Как лучше получиться на черно белой фотографии. Как снимать черно-белую уличную фотографию

Фотографу очень важно научиться видеть мир в черно-белых тонах. Здесь у фотографа есть два выхода: снимать сразу в черно-белом режиме или снимать в цветном режиме, затем переводя в черно-белый. Перед преобразованием цветных изображений в черно-белые следует провести полную ретушь снимка, если это требуется. Преобразование происходит в так называемом Raw - конверторе. В нем можно довольно гибко преобразовать изображения, но все изображения подвергаются конвертированию, так как не всегда хватает настроек и функций. А вот когда проводить тонокоррекцию, решает фотограф. Для одних фотографий тонокоррекцию проводят до преобразования в черно-белое, для других после. Если тонокоррекция проводится до перевода в черно-белое, то на финальном этапе она также проводится.


Фильтры.
В современных цифровых фотографиях используются другого рода фильтры, чем в классических фотографиях.

Первый фильтр, который часто используется - оранжевый. Он затемняет синие и фиолетовые цвета. Такой фильтр отлично выделяет облака на синем небе. Также такой фильтр отлично подойдет для съемки обнаженной натуры на темном фоне. Пожалуй, это один из самых распространенных фильтров у фотографов.

Далее - это цветные фильтры. Современные цветные фильтры, которые предназначены для черно-белой съемки не подходят для съемки на современные фотоаппараты. Исключением является ультрафиолетовый фильтр, он применяется и в цветной фотографии. Такой фильтр устраняет размытость и голубоватый оттенок особенно при съемке в высокогорье.

Светло-желтый фильтр подчеркивает теплые, мягкие тона. Усиливает желтые, оранжевые и красные тона.


Средне-желтый
создает очень тонкую грань перехода между зелеными тонами и усиливает тон неба. Прекрасно подходит для съемки листвы и пейзажа, в котором много зеленых тонов. При съемке портретов он осветляет цвет волос, смягчает тон веснушек, придает коже мягкий оттенок при условии дневного света.

При темно-желтом фильтре улучшается передача фактуры песка и снега. Этот фильтр делает цвет глаз более темным и осветляет губы. Красный фильтр не в пример оранжевому сильно затемняет небо, создает эффект грозы, усиливает облачность, но уменьшает дымку.

Смешанный желто-зеленый фильтр хорош для сцен, где важно отделить оттенки зеленого друг от друга. Яркий пример - весенний пейзаж.

Светло-голубой фильтр идеален для исправления спектра искусственного света, в котором есть большое число желто-красных оттенков. Он идеален для затемнения тона кожи при дневном свете.

Синий фильтр усиливает тона неба, подчеркивает туман в долина, усиливает лучи в тумане и дымке. Но такие фильтры не применяются при съемке портретов, потому что выделяют любые пятна на коже.

Применение фильтра очень полезно перед переводом в черно-белый режим, когда предмет съемки имеет важные детали того или иного цвета.

Из цветного режима в черно-белый

Если вы фотографируете в цветном режиме, а затем переводите в черно-белый, то вам лучше всего следовать следующим советам:

1. Если планируется преобразовать цветное изображение в черно-белое, нельзя использовать цветные фильтры для классической фотографии.

2. Не стоит использовать конверсионные и цветоусиливающие фильтры.

3. Поляризационные фильтры следует применять при конкретных задачах.

4. Также разные насадки и нейтральные фильтры можно задействовать без ограничений.

5. При использовании фильтров следует помнить о том, что их использование не должно довлеть над содержанием фотографии.

Съемка в черно-белом режиме

Вообще черно-белая фотография -достаточно сложна в съемке. Здесь следует обратить свое внимание на следующие параметры.

Количество света. Перед тем, как снимать, вы должны убедиться, что вокруг вас достаточно света, особенно для съемки деталей. При черно-белой фотосъемке вы должны помнить, что у нас нет цветов, которые помогли бы нам различить или создать эти детали. Например, красивая листва будет выглядеть серой на фотографии.

Источник света. Источники света могут быть разными: искусственные и естественные. И разные источники дают разный результат. Также источник может быть отраженным.

Качество освещения. Для начала вам стоит определиться, какие тени и контрасты вы хотите получить. Специально направленный свет дает очень резкие тени, а вот рассеянный дает мягкие переходы теней.

Форма. Помните: из-за отсутствия цвета вы должны отобразить форму. Форма изображается чаще всего блоками темных и светлых зон на фото.

Тон. Основа тона заложена в наших ассоциациях, например, резкие тени создают чаще всего ощущение грусти, безнадежности, пустоты а вот мягкие тона, наоборот, ощущение надежды, открытости, свободы, уюта.

Текстура. Если вы используете текстуру, то объекты выглядят реалистичнее. Гладкие и размытые детали производят эффект нереального, несуществующего.

Линии. Посредством линий фотограф может обратить внимание зрителя на какую-то деталь или фигуру.

Ритм. Повторяющиеся линии и текстуры создают в снимке ощущение ритма, что роднит искусство фотографии с другими видами искусств, такими, как музыка или живопись.

Следуя этим простым правилам, вы добьетесь лучшего результат и ваши снимки будут великолепными и вызывать восхищение людей, ведь съемка черно-белых фотографий требует особых знаний и навыков.

Цветная и черно-белая фотография отличаются не только отсутствием цвета в последней. Монохромный снимок глубже раскрывает суть вещей, акцентируя внимание на самом интересном: линиях, формах, структуре, светотени. Работая с такими фото, вам нужно научится видеть краски в монохромном варианте.

Композиция

На таких композиция имеет гораздо большее значение, и все огрехи виднее. В первую очередь определите, что именно на снимке вы хотите подчеркнуть. В соответствии с этим выбирайте средства для достижения выразительности. Например, выделить морщины на старческом лице, сделать снимок более драматичным, можно с помощью резкости и контраста. Наоборот усилить женские качества, смягчить их – с помощью осветления некоторых участков.

Представляя будущий ч/б снимок забудьте о сочных красках – они сольются в монохромной фотографии. А что же важно? Это полутона и вся их гамма. Диапазон хорошего снимка – от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность – это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически черными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

RAW

Снимайте в цвете, черно-белой фотографию вы всегда успеете сделать. Поэтому используйте режим RAW и съемку черно-белой фотографии. Когда вы сделаете кадр, то на дисплее камеры вы увидите черно-белое превью. Но сам raw файл при этом «цветной». Так, загрузив фото в RAW конвертер, вы сможете конвертировать его как в ч/б, так и в цветной снимок.

Для черно-белой съемка в RAW не менее важна чем для цветной, а возможно даже более значима. Связано это с количеством информации, сохраненной в RAW файле, по сравнению с JPEG, и ее важностью для последующей обработки. Если вы по каким-либо причинам можете делать кадр только в JPEG - делайте цветной. Не выбирайте режим ч/б внутри камеры. Изначально цветное фото в JPEG сохранит в себе больше информации для последующей обработки, чем черно-белый JPEG.

Контраст

В условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что ваши черно-белые имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Избегайте перенасыщения снимка серым цветом. Вместо этого используйте свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляду, и более темные части с глубокими тенями для обеспечения хорошего контраста.

Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но будьте осторожны, не переэкспонируйте ваш кадр избыточным количеством света. Возможно, имеет смысл сделать поправку на одну или две ступени экспозиции вниз, чтобы ограничить количество проходящего света.

ISO

Планируя кадр в конечном результате сделать в черно-белым, используйте наименьшее из возможных ISO. Шум от высоких значений ISO на черно-белой фотографии будет очень заметен, хотя изредка это может создать эффект пленочной зернистости и будет на руку. Но эффект можно создать в редакторе, а убрать шум – сложнее.

В основном, выразительность черно белого фото достигается наоборот через высокий контраст света и теней. Например, это может быть единственный точечный источник света в студии. Но, несмотря на это, многие фотографы предпочитают делать черно-белые снимки тогда, когда сцена малоконтрастна. Основой черно-белого фото служит сочетание светлого и темного в кадре. Поэтому хороший черно-белый снимок можно сделать и тогда, когда свет для «цветного» фотографа не интересен и скучен.

Текстура и форма

Второй нюанс, о котором следует помнить – это формы и текстуры. В цветной фотографии цвет и тональные переходы привлекают больше внимания, оттягивая его от формы, рельефа и текстуры объекта съемки. В ч/б это наоборот выходит на первый план. Если вы снимаете джинсовую ткань, то в цветной фотографии вы первым делом обратите внимание на их цвет, а в черно белой на передний план выйдет структура джинсовой ткани, отдельно торчащие ниточки на разрывах, складка на ткани…

Небольшой совет для черно-белых пейзажей - обращайте больше внимания на небо. Чем более фактурное небо (красивые облака и тому подобное), тем более привлекательным будет . Черно-белый пейзаж с однотонным невыразительным небом как правило скучен, если нет ярко выраженного акцента на чем-то другом.

Делая фото, смотрите именно на текстуру и воображайте, какой она будет в черных и белых тонах. Снимая цветок - смотрите не на его цвет, а на текстуру и форму лепестков. Снимая портрет - не на цвет волос и лица, а форму глаз и волосы. Поскольку у вас нет цветов, вы должны решить, как вы хотите изобразить форму. Форма изображается блоками светлых и темных областей на фото.

Свет

Вам нужно убедиться, что у вас есть достаточно света, чтобы захватить детали. Помните, что у нас нет цветов, чтобы выделить или создать детали. Мы должны позволить свету делать свое дело. Красивое голубое небо выглядит серым в черно-белой фотографии.

Понимание источника света очень важно, поскольку различные источники фотографируются по-разному и с разными настройками. Спросите себя, откуда падает свет. Это может быть первичный источник света, такой как солнце или искусственная вспышка? Может быть, свет отражается от стены или отражателя.

В первую очередь думаем о типах тени и контрастах, которые нам нужны. Прямой свет создает резкие темные тени. Рассеянный или непрямой свет создаст более мягкие тона. Для темной тени и резкой контрастной разницы между светом и тенью используйте прямое освещение. В других случаях, для оттенков серого и более мягкого вида лучше попробовать рассеянный свет.

Определите тип глубины, размеры и детали, которые вы хотите получить на фото. Боковой свет даёт большие размеры. Прямой свет, падающий с переднего плана, подчеркивает текстуру и глубину. Свет сзади помогает сократить детали. Располагайте освещение согласно своему желанию.

Осваиваем Уровни и Кривые

Тонкая настройка преобразования цветного снимка в чёрно-белое изображение не единственный способ управления светотенью – распределением светлых, средних и тёмных тонов на изображении.

После преобразования Вы можете воспользоваться такими корректирующими слоями (Adjustment layers), как «Уровни» или «Кривые», чтобы настроить контраст и распределение тонов на вашем итоговом изображении в оттенках серого. Корректирующий слой «Кривые» недоступен в Photoshop Elements, здесь вы можете применить лишь «Уровни».

Применение Кривых

С помощью корректирующего слоя «Кривые» вы можете выполнять более тонкую тоновую коррекцию в сравнении с корректирующим слоем «Уровни». В последнем доступно всего три точки для управления распределением тонов. Вы можете осветлять или затемнять лишь тёмные, средние и светлые тона. В то время как с помощью Кривых вы можете управлять любым тоном, любым участком гистограммы.

При настройке корректирующего слоя «Кривые» вы можете поставить точку в любом месте диагональной линии. Затем перемещать её вниз, если хотите затемнить выбранный тон, или вверх, если хотите его осветлить. Также, вы можете поставить точку без её последующего перемещения вверх-вниз, чтобы зафиксировать тон.

Кривые характеризуются широчайшим применением. На первых порах с их эффективным использованием могут возникнут сложности. Поэтому, возможно, вам будет проще начать с шаблонов тоновой коррекции, которые доступны из ниспадающего списка в верхней части панели настройки корректирующего слоя.

Шаблоны задают готовые формы тоновой кривой и могут быть полезны в большинстве случаев тоновой коррекции. Одной из распространённых форм является S-образная кривая. Она повышает контрастность фотографии, а также служит для осветления или затемнения всего изображения.

Усиление контраста

Одной из наиболее распространённых задач на этапе обработки чёрно-белого изображения является усиление контраста. Здесь шаблоны не обладают гибкостью, поэтому они – лишь хорошая отправная точка. Применив шаблон, вы можете его скорректировать в соответствие со своими потребностями. Перемещайте существующие точки на тоновой кривой, добавляйте новые.

Чтобы увеличить контрастность фотографии выберите из ниспадающего списка шаблон «Средний контраст» (Medium Contrast). Диагональная линия примет форму «мягкой» S-образной кривой, а контраст изображения слегка усилится. Чтобы углубить тени выберите точку в левой нижней части тоновой кривой, нажав на точке левой кнопкой мыши, и перемещайте точку вниз, например, с помощью клавиш навигации на клавиатуре. Чтобы сильнее осветлить светлые области изображения, выберите точку, расположенную в верхней правой части тоновой кривой, и перемещайте точку вверх.

Выборочная коррекция

Локальная тоновая коррекция осуществляется со времён зарождения фотографии и используется как выразительное средство.

В отличие от того периода, когда печатью фотографий и, соответственно, их подготовкой занимались лишь отдельные специалисты или предприятия, в настоящее время вы можете сделать локальную тоновую коррекцию своих фотографий без дополнительных затрат времени и сил.

Применение масок (Layer Mask) к корректирующим слоям «Кривые» или «Уровни» является самым простым способом коррекции обширных областей снимка, например, соответствующих небу. Таким образом, вы можете обработать часть изображения, в то время как другая его часть останется нетронутой.

Настройте параметры коррекции (например, задайте форму тоновой кривой). Затем возьмите инструмент «Кисть» (Brush), установите прозрачность равной примерно 25% и рисуйте по маске корректирующего слоя чёрной «краской». Под тёмными областями маски действие корректирующего слоя на изображение будет проявляться в малой степени или совсем не будет, если области закрашены 100%-но чёрным цветом.

Применение Уровней

Светлые тона

Светлыми тонами «заправляет» белый ползунок, расположенный в правой части гистограммы. Самая распространённая коррекция заключается в перемещении ползунка влево к правому краю графика. Если вы продолжите движение влево, то произойдёт потеря деталей в светлых областях снимка. Другими словами, вы искусственно создадите «пересвет».

Тёмные тона

Самый левый, чёрный, ползунок поможет вам настроить светлоту тёмных областей снимка. Перемещайте его вправо – к левому концу графика – чтобы углубить тени. Если вы хотите придать своей фотографии большей графичности, сместите ползунок немного вправо за правый край графика.

Средние тона

Помимо управления светлотой светлых и тёмных тонов Уровни позволяют настраивать средние тона с помощью серого треугольника, расположенного изначально по центру гистограммы. Чтобы осветлить средние тона перемещайте треугольник влево, чтобы затемнить – вправо.

Особенности применения Уровней и Кривых

Кривые обладают большей гибкостью, чем Уровни, поэтому настройкой светотени с помощью корректирующего слоя «Кривые» можно легко увлечься. Помните, что если в какой-то момент фрагмент тоновой кривой будет близок к горизонтальной линии, то изображение будет выглядеть неестественно «плоским», неконтрастным.

Заметка о возможностях Photoshop Elements

Версия программы 9 и более новые позволяют с ограничениями управлять формой тоновой кривой. Соответствующий инструмент называется здесь «Цветовые кривые» (Color Curves). Чтобы им воспользоваться, выберите в главном меню «Улучшить» -> «Скорректировать цвет» -> «Скорректировать цветовые кривые» (Enhance -> Adjust Color -> Adjust Color Curves). Вы не сможете установить в любом месте тоновой кривой точку, программа предоставляет вам возможность управлять различными сегментами кривой с помощью четырёх ползунков. Они отвечают за тёмные (Shadows), четверть и три четверти одновременно (Midtone Contrast), средние (Midtone Brightness) и светлые (Highlights) тона.

Осваиваем инструменты «Осветление» и «Затемнение»

Инструменты «Осветление» (Dodge tool) и «Затемнение» (Burn tool) являются преемниками классических аналоговых техник. Эти инструменты позволяют увеличивать экспозицию – осветлять (dodging) – или уменьшать экспозицию – затемнять (burning) – произвольных областей снимка.

Аналогичного эффекта можно достичь методом локальной тоновой коррекции с помощью корректирующих слоёв «Кривые» и «Уровни», описанным ранее. Здесь же вы просто рисуете «осветлителем» или «затемнителем» по исходному снимку, не прибегая к использованию дополнительных слоёв и масок к ним.

Лучше всего создать копию слоя, содержащего исходное изображение (Фоновый слой, Background layer), и рисовать инструментами «Осветление» и «Затемнение» по слою-копии.

Такой приём упрощает оценку эффекта осветления-затемнения путём отключения-включения видимости слоя-копии и позволяет в любой момент вернуться к оригинальному изображению, если результат вас не устраивает.

Основная ошибка при использовании рассматриваемых инструментов заключается в переизбытке эффекта. В итоге, факт осветления-затемнения бросается в глаза, и результат получается неравномерным.

Чтобы получить равномерный и приятный для взгляда эффект установите значение параметра «Экспозиция» (Exposure) равным в пределах 3-5%. Маленькими постепенными «мазками» накладывайте эффект на отдельные участки изображения. Другой способ сохранить натуральность изображения при использовании инструментов «Осветление» и «Затемнение» – применять кисть с мягкими краями (установить параметр «Жёсткость» для кисти равным какому-то малому значению).

Инструмент «Осветление»

Вы можете выбирать тона изображения: тёмные, средние или светлые, - которые будут осветляться. Осветление светлых тонов приведёт к увеличению контрастности между тёмными и светлыми тонами. Осветление тёмных тонов, наоборот, ослабит контраст.

Инструмент «Затемнение»

Оказывает противоположный инструменту «Осветление» эффект. Вы также можете выбирать целевые тона: светлые, средние или тёмные. Затемнение тёмных тонов усилит контраст между светлыми и тёмными тонами в заданной области. Затемнение светлых тонов, наоборот, уменьшит контрастность.

Практика. Пошаговое руководство

Шаг #1. Выберите нужный инструмент

Как только создадите слой-копию исходного снимка, выбирайте нужный инструмент («Осветление» или «Затемнение») на панели инструментов (Tools palette).

Шаг #2. Скорректируйте светлые тона

Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Светлые тона» (Highlights). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по светлым областям изображения, если хотите усилить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите ослабить контраст.

Шаг #3. Скорректируйте тёмные тона

Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Тёмные тона» (Shadows). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по тёмным областям изображения, если хотите ослабить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите усилить контраст.

Тонирование чёрно-белых фотографий

Цветовое тонирование чёрно-белых фотографий уходит корнями к обработке фотографий в тёмной комнате. Чаще всего снимку придавали цвет, подвергая его химической обработке, для того, чтобы предотвратить потерю контраста в процессе старения. Однако, цветовое тонирование использовалось как выразительное средство. В цифровой «тёмной комнате» в тонировании нет технической необходимости, оно отражает лишь ваши эстетические предпочтения.

Тонирование одним цветом

С помощью Photoshop вы можете «окрасить» чёрно-белое изображение различными способами. Самой простой способ – создать корректирующий слой «Цветовой тон\Насыщенность» (Hue\Saturation). Поставьте «галочку» напротив параметра «Тонирование» (Colorize), затем переместите ползунок с названием «Цветовой тон», чтобы придать изображению нужный цвет. Перемещайте ползунок «Насыщенность» (Saturation), чтобы менять чистоту цвета.

Тонирование по кросс-процессу. Пошаговое руководство

Шаг #1. Создайте корректирующий слой «Градиент»

Выберите в списке корректирующих слоёв «Градиент» (Gradient Map). В появившемся диалоговом окне нажмите левой кнопкой мышки на параметр «Градиент» (Gradient). Во вновь появившемся окне редактора градиентов (Gradient Editor) выберите из предложенных шаблонов один с названием «Фиолетовый, оранжевый» (Violet, Orange). Подтвердите настройки слоя, последовательно нажав кнопки «ОК» в обоих окнах.

Шаг #2. Отрегулируйте силу эффекта

Сейчас фотография выглядит слегка психоделической, возможно, вам потребуется немного уменьшить силу эффекта. Выберите в ниспадающем списке-параметре «Режим наложения» (Blending Mode), расположенном в верхней части панели «Слои» (Layers), значение «Перекрытие» (Overlay). Дополнительно, попробуйте уменьшить значение параметра «Прозрачность» (Opacity) корректирующего слоя, для начала, до 50%.

Все фотографии сделаны Крисом Рутером (Chris Rutter).

Черно-белая фотография времени не подвластна, она всегда была востребована. С появлением массовой цветной фотографии черно-белая некоторое время привлекала в основном профессионалов и тонких ценителей, однако теперь интерес к ней снова возрос. Во многих современных цифровых камерах есть режим черно-белой съемки, а производители принтеров непрерывно улучшают качество черно-белой фотопечати.

Практика: нюансы черно-белой фотосъемки

Особенности черно-белых снимков

Мастера фотографии не зря начинают обучение своих учеников именно с черно-белой фотографии: на таких снимках композиция имеет гораздо большее значение, и все огрехи виднее. Попробуйте в графическом редакторе «обесцветить» какой-нибудь обычный «повседневный» снимок, наверняка большая его часть просто превратится в серое пятно. На цветном снимке красный цветок на зеленой лужайке выглядит празднично и ярко, а в черно-белом варианте его едва можно разглядеть – красный и зеленый цвета сливаются.

Между цветной и черно-белой фотографией разница не только в отсутствии цвета в последней. Монохромное фото глубже раскрывает суть вещей, концентрируя внимание на самом важном и интересном. Черно-белая фотография выявляет линии и формы, акцент делается на структуре, светотени, ритмике. В первую очередь черно-белая фотография – это эмоции, личные впечатления, особый взгляд фотографа на окружающее пространство. Общий подход к черно-белой фотографии другой, поэтому важно научиться видеть краски окружающего мира в монохромном варианте.

В каких случаях черно-белая фотография предпочтительна? Чаще всего это портрет, ню, замечательно смотрятся на черно-белой фотографии жанровые и репортажные сюжеты. Но это не значит, что пейзаж и натюрморт не будут смотреться в черно-белом исполнении.

Хорошую цветную фотографию, скорее всего, не стоит переводить в черно-белый режим. Именно удачно найденное цветовое решение делает ее привлекательной, и если убрать цвет, то фотография от этого только проиграет. Например, снимки, которые вы привезли из путешествий по экзотическим странам, должны играть цветом, передавать местный колорит. Хотя несколько интересных черно-белых снимков только украсят ваш фотоальбом, но смысловое наполнение у них должно быть совсем другое.

Может случиться и так, что цветовая составляющая не вписывается в общий замысел и перегружает снимок, разные цветовые пятна не гармонируют, слишком пестрят. В этом случае есть смысл сделать фотографию черно-белой. Поэтому не спешите удалять неудачный цветной снимок – не исключено, что в черно-белом варианте, после некоторой обработки в графическом редакторе, он станет намного лучше.

Итак, чтобы получить черно-белую фотографию, можно пойти двумя путями. Первый вариант: сделать цветной снимок, а затем в графическом редакторе получить кадр в черно-белом варианте. Второй вариант: установить в настройках камеры режим черно-белой фотографии (большинство современных камер позволяет это сделать). В первом случае вы оставите себе возможность вернуться к исходному цветному варианту. К тому же в вашем распоряжении мощные средства современных графических редакторов, дающих гибкий контроль над процессом. То, что фотографы раньше делали в «темной комнате», проявляя пленку, экспериментируя с проявителями, печатью снимков, сейчас вы получите, работая с программой. Во втором случае в графическом редакторе вы только «дотягиваете» снимок до нужного результата.

Композиция

Вы, прежде всего, должны для себя определить, что вы хотите подчеркнуть, выделить в фотографии, соответственно подбирайте средства для достижения выразительности. Подумайте, нужно ли вам усилить резкость, контраст, чтобы показать на фото мужественное лицо или изношенное временем, дождем и жарой старое заброшенное судно, или, наоборот, смягчить нежный женский или детский портрет, показать «райский» пейзаж на снимке.

Когда вы будете обдумывать будущий черно-белый снимок, абстрагируйтесь от сочных и ярких красок – монохромная фотография их все равно не передаст, мало того, они могут слиться.

Желательно, чтобы на снимке сохранилась богатая гамма полутонов. Диапазон удачной фотографии – от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность – это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически темными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

Если посмотреть вокруг внимательным взглядом, то можно практически везде снять оригинальную и качественную черно-белую фотографию. Контрастные текстуры, рельефные и привлекательные формы, узоры, ритмичные, повторяющиеся детали сцены делают фотоснимок более выигрышным. При поиске интересных и контрастных графических форм не забывайте золотое правило: чем проще, тем лучше. Снимок не должен быть перегружен лишними деталями.

Найти сюжет нетрудно, достаточно внимательно поискать и вы найдете много интересного. Это могут быть старинные здания и сооружения, замки и дворцы, развалины, ограды, ворота, крыши, орнаменты, тенты, различные технические конструкции и их элементы, тени, отражения. Также интересны и современные здания и конструкции с множеством архитектурных элементов.

Прекрасные сюжеты могут вам подарить самые неожиданные и обычные вещи, четкие и контрастные: мощенная мостовая, отражение в луже, мосты, статуи, деревья. Главное – чтобы основная идея снимка раскрывалась наиболее полно и все внимание было сосредоточено именно на ней.

Снимая портрет, старайтесь раскрыть характер человека, акцентируйте внимание на характерном жесте, взгляде, мимике. Вы можете приблизить камеру к лицу или снять издалека, используя оптическое приближение, изменить ракурс, например, снять с верхней точки.

Чтобы создать интересную фотографию, уделяйте внимание перспективе, переднему плану. Это даст вам возможность внести оригинальность. Экспериментируйте с ракурсами, углом съемки.

Экспозиция

Хорошая черно-белая фотография – это, как правило, качественная работа фотографа. Прежде всего, экспозицию нужно установить очень точно, чтобы сцена была передана с плавными тональными переходами, а снимок не получился темным или слишком светлым, если, конечно, это не входит в ваш замысел.

Освещение в фотографии вообще играет немаловажную роль, а в черно-белой фотографии оно особенно существенно. Удачное освещение, грамотная работа со светом – еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. Работая со светом, вам следует правильно использовать экспозамер. Внимательно изучите инструкцию камеры, познакомьтесь с тем, как работает система экспозамера. От этого напрямую зависит результат.

Многоточечный (матричный) экспозамер дает ровную экспозицию, что плюс для цветного снимка, но в черно-белом режиме вы получите кадр, лишенный объемности, динамики. Установите центрально-взвешенный экспозамер, чтобы повысить контрастность и яркость. Использование точечного экспозамера даст вашим снимкам резкие переходы и тени.

Если вы задумали сделать силуэтный снимок, то измеряйте экспозицию по светлым участкам сцены, затем, если это необходимо, удерживая кнопку спуска нажатой наполовину, перекомпонуйте снимок. Тогда темные детали получатся практически черными. Не замеряйте экспозицию по теневым участкам сцены, чтобы не получить высветленный, неконтрастный и переэкспонированный кадр.

Разное время дня дает различное освещение, световой рисунок, придавая большую выразительность снимку, расставляя акценты на форме, фактуре, тональности. Можно получить разное восприятие одного и того же сюжета, сделанного в разное время дня при разном освещении.

Чем ниже светочувствительность, которую вы установите в цифровой камере, тем чище и качественнее будет снимок. Фотография будет детализированной, «гладкой». При повышении чувствительности, как известно, возрастают шумы и появляется характерная зернистость, которая наносит черно-белым снимкам гораздо меньший вред, чем цветным. Зернистость привносит свою художественную значимость в снимок, жесткие зернистые фотографии обладают особой привлекательностью. Тот же эффект можно имитировать и в графическом редакторе, применив соответствующие фильтры.

Светофильтры

Чтобы сделать хорошую черно-белую фотографию, добиться большей выразительности, исправить некоторые неточности, без которых зачастую не обойтись, и усилить акцент, иногда полезно использовать светофильтры. Без фильтров на снимке могут получиться слишком светлые или слишком темные участки, могут исчезнуть детали. Например, на небе облака могут превратиться в плоские невнятные пятна, или цветные предметы могут на черно-белой фотографии сливаться с фоном. Светофильтр может сделать отдельный тон как светлее, так и темнее, можно добиться усиления или ослабления контраста. Контраст усиливают ультрафиолетовый фильтр, поляризационный и фильтр нейтральной плотности.

Поляризационный фильтр придаст небу большую плотность, не меняя остальную часть кадра, а также позволит усилить или убрать блики. Светло-желтый фильтр при дневной съемке осветлит зеленую листву и траву, а синее небо немного затемнит, оно хорошо проработается на фотографии, и облака на этом фоне будут выглядеть подчеркнуто белыми. Оранжевый фильтр в солнечную погоду подчеркивает форму облаков, в пасмурную – повышает контрастность, небо становится более насыщенным.

При съемке в искусственном свете (лампы накаливания) красные цвета получаются светлее, а синие – темнее. В таком случае помогут сине-зеленый, светло-синий фильтры.

В некоторый случаях вам может понадобиться смягчающий фильтр. Если нет светофильтров, то смело можно воспользоваться специальными плагинами в графическом редакторе.

Не помешает также поэкспериментировать с разными эффектами. Например, тонирование сепией (хорошо будут смотреться старинные здания, старые улицы), применить соляризацию и т.д. Ведь возможности современного программного обеспечения огромны. Результат ограничен лишь вашей фантазией.

Особенности съемки пейзажей

Снимая пейзаж в черно-белом режиме, попробуйте передать на снимке безграничность неба, причудливые облака, оставьте небу большую часть площади кадра. Не бойтесь мрачной пасмурной погоды – это еще не повод отказываться от съемки, даже в плохую погоду вы можете найти и снять потрясающие сюжеты. Постарайтесь придать вашей композиции сбалансированность. К примеру, трава, кустарник, деревья на фоне воды или металлические, деревянные конструкции на фоне неба будут выглядеть контрастно.

Снимая черно-белый пейзаж, старайтесь немного притемнить синий цвет неба и увеличить контраст. Попробуйте присесть и снять с нижней точки, либо найдите высокую точку и захватите больше пространства. Хорошо передаются большие камни, бегущая по камням река, скалы, одинокие высохшие деревья.

Снимая пейзаж, очень интересно получить высококонтрастный снимок, это можно сделать в яркий солнечный день. Один из вариантов, как сделать такую фотографию, – это снимать против солнца. Конечно, вам не следует направлять объектив прямо на солнце – так вы просто повредите матрицу камеры. Нужно немного сместить объектив, так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в объектив. Бленда поможет избавиться от ярких бликов. Еще вы можете выбрать точку съемки и расположиться так, чтобы между вами и солнцем был объект съемки – ствол дерева, фигура человека, парус яхты. Этот объект, загородив солнце, даст контрастную картину.

О технике

Не увлекайтесь чисто технической стороной дела, поиском самой «лучшей» камеры или «лучшего» объектива. Научитесь делать эмоциональные, интересные, яркие кадры имеющейся в вашем распоряжении техникой.

Сама по себе черно-белая фотография не требует дорогого оборудования, вполне достаточно обычной компактной камеры или зеркалки начального уровня. Чтобы получить лучший результат и иметь полный контроль над съемочным процессом, конечно, лучше всего иметь зеркальную камеру. Если вы не знаете, какой вам приобрести объектив и какие фокусные расстояния вам нужны, то для начала неплохим выбором будет стандартный «полтинник» – светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, с учетом кроп-фактора превращающийся на цифровых зеркалках в умеренный телевик. Высокая светосила объектива – большое преимущество, особенно в условиях плохого освещения.

Также нелишними окажутся штатив, пульт дистанционного управления или спусковой тросик.

Главное, чтобы сама съемка, поиск интересных сюжетов приносили удовольствие. Богатое воображение, умение «видеть», желание фотографировать, много практики, посещение выставок и галерей – вот основа успеха. Вместе с изучением фотодела все это принесет интересные и оригинальные снимки. Всегда есть к чему стремиться, и никто не мешает вам сделать снимки лучше, чем у мастеров.

Для самых юных среди нас может быть сюрпризом то, что фотография не всегда была цветной. Черно-белое - это не просто функция обработки в Photoshop, это то, с чего фотография начиналась и то, что остается самой сутью самовыражения для многих фотографов.

Шаг 1 - Зачем работать в ЧБ?

Я слышал, как некоторые традиционалисты говорят, что снимок должен быть черно-белым, кроме тех случаев, когда фотограф чувствует, что кадр явно выиграет от использования цвета. Это замечание не исключает цветную фотографию из области рассмотрения, а просто говорит о том, что исходное состояние кадра по умолчанию должно быть черно-белым. Для старших поколений это было необходимостью, поскольку они не имели возможности работать в цвете.

Вы можете соглашаться с этим утверждением или нет, но для меня это значит то, что я должен серьезно анализировать каждый свой кадр на предмет того, будет ли он выглядеть лучше в цвете или в черно-белом варианте.

Шаг 2 - RAW, ISO и настройки кадра

Могу сказать по опыту, что существует несколько правил по выбору настроек, которые помогут вам на вашем пути освоения черно-белой фотографии. Не совершайте ошибку, снимая сразу в ЧБ, хотя вам может казаться, что это хороший вариант, поскольку вы сразу можете увидеть результат на вашем дисплее. Но если вы снимаете сразу в черно-белом цвете, вы не сможете потом конвертировать кадр в цвет, но если вы снимаете в цвете, вы запросто сможете по необходимости перевести снимок в черно-белый вариант.

Помните об этом и снимайте в RAW, если у вас есть такая возможность. Это обеспечит вам больше возможностей в плане обработки, когда дело дойдет до конвертации кадров в черно-белый вариант. Также следите за значениями ISO. Как всегда, лучше делать его как можно ниже, чтобы избежать излишнего шума, что может быть серьезной проблемой в черно-белой фотографии.

Шаг 3 - Черно-белое видение

Теперь настало время думать в черно-белом цвете. Разумеется, мы видим мир во всех потрясающих красках, но чтобы получить хорошие черно-белые снимки, мы должны подходить к съемке с черно-белой картинкой в голове. Это не значит, что цветом нужно пренебрегать.

Важно думать о тонах (насколько светлый или темный тот или иной объект), поскольку разные цвета дают разные тона, например, в цветной фотографии красный цветок с зеленой травой под ним может выглядеть великолепно, но в черно-белом варианте оттенки могут оказаться очень схожими, и кадр получится плоским. Мы еще поговорим о контрасте, но убедитесь, что учли тона во время съемки черно-белого кадра, чем более они контрастны, тем более привлекательно будет выглядеть фотография.

Шаг 4 - Свет (и тень)

Свет - главный элемент фотографии, и потому важно использовать его эффективно. Не отвлекаясь на цвет, можно сказать, что свет и тень играют ключевую роль в черно-белой фотографии, направляя взгляд к ярким частям снимка, в то время как другие части остаются в тени.

Если вы работаете с естественным освещением, важно учитывать качество света, которое вам необходимо для получения снимка. Если вам нужен мягкий и неяркий свет, лучше отправляться на съемку рано утром или поздно вечером, когда солнце низко, но если для вашего кадра требуется яркий свет, темные тени и больше контраста, выбирайте для съемки полдень, когда солнце расположено высоко в небе и обеспечивает сильное освещение.

Шаг 5 - Контраст

Я уже говорил о контрасте, но в условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что ваши черно-белые снимки имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Избегайте перенасыщения снимка серым цветом. Вместо этого используйте свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляда, и более темные части с глубокими тенями, для обеспечения хорошего контраста.

Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но будьте осторожны, не переэкспонируйте ваш кадр избыточным количеством света. Возможно, имеет смысл сделать поправку на одну или две ступени экспозиции вниз, чтобы ограничить количество проходящего света.

Шаг 6 - Детали и текстура

Часто взгляд отвлекается на яркие цвета в кадре, и интересные детали ускользают от зрителя. Попробуйте съемку в черно-белом цвете, когда фотографируете объекты с интересными деталями или текстурой. Отсутствие цвета акцентирует все внимание на них и усилит снимок.

Постарайтесь заполнить кадр деталями и не отвлекайтесь на цвет, как я упоминал ранее, думайте в черно-белом цвете, обращайте внимание на тона и контраст, и попытайтесь учитывать все тонкости снимаемой сцены.

Шаг 7 - Портреты

Я уверен, что вы видели множество знаковых черно-белых портретов. Кажется, будто сегодня техника съемки портретов поддалась влиянию мейнстрима в плане преимущественного использования цвета, но черно-белые портреты остаются вне времени. Эти портреты рассказывают нам историю человека в одном кадре, фиксируя детали и выражение лица модели.

В них эффективно используются свет, тени и контраст. Найдите модель для практики, хорошо освещенную локацию и посмотрите, получится ли у вас создать свой собственный черно-белый портрет, не подвластный времени.

Шаг 8 - Пейзажи

Качество пейзажных снимков зависит от сильной композиции, часто с точкой интереса на переднем плане, и тут неважно, снимаете ли вы в цвете или в ЧБ. Исключая цвет, мы переводим основное внимание зрителя на линии. Градиенты и разница в тонах становятся более очевидными, а формы - более заметными.

Попробуйте снять мрачные грозовые тучи, которые выглядят очень эффектно на черно-белых снимках. Вы также можете поэкспериментировать с городскими пейзажами и съемкой архитектуры, акцентируя внимание на сильных формах.

Шаг 9 - Форма и силуэты

Во всех вышеупомянутых случаях, будь то портрет, пейзаж, съемка деталей и т.д., необходимо учитывать множество факторов, таких как тона, контраст, свет и тень. Существует также ряд популярных сюжетов для съемки, на которые стоит обратить внимание.

Характерные формы, горизонтальные, вертикальные и направляющие линии способны помочь в создании интересных композиционных решений. Используйте их для формирования силуэтов, особенно когда вам доступен достаточно сильный свет. Когда вы наберетесь опыта в черно-белой фотографии, вы сами сможете понять, какие сюжеты хорошо подходят для таких снимков, а какие не очень.

Шаг 10 - Экспериментируйте и творите

Итак, пришло время начать работать с черно-белой фотографией. Как вы уже поняли, не существует каких-либо ограничений по сюжетам, так что вы можете идти и пробовать снимать все ваши любимые объекты в черно-белом виде, а потом сравнить результаты с цветными вариантами.

Попробуйте перевести несколько ваших цветных снимков в черно-белый вариант, чтобы понять принципы обработки. Это позволит вам осознать, каким образом это изменит или улучшит ваш кадр. Вы можете удивиться, как сильно несколько простых «кликов» трансформируют ваши изображения.