Архитектура электронного правительства и основные компоненты инфраструктуры электронного правительства. Основополагающие принципы организации ЭП

Структура электронного правительства

Электронное правительство представляет собой коммуникационную среду, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество. Оно отражает объективные процессы политического управления современным обществом по различным направлениям.

В структуре электронного правительства выделяют следующие модули :

· взаимодействие государственных органов с гражданами (G2C);

· взаимодействие государственных органов с частным бизнесом (G2B);

· взаимодействие государственных органов с общественными организациями и органами местного самоуправления (G2G);

· взаимодействие государственных органов с партнерами и поставщиками необходимых услуг (G2B);

· взаимодействие государственных органов между собой (между законодательной, исполнительной и судебной властью; между министерствами и департаментами центрального правительства; между центральными и местными органами власти; между отдельными государственными служащими (политиками) (G2G);

· взаимодействие государственных органов определенной страны с зарубежными субъектами (иностранными гражданами, бизнесом, правительствами других стран и международными организациями) (G2G).

В самом общем виде структуру электронного правительства можно представить на рисунке 1:

Рисунок 1. Модули электронного правительства.

Итак, первым компонентом является модуль Government-to-Government - взаимодействие между различными ветвями государственной власти. В целом функции сервиса “правительство правительству” можно охарактеризовать как удешевление работы правительства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации, и главное - предотвращение коррупции .

Электронное правительство трансформирует не только отношения граждан и властных структур, но и отношения внутри правительства - между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Причем изменению подвергается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, с этой точки зрения электронное правительство точнее будет назвать электронным государством, электронным государственным аппаратом, электронной инфраструктурой государства, государством Информационного общества.

Электронизация деятельности правительства в сфере коммуникации между департаментами и агентствами, между центральными и местными правительствами, между отдельными политиками обеспечивает ряд преимуществ, таких как повышение достоверности данных и эффективности их применения, уменьшение стоимости транзакций, улучшение использования баз знаний и совершенствование государственного устройства .

Говоря об электронном правительстве и в частности о внедрении модуля G2G, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. Отдельные же операции, скажем, пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, никоим образом не характеризуют правительство как электронное. Так, например, проект «Электронное дело» («Elektronische Akt», ELAK) является одним из центральных элементов программы создания «электронного правительства» в Австрии в масштабах всей федеральной администрации и используется в 12 федеральных министерствах .

При внедрении электронного правительства в данном модуле происходит перенесение акцентов с вертикальных на горизонтальные связи внутри правительства, между разными его подразделениями и ветвями власти. За счет создания внутриправительственной информационной сети и перенесения в нее основных и специфических баз данных, с которыми работают разные звенья правительственной структуры, ликвидируется вынужденное дублирование функций и информации, параллельное осуществление контроля и надзора за работой отдельных органов и выполнением отдельных работ.

Открытые, общедоступные для каждого участника внутриправительственной сети информационные ресурсы позволяют избегать ситуаций, когда на определенном этапе прохождения информации по ступеням правительственной иерархии происходит умышленное ее искажение, утаивание одних фактов и фальсификация других. Возможность такой фальсификации сегодня часто является причиной распространения коррупции - из-за стремление некоторых чиновников скрыть определенные факты или добиться принятия выгодного для них решения.

Еще одним непосредственным следствием внедрения сервиса G2G является полный переход на электронный документооборот всех правительственных структур, который обеспечивает значительную экономию расходных материалов и времени младшего персонала, которое до сих пор расходуется на передачу, размножение, поиск и распространение документов.

Второй модуль электронного правительства - отношение Правительство - Бизнес (G2B), которое описывает взаимосвязи между государством и частной экономикой, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Государство имеет большое количество разнообразных связей не только с отдельными гражданами, но и с юридическими лицами, представляющими экономику, предпринимательство и бизнес. Использование электронных средств и технологий облегчает оформление и реализацию разнообразных деловых процессов. Примерами таких отношений может служить проведение открытых торгов или тендеров через Интернет или электронная подача заявлений на внесение различных изменений .

На уровне G2B/B2G внедрение электронного правительства позволяет сократить затраты государственных органов за счет оптимального использования технологий аутсорсинга и создать более прозрачную систему государственных закупок (eProcurement) .

Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения, что уже успешно реализовано в республике Казахстан . Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.

Бизнес-организациям, тратящим непозволительно много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, электронное правительство позволит перевести в он-лайн следующие операции: выплаты в фонды социального страхования за сотрудников; уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций); регистрация новых компаний; предоставление информации в статистические органы; подача таможенных деклараций и т.п.

Третий модуль - Government-to-Citizen, взаимодействие между государством и гражданами. Функционирование сервисов G2B и G2C означает, прежде всего, создание соответствующих сетевых ресурсов, на базе которых уже строятся собственно сервисы.

Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система электронного правительства предоставляет гражданам следующие возможности:

Сокращение времени обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные веб-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п. Так, в Республике Беларусь уже доступна услуга электронного налогового декларирования с помощью веб-сайта удостоверяющего центра Республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» .

Предоставление услуг благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое -- достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри электронного правительства в фиксированные сроки.

Население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Почти 71% правительственных веб-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией .

Электронное правительство реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy) . Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством.

Люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение электронного правительства будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens" forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства. Такую услугу предоставляет веб-сайт ирладнского правительства .

Таким образом, сервисы G2B и G2C ориентированы на широкую аудиторию, на представителей всех социальных групп, которые так или иначе оказываются в сфере влияния этих сервисов. Профессиональная элита отрасли информационных технологий лишь координирует и корректирует процесс формирования информационного общества и реализации проекта электронного правительства. Пользователями сервисов электронного правительства постепенно становятся все социальные группы, поскольку цель создания электронного правительства - оптимизация социальных, политических и экономических процессов, связанных с властью.

Исходя из рассмотренных аспектов, можно сказать что органичное взаимодействие правительства, бизнеса и граждан в рамках проекта создания электронного правительства позволяет ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

Реализация инициатив ЭП будет обеспечена благодаря использованию структурированных, систематических подходов к планированию и реализации этих инициатив, основанных на разработке и реализации единой архитектуры ЭП.

Единая архитектура ЭП (далее ЕА) представляет собой структуру, отображающую взаимосвязи между всеми элементами ЭП и должна позволить идентифицировать и систематизировать существующие у различных министерств и ведомств потребности по использованию ИКТ, возможности по сокращению имеющейся избыточности, а также определить направления, по которым у них имеются однородные запросы на инвестиции в ИКТ.

Единая архитектура ЭП, являясь эталонной моделью процессов и структур государственного управления, представляет методологическую основу реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий. В этом качестве ЕА предназначена обеспечивать:

поддержку корректности целей отдельных проектов,

координацию проектов между собой,

оценку эффективности отдельных проектов,

оптимизации использования средств за счет устранения дублирования работ,

инвестирования в перспективные технологии и совместимые системы.

Ключевая роль ЕА четко проявляется на примере межведомственных проектов, где ЕА выступает в качестве единого "каркаса", который используется и как набор критериев оценки проектов и как один из обязательных нормативных и методических инструментов по выбору, выполнению и контролю эффективности проектов.

ЕА является целостным взглядом на то, что государство и отдельные ведомства делают, как они работают, и как ИКТ обеспечивают необходимую для этого поддержку. Без такого системного подхода реализация инициативы электронного правительства неизбежно будет сопряжена с большим количеством проблем и неэффективных затрат.

Общая структура ЕА состоит из трех архитектурных слоев, связанных требованиями реализации потребностей (рисунок 13):

архитектура деятельности;

системная архитектура;

техническая архитектура,

а также двух "сквозных" архитектурных компонент, имеющими свои отражения в каждом из трех предыдущих слоев:

архитектура непрерывности деятельности и безопасности;

архитектура производительности (эффективности).

В основе архитектуры деятельности должна лежать модель описания деятельности государственных и местных органов власти с точки зрения функций и процессов реализации этих функций. Эта модель должна описывать взаимные обязательства органов государственной власти, а также их обязательства по отношению к гражданам и бизнес-структурам.

Системная архитектура отражает главные связи предлагаемых государственными и местными органами власти услуг с прикладными архитектурными компонентами поддержки этих услуг средствами ИКТ прикладного уровня. Она содержит стандарты и рекомендации развития информационных систем государственных и местных органов власти, обеспечивающих реализацию государственных функций, а также базовых компонент и элементов ЭП, которые должны использоваться централизовано или многократно многими ведомствами: портал ЭП, удостоверяющий центр, национальная идентификационная система.

Техническая архитектура отражает возможности базовых информационно-коммуникационных технологий в качестве средств организации взаимодействия прикладных компонент системной архитектуры между собой, с источниками данных и с пользователями информационных систем. Данная архитектура включает в себя стандарты и рекомендации на используемые в государстве аппаратное и программное обеспечение, коммуникации, технологические стандарты и протоколы, а также методологию описания и стандартизации данных государственных информационных систем и стандарт на метаданные.

Архитектура непрерывности деятельности и безопасности предназначена для планирования, поддержки реализации и контроля на архитектурном уровне комплексов действий и средств, предназначенных для обеспечения непрерывности деятельности органов власти и систем ЭП с заданными значениями параметров и обеспечения информационной безопасности.

Рисунок 13. Единая архитектура ЭП.

Архитектура производительности (эффективности) ЭП и его компонентов представляет собой систему сбалансированных показателей и общих метрик для оценки значений производительности, результативности и эффективности компонентов ЭП по всей вертикали - от отдельных информационных систем и деловых процессов до главных результатов деятельности и их стратегических влияний (последствий).

К основным компонентам инфраструктуры ЭП относятся (рисунок 14):

Рисунок 14. Общая схема инфраструктуры ЭП.

  • 1. Портал ЭП, обеспечивающий реализацию единой точки входа к ведомственным информационным системам, ориентированным на предоставление интерактивных услуг гражданам и бизнес-структурам.
  • 2. Удостоверяющий центр, являющийся компонентом инфраструктуры открытых ключей, являющейся основой для обеспечения защищенного информационного обмена, санкционированного доступа к услугам, предоставляемым ведомственными информационными системами, а также подтверждение авторства электронных документов.
  • 3. Национальная идентификационная система, позволяющая идентифицировать субъекты взаимодействия.
  • 4. Единая защищенная транспортная среда, обеспечивающая функционирование и взаимодействие внутренних информационных систем, и защищенный выход в телекоммуникации общего пользования.
  • 5. Информационные системы ведомств и местных органов власти - поставщики электронных услуг.

Портал ЭП

Взаимодействие правительства с гражданами и бизнес-структурами должно быть организовано через портал ЭП, представляющий «единую точку доступа» ко всем электронным услугам и публичным информационным ресурсам госорганов.

На первых порах, необходимо определить набор электронных услуг, позволяющих гражданам и организациям получать образцы всех документов (бланков), которые требуется заполнять при контактах с госорганами, инструкции по их заполнению и распечатке, механизмы поиска документов по заданным критериям и полнотекстовый поиск. Такой подход позволит ведомствам заблаговременно стандартизовать формы электронных документов, спроектировать их вид и структуру полей так, чтобы они правильно отображались на экране терминала.

Необходимо разработать средства аутентификации и персонализация пользователей, обеспечить доступ к информационным ресурсам и услугам ЭП с помощью всех имеющихся средств коммуникаций (Интернет, электронная почта, мобильный протокол WAP и др.).

Необходимо организовать взаимодействие с платежной системой Республики Казахстан для осуществления финансовых транзакций.

Должен быть обеспечен последовательный запуск услуг ЭП в соответствии с выбранной стратегией и приоритетами, с учетом электронных услуг, реализация которых требует взаимодействия информационных систем различных ведомств.

Интеграция и взаимодействие различных услуг и информационных систем различных ведомств может осуществляться как посредством web-служб так и функциями маршрутизации сообщений.

Функции маршрутизации сообщений между информационными системами различных ведомств, а также трансформации этих сообщений на основе соответствующих XML схем в целях обеспечения совместимости информационных систем должны быть обеспечены через Правительственный шлюз, являющийся интерфейсом между порталом и информационными системами ведомств и местных органов власти.

Основными компонентами такого интерфейса являются:

Среда гарантированной доставки, трансформации и маршрутизации сообщений на базе стандартных Интернет-протоколов.

Коммуникативный XML-формат, который служит средством описания и организации информационного взаимодействия портала ЭП и ведомственных информационных систем. При этом данные могут по-прежнему храниться в прикладных системах и базах данных в своем внутреннем формате, но в случае необходимости их пересылки в другое приложение они будут трансформироваться в формат XML, как в промежуточный формат, понимаемый всеми системами.

Он должен основываться на базе метаданных, которые описывают состав и свойства данных, хранящихся в ведомственных информационных системах и методы доступа к ним. Метаданные, обеспечивающие эффективность поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов.

Применение коммуникативного XML-формата уже на этапе проектирования позволит разработчикам ведомственных информационных систем систематизировать, унифицировать и стандартизировать в определенной степени свойства ведомственных данных.

Функции непрерывной поддержки и развития коммуникативного XML-формата, основанного на описании ведомственных информационных систем в Регистре ИТР, необходимо возложить на национального оператора в области информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии».

Развитие портала с учетом темпов формирования и готовности элементов инфраструктуры ЭП представляет собой эволюционный процесс. Его внедрение должно происходить поэтапно.

Для реализации портала ЭП целесообразно приобретение стандартного, отлаженного программного обеспечения, реализующего большинство описанных выше функций.

Удостоверяющий центр

Удостоверяющий центр предназначен для поддержки процедур аутентификации пользователей на портале ЭП, обеспечивая подтверждение соответствия открытого ключа электронной цифровой подп иси закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также для подтверждения достоверности регистрационного свидетельства пользователя портала. Обращение к Удостоверяющему центру происходит только тогда, когда пользователь обращается к услуге, требующей подтверждения прав доступа к ней. После первого обращения электронные документы, сформированные пользователем портала в этом сеансе работы, автоматически подписываются его электронной цифровой подписью и приобретают правовой статус.

Задачей Удостоверяющего центра является также обеспечение защищенного электронного документооборота между государственными органами Республики Казахстан.

Электронные документы, подписанные в процессе работы, приобретают правовой статус в соответствии с законом РК от 7 января 2003 года №370-II "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

Работа Удостоверяющего центра должна базироваться на инфраструктуре открытых ключей, создание и полноценное использование которой позволит правительству гарантировать высокий уровень защищенности информации, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на конфиденциальность при их взаимодействии с государством, прав коммерческих структур на защиту коммерческой тайны, что приведет к расширению круга потребителей услуг е- правительства.

Технология аутентификации пользователей должна позволять использовать в качестве носителей ключевой информации специализированные персональные устройства, исключающие возможность подделки/тиражирования, например смарт-карты. Конкретный выбор устройства должен быть определен на этапе технического проектирования.

Важной задачей ведения персонального учета является определение принадлежности ключевой информации на электронном носителе данному физическому лицу. Решением здесь может быть применение методов идентификации на основе измерения биометрических показателей (отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза и пр.).

Национальная идентификационная система

Одной из основных функциональных компонент ЭП является национальная идентификационная система, обеспечивающая процедуры идентификации субъектов обмена информацией.

В настоящее время регистрация и идентификация физических и юридических лиц производится на ведомственном уровне. Существование различных идентификационных номеров, таких как, социальный индивидуальный код (СИК), регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и других, усложняет интеграцию информационных систем. Концепция ЭП требует наличия единого идентификационного номера. Решением является создание единых регистров физических и юридических лиц, имеющих на переходном этапе в качестве дополнительных атрибутов ведомственные идентификационные номера.

Индивидуальный идентификационный номер, должен присваиваться, с момента регистрации рождения, или обретением гражданства РК, а на переходном этапе - при выдаче удостоверения личности. Идентификационный номер должен проставляться и использоваться во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни. Он должен обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем и удовлетворять следующим требованиям: неизменность на протяжении всей жизни гражданина, минимально возможная длина, помехоустойчивость, возможность автоматического формирования в децентрализованном режиме.

Для улучшения качества услуг, предоставляемых правительством гражданам и бизнес-структурам, необходимо разработать мероприятия по внедрению удостоверений личности, основанных на микропроцессорных электронных технологиях, содержащих регистрационное свидетельство открытого ключа электронной цифровой подписи, предназначенное для прохождения процедуры аутентификации на портале ЭП. Кроме того, такие удостоверения личности могут содержать дополнительную личную информацию (водительское удостоверение, медицинскую и платежные карточки и т.д.) и должны в дальнейшем стать важнейшим элементом инфраструктуры е- правительства.

Реализация единого персонифицированного учета будет осуществляться через формирование ГБД «Физические лица».

ГБД «Юридические лица» предназначена для обеспечения единого учета юридических лиц и должна обеспечить интеграцию ведомственных регистров юридических лиц, таких как регистр налогоплательщиков, регистр юридических лиц статистических органов, регистр Министерства юстиции. Реализация этой базы данных должна обеспечить единую централизованную регистрацию юридических лиц.

ГБД «Адресный регистр» должна служить единственным источником адресной информации для информационных систем и программного обеспечения Национальной информационной инфраструктуры. Данный регистр должен содержать топонимическую и геонимическую информацию обо всех населенных пунктах, улицах, зданиях, квартирах и других объектах недвижимости. Адресный регистр также фиксирует изменение состояний адресной информации (переименование населенных пунктов, улиц и т.д., ввод в действие или прекращение действия топонимов и геонимов). Он должен базироваться на единой нормативно-справочной информации адресов для всех участников информационного пространства.

Единая транспортная среда государственных органов

В настоящее время, государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы (ИКС) независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды.

В частности, при реализации интегрированных распределенных многоуровневых систем (системы налогового и таможенного администрирования, казначейства и пенсионного обеспечения), отсутствие единой транспортной среды госорганов привело к созданию корпоративных коммуникационных сетей. При таком подходе происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, отсутствует единая политика безопасности, проблематична организация межведомственного взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства.

Решением является создание единой мультисервисной защищенной транспортной среды государственных органов (далее - ЕТС ГО РК) с участием операторов связи на базе современных технологий, которая позволит:

  • - организовать единую политику защиты информации и безопасности;
  • - объединить существующие и разрабатываемые ведомственные информационные системы государственных органов;
  • - создать виртуальные частные сети;
  • - снизить затраты на эксплуатацию ведомственных сетей государственных органов и сети межведомственного обмена информацией.

Создание ЕТС ГО РК на основе современных технических решений должно обеспечить организацию надежной общедоступной защищенной сети передачи данных с предоставлением услуг гарантированного качества обслуживания по передаче разнородного трафика (видео, голоса, данных) на базе современных технологий передачи данных.

Информационные системы ведомств и местных органов власти

Ведомственные информационные системы отражают специфику работы того или иного ведомства, связанную с его функциональным назначением. В настоящее время информатизация ведомств в основном ориентирована на автоматизацию внутренних бизнес процессов. В соответствии с данной концепцией архитектура ведомственных информационных систем должна быть пересмотрена и дополнена с учетом предоставления электронных услуг гражданам и бизнес-структурам. Во исполнение этого положения каждое ведомство должно принять свою программу информатизации отрасли.

В рамках ведомственных информационных систем формируются составляющие базы данных «Ресурсы Казахстана», представляющие собой множество самостоятельных баз данных, таких как: природных и минеральных ресурсов и недр, национальный нефтегазовый банк данных, библиотечные фонды и т.д.

Регистр недвижимости, является составной частью базы данных «Ресурсы Казахстана», и он является единым защищенным источником информации обо всех объектах недвижимости на территории Республики Казахстан, включая здания, сооружения, квартиры.

Земельный кадастр предназначен для хранения учетной информации о земельных участках.

Ведомственные информационные системы, реализующие электронные услуги, должны разрабатываться самостоятельно в соответствии с единой архитектурой ЭП.

Основными поставщиками услуг в рамках концепции являются информационные системы местных органов власти, обеспечивающие такие услуги как регистрация по месту жительства, оплата коммунальных платежей и т.п.

Информационные системы, реализующие электронные услуги на местном уровне разрабатываются централизованно, проходят апробацию в пилотных зонах и тиражируются в регионах.

Услуги сектора «правительство-правительство» обеспечиваются такими интегрированными информационными системами как единая система электронного документооборота, типовая система информационного обеспечения административно-хозяйственной деятельности государственных органов. Также здесь можно отметить такие ведомственные системы, как информационная система формирования республиканского бюджета и Ситуационная система государственного управления Министерства экономики и бюджетного планирования РК, интегрированная информационная система казначейства Министерства финансов РК, внедряемая система электронных государственных закупок Агентства Республики Казахстан по государственным закупкам и др.

В современном понимании термин "электронное правительство" (e-Government) трактуется прежде всего как "электронное управление государством", то есть максимальное использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий. По идее, реализация электронного правительства должна привести к положительным изменениям в отношениях правительства с тремя категориями "пользователей": обычными гражданами, государственными служащими и представителями бизнеса. Соответственно, эти отношения обозначаются как G2C - связь государства с гражданами, G2G - между государственными органами, G2B - отношения государственных органов и бизнеса. Таким образом, электронное правительство должно модернизировать все уровни государственного управления: от межведомственного взаимодействия до взаимодействия государства и граждан.

Более технологичное определение трактует понятие "электронное правительство" как систему государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Трактовка термина "электронное правительство" во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Она, прежде всего, связана с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Трактовка термина "электронное правительство" во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе, которым она порождается. Это, прежде всего, связано с пониманием функций электронного правительства на различных этапах его становления. Например, в России и Украине, где электронное правительство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность. Например, начальник департамента правительственной информации России Андрей Коротков так говорит об электронном правительстве: "Это неточный термин, мы не должны говорить об электронном правительстве, мы должны говорить о правительстве, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о Федеральном собрании, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о судах, которые используют информационные технологии. Мы говорим о некой коммуникационной среде, которая позволяет структурам власти и структурам гражданского общества, бизнесу взаимодействовать в единых стандартах, понятных друг для друга".

Широкое понимание электронного правительства выражает не только новый характер организационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Вместе с тем очевидна и бессмысленность автоматизации существующих неэффективных процедур управления. Если провести аналогию между корпорацией и государством, то можно сослаться на известный факт, заключающийся в том, что повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационно-компьютерной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга основных бизнес-процессов.



Итак, электронное правительство призвано выполнять функции регулирования информационных отношений между основными субъектами и государственными структурами. Среди целого ряда задач, решаемых электронным правительством, следует выделить такие важнейшие его составляющие, как обеспечение равных прав и доступа к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам, предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам, осуществление электронных государственных закупок, содействие развитию интернет-экономики, регулирование взаимоотношений между основными субъектами электронного бизнеса, осуществление дистанционных фискальных и контрольных функций, оказание дистанционных консультаций, обеспечение информационной безопасности и др.

Тема 10. Электронное правительство в системе государственного управления

1. Информационные технологии и новая миссия административной власти

Современные компьютерные технологии все активнее втор-гаются в работу властных структур, во взаимоотношения граж-дан и государства, определяют пути трансформации и модерни-зации государственного аппарата. 22 июля 2000 г . была принята Окинавская хартия глобального информационного общества , в которой подчеркнуто, то «информационно-коммуникацион-ные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных фак-торов, влияющих на формирование общества двадцать первого века . Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия пра-вительства и гражданского общества ».

Достижения информационных технологий видоизменяют характер деятельности государства и его структур. Новые ин-формационные технологии становятся новыми политико-ад-министративными технологиями . Внедрение информацион-но-коммуникационных технологий делает работу органов исполнительной власти более динамичной и гибкой, интерак-тивной . Повышается качество предоставляемых государством услуг, информирование граждан становится более полным .

ИКТ, с одной стороны , доставляют информа-цию, необходимую для нормального функционирования ин-ститутов государства, с другой стороны , позволяют гражданам реагировать на практическое осуществление государственной политики.

В структурном плане использование ИКТ в деятельности государственных учреждений означает конец внутренней и внешней «закрытости» исполни-тельной власти .

Ликвидация внутренней закрытости означает изменение не только организационных структур органов влас-ти, но и характера отношений между ними.

Ликвидации внеш-ней закрытости ведет к установлению иного типа отношений между администрациями и гражданами . Внедрение инфор-мационно-коммуникационных технологий в деятельность ор-ганов исполнительной власти постепенно уносит в прошлое традиции секретности в деятельности администрации и закла-дывает фундамент «стеклянного дома» (административной прозрачности).

Информационно-коммуникационные технологии изменя-ют миссию административной власти в двух направлениях :

1) политическая категория «интерес» приобретает новый смысл : технологически облегчая связи между государством и гражданами (что имеет и юридические последствия), инфор-мационные технологии возвращают государству его фунда-ментальные функции, которые становятся для властных структур более осознанными и способствуют акцентирова-нию внимания на первостепенных проблемах граждан ;

2) но-вые технологии позволяют более взвешенно перейти от регла-ментации к регулированию , создать новый регулирующий механизм.

Тем самым государство начинает более эффективно и в то же время демократично выполнять свои функции.

Работа в этих направлениях происходит на нескольких уровнях:

  • на теоретическом уровне речь идет о понимании информа-ции как ресурса управления , рассматриваемого наряду с чело-веческими и материальными и поставленного в один ряд с тру-дом и капиталом;
  • на техническом уровне создаются единые банки данных, компьютеризируется документооборот, технологизируется ад-министративная деятельность , что позволяет унифицировать отдельные узлы регуляционного механизма;
  • на уровне организаций возрастает стремление рассматривать информационный менеджмент как одну из приоритетных мно-гопрофильных задач , относящихся к организации в целом, а не к отдельным ее частям;
  • на государственном уровне расширяется диапазон обраба-тываемой органами государственной власти информации , рас-тут потенциал и децентрализация компьютерных систем, каче-ственно улучшается информационное обеспечение, исходя из задач органов исполнительной власти.

Развитие вычислительной техники, программного обеспече-ния, средств коммуникации позволило государственным структурам шире использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Современные компьютерные программы позволяют объединить ранее изолированные функции :

  • дело-производство,
  • информирование,
  • консультирование граждан.

Современные возможности компьютерных технологий :

  • открывают доступ к гораздо большему, чем когда- либо, объему информа-ции;
  • предоставляют возможность быстрой передачи и получе-ния информации;
  • позволяют дистанционно пользоваться ис-точниками оперативной информации, услугами крупнейших библиотек, баз и банков данных.

Вместе с тем задачи, условия функционирования и организа-ционные структуры исполнительной власти отличаются специ-фическими особенностями, не позволяющими схематично и без изменений переносить понимание рационализации, типичное для технической сферы, на политико-административное управ-ление. Органы исполнительной власти значительно различают-ся между собой, управленческая работа в гораздо меньшей сте-пени поддается формализации, чем может показаться на первый взгляд. Испытывая большую потребность в информации, ис-полнительные структуры не используют все имеющиеся в их распоряжении резервы информационного обеспечения. Это го-ворит о необходимости совершенствования информационного менеджмента, в частности принятия децентрализованных, предлагаемых самими пользователями решений.

Такие страны как Великобритания, США и Канада накопили к сегодняшнему дню богатый опыт использования этих технологий в государственном управлении, который и позволил сформировать концепцию «электронного правительства». Темпы, с которыми эти страны входят в современную стадию информационно-го общества, огромны.

Правительство Великобритании передвинуло дату окончания про-граммы развития электронных технологий в обществе с 2008 на 2005 г. В соответствии с этой программой с 2005 г. каждый житель страны, желающий иметь выход в Интернет, получил данную возможность; все правительственные службы разместили информацию в сети; страна стала одной из лидирующих в мире по использованию дан-ных средств в экономике.

В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использо-вания информационных технологий под общим названием «Общаю-щиеся канадцы» (« Connecting Canadians »). Уже в 2000 г. 57 % канад-цев имели доступ к Интернету.

В США , где электронные технологии в правительственной дея-тельности связаны еще с административными реформами начала 1990-х годов, движение за «электронное правительство» интенсифицировалось с приходом новой администрации Джорджа Буша-младшего. Это движение положено в основу административной реформы нового столетия.

Разворачивается процесс электронизации правительственной дея-тельности и в других странах. Так, в Германии в 1999 г. была принята специальная программа «Современному государству — современное управление» (« Modern State — Modern Administration »), базирующая-ся на принципах нового государственного менеджмента: работать лучше, а стоить меньше; выполнять задачи в конкурентных условиях; быть проницаемым и открытым. Для этого в 2000 г. с целью активиза-ции развития электронного правительства федеральным канцлером Герхардом Шредером была открыта программа « BundOnline 2005 EGovernment initiative », в соответствии с которой все услуги феде-ральной администрации, которые могут быть осуществлены через Интернет, переведены в онлайновую форму в 2005 г. Еще в 2002 г. около 69% населения склонны были решать свои проблемы с пуб-личными органами власти через Интернет.

2. Источники информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества .

Информация играет важную роль в организации взаимодей-ствия между государством и гражданином. Достаточная, пол-ная и понятная информация помогает обеспечить прозрач-ность в работе органов исполнительной власти, предоставляет гражданам возможность участвовать в подготовке политико-управленческих решений.

Информация, которую гражданин может получить от органа исполнительной власти, разделяется на несколько типов:

информация об услугах, предоставляемых гражданам ис-полнительной структурой;

информация о возможностях участия в принятии решений;

информация о делопроизводстве и методах работы государственных институтов;

справочная информация.

Основная проблема заключается в том, насколько доступны эти информационные услуги гражданам и каково их качество . Как правило, органы исполнительной власти не следят за тем, принимается ли к сведению гражданами их информация и нас-колько она им понятна.

Исполнительная власть, правительственные органы во всем цивилизованном мире осознают, что их успешная работа стано-вится невозможной без создания информационно-коммуника-ционных служб , работа которых базируется на следующих принципах:

  • общедоступность;
  • охрана конфиденциальности, личной тайны и безопасности;
  • соблюдение прав интеллектуаль-ной собственности;
  • просвещение и непрерывное (на протяже-нии всей жизни и в любом возрасте) обучение;
  • использование новейших достижений компьютерной техники и информацион-ных технологий.

Вместе с тем в определенных кругах формируется точка зре-ния , что централизация информационных ресурсов приведет к централизации власти правительства, позволит безраздельно распоряжаться информацией и монопольно осуществлять власть.

Весьма важно и то, как используется полученная информа-ция. Лица, принимающие решения, чаще полагаются на собственные знания и опыт, чем на информацию из других источников. Например, для того чтобы государственный служа-щий использовал в своей работе информацию из Интернета, компьютерная сеть должна стать широко доступным каналом, таким же, как и остальные каналы связи. Согласно данным оп-роса института Гэллапа, более половины государственных слу-жащих США относятся к Интернету настороженно. Они опаса-ются нарушения тайны частной жизни, избыточного объема информации, боятся лишиться личных контактов, страшатся переучивания и остановки в служебном росте.

История напоминает, что все крупные изменения в обществе вызывали его раскол, поэтому существует потенциальная воз-можность, что в результате технологической революции второй половины двадцатого века сформируются новые «имущие» и «неимущие», т. е. те, кто имеет доступ к информации, и те, кто не имеет. Какие тексты, звук и изображения появятся в Интер-нете, кто будет иметь к ним доступ — это во многом политичес-кие решения, которые принимают учреждения, предоставляю-щие информацию.

В информационном обществе вопросы сочетания свободы доступа общественности к информации исполнительной влас-ти и защиты ее конфиденциальности, тайны частной жизни и прав человека становятся особо актуальными.

По мнению французского ученого Г.Мэля , государство и его исполнительные структуры становятся «информационной ма-шиной» , которая собирает, производит и обрабатывает инфор-мацию . Гражданам эта машина — система государственных уч-реждений - должна давать доступ к правительственной информации, решать их насущные проблемы, защищать права и предоставлять возможность влиять на принятие решений, ка-сающихся их жизни. Открывая доступ к своей архивной инфор-мации, административные органы становятся прозрачными для граждан, но и граждане, в свою очередь, раскрываются с различных сторон. Поэтому необходимо разработать право-вые нормы, регулирующие и защищающие информацию с обе-их сторон .

Истинная мощь и преимущества компьютерных технологий ярко проявляются в Интернете. С появлением web -технологий государственные учреждения получили возможность разме-щать информацию о своей деятельности и сделать ее общедоступной. Простота их использования привела к тому, что к Ин-тернету стали подключаться рядовые граждане.

3. Электронное правительство и теория управления

Формирование электронных технологий осуществления прави-тельственной деятельности изменяет сам характер управления. В ин-формационном обществе по сравнению с традиционным осуществле-нием властных полномочий происходит становление новой структу-ры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредоточивается в понятии « governance ». Можно провести различия по ряду критериев между традиционным осуществлением власти и новым управлением .

Так, процессы принятия решений традиционно строились на контроле и выполнении команд , теперь основными параметрами становятся со-гласие и договор . Традиционное управление большое внимание уде-ляло праву и регламентам , современное - непринудительным нор-мам, коллективным рекомендациям, моральным соглашениям . Тра-диционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами , новое управление в условиях сетевого общества все больше включает в публичную власть такие формы, как комиссии, форумы, большие демократически организованные группы . Если ра-нее информация для управления была централизованной и засекре-ченной , то сейчас информация становится распределенной, открытой , а информационные процессы связаны с интерфейсами и протоколами, становятся сетевыми , включают сетевые форумы, образование и др.

Понятие « governance » отражает изменения , которыми характери-зуются и отношения гражданского общества и органов публичной власти , и отношения внутри организационной структуры государства . Считается, что сформированные межорганизационные сети в системе нового публичного управления отличаются от внутриорганизационных сетей в системе бюрократического управления .

Сети внутри ие-рархий, или внутриорганизационные сети , ставят отношения между акторами под управленческую структуру, которая регулирует разре-шение конфликтов и направляет поведение . Внутриорганизационные сетевые формы включают совместные предприятия, стратегические альянсы, деловые группы, предприятия с особыми правами, исследо-вательские консорциумы, контрактные отношения и межминистер-ские, межведомственные и межотраслевые образования . Хотя в по-следних сетях имеются конфликты, однако если уровень доверия и кооперативного сотрудничества в них высок, то здесь наблюдаются значительные сокращения трансакционных издержек, лучшее использование совместных ресурсов, больший уровень инновативности, т.е. больше условий, обеспечивающих эффективность управлен-ческой и общей деятельности. В этом отношении Интернет и новые информационные технологии создают дополнительный базис для по-вышения эффективности, хотя в правительственных организациях и наблюдается сопротивление переменам . Как пишет Жан Фоунтен , «внутриорганизационные сети, партнерство и консорциумы не могли бы функционировать на современном уровне без электронных средств. Тем не менее, возможности информационных технологий для быстрых перемен в структуре, системах и менеджменте еще не реали-зованы — и могут быть не реализованы. Исследователи постоянно от-мечают, что системы и структуры сопротивляются переменам, даже когда новые информационные технологии предлагают повышение эффективности. Для того чтобы использовать преимущества сетевого компьютерного пространства, организации должны быть способны сотрудничать как внутри, так и с партнерами по сети ».

Среди исследователей нет единства относительно того, как связа-ны административные реформы недавнего прошлого (новый государ-ственный менеджмент) и формирование электронного правительства. Некоторые считают, что сегодня наблюдается серьезный отход от прежних установок. По крайней мере, можно говорить о формирова-нии совершенно отличной модели публичного управления, изменяю-щей все его параметры. Другие более осторожны. Часто электронное правительство рассматривают скорее как новое средство для решения в значительной мере тех же задач, которые ставили реформы по моде-ли нового государственного менеджмента (сокращение затрат, эф-фективность, конкурентность и др.). В связи с этим не все элементы электронного правительства и направления в их развитии продолжа-ют прежние реформы.

В целом выделяют три основных элемента электронного прави-тельства:

  1. Электронная демократия и участие (e - democracy and participa - tion ) предназначены для формирования общественного мнения и вы-работки решений через электронные средства (голосование, граждан-ские сети и т.д.);
  2. Электронные производственные сети (electronic production net - work ) являются формами сотрудничества между публичными, а также пуб-личными и частными институтами через электронные средства;
  3. Электронные общественные услуги (electronic public services ) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, част-ных лиц или компаний через местные, региональные или националь-ные порталы.

Если первая составляющая имеет отношение в целом к политиче-ской системе, то две других в той или иной степени продолжают нача-тое. «Я не вижу, что реформы по модели нового государственного ме-неджмента или связанные с ними движения остановились, хотя мно-гие элементы были приспособлены к национальным нуждам и структурам, — пишет Куно Шедлер , один из известных исследователей нового государственного менеджмента. — Концепт "электронное правительство" является другой возможностью для изучения перемен в политико-административной системе. Мы должны, однако, не трактовать электронное правительство как наследника нового госу-дарственного менеджмента, а рассматривать этот концепт в качестве дополнительного интересного подхода к его аргументации».

4. Понятие «электронного правительства»

Развитие информации и электронных технических средств оказа-ло серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эф-фективности сбора, обработки и использования информации в про-цессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить за-метные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Особую интенсивность ин-формационные технологии в государственном управлении приобре-тают в середине 1990-х годов, что выражается в появлении нового кон-цепта «электронное правительство» (« e - government »). Формируются и связанные с ним концептуальные понятия «электронная демократия» e - democracy »), «электронное управление» e - governance »).

В целом развитие электронного правительства следует за развити-ем электронного бизнеса и электронной коммерции. Выделяется «уз-кое» и «широкое» понимание электронного правительства.

В широ-ком смысле электронное правительство включает использование всех информационных и коммуникационных технологий от факсов до спутни-ковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности прави-тельства .

В узком смысле популярная интерпретация электронного правительства состоит в его определении как исключительно Интернет-активности правительства , «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой инфор-мации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия. Оно связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсив-ного, незатратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство».

Различают также «умеренную» и «радикальную» школы в интер-претации электронного правительства.

В первом смысле это понятие отражает совершенствование деятельности госу-дарственного управления посредством использования новых инфор-мационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению .

Во втором смысле электронное правительство выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего ком-плекса отношений государственного управления с обществом .

Все эти подходы и школы в определенной мере связаны с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Наиболее развитая стадия позволяет сформировать представление о «виртуальном государстве». Как пишет Джейн Фоунтен , «веб-порталы, которые позволяют применить к правительству бизнес-концепт "7 х 24 х 365" (доступные семь дней в неделю, два-дцать четыре часа в день, 365 дней в году) переструктурируют взаимо-отношения между государством и гражданами для того, чтобы они были проще, более интерактивными и эффективными. Виртуальное государство означает правительство, которое все более организуется через виртуальные агентства, кросс-агентства и публич-но-частные сети, чьи структуры и возможности зависят от Интернета и веб».

Журнал « The Economist » выделяет следующие аспекты электрон-ного правительства:

1) установление безопасной интрасети прави-тельства и центральной базы данных для более эффективного и коо-перативного взаимодействия между правительственными агентства-ми;

2) предоставление услуг на сетевой основе;

3) применение электронной торговли (e - commerce ) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности такой, как поставка и контракт;

4) цифровая демократия (digital democracy ) для более про-зрачной ответственности правительства.

Государство посредством электронных средств позволяет эффек-тивно предоставлять услуги населению, бизнес-организациям, совер-шенствовать взаимодействие между самими правительственными структурами. При этом достигаются общие цели деятельности госу-дарства :

  • укрепление и расширение форм сотрудничества между общест-вом и государством;
  • содействие экономическому и социальному развитию общества и граждан;
  • быстрое и эффективное реагирование на изменяющиеся усло-вия деятельности;
  • оптимизация предоставления услуг населению и бизнес-структурам; сокращение стоимости услуг;
  • повышение эффективности внутриорганизационных отноше-ний в государственном управлении;
  • развитие кадрового потенциала государственного управления;
  • повышение ответственности государственных служащих, поощрение их инициативы и повышение уровня прозрачности государст-венного управления в целом.

5. Основные этапы развития электронного правительства

Применение электронных и информационных технологий в госу-дарственном управлении проходит ряд этапов . Выделяют пять основ-ных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества го-сударственного управления).

Первый этап возникающее веб-присутствие — связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граж-дан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.

Второй этап продвинутое веб-присутствие — позволяет пользо-вателям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые систе-мы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап интерактивное веб-присутствие — характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населе-нию. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, де-партаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребно-стям и интересам. Пользователь может получать специализирован-ные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в элек-тронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап трансакционное веб-присутствие — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осу-ществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свиде-тельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразде-лениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нуж-ды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять дру-гие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись .

Пятый этап полностью интегрированное веб-присутствие — вы-деляется тем, что позволяет правительству осуществлять все услуги и связи через правительственный портал, а пользователю сети позволя-ет немедленно получать любую услугу. Отмечается, что здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства и организации его деятельности и функционирования чиновничества, подобно «вир-туальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрокра-тии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе раз-вития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т.д. Как пишет Джей Мун, «если предыдущие... ста-дии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, [последняя] стадия подчеркивает сетевую политическую ак-тивность граждан».

6. Порталы электронного правительства в мире

Уровень развития электронного правительства по странам, естест-венно, различен. Проводимые сравнительные исследования (некото-рые проводятся, например, с 1996 г. на основе Website Attribute Evaluation System (http : // www . cyprg . arizona . edu ) исследовательской группой по политике в киберпространтсве (the Cyberspace Policy Research Group ) в Университете Аризоны и Джордж Мейсон Универ-ситете (США)) показывают, что наиболее развитыми в этом отноше-нии являются Великобритания и Соединенные Штаты , затем идут Индия, Австралия, Канада и Япония . Страны отличаются по уровню прозрачности и интерактивности правительства. Так, Канадское пра-вительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.

Во Франции согласно циркуляру премьер-министра все министерства страны долж-ны были открыть свою страничку в Интернете до 31 декабря 1997 г. При этом требовалось обязательное соблюдение следую-щих требований: представленная информация должна быть ис-черпывающей и объективной, строго актуализированной, чет-кой, обеспечивающей равный для всех доступ, давать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В США аналогичный проект начал развиваться с 1 июля 1997 г ., хотя его идея возникла значительно раньше. Создание Национальной информационной инфраструктуры (доктрина N11) являлось одним из предвыборных обещаний А.Гора еще в 1991 г. и было им успешно выполнено. Сегодня все органы госу-дарственной власти США не только имеют представительство в Интернете, но и активно взаимодействуют с гражданами с по-мощью электронной почты . Определяя значение современных ИКТ для развития государства и общества, А. Гор отмечал: «Эти магистрали, точнее, сети распределенного интел-лекта, ...позволят сделать информацию общедоступной, налажи-вать связь и общение на уровне мирового сообщества. Это станет источником постоянного и устойчивого экономического роста, позволит укреплять демократию, находить лучшие решения за-дач охраны окружающей среды в глобальных и местных масшта-бах, улучшить здравоохранение и, наконец, в полной мере ощу-тить себя настоящими хозяевами нашей маленькой планеты».

В настоящее время функционирование электронного правительст-ва организовано в Интернет-порталы , т.е. комплексные электронные средства, обеспечивающие осуществление ряда функций правительства .

Интернет-порталы выполняют следующие функции:

  • поиск и получение информации;
  • взаимодействие граждан и организаций с органами государственной власти;
  • проведение органами государственной власти мероприятий для граждан и организаций;
  • предоставление общественных услуг.

В Великобритании основным правительственным порталом, обес-печивающим работу электронного правительства, является «Британ-ский сетевой портал для граждан» UK online Citizen Portal »: http : // www . ukonline . gov . uk ], который обеспечивает доступ к правительствен-ной информации и услугам. Он появился в 2001 г. Каждый день его по-сещают 123 тыс. визитеров. До этого с 1994 г. информационные услуги оказывал сайт Британского правительства www . open . gov . uk , который размещал сайты отдельных правительственных подразделений в алфа-витном порядке. Новый портал имеет выход на сайт «Вход в прави-тельство» (« Government Gateway »), который обеспечивает регистраци-онные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы). Основной портал дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т.д.

Канадское правительство было нацелено на предоставление полной информации и услуг правительства через сеть с 2004 г. Уже сейчас здесь действуют три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительст-вом. Это «Канадский сайт » (« Canada Site »: http :// canada . gs . ca ), «Прави-тельство он-лайн » (« Government On - Line »: http :// www . gol - ged . gs . ca ) и «Служение Канаде » (« Service Canada »: http :// www . servicecanada . gs . ca ). «Канадский сайт» появился в 1995 г. и является основным для предос-тавления услуг через сеть.

В Соединенных Штатах Америки главный правительственный портал « First Gov », введенный в действие в 2000 г., (http : // www . firstgov . gov ) служит реализации основных целей пятого этапа применения информационных технологий к государственному управлению. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений: правительство — граждане, правительство — бизнес, межагентские отношения. Этот портал объединил свыше 27 млн. федеральных правительственных страниц с целью более эффективного поиска информации и оказания услуг, следуя потребностям пользователей. В 2000 г. едва ли не каждое федеральное агентство, большинство штатов и огромное количество местных органов власти обеспечивали информацию и услуги через сеть. Медианное число услуг, обеспечиваемых через сеть правитель-ствами штатов, было четыре. Конечно, между раз-личными правительственными органами есть различия в осуществле-нии электронного правительства. Некоторые считают, что федераль-ное правительство существенно отстает от штатов. В штате Мериленд, например, уже к 2002 г. планировалось 50% услуг осуществлять через сеть, а к 2004 г. — уже 80%. Нынешняя администрация США прилага-ет значительные усилия по электронизации своей деятельности.

Имеются различные суждения относительно уровня эффективно-сти электронного правительства . Его создание радикально не измени-ло институциональную структуру государственного управления. Вме-сте с тем новые электронные и информационные технологии посте-пенно становятся необходимым элементом правительственной деятельности в различных странах, модифицируя, а иногда и ради-кально меняя подходы и отношения в административной среде. «Мода» на электронное правительство отражает современное состоя-ние информационного общества, позволяющего делать администра-тивно-государственную деятельность и структуры более открытыми, прозрачными и эффективными .

Сравнение стратегий формирования электронного правительства , например, в России и Германии, позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, в западных странах ее цели и задачи более конкретны и связаны с административной реформой, во-вторых, они самым тес-ным образом связаны с развитием электронной демократии , хотя имеются и свои сложности. Например, в той же Германии из 90 об-следованных городов 89% не имеют стратегии развития электронного правительства и не имеют информации об ожиданиях своих граждан относительно электронного правительства. Основными недостатками внедрения считаются (по мнению проф. Майкла Брайтнера):

- невысокая активность использования электронных подписей;

- недостаточная стандартизация услуг и деятельности;

- отсутствие необходимых правовых норм;

- недостаточное технологическое обеспечение;

- информационная перегрузка;

- слабый менеджмент и организация (организационное сопротивле-ние);

- проблемы сознания и культуры;

- дефицит стратегии и политики.