные приложения будут полезны клиентам вашей компании.
  • Где заказать разработку мобильного приложения для своего бизнеса.
  • Как продвигать мобильное приложение для бизнеса.
  • Как развивать бизнес через внутренние мобильные приложения.

Нужны ли рядовому предпринимателю, который не имеет представления о мобильном маркетинге, приложения для бизнеса? Сегодня значительное количество людей (более одной трети) на постсоветском пространстве являются активными пользователями современных цифровых гаджетов: планшетов, смартфонов. На западе и в странах Азии таких людей еще больше, а рынок мобильных приложений развивается огромными темпами.

Все мобильные приложения, используемые для бизнеса, можно разделить на две группы:

  1. Программы, отвечающие внутренним потребностям компании.
  2. Приложения, решающие задачи бизнеса: увеличение продаж , повышение лояльности, маркетинговые цели, брендинг.

Наиболее распространены внутренние приложения, например, для автоматизации бизнеса (ресторанный и гостиничный бизнес, торговые центры) или оптимизации и повышения эффективности коллективной деятельности:

  • приложения, позволяющие иметь совместный доступ к рабочим документам;
  • программы для осуществления внутренней коммуникации: мессенджеры, трекеры;
  • мобильные версии корпоративных социальных сетей;

Наиболее распространенные мобильные приложения для клиентов

  1. Мобильная программа лояльности . Такие приложения используются все чаще в качестве замены карточек постоянных клиентов.
  2. Приложения в дополнение к онлайн-услугам компании : мобильные витрины, интернет-каталоги, магазины; приложения для покупки билетов; онлайн-банкинг; трекеры статусов доставки товаров.

Привычные схемы, работающие на сайтах и в традиционных онлайн-магазинах, к сожалению, неприменимы в мобильной сфере. В этом заключается главное препятствие для активного использования приложений для маркетинга, брендинга и повышения продаж.

Вряд ли клиент станет загружать в свой телефон программу с визитной карточкой компании, когда всё это легко и доступно в мобильном браузере. Это серьезно затрудняет работу многих предприятий, желающих развиваться в IT-сфере.

Когда пора задуматься о разработке мобильного приложения для вашего бизнеса

Безусловно, не любой компании обязательно нужны мобильные приложения для бизнеса. Однако некоторым нишам рынка программы для смартфонов будут очень полезны в плане повышения лояльности клиентов для увеличения продаж. Это такие области, как:

  • туризм (поиск отелей, курортов, бронирование билетов, интерактивные карты);
  • медицина (онлайн-запись к врачу, перечень услуг и прайс, вызов врача на дом);
  • автомобильный бизнес (прокат, автомойка, дилерские сети);
  • заведения общепита: рестораны, кафе и т. д. (акции, меню, заказ доставки);
  • индустрия красоты (запись к специалистам, интерактивный прайс, информация об услугах);
  • службы доставки и магазины (каталоги товаров, оформление заказа, прайс);
  • сфера услуг;
  • фитнес (расписание занятий, прайсы, онлайн-запись, отзывы);
  • досуг (карты, онлайн-заявки на билеты, номера, столики и т. д.).

До того как заказать разработку мобильного бизнес-приложения, следует просчитать, принесет ли это ту пользу, которую вы ожидаете. Ведь подобная программа может как помочь развитию вашего дела, так и не принести никаких результатов.

Если вы уверены, что мобильное приложение будет способствовать повышению продаж, то следует тщательно подойти к поиску исполнителя. Ответьте на вопросы:

  • Для чего именно вы хотите разработать приложение?
  • Заинтересуются ли им клиенты вашего бизнеса, будут ли пользоваться приложением? Например, вряд ли мобильные приложения станут работать в случае, если основная доля потребителей - пенсионеры.
  • Сможете ли вы окупить затраты?

Мало только разработки мобильного приложения для бизнеса. Не менее важную роль играет его продвижение.

Другими словами, вам нужно будет активно привлекать внимание клиентов . Для этого необходимо планировать затраты.

Важны не только дизайн и функциональные возможности вашего приложения. Качество продукта и предоставляемого сервиса должно быть также на уровне. Уделяйте внимание рекламе, не позволяйте клиентам забыть о продукте, совершенствуйте приложение регулярно.

Не секрет, что многих пользователей часто раздражают очередные обновления, ведь они осложняют работу с программой. Следует провести тщательный анализ того, нуждается ли именно ваш продукт в разработке бизнес-приложения.

5 крутых приложений для творчества руководителя

Читайте обзор пяти крутых приложений для творчества, которые будут полезны любому руководителю, в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Разработка мобильного приложения как инструмент для развития бизнеса: преимущества

Увеличение продаж

Любой бизнес создается с целью получения прибыли, и маркетинговые инструменты также служат этой задаче.

Мобильные приложения для бизнеса направлены на то, чтобы повышать продажи компании за счет привлечения и сохранения целевой аудитории. Такие встроенные функции, как программа лояльности или отправка push-уведомлений, помогают в создании мотивации у клиентов на покупку ваших товаров или услуг. Кроме того, они могут оповещать о скидках и акциях.

Выходя из дома, человек старается не забыть о ключах, телефоне и кошельке. Таким образом, бизнес оказывается внутри телефонов клиентов и остается в их карманах. Контакт компании с покупателями происходит за счет того, что они пользуются мобильным приложением. Масштаб удивляет. Еще ни разу в истории человечества реклама не была такой доступной.

Отстройка от конкурентов

Многие компании для рекламы своего бизнеса используют разнообразные средства: флаеры, ролики в радиоэфире, смс-рассылки, интернет-сайты, соцсети. Если мы посмотрим в App Store и Goolge Play, то, скорее всего, найдем не более десяти бизнес-приложений в одном городе или целом регионе. Конкуренция в этой сфере практически нулевая.

Допустим, житель Воронежа хочет оформить доставку пиццы на дом со своего телефона. Google помогает ему найти мобильное приложение, которое автоматически закачивается на смартфон. Через компьютер это происходит не так быстро (из-за более высокой конкуренции), как через программу в телефоне. Компания «Яндекс» объявила о готовности настраивать рекламные пакеты в «Яндекс. Директ» для мобильных приложений.

Продвижение бизнеса при помощи программ смартфонов может происходить не только за счет различных маркетинговых мероприятий в Интернете.

Для расширения численности своих потребителей компания может дарить специальные бонусы за то, что клиент пользуется приложением. Такой инструмент мало кто применяет, а к бонусам и скидкам у людей очень хорошее отношение, их все любят. Мобильные устройства сегодня имеются у подавляющего количества населения. При помощи приложения запускаются рекламные акции, что помогает конкурировать с другими предприятиями и повышать лояльность целевой аудитории.

К примеру, какая-либо компания для привлечения к себе внимания дарит пожизненную скидку в размере 10 % на свою продукцию или услуги тому, кто установит мобильное приложение. Другим бонусом может стать бесплатная чашка кофе в каком-либо кафе в обмен на демонстрацию закачанного на мобильное устройство приложения. В этом случае все стороны остаются довольными: в кафе покупатель, скорее всего, закажет что-то в дополнение к своему кофе, что принесет прибыль. Кроме того, потребитель будет благодарен за подарок, и у компании станет на одного лояльного клиента больше.

Лояльность

Каким образом завоевать симпатии и доверие клиентов? Секрет прост: будьте полезными и незаменимыми для своих покупателей. Программы лояльности могут посодействовать в разработке разных бонусов и подарков - клиенты, как правило, это очень любят. Это будет способствовать росту сбыта и стимулированию повторных продаж. Так, к примеру, в кафе могут проходить самые разные акции типа «Каждая пятая чашка кофе бесплатно», «Каждый 10-й ужин в подарок». Это заставит человека посещать ваше заведение снова и снова, для того чтобы получить заветный бонус. Программа в смартфоне станет фиксировать визиты, и кафе будет увеличивать число лояльных клиентов.

Еще одно преимущество мобильного приложения для бизнеса: больше не нужно забивать свой кошелек многочисленными карточками клиентов. Нужная программа находится в вашем телефоне, который всегда с вами.

Формирование доверия клиентов посредством push-уведомлений

Поэтапная разработка мобильных приложений для бизнеса

Этап 1. Бизнес-анализ целевого рынка. Данный этап предназначен для того, чтобы заказчик мог понять для себя и определить, зачем ему необходимо приложение для бизнеса, с какой целью он будет использовать мобильный инструмент общения со своими клиентами. Еще до того как создавать ТЗ для исполнителя программы, заказчику следует поразмыслить над некоторыми важными вопросами:

  • Какая ваша основная цель в разработке и запуске мобильного приложения для бизнеса?
  • Планируете ли вы осуществлять продажи при помощи вашего приложения для бизнеса?
  • Как именно выглядит ваша целевая аудитория? Кто может пополнить ее ряды?
  • Существует ли конкуренция в той сфере деятельности, в которой вы хотите работать с приложением, и насколько она серьезна?
  • Пользуются ли ваши потребители уже какими-то приложениями? Клиенты ваших конкурентов? Есть ли приложения, которыми пользуются и те, и другие? Будут ли готовы клиенты перейти от своих программ к аналоговым?
  • Сколько необходимо потратить денег на создание и продвижение вашего приложения для бизнеса?

Этап 2. Выработка согласованного решения. Важным шагом на начальном этапе становится подготовка технического задания. Если у заказчика нет готового ТЗ, то исполнитель может предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу. Следующим шагом будет прототипирование и составление профилей пользователей для оценки готового продукта. После того как подготовлено ТЗ, задачи согласованы с дизайнером и проведена оценка рентабельности, можно приступать собственно к самому процессу разработки бизнес-приложения.

Этап 3. Предварительная оценка стоимости разработки. На этом этапе происходит оценка того, как долго будет идти работа над приложением, к каким специалистам необходимо обратиться.

Итоговая цена не обязательно будет совпадать с предварительными расчетами. В конечном итоге стоимость приложения может оказаться как больше, так и меньше того, что предполагалось. Техническое задание способно помочь определить сумму для разработки бизнес-приложения наиболее точно.

После всех предварительных действий процесс создания программы берет под свой контроль ответственный специалист, который следит за ходом работы и отвечает на все вопросы.

Этап 4. Проектирование прототипа. Для демонстрации работы программы необходим прототип, или, по-другому, модель приложения. Она может быть статичной или интерактивной: с активными кнопками и возможностями переходов. Это работа аналитика. Его задача - продумать логику функционирования программы и роль пользователя в ней (user story). Маркетинговый отдел поможет внести коррективы в идею в соответствии с особенностями целевой аудитории и задачами, которые будут решаться при помощи мобильного приложения.

По окончании своей работы аналитик обсуждает с заказчиком модели, корректирует некоторые моменты и передает эстафету дизайнеру. В задачи последнего входит выбор стиля и оформления для приложения.

Этап 5. Разработка первого релиза продукта. В соответствии с техническим заданием разработчики выпускают пилотный проект мобильного приложения для бизнеса. Если он сложный, то лучше всего создать сначала вариант MVP - минимальную жизнеспособную версию программы , которая позволит понять, как клиенты будут реагировать на ваш продукт. Аналитик поможет разобраться с необходимым набором функций для приложения. При необходимости можно создать управляющий сервер и API-сервис для передачи данных между сервером и программой.

Этап 6. Тестирование. Тестирование приложения для бизнеса - это необходимый шаг в процессе создания качественного продукта. Его можно выполнить на симуляторах и на реальных устройствах. Главная цель этого этапа: удостовериться в том, что работа приложения с аппаратной и программной платформой будет соответствовать запланированной модели.

Этап 7. Публикация. Новое приложение публикуется, как правило, в личном аккаунте заказчика сервисов Google Play Market и App Store. Для создания аккаунта в Google Play Market необходимо сделать регистрационный взнос в размере $25. В AppStore он будет стоить $99, и потребуется 2 недели для подтверждения регистрации. Кроме того, сбор для App Store является ежегодным.

Этап 8. Техническая поддержка. По желанию заказчика могут быть предоставлены дополнительный сервис: техподдержка приложения, выпуск новых версий для обновленных мобильных ОС, услуги по маркетингу и рекламе. Кроме этого, можно разместить приложения в App Store или Google Play на аккаунтах заказчика. Все это производится за отдельную плату.

  • Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Где лучше заказать разработку бизнес-приложения

Есть разные варианты того, куда можно обратиться, если вы хотите заказать разработку бизнес-приложения. Это может быть компания, специализирующаяся на таких услугах, или отдельный специалист-фрилансер, а также вы можете разработать программу самостоятельно. Что выбрать - зависит только от вас. Во всех перечисленных вариантах есть как и преимущества, так и недостатки.

Найти фрилансера для такой работы ничуть не труднее, чем специалиста для создания лэндинга. Важно, чтобы он умел программировать на коде платформы. Работая с фрилансером, вы сможете существенно сэкономить свои затраты (от 20 до 40 %). Но при этом высока вероятность того, что при выполнении заказа будут проблемы: фрилансеры не всегда четко соблюдают сроки и требования к работе.

Профильная компания справится с заказом на отлично, однако и стоить это будет немало. Доработка любого элемента или внесение малейших изменений также будут платными. А без них в этой деятельности не обойтись. В итоге за большие деньги вы получите качественные услуги.

Следует рассчитывать примерно на 10 тысяч долларов (по самым грубым подсчетам) за разработку полноценного бизнес-приложения. Заказчик оплачивает:

  • работу специалистов над техническим заданием. Обеим сторонам важно понять, для чего именно будет создаваться приложение;
  • внешний вид продукта;
  • программирование и создание рабочей модели приложения;
  • тестирование продукта. Работа по исправлению возможных ошибок.

Итоговая стоимость проекта будет определяться масштабами тех вопросов, которые должны быть решены при использовании программы.

Помимо всех названных вариантов, существует возможность разработки бизнес-приложения при помощи конструктора. Такой способ больше подойдет для простых программ с небольшим набором функций.

  1. Flipcat.net (русский).
  2. Mobiumapps.com (русский).
  3. Russia.ibuildapp.com (русский.
  4. Brightmobile.ru (русский).
  5. Goodbarber.com (английский).
  6. Appmakr.com (английский).
  7. Kickappbuilder.com (английский).

Все эти сервисы платные: английские - сложнее и дороже, русские - проще и дешевле. На каждом сайте можно найти возможность бесплатного тестового периода, поэтому можно опытным путем определить, какой из этих ресурсов подходит именно вам.

Что нужно учитывать, разрабатывая приложения для бизнеса

  1. Стоимость услуг по созданию мобильного приложения для бизнеса гораздо выше, чем по разработке веб-приложения или сайта. А окупаются, как правило, лучше сайты, чем мобильные программы.
  2. Мобильные приложения для бизнеса- это инвестиции с прицелом на будущее. Может показаться, что такие программы не играют сегодня решающей роли в плане конкуренции. Но имейте в виду, что рынок мобильных устройств очень быстро развивается и важно идти с ним в ногу, чтобы не терять лидерские позиции.
  3. Статистика показывает, что в среднем на каждое мобильное устройство приходится сегодня примерно 26 мобильных приложений, 10 из которых - это соцсети, мессенджеры, метео- и почтовые сервисы. Остальные места - для ваших программ или конкурентов в качестве игр и прочих сервисов. Как вы понимаете, приложения-визитки остаются без шансов.
  4. Мобильный телефон сегодня - это личное пространство пользователя. Точно так же, как люди не желают заполнять свои карманы мусором и бесполезными материалами, они не хотят загружать информационным балластом память своего телефона. Поэтому разрабатывайте качественный и полезный продукт для того, чтобы завоевать доверие ваших клиентов.

По итогам этих пунктов можем выстроить логическую цепочку: Клиенты любят бесплатные приложения → Предоставляемые безвозмездно программы будут окупаться за счет рекламы → Можно инвестировать в создание, развитие и продвижение полезных и бесплатных брендированных приложений для бизнеса, которые не будут содержать сторонней рекламы.

Например, компании по поставке питьевой воды можно заказать калькулятор для определения водного баланса в организме человека или фитнес-программу. Тот, кто занимается продажей детских товаров, может задуматься о создании продукта с полезной информацией для родителей или обучающими играми для детей.

Если говорить о показателях качества работы приложения для бизнеса, то это следующие моменты:

  • отсутствие сбоев;
  • количество дневной и месячной аудитории;
  • удержание (retention).

Последний пункт можно отнести к самым важным, поскольку он показывает, сколько клиентов готовы будут пользоваться приложением на регулярной основе. Нелегко добиться высокого уровня этого индекса. Как правило, около одной трети (26 %) людей не заинтересовываются приложением и удаляют его со своего мобильного устройства. Даже если половина пользователей продолжит работать с программой - это будет считаться хорошим результатом.

Как продвигать мобильное приложение для бизнеса

Метод 1. Оптимизация по требованию маркета.

Под оптимизацией понимается эксклюзивное название приложения и наличие ключевых слов в его описании. Кроме того, для попадания в топ важно количество скачиваний и место в рейтинге клиентов. Не забывайте своевременно обновлять приложение для бизнеса: устаревшие версии удаляются как из поиска, так и из каталогов.

  • интегрируйте рекламу в популярные программы;
  • разбейте целевую аудиторию на категории по интересам, выбрав самые известные и востребованные приложения;
  • установите на них свои баннеры.

С этими задачами вам поможет справиться Google AdWords.

Метод 3. Контент-маркетинг. Расскажите о себе миру. Выясните, на каких ресурсах больше всего времени проводят ваши клиенты, и размещайте там свои гостевые посты с информацией о плюсах и особенностях вашего приложения. Для этого вам нужно:

  • выкладывать видео,
  • создавать аудио-подкасты,
  • снимать видео для особых целей,
  • проявлять активность в соцсетях.

Старайтесь пользоваться контент-маркетингом продуманно и комплексно, применяя различные возможности, которые в нем есть: гостевые посты, SMM, видео-маркетинг и др.

Метод 4. Работа с лидерами мнений. Лидеры мнений могут стать большими помощниками в продвижении вашего продукта. У любой аудитории есть несколько людей, к точке зрения и оценочным суждениям которых прислушивается большинство. В этом случае вам важно добиться высокой оценки вашего приложения от лидеров мнений, и тогда естественным образом, благодаря их рассказам и впечатлениям, очень быстро о вашем продукте узнают многие другие.

Метод 5. Промо-сайт. Официальное представительство в сети (будь то самостоятельный промо-сайт или же отдельная страница внутри основного ресурса компании) окажется очень большим подспорьем в продвижении вашего мобильного приложения для бизнеса. На эффективность повлияет вид программы: стартап или информационный элемент крупной компании.

Благодаря промо-сайту у вас появятся новые возможности для продвижения мобильного приложения. Например:

  • визуализации особенностей приложения;
  • создание инструкций по использованию мобильных программ;
  • контекстная реклама; таргетинг в социальных сетях;
  • WOW-эффект.

Сегодня нет недостатка в способах продвижения мобильных приложений для бизнеса, очень важно грамотно использовать их.

Как развивать бизнес через внутренние мобильные приложения: 3 успешных примера

Пример 1. Розничная торговля.

Сетевые продуктовые магазины «Вкусвилл» разработали мобильное базе и «1С:Предприятие» и внедрили в автоматизированную систему. Пилотный вариант программы создавался в течение 2,5 месяцев, ровно столько же ушло и на доведение рабочей версии.

Приложение используется в магазинах для того, чтобы отправлять отчеты. К примеру, в ситуации каких-то неполадок работник торговой точки делает фотоснимок поломки и отправляет его в главный офис.

Благодаря наличию изображения любые объяснения становятся излишними. Также программа позволяет проводить контроль над качеством продукции, возвратами, списаниями и др. При помощи сканера мобильного приложения, установленного на складе приемки товара, информация отправляется напрямую в базу данных.

Владелец сети утверждает, что благодаря использованию данного продукта экономятся миллионы рублей в месяц. На разработке программы также удалось сэкономить за счет того, что она создана на базе 1С. В другой специализированной фирме приложение стоило бы намного дороже.

Пример 2. Производство.

Завод «АтомЭнергоМаш технологии» установил приложение на базе iOS и «1С:Управление производственным предприятием», которым пользуются около 100 человек, работающих в цехах. Компания производит среди прочей продукции комплектующие для атомных реакторов. Это огромные изделия, напоминающие своими габаритами очень большой грузовик. Процесс изготовления полностью автоматизирован, но по причинам безопасности работники не могут пользоваться компьютерами непосредственно в цехах. Выходом стало мобильное приложение для бизнеса. Оно способно находить комплектующие по штрихкоду, сканировать, открывать доступ к технологическим картам. Используя эту программу, работники получают задания и отчитываются об их выполнении.

Пример 3. Оптовая торговля.

Компания по реализации медтехники «СиЭс Медика Поволжье» применяет в своей работе мобильное приложение на базе «1С:Управление торговлей 8» и «1С:Бухгалтерия предприятия 8». В частности, этой программой активно пользуются торговые представители нескольких подразделений фирмы. Приложение осуществляет различные функции: резервирование продукции на складе, прием и регистрацию заказов, заполнение авансовых отчетов. Внедрение программного продукта позволило торговым представителям проводить на 20 % больше встреч с клиентами.

Еще один пример успешного внедрения мобильного приложения для внутренней работы бизнеса

Алексей Светищев , руководитель дирекции информационных технологий компании «Велобайк», Москва

Работа нашей компании нацелена на то, чтобы на станциях всегда были в наличии велосипеды и свободные места. Больше велосипедов - больше клиентов, больше станций и свободных мест на них - больше довольных потребителей, которым не нужно наматывать лишние километры в поиске станции со свободным местом.

Для того чтобы решить свои главные задачи, нам потребовалось провести работу по улучшению логистики велосипедов и выявить оптимальное соотношение количества велосипедов и свободных мест на станциях. Нам удалось справиться с этим с помощью водителей-экспедиторов. Они пользуются мобильным приложением для бизнеса с 2016 года, что позволяет экономить временной ресурс и улучшает качество работы парка. Поделюсь с вами подробнее информацией о нашем приложении и особенностях его функционирования.

За каждым водителем закреплен определенный городской сектор. В его задачи входит объехать велостанции внутри этой зоны, осмотреть и оценить визуально велосипеды, привести в порядок, отмыть грязь или надписи. Те велосипеды, которые повреждены, отправить в ремонт. Водитель также может перемещать по мере необходимости велосипеды с одной станции на другую. Каждая из перечисленных операций должна отражаться в отчете водителя.

До установки приложения на базе «1С:Предприятие 8» мы пользовались таблицей Excel и программой учета. Но предыдущие способы отчетности не устраивали нас прежде всего потому, что не справлялись с большими объемами информации. Мобильное приложение на базе «Андроид» было установлено на специальные терминалы сбора данных, которые по габаритам и набору функций очень похожи на смартфон. Устройство оборудовано сканером для чтения штрихкодов и встроенной функцией навигатора. Стоимость одного такого терминала составляет около 35 000 рублей.

Перед тем как приступить к своим обязанностям, водитель получает у диспетчера терминал, заходит в приложение и авторизируется. Находясь на станции, он выбирает в программе операцию, которую будет выполнять.

Если это стандартная операция типа «привести велосипед в порядок», то водитель просто выбирает ее среди перечисленных в приложении. Для неординарных задач (например, «достать утонувший велосипед», «найти велосипед, брошенный в городе» и т. д.) есть специальный раздел «вне станции».

К примеру, водитель работает с операцией «перемещение»: забирает велосипед с одной станции и перевозит на другую. После выбора задачи в приложении он сканирует штрихкоды тех велосипедов, которые будет перемещать. Уже по прибытии на нужную станцию он отмечает операцию «выставил» и снова отражает при помощи сканирования штрихкоды велосипедов. Таким образом в базе данных сохраняется информация о местоположении конкретных велосипедов.

Обновления базы данных происходят каждые пять минут. Процесс этот протекает безошибочно, быстро и удобно.

Абсолютно каждый велосипед, станция и автомобиль оснащены штрихкодами. Они нужны нам были еще для работы предыдущих терминалов - аналогов нынешних. Их мы применяли только на складе для учета поступивших или выданных велосипедов.

Влияние приложения на качество работы бизнеса отразилось в следующих результатах.

1. Выросла скорость принятия решений. Информация с терминалов передается в базу данных, которой пользуется диспетчер. Кроме того, есть две карты, отражающие количество всех велосипедов и местоположение водителей. До недавнего времени два раза в день происходило поступление информации, сейчас всё осу


Перед вами - набор типичных этапов в создании мобильного приложения с нуля, которые студия Componentix практикует к своей деятельности.

Бизнес-анализ целевого рынка

На этом этапе заказчику стоит определиться, зачем он планирует использовать приложение, какова итоговая цель разработки мобильного инструмента коммуникации с аудиторией. Вот перечень ориентировочных вопросов, на которые стоит найти ответы, прежде чем формулировать ТЗ и заказывать разработку приложения:

  • Каких целей вы планируете достичь посредством создания и релиза собственного мобильного приложения?
  • Планируются ли продажи / конверсия переходов в продажу товаров и услуг в рамках приложения?
  • Кто ваша целевая аудитория и за счет кого она может пополниться?
  • Насколько высока конкуренция в сфере, в которой вы планируете работать (в том числе - с приложением)?
  • Какими приложениями пользуется ваша аудитория и аудитория ваших конкурентов, пересекаются ли они между собой? Готовы ли они пользоваться вашим приложением вместо приложений-аналогов?
  • Каков бюджет на разработку и продвижение полученного приложения?
Выработка согласованного решения

Перед началом разработки необходимо получить от заказчика техническое задание (ТЗ) или предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу.

После получения заполненного брифа и / или ТЗ можно приступать к прототипированию и составлению пользовательских профилей для оценки возможностей итогового продукта.

На основе видения дизайнера, бизнес-оценки и согласования подробностей ТЗ можно запускать процесс разработки.

Прототипирование

Прототипы разрабатываются дизайнером и мгут быть как статическими, так и интерактивными. Для этого можно воспользоваться одним или несколькими инструментами для прототипирования, о которых мы рассказывали ранее .

Статические прототипы и интерактивные макеты должны составляться с учетом технической и программной базы, которую планируется использовать для создания приложения.

Написание кода и внедрение технологий

С готовым дизайном приложение переходит к разработчикам: им предстоит на основе языков программирования, фреймворков и различных технологий создать мобильное приложение в соответствии с ТЗ, брифом и утвержденным прототипом.

Тестирование

На различных этапах разработки приложения обязательным является внутреннее тестирование приложения как на симуляторах, так и на реальных устройствах. Цель тестирования - убедиться, что взаимодействие приложения с аппаратной и программной платформой смартфонов и планшетов будет именно таким, как предполагалось на этапе прототипирования.

Создание предрелизной версии

В результате серии тестов и доработок приложения должна быть получена рабочая версия приложения. Именно эту версию и предстоит добавить в магазин приложений: Apple App Store, Google Play, магазин приложений Windows Phone (в зависимости от того, для какой платформы ведется разработка) или любой аналогичный сервис для дистрибуции приложений.

Добавление приложения в магазин

Финальный этап работы студии - добавление приложения на ревью в один из указанных выше магазинов приложений (в случае Componentix речь идет об App Store или о Google Play).

Необязательный этап: дальнейшая техническая поддержка и маркетинговое продвижение приложения

Поскольку эти услуги предоставляются отдельно от основного пакета услуг, то и оплачиваются отдельно. Помимо маркетинга и техподдержки возможно также размещение приложения в App Store или Google Play от имени заказчика (услуга White Label), обеспечение серверной поддержки для приложения.

Если вы готовы заказать пакет основных и / или дополнительных услуг по разработке нативного приложения - пишите: мы обсудим с вами сроки, стоимость, поможем составить ТЗ и заполнить бриф . И уже спустя месяц-другой у вас появится собственное мобильное приложение для iPhone, iPad или Android-смартфонов и планшетов.

Mobile-developer – IT-специалист, специализирующийся на создании программ для планшетов и смартфонов на iOS и Android. Так как мобильные приложения создаются путем программирования, mobile developer – это прежде всего программист, работающий в зависимости от платформы разработки с языками Java, Objective-C или Swift.

Какие перспективы у разработчика мобильных приложений?

Согласно исследованию портала Statista, в 2014 году в мире насчитывалось 1,57 млрд активных пользователей смартфонов, а на конец 2017 их количество достигло 2,32 млрд, увеличившись за этот период на 48%. Темпы прироста мобильных пользователей увеличиваются с каждым годом, одновременно увеличивается количество создаваемых приложений. Чтобы охватить растущую аудиторию, на рынке ощущается дефицит квалифицированных разработчиков.

Рынок разработки для мобильных устройств – золотая жила для многих сфер бизнеса. Тренды последних лет демонстрируют не только увеличение количества скачанных продуктов, но и рост продаж внутри приложений. Так, валовый доход компаний по разработке мобильных приложений ежегодно растет в среднем на 20%, и к 2020 году превысит 100 млрд долларов (данные App Annie).

Масштабность рынка мобильных продуктов гарантирует высококвалифицированным разработчикам занятость и топовые позиции в рейтингах заработной платы.

В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы данной профессии, качества и навыки, необходимых специалисту этой сферы IT, а также полезные советы для начинающих программистов.

Особенности профессии

Mobile developer специализируется на разработке программных продуктов для мобильных устройств.

Мобильные приложения бывают различных типов в зависимости от тематики и выполняемых функций. Есть развлекательные приложения (для изучения языков, чтения книг, путешествий, спорта), приложения для покупок (сегмент e-commerce) и отдельная категория – мобильные игры. Мобильные программы также классифицируются в зависимости от того, для какой платформы они предназначены (Android, iOS, Windows Phone или кроссплатформенные утилиты).

Профессия разработчика довольно новая, особенно на территории России и СНГ, поэтому пока не выработаны конкретные требования к этой категории специалистов. Согласно анализу вакансий многий IT-студий, от разработчика требуется разбираться как в программировании, причем и frontend и backend, так и в дизайне пользовательских интерфейсов и верстке.

Плюсы и минусы профессии

Среди плюсов профессии разработчика мобильных приложений выделим следующие:

  • Достойный уровень оплаты труда. На рынке наблюдается дефицит квалифицированных разработчиков, что сказывается на уровне заработной платы. Сегодня mobile-developer в Москве и Санкт-Петербурге зарабатывает на треть больше, чем, например, php-программист. Средняя зарплата разработчиков мобильных приложений в Москве составляет от 60 до 250 тыс. рублей, в среднем по России – от 40 до 150 тыс. рублей.
  • Интересная и увлекательная профессия. Технологии стремительно устаревают, поэтому чтобы оставаться на вершине мастерства, программисту необходимо совершенствоваться, быть в курсе новинок IT-индустрии, постоянно пополнять багаж знаний и умений. Постоянный поиск информации на форумах и специализированных площадках, анализ больших массивов информации держит мозг в тонусе.
  • Перспективы карьерного роста. Для хорошего Java-разработчика программы– не конечная цель. Он может успешно развиваться, осваивая технологии искусственного интеллекта и интернета вещей (internet-of-things).

К недостаткам профессии можно отнести, требовательность заказчиков и все те же большие объемы информации и постоянный поиск, который не дает расслабиться ни на минуту. Так, что если вы не любите читать, много читать и анализировать прочитанное, то вам вообще не стоит заниматься разработкой программ.

Необходимые навыки и личные качества

Для того чтобы разрабатывать серьезные продукты, необходимо:

  • Знание ООП (Java, Objective-C, Swift);
  • Знание Java Script, HTML, SCC;
  • Опыт работы с шаблонами проектирования (design patterns);
  • Знание SQL и сетевых протоколов.

Чтобы и дальше прогрессировать в сегменте мобильной разработки, придется углубиться в Computer Science, алгоритмы, структуры данных. Профессиональный разработчик также должен понимать философию пользовательского интерфейса и пользовательского опыта (UI/UX), чтобы не просто писать программы, а делать полезные и удобные в использовании продукты.

Личные качества

  • Настойчивость и упорство;
  • Любознательность;
  • Стрессоустойчивость;
  • Многозадачность;
  • Нацеленность на результат.

С чего начать знакомство с разработкой мобильных приложений?

Новичку советуем начать с основ объектно-ориентированного программирования (ООП). В сети выложено множество обучающих материалов и видео-туториалов по этой тематике. Исследование ООП лучше проводить на примере конкретного языка, Java или Objective-C. Мы рекомендуем Java, так как это не только язык android-программирования, но одна из основных платформ для создания программного обеспечения.

После того как вы ознакомитесь с основами программирования на Java, уделите время практике. Пробуйте программировать на новом языке, создавая программы разного уровня сложности. Как только вы почувствуете, что стали с Java на ты, переходите к следующему этапу – изучению особенностей разработки для мобильных платформ Android или iOS.

В сети можно найти множество курсов по основам созданию программ для iOS и Android. Рекомендуем следующие из них:

  • Курс мобильной разработки Стэнфордского университета;
  • Курс разработки для iOS на языке Swift Торонтского университета;
  • Курс по андроид-разработке Московского института физики и технологии (MIPT).

О том, что представляет собой процесс андроид-разработки, читайте в нашей статье:

Большой помощью для начинающих разработчиков могут стать сайты конструкторы приложений. Эти бесплатные и условно бесплатные сервисы помогут вам создать мобильное приложение , используя определенный набор шаблонов. Некоторые из таких платформ открывают пользователю исходный код и документацию программы, что позволяет изучать проекта изнутри и вносить необходимые изменения в код.

В 2008 году в руках Максима Волошина оказался первый iPhone. Новый продукт Apple так понравился, что вместе с коллегами Максим решил заняться разработкой приложений для Apple App Store. За первые три месяца мобильный IQ Test принёс разработчикам 4 тысячи долларов. Дальше было несколько игр. Но когда на рынок приложений вышли крупные игровые компании, продажи у стартапа упали. Тогда Redmadrobot решил создавать мобильные приложения на заказ. Сегодня среди клиентов компании - издательские дома, сотовые операторы и банки. В этом году выручка должна составить 90 миллионов рублей.

Redmadrobot

сфера деятельности: разработка мобильных приложений

Дата создания: ноябрь 2008 г.

Деньги на старт: 50 тысяч рублей


Идея бизнеса

Максим Волошин

основатель компании Redmadrobot

Когда мне было 18 лет, по вечерам я учился на инженера в МИРЭА, а днём работал курьером в дизайн-студии. Я был инициативным, поэтому скоро стал помощником менеджера, потом менеджером, к 25 годам - директором по проектам. Мы разрабатывали фирменный стиль, логотипы, брендбуки и прочее.

В студии я познакомился со специалистом по веб-интерфейсам Александром Алёхиным и менеджером проектов Николаем Сатункиным, с ними мы позже запустили Redmadrobot.

В 2008 вышел первый iPhone, мы тут же заказали из Америки три штуки. Через пару месяцев заработал App Store. Он был почти пустой, и мы подумали, почему бы нам не сделать пару приложений для iPhone.

Успех и разочарование

Самое простое, что можно было придумать, - это мобильный IQ Test. Здесь ничего не нужно было изобретать: готовый алгоритм, лёгкий интерфейс. Мы нашли программиста, купили ему белый MacBook за 30 тысяч рублей (без MacBook невозможно написать код под iOS) и заплатили 20 тысяч рублей за разработку. Это и был наш стартовый капитал.

Зарегистрировать аккаунт в App Store оказалось легко, оформить документы на получение денег от скачиваний - сложнее. Организационно-юридические вопросы заняли три месяца. Мы продавали приложение за 1,99 доллара, из них Apple получал 30 %, минус налог, остальное - нам. За три месяца приложение скачало около 3 тысяч человек.

До сих пор помню тот момент, когда получил длинное SMS на английском. Я ехал за рулём по городу и не сразу разобрал, в чём там дело. Оказалось, мне на счёт пришли 4 тысячи долларов от установок нашего приложения.

В тот момент нам стало ясно, что на приложениях можно зарабатывать. Мы выпустили несколько аркадных и квестовых игр и придумали Redmadrobot. Слово «робот» нам очень нравилось, «Red» - любимый цвет, «Mad» - отказ от стереотипов. От продажи наших приложений начали капать деньги, и мы ушли из студии. Но через пару месяцев в App Store ринулись крупные игровые компании, которые вкладывали в разработку своих продуктов по 500 тысяч долларов. Стало понятно, что бизнес на игровых приложениях мы не построим.




Проблемы роста

К 2011-му медиахолдинги, банки и сотовые операторы разом решили, что им нужно мобильное приложение. Каждый торопился обойти конкурентов. Одни что-то делали своими силами, другие обращались в конторы, которые обещали сделать быстро и дёшево. И так и этак получалось плохо. Тогда они стали искать аутсорс-компании, у которых есть штат сотрудников и хоть какое-то портфолио, и часто находили Redmadrobot.

На нас обрушился десяток заказов. Сначала мы обрадовались, но быстро поняли, что не справляемся. Нашего опыта и команды не хватало. Большие клиенты предполагали совершенно другой уровень разработки, которому мы не очень-то соответствовали (в тот момент ему никто на рынке не соответствовал). Например, только для правильного тестирования приложений нужно было увеличить команду на треть, чего мы с ходу не могли себе позволить.

Дедлайны летели, приложения «падали», заказчики негодовали. Ситуация была критической. Нам срочно были нужны программисты, дизайнеры, инженеры-тестировщики, бизнес-аналитики, менеджеры высокого уровня.

До этого часть работы мы отдавали на субподряд, с приходом больших компаний стало ясно, что это ошибка: субподрядчиков без сильной внутренней экспертизы невозможно контролировать ни по срокам, ни по качеству. Мы отказались от такой схемы и оперативно наняли мощный костяк команды - топ-менеджеров с опытом работы в крупных IT-компаниях, которые нарастили штат и выстроили наши производственные процессы. И мы стали работать быстрее и качественнее, но возникла новая проблема - угроза кассового разрыва.

Большие компании-клиенты работают без предоплаты. По сути, мы должны были бесплатно кредитовать проекты для этих монстров рынка. Все деньги, которые мы зарабатывали на небольших заказах, тут же уходили на покрытие зарплатных дыр в больших проектах. Компания была на грани выживания. Но другого варианта не было: мы понимали, что, если не ввяжемся в большую игру, сами не прокачаемся.




Рынок и конкуренция

Выйти на рынок мобильных приложений сегодня просто. Инструменты по основам iOS- и Android-разработки бесплатны: онлайн-курсы, книги, форумы. По нашим оценкам, на рынке уже пара сотен небольших компаний, которые варятся в одном «супе» - выполняют небольшие разовые заказы на разработку корпоративных и промоприложений. Конкуренция среди этих компаний очень большая.

Отдельная история - это профессиональная промышленная разработка мобильных бизнес-приложений. Я имею в виду долгосрочные проекты с миллионами пользователей в разных регионах. Здесь нужны эксперты в области кодинга и юзабилити, а ещё инфраструктура, способная проводить сложную интеграцию со всеми системами компании-клиента, осуществлять техническую поддержку и развитие мобильного продукта.

На российском рынке есть три-четыре компании, которые могут взяться за такие проекты, в том числе Redmadrobot, и на этом рынке нет серьёзной конкуренции. Клиентов хватает на нас всех. Например, сейчас все 60 наших сотрудников плотно заняты, и, если завтра придёт новый клиент, нам надо будет изыскивать под него ресурсы. Среди клиентов - «Билайн», группа «Лайф», издательский дом «Коммерсант» и другие.

Конечно, те компании, которые сейчас варятся в общем «супе», понимают, что им нужно выйти на новый уровень. Но не думаю, что они разом прокачаются и начнут с нами конкурировать.

Планы

К концу этого года наша выручка составит 90–100 миллионов рублей. К концу следующего года планируем выйти на 150–170 миллионов рублей. Конечно, из нашей компании можно вырастить фабрику со штатом в тысячу человек. При этом велики риски потерять в качестве. Найти на рынке труда даже 50 профессионалов нужного нам уровня - сложная задача. Мы лучше будем вести 10–15 клиентов в год и делать для них действительно крутые продукты командой в 100–150 человек.

Наша глобальная цель - увеличить стоимость компании, сохранив существующий штат сотрудников. Это станет возможно, если мы будем получать прибыль не только с разработки мобильных приложений, но и c продажи собственных продуктов.

Так, мы уже запустили электронную библиотеку «Бизнес.Книги» для мобильных платформ - совместный с «Альпина Паблишер» проект окупился за восемь месяцев. Это читалка в открытом доступе и корпоративное решение. На заказ мы создаём брендированные приложения с нужным компаниям набором книг. У нас более 50 контрактов с ведущими фармкомпаниями, ретейлерами, банками, перевозчиками, телеком-операторами.

За счёт подобных проектов за следующие пять лет мы хотим получить капитал, который сможем вложить в том числе в образовательные и научные проекты.

ФОТОГРАФИИ: Антон Беркасов

Чтобы оценить рынок, нужно в первую очередь определиться с объемом планируемых вложений и с той нишей, которая наиболее интересна для вас.

Очень желательно, чтобы этот интерес был подкреплен какими-то теоретическими, а ещё лучше практическими знаниями о процессе разработки, имеющихся средствах и методологиях. Проанализировать спрос и уровень конкуренции в выбранной нише можно на основе данных, предоставляемых рейтинговыми агентствами. Практически в каждом сегменте, даже таком узкоспециализированном, как разработка интернет-магазинов, существуют достаточно подробные рейтинги, сравнивающие компании-флагманы по обороту, среднему чеку, количеству проектов и прочим параметрам, дающим достаточно явную картину.

Конкуренция

Наша ниша высококонкурентна только на первый взгляд. На самом деле, это такой же уровень конкуренции, как между BMW и АвтоВАЗ - сегментация в первую очередь определяется ценой на услуги и классом клиентов. Не секрет, что разброс цен на ту же разработку сайтов может быть от 5 тыс. до 5 млн рублей. Всё зависит от того, что требуется сделать, какой уровень качества обеспечить, какие инструменты использовать, насколько громкое имя у IT-компании, насколько известные клиенты в её портфолио присутствуют.

В итоге, если вы работаете в ценовом диапазоне 5 - 25 тыс. рублей, компании с проектами от 1 млн рублей явно не будут являться вашими конкурентами, и наоборот.

Чтобы обойти конкурентов, нужно сначала определить, в каком ценовом сегменте вы будете оказывать услуги. Затем стоит проанализировать прямых конкурентов из этого же ценового сегмента, оказывающих те же самые услуги: посмотреть, какие инструменты разработки они предлагают, какой дополнительный сервис закладывают в стоимость разработки, с какими клиентами и проектами работают.

При этом достаточно важно объективно оценивать и свои собственные силы - сумеете ли вы обеспечить качество не хуже? Сможете ли предложить аналогичные услуги по той же цене? Далее важно выделить ваше уникальное преимущество по сравнению с конкурентами: чем вы лучше? Почему клиенты должны будут работать именно с вами?

Если такое преимущество у вас сформулировано на интуитивном уровне, без внешних подтверждений, лучше его заранее проверить: провести опрос друзей, знакомых, случайных собеседников. Узнайте, будет ли им действительно важно такое преимущество, или ваша гипотеза несостоятельна. Выборка должна быть достаточно большой, чтобы дать максимально точное представление.

Как определиться с набором услуг, которые будет оказывать компания?

Это зависит в первую очередь от вашего уровня знаний о сфере и технологиях, а также от уровня первоначальных вложений. Например, средняя зарплата опытного программиста на Symfony - 80-100 тыс. рублей, т.е. 3 месяца его работы компании обойдутся уже в 240-300 тыс. рублей. При этом проекты такого уровня, как правило, сложные, дорогостоящие и требуют в штате не только программиста, а полноценной команды: дизайнера, тестировщика, менеджера проекта, аналитика и т.д. Крайне желательно, чтобы хотя бы одна из ключевых компетенций имелась у владельца компании, иначе контролировать процессы будет затруднительно.

Наиболее распространенная ситуация на рынке, когда опытный разработчик открывает собственную компанию, и это правильно. У него уже есть понимание, какие подводные камни его ждут, с каким сложностями компания может столкнуться, как правильно выстроить процессы.

Важно помнить: дополнительные услуги - это хорошо, но только тогда, когда они не отвлекают на себя большую часть ресурсов компании.

Иногда занять узкую нишу оказывается более выгодно, чем предлагать клиентам максимально широкий спектр услуг.

Кто основная целевая аудитория?

Если говорить в целом про рынок IT-услуг, то целевая аудитория - это практически любой бизнес, без ограничений. А вот чтобы определить целевую аудиторию вашей компании, нужно составить максимально точный портрет клиента:

  • сколько денег клиент готов потратить на ваши услуги;
  • какая основная услуга ему нужна;
  • какие дополнительные услуги ему могут потребоваться;
  • если у вас есть региональная привязка, из целевой аудитории с большой вероятностью отсеется большинство компаний из другого региона;
  • в какой сфере работает ваш клиент (часто клиенты выбирают разработчика, у которого есть в портфолио проекты, сделанные для той же отрасли);
  • кто принимает решение в компании клиента (если вы работаете в основном с малым бизнесом, это, как правило, собственники; если работаете с предприятиями - это руководители среднего звена, и у них совсем другой уровень мотивации на то, чтобы начать разработку и быстро закончить проект);
  • есть ли требования по используемым в разработке инструментам (некоторые клиенты в качестве основного требования указывают, на чем должна быть выполнена разработка, например, какой язык программирования должен быть использован, какой графический редактор, какая CMS).

Новичкам стоит помнить, что выйти на крупных заказчиков без предварительной подготовки - очень сложная задача. Нашей целевой аудиторией сразу стал средний бизнес, которому нужно какое-то нестандартное решение по автоматизации процессов.

Ключевое отличие компаний, работающих в более высоком ценовом сегменте, в том, что клиенты остаются с ними на долгий срок.

Всё дело в том, что в этом сегменте продукты сложны, они требуют сопровождения. Более того, они опираются на бизнес-процессы, а это гибкая вещь, и с течением времени она меняется. Поэтому продукт обычно эволюционирует вместе с компанией.

Объем инвестиций

Чтобы оптимизировать расходы на офис, можно снять его в не самом проходном месте, т.к. его месторасположение не очень важно - клиенты приезжают сами крайне редко. А можно поступить радикально и отказаться от офиса вовсе, переведя сотрудников на удалённую работу.

Но такой вариант подойдет далеко не всем. Мы решились на этот шаг только на 100% убедившись, что все наши клиенты предпочитают встречи у них в офисе или в кафе, а также поняв, что все наши сотрудники работают в штате компании бессменно уже больше 2х лет и вполне способны ответственно выполнять свою работу без привязки к офисному стулу.

Экономить на зарплатах, если вы хотите обеспечивать высокое качество проектов, не стоит однозначно. Но снизить издержки можно, если сотрудников на дополнительные услуги привлекать попроектно, оплачивая им только те работы, которые по факту были сделаны, а для оценки труда штатных сотрудников использовать KPI. Все наши работники так или иначе привязаны к прибыли компании.

Отсутствие офиса и использование части сотрудников попроектно позволили нам и расходы на оборудование свести к минимуму - большая часть сотрудников использует собственные компьютеры, а мы несём расходы только на их амортизацию.

Пошаговая инструкция

Определившись с нишей, изучив конкурентов, набрав первых клиентов и арендовав помещение, уже можно приступать к следующему этапу открытия - закупке оборудования. Обязательное оборудование, без которого мы не представляем себе работу:

  • Собственный сервер компании (в том числе для демонстрации работ клиентам и работы системы управления проектами);
  • Виртуальная АТС;
  • Ноутбуки или стационарные компьютеры сотрудников, имеющие достаточную мощность для выполняемого вида работ;
  • Оргтехника.

Найти поставщиков было достаточно легко, поскольку многие из них отсеялись ещё на стадии первого запроса - долго не отвечали, долго выставляли счет, не могли грамотно ответить на наши вопросы. В итоге те поставщики оборудования и услуг, с которыми мы постоянно работаем, не меняются годами.

Например, собственный сервер компании мы обслуживаем в дата-центре провайдера, которого не меняли уже 4 года. Цены у него не самые низкие, зато скорость реагирования на наши запросы - не больше 10 минут.

Таким образом, основными критериями выбора поставщиков для нас являются:

  • Скорость реагирования на наш запрос (особенно, если это постоянные услуги);
  • Качество оборудования;
  • Стоимость оборудования.

Конечно, никакое оборудование не будет работать без специалистов. Для IT-компании они - фундамент успеха. Количество сотрудников фирмы зависит от того, какие услуги являются ключевыми и какое количество проектов выполняется одновременно. Например, мы - технологическая компания, и это значит, что программисты должны иметь высокий уровень подготовки, при этом в штате их должно быть не меньше двух, а лучше 3-4, чтобы обеспечивать взаимозаменяемость и скорость выполнения проектов. А вот дизайнера достаточно только одного.

На данный момент наш штат состоит из:

  • Менеджера по продажам;
  • Менеджера проектов;
  • Технического писателя;
  • Дизайнера;
  • Трёх программистов;
  • Тестировщика;
  • Копирайтера и контент-менеджера.

В зависимости от направленности проектов соотношение дизайнеров и программистов в компании может меняться, а часть сотрудников может совмещать в себе несколько должностей.

Часто встречается ситуация, когда менеджер проектов выполняет также функции технического писателя и тестировщика. А HTML-верстка может выполняться, в зависимости от компании и её бизнес-процессов, дизайнером, программистом или отдельным сотрудником.

С высококвалифицированными сотрудниками на рынке труда большая проблема.

Таких сотрудников найти «с улицы» очень сложно, и процесс их вливания в коллектив достаточно болезненный. Нужно всегда держать в голове, что независимо от уровня квалификации новенького, полноценно в рабочий процесс он вольётся только через 1-2 месяца после начала работы. При найме таких сотрудников они проходят несколько стадий отбора. В начале мы смотрим резюме и изучаем портфолио, затем даём тестовое задание. По результатам тестового задания соискатель проходит собеседование ведущим программистом, а после него - собеседование с директором.

Итоговое решение о приёме на работу принимается по совокупности результатов каждого из этих шагов, при этом преимущество отдается мнению ведущего разработчика, поскольку именно с ним новый сотрудник будет взаимодействовать в первую очередь.

Низкоквалифицированных сотрудников найти намного проще. С ними мы обычно работаем на одном-двух тестовых проектах и только после этого принимаем в штат. Процесс отбора в этом случае отличается от первого варианта. На первом этапе мы также смотрим резюме и портфолио, если оно есть, после этого менеджер проекта проводит собеседование и принимает решение о сотрудничестве. Если сотрудничество прошло успешно, сотрудник остаётся в штате либо заносится в базу удалённых сотрудников и привлекается в дальнейшем на проекты по мере необходимости.

Время работы IT-компании определяется в зависимости от того, какое время работы у основных клиентов.

Основная масса наших заказчиков находится в Москве, поэтому рабочий день у нас с 10.00 до 19.00 по московскому времени, независимо от того, где находятся наши сотрудники. Часть сотрудников может варьировать свой график работы, соблюдая правило - не меньше 8 часов в день, а часть сотрудников такой привилегии лишена. Если клиенты работают с 10 до 19, менеджеры по продажам и менеджеры проектов должны быть обязательно на связи в это же время.

Время выполнения одного заказа варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от сложности, срочности и объёмности задачи. При этом нужно понимать, что ни один человек не сможет работать 24 часа в сутки, как бы этого ни хотелось директору компании или клиентам. Для того, чтобы избежать срыва сроков, пересечения задач и постоянного переключения сотрудников с одной задачи на другую, мы используем систему планирования. Благодаря этому каждый сотрудник точно знает, что он будет делать завтра, имеет достаточно чёткий план работ на ближайшую неделю и примерный план работ на месяц.

Все поступающие от клиентов задачи формулируются в системе, назначаются специалисту и планируются по дате и времени выполнения. Исключение составляют только очень срочные задачи:

если у клиента в запущенном проекте что-то сломалось, это очень веская причина для того, чтобы отложить все остальные задачи, и бросить ресурсы на исправление проблемы.

Наша практика показала, что местоположение офиса для клиентов не имеет значения, им гораздо удобнее встречаться на своей территории. Наличие офиса в центре может подтвердить высокий статус компании, но нести из-за этого огромные затраты однозначно не стоит. Поэтому при выборе офиса можно учитывать только то, насколько удобно будет до него добираться сотрудникам, и вполне допускать размещение на окраине, но в транспортной доступности.

Если сотрудники работают в офисе, желательно также учитывать, насколько удобно им будет ходить на обед - есть ли поблизости столовые, кафе и ресторанчики, или проще организовать доставку обедов в офис. Очень желательно иметь в офисе кулер, чай, кофе и сладости. Наличие микроволновки и мультиварки тоже не является прямой необходимостью, но добавляет удобства.

Мы отказались от офиса, и наши сотрудники счастливы, поскольку для них нет необходимости тратить время на дорогу, и они свободны в выборе места для работы. ​​​​​​​

По планировке и высоте потолков требований для IT-компаний не существует, но помещение должно быть достаточно светлым и просторным, чтобы сотрудники не сидели друг у друга на головах. Размещение специалистов желательно планировать так, чтобы у них было ощущение изолированности друг от друга.

Максимальная площадь зависит от количества работников, одновременно находящихся в офисе, и здравого смысла. Офис должен быть достаточно просторным и удобным, чтобы всем сотрудникам в нём было комфортно. При этом люди, работающие над одним проектом, должны быть в прямой доступности друг для друга.

Что касается договоров и документов на помещение, как правило, IT-компания выбирает офис в офисном центре, а там этими вопросами занимается собственник помещения или УК. Поэтому IT-компании достаточно только договора об аренде. Тем не менее, этому договору нужно уделить пристальное внимание при заключении, чтобы избежать подводных камней в виде внезапного повышения арендной платы или неожиданной просьбы срочно освободить помещение.

Документы

Сотрудники IT-компании производят интеллектуальный продукт, поэтому необходимо решить вопрос авторского права на него.

Что касается работы с заказчиком, существует два варианта. В первом авторские права мы оставляем за собой. А во втором, если разрабатывается индивидуальный дизайн или индивидуальные элементы визуализации, мы передаём заказчику неисключительные права на них. То есть он может их использовать, но не может перепродавать. При этом авторство остаётся за нами. Это нужно, чтобы мы могли добавить работу в своё портфолио и поставить авторство на сайте у клиента.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

Для того, чтобы определить стоимость выполнения заказа, нужно в первую очередь точно понимать, какова себестоимость часа работы компании. Она складывается из постоянных и переменных затрат, разделенных на среднее количество рабочих часов в месяц.

Знать себестоимость важно в первую очередь потому, что на начальном этапе работы, не имея хорошего портфолио, будет очень сложно получать дорогостоящие проекты и придется довольствоваться малым, а иногда ещё и давать скидки дополнительно. Зная себестоимость, можно будет опираться на нее, точно понимая, насколько можно двигаться по цене, неся допустимые расходы.

Цена выполнения заказа определяется исходя из затрат, которые компания понесет на его реализацию, закладываемых рисков и желаемой прибыли. При длительном существовании компании и работе над типовыми заказами некоторые виды работ в дальнейшем могут быть оформлены в прайс-лист, так как будет заранее известна средняя стоимость этих работ.

В общем виде, расчёт выполняется, опираясь на оценку прогнозируемого времени на проект. Для наиболее точной оценки важно на этапе проектирования разбивать проект на небольшие задачи, чтобы каждая из них занимала не больше 8-12 часов. Это позволит свести вероятность ошибки к минимуму. ​​​​​​​

В общем виде расчет у нас выглядит примерно так: количество оцениваемых часов * себестоимость часа работы компании * 1,3 (корректирующий коэффициент рисков; может варьироваться) *N, где N - это коэффициент прибыли. Его владелец компании определяет самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и собственной жадностью.

Очень важный аспект работы компании - это подготовка технического задания на проекты. Определять точную стоимость проекта, не имея детального технического задания - это грубейшая ошибка, которую могут совершить сотрудники компании.

В нашей компании работа по проекту строится так:

  • Получение постановки задачи
  • Подготовка предложения с предварительной оценкой
  • Заключение договора на ТЗ
  • Проектирование, разработка детального ТЗ и прототипов проекта
  • Согласование ТЗ и прототипов
  • Подписание закрывающих документов на разработку ТЗ
  • Составление подробной сметы на проект
  • Подписание договора на разработку проекта
  • Выполнение работ по проекту
  • Подписание закрывающих документов по проекту.

В зависимости от объема проекта работы могут делиться на дополнительные этапы, выполняемые по отдельным договорам.

По числу заказов и среднему чеку сориентировать очень сложно, поскольку проекты могут быть самого разного уровня. Теоретически, 3 проекта с чеком в 150 тыс. рублей будут эквивалентны 30 проектам с чеком в 15 тыс. рублей. Но по факту одновременно могут быть в работе 2 проекта по 300 тыс. руб. с фронтом работ на 2 месяца и равномерным распределением сумм по проекту на этот период, 3 проекта по 100 тыс. и 5 проектов по 25 тыс. Все они могут находиться на разных этапах, выполняться разными специалистами и формировать дебиторскую задолженность, накапливаемую с течением времени.

Срок окупаемости зависит от затрат на начальном этапе, а также от размера операционных расходов компании, в том числе, уровня зарплат специалистов.

Важно реально оценивать возможности по количеству и уровню проектов, договора на которые удастся заключить на начальном этапе.

Если вы взяли сотрудника с окладом в 100 тыс. рублей, а заключаете 2 договора в месяц на 25 тыс. рублей, однозначно, долго вы не просуществуете.

Еще один важный момент: чем сложнее проекты вы хотите получить, тем выше стоимость привлечения клиента и тем дольше период от момента первого контакта до заключения договора.

В таком случае с тем же сотрудником на окладе в 100 тыс. рублей может возникнуть такая ситуация: у вас есть потенциальный клиент с проектом на 1 млн рублей, вы радостно берете сотрудника, платите ему зарплату 2-3 месяца, пока ведете переговоры с клиентом, и только после этого получаете первый транш от клиента. Хорошо, если он покроет понесенные расходы, а если сделка сорвется? Такая вероятность тоже существует ровно до тех пор, пока деньги не поступят на ваш расчётный счет.

Если строить процессы максимально гибко и постоянно держать в уме возможность описанных ситуаций, срок окупаемости вполне может быть 3-4 месяца, а то и меньше.

Основной способ увеличения прибыли - это снижение издержек на разработку, снижение рисков и оказание клиентам сопутствующих услуг.

Снизить издержки на разработку позволяет отладка бизнес-процессов. Каждый сотрудник должен точно знать, что ему делать в зависимости от возникшей ситуации, понимать, кто ответственный и к кому бежать, если что-то пошло не так. У нас для этого есть несколько простейших регламентов и система управления проектами.

Снижение рисков происходит за счет более тщательной подготовительной работы с клиентом до заключения договора. Мы не ставим задачу заключить договор любой ценой. Наша основная задача - выстроить с каждым клиентом долгосрочные отношения, а это возможно только тогда, когда он доверяет нам как профессионалам, а мы доверяем ему, как заказчику.

Рисков есть несколько, со всеми из них мы столкнулись:

  • Неплатежеспособность клиента - клиент затевает масштабный проект, но в середине проекта у него заканчиваются средства, или проект теряет актуальность. Чтобы свести этот риск к минимуму, мы разбиваем большие проекты на множество этапов с привязкой оплаты к ним. Это позволяет вовремя понять, что финансирование останавливается, и потерять минимум времени и денег.
  • Отсутствие ТЗ - иногда у менеджеров по продажам возникает большой соблазн: «Ребята, у нас есть клиент на 500 тыщ, давайте скорее работать, подписываем договор, черт с ним, с ТЗ». А потом оказывается, что у клиента хотелок на миллион, а оплачивать их он отказывается, аргументируя это так: «А ваш менеджер мне обещал, что все будет, как я хочу».
  • Неправильная оценка проекта - иногда случается так, что специалисты ошибаются в оценке объёмов работ. В этом случае, чтобы сохранить лицо и репутацию приходится работать себе в убыток. Для исключения этого риска также отлично подходит дробление проекта на маленькие кусочки.