Курсовая работа нормирование управленческого труда. Нормирование труда Организация нормирования труда управленческого персонала

1.3 Особенности нормирования труда управленческого персонала

Нормирование труда служащих -- одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления производственными объединениями и предприятиями. К служащим в настоящее время относятся руководители, специалисты и технические исполнители.

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных видов норм :

· нормы времени (выработки);

· нормы обслуживания;

· нормы управляемости;

· нормативы численности.

Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих, подразделяются на две группы: аналитически-расчетные и аналитически-исследовательские.

Аналитически-расчетные методы основываются на предварительной разработке нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей.

Аналитически-исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении. С их помощью в любом подразделении могут быть установлены затраты труда, учитывающие специфические особенности работы анализируемого исполнителя или коллектива. Однако, поскольку эти методы основываются на изучении затрат времени, они, как правило, ориентируют на существующий темп работы в анализируемом подразделении.

Аналитически-расчетные методы нормирования труда могут дифференцироваться в зависимости от вида нормативных материалов. При этом нормативные материалы делятся на семь видов :

* нормативы времени -- регламентированные затраты времени на выполнение единицы нормируемого вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. В отличие от норм нормативы определяются на какой-либо вид работы, а не на конкретную работу. Кроме того, нормативы могут быть рассчитаны на несколько вариантов одного и того же вида работы, а нормы устанавливаются на строго определенные условия;

* нормативы численности -- регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции в определенных организационно-технических условиях.

В качестве примера можно привести любую формулу степенной или линейной зависимости, предназначенную для расчета нормативов численности по той или иной функции. Для определения нормативной численности достаточно наличия численных значений факторов. Однако на практике для еще большего упрощения использования нормативов, как правило, разрабатываются нормативные таблицы;

* нормативы централизации работ -- регламентированное отношение численности работников заводоуправления предприятия (объединения) к общей численности служащих по функциям управления или в целом по предприятию (объединению);

* нормативы числа подчиненных (используются вместо терминов «норма» или «норматив управляемости») или обслуживаемых работников;

* регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять (обслуживать) один работник.

В качестве примера можно привести нормативы числа рабочих, подчиненных мастеру механообрабатывающего участка;

* нормативы соотношений численности различных категорий служащих -- регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование нормируемых работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Нормативы соотношений численности выражаются либо относительной величиной соотношений, либо в процентах. Они могут разрабатываться для различных категорий служащих (соотношения между инженерами и техниками, между руководителями и специалистами и т.д.). В последнее время получила широкое распространение практика установления нормированных заданий отдельным категориям служащих, в частности конструкторам и технологам;

* нормированные задания -- это установленные на основе нормативов времени объемы работ, которые должны выполнять исполнители (коллективы исполнителей) за определенный календарный отрезок времени с соблюдением установленных требований к качеству результатов труда. Нормированные задания могут устанавливаться специалистам и техническим исполнителям, в труде которых преобладают периодически повторяющиеся работы.

В условиях коллективной формы организации труда целесообразно установление коллективного нормированного задания (например, конструкторской бригаде, занятой конструированием сложной части изделия).

Аналитически-расчетные методы нормирования труда дифференцируются и в соответствии с видами применяемых нормативных материалов.

Нормирование труда по нормативам и нормам времени применяется, как правило, на простых, стабильных, повторяющихся работах (машинистки, учетчики и т.д.), а также для нормирования многих конструкторских, технологических и проектных работ. Для последних используются укрупненные нормативы времени.

Нормирование труда служащих с помощью нормативов времени имеет много общего с нормированием труда рабочих. Здесь, так же как у рабочих, рассчитываются нормы времени на отдельные повторяющиеся операции (работы), затем определяется трудоемкость всех работ как сумма произведений трудоемкости выполнения отдельных работ на их количество, а после этого -- численность служащих.

Для расчета численности служащих применяется следующая формула :

где Ч с -- среднесписочная численность служащих, чел.;

Т -- суммарная трудоемкость всех закрепленных за анализируемым подразделением работ, нормо-часы;

Ф п -- полезный фонд времени одного работника, ч;

К вн -- планируемый процент выполнения норм;

К 3 -- оптимальный коэффициент загрузки работой служащих.

В условиях равномерной загрузки и напряженности нормативов, обеспечивающих 100%-й средний уровень их выполнения, оба коэффициента К вн и К з равны единице, а численность определяется простым делением трудоемкости на полезный фонд времени одного работника.

Во всех других случаях К вн должен рассчитываться с учетом значения этого коэффициента за прошлый период и планируемого повышения производительности труда в результате проведения различных мероприятий и освоения работниками трудовых процессов.

Наиболее сложным вопросом расчета численности в условиях неравномерной загрузки является определение оптимального коэффициента занятости. В настоящее время этот коэффициент может быть строго рассчитан для некоторых категорий служащих. В остальных случаях он определяется с помощью экспертных оценок специалистов и данных об удельном весе потерь времени из-за неравномерности поступления заданий на выполнение работ в предшествующие периоды.

Нормирование труда служащих с использованием нормативов численности, децентрализации работ, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию, по функциям управления и должностям, а также для установления соотношений между различными категориями служащих. Этот метод используется при наличии соответствующих нормативных материалов, разработанных в отраслевом или межотраслевом разрезе.

В настоящее время находит применение нормирование труда служащих по нормативам численности, основанное на изучении влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления. Методика расчета нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем установления зависимости численности служащих от соответствующих факторов с последующей корректировкой уровня напряженности нормативов.

На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях факторов по группе базовых предприятий путем применения методов математической статистики для данной группы предприятий строятся нормативные формулы по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид :

где а 0 - постоянный коэффициент уравнения регрессии;

Х 1 , Х 2 ,...,Х п -- значения факторов;

а 1 , а 2 ,...,а п -- коэффициенты регрессии.

Разработка нормативов численности служащих состоит из следующих этапов:

* установление перечня функций управления служащих для предприятий отрасли, определение их содержания, состава структурных подразделений и должностей по каждой функции;

* выбор базовых предприятий для расчета численности служащих;

* логический выбор факторов, влияющих на объем и трудоемкость работ по функциям управления;

* сбор данных о численности служащих и числовых значениях факторов;

* корреляционный анализ зависимостей между числовыми значениями факторов и численностью служащих по функциям;

* выбор наилучшего варианта нормативных формул, определение поправочных коэффициентов и корректировка формул;

* доработка и утверждение нормативов.

Нормативы численности служащих могут разрабатываться не только по каждой функции управления предприятием, по группам функций, но и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям служащих (конструкторы, технологи, нормировщики, бухгалтеры). Нормативы численности, как правило, определяются по нормативным таблицам, а данные таблиц рассчитываются на основе формул.

Нормативы централизации, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяются в случае, когда требуется распределить численность между подразделениями различного уровня подчиненности и рассчитать соотношения между отдельными категориями работников (руководителями и исполнителями, инженерами и техниками и т.п.). Такие нормативы рассчитываются по формулам. Однако нормативные соотношения и число подчиненных могут быть заданы также в виде средних величин или в виде неравенства. Так, норма числа подчиненных для старшего мастера может быть равна трем (или менее трех).

Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:

1. Опытный метод основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;

2. Экспертный метод основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;

3. Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:

· нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);

· предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;

· соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.

4. Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.

5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.

Нормирование труда с использованием исследовательских методов применяется для работ, отличающихся спецификой организационно-технических условий их выполнения в различных подразделениях, а также в условиях, когда отсутствуют нормативы или достигнутый уровень организации труда выше, чем предусмотрено нормативами. Основа исследовательских методов -- изучение и анализ всех выполняемых работ на базе фотохронометражных наблюдений непосредственно в анализируемых подразделениях. Последующая обработка данных о затратах рабочего времени обычно производится путем построения фактического и рационального балансов затрат рабочего времени .

Проводя анализ результатов наблюдений, используют также и современные математические методы: линейное программирование для распределения работ между отдельными сотрудниками; теорию массового обслуживания; моделирование процесса обслуживания для учета неравномерного поступления работ.

Нормирование труда служащих с использованием исследовательских методов может применяться для корректировки нормативных значений в случаях, когда организационно-технические условия выполнения работ иные, чем предусмотрено в нормативах. Преимущество этих методов перед другими заключается в том, что они не требуют готовых норм и нормативов. Проведение наблюдений непосредственно на рабочих местах нормируемой группы служащих дает возможность учесть все специфические условия выполнения работы.

Для анализа затрат рабочего времени и нормирования труда служащих практически применимы любые методики совершенствования организации труда, при этом одной из главных задач является правильный их выбор, который зависит в первую очередь от специфики труда анализируемой категории служащих. Например, при анализе труда работников, связанных с большим объемом документооборота, целесообразно применять графические методы анализа.

Нормирование и оплата труда

Понятие «оплата труда на предприятии» включает в себя не только заработную плату, но и компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе премии (ст. 129 ТК РФ). Трудовой кодекс обязывает выдавать зарплату в рублях (ст. 131 ТК РФ)...

Нормирование и оплата труда

Принципы оплаты труда внетарифных и руководящих сотрудников фирм Оклады выше тарифных ставок могут устанавливаться индивидуально. Это, однако, осуществимо только на небольших или средних предприятиях, на которых руководящих сотрудников...

Организация и расчёт календарно-плановых нормативов однопредметной непрерывно-поточной линии

Особенности нормирования труда при организации работы

Сменная выработка погрузчика определяется по формуле: Нсм= wТо= w Тсм Ков (1,1) Где w - чистая часовая производительность; Ков- коэффицент основного времени; Тсм - время смены (час)...

Особенности нормирования труда при организации работы

Выполнение технически обоснованных норм, предусматривающих высокопроизводительное использование транспортных средств и погрузчиков...

Оценка расходов на организацию работы электрического, теплосилового и энергоремонтного цехов

Планирование численности управленческого персонала ведется на основе норм управляемости...

Понятие и состав себестоимости продукции

Существует несколько систем оплаты труда АУП: 1) Система должностных окладов. Устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника...

Прибыльность труда. Социальное партнерство

Продолжительность труда работника определяется его рабочим временем. Рабочее время -- это установленный законодательством отрезок календарного времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка...

Расчет календарно-плановых нормативов и технико-экономических показателей однопредметной непрерывно-поточной линии

Расчёт численности контролёров, кладовщиков, уборщиков, подсобных рабочих, ИТР и управленческого персонала. При укрупнённых расчётах число контролёров можно принять исходя из нормы обслуживания одним контролёром 10-12 рабочих мест...

Управление производительностью труда на предприятии

На заводе ОАО «Прибор» с начала двухтысячных годов ведется реформирование, которое также плотно затрагивает и управленческий труд, как таковой. Все его подразделения являются в самостоятельными бизнес-единицами. Таким образом...

Экономика организаций

Для эффективной организации оплаты труда на предприятии необходимо знать, какое количество труда необходимо для выполнения той или иной работы, т. е. установить меру труда каждого работника - норму труда)...

Экономическая эффективность внедрения автоматизированных систем управления

Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимается совокупность инструментальных средств конечного пользователя...

ГЛАВА 2. НОРМИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Нормирование труда управленческого персонала

При нормировании труда управленческого персонала используются два метода:



Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду, включают нормы времени на разработку перспективного плана по труду и заработной плате, годового плана по труду и заработ-ной плате, на расчет баланса рабочего времени. Численность эконо-мистов по труду (нормативная) определяется c учетом выполнения работ, не предусмотренных типовыми нормами, по формуле (5):

Чн = (Т1 * К1) / Fд) * Кпз, (5)


Нормативы времени, выполняемые экономистами по финансо-вой работе, содержат оперативное время на разработку финансовогоплана, планирование кредита, кредитование под материально-товар-ные ценности, отчетность предприятия по финансовой деятельно-сти, расчет норм (нормативов) оборотных средств, учет и контрольрасчетов c поставщиками и потребителями, оперативную работу, контрольно-аналитическую деятельность, претензионную работу, оформление платежей работающих.
При расчете нормативной чис-ленности экономистов по финансовой работе учитывается также тру-доемкость работ, не предусмотренных сборником (уточнение финан-совых показателей, информация o выполнении плановых заданий по реализации в вышестоящие финансовые органы, согласование и ре-шение вопросов c финансовыми органами, банками, поставщиками, потребителями и др.).

При прямом дифференцированном нормировании применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы, выполняемые экономистами по труду, и др.
Методологические основы нормирования труда специалистов и технических исполнителей определяются особенностями содержания труда этой категории работающих. Содержание управленческого и инженерно-технического труда определено сущностью обособившихся функций работающих по координации, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Функ-ция управления является основным объектом организации и норми-рования труда руководителей, специалистов и технических исполни-телей, поскольку разделение труда по функциям определяет конкрет-ное содержание труда каждого работника или группы работников,одновременно выполняющих данную функцию. По характеру вы-полняемых функций содержание труда руководителей, специалистов и технических исполнителей разделяется на три категории - осуще-ствление руководства, разработка решений и подготовка информа-ции. Разделение труда по этим функциям определяет должностной состав руководящих, инженерно-технических работников и служа-щих предприятия. При нормировании труда этих категорий работни-ков решаются две задачи:
1) определяется трудоемкость отдельных видов выполняемых работ;
2) выявляется необходимая численность работников.
Прямое нормирование труда специалистов и технических исполнителей, занятых конструкторской и технологической подготовкой производства, на основе нормативов времени является прогрессивным методом нормирования в связи с появлением возможности установления рациональной организации труда, предусмотренной в нормативных материалах.
Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации установлены на принятый измеритель и выражены в часах. B различных системах норм и нормативов конструкторского труда используют различные единицы измерения нормируемых работ: лист чертежа стандартного формата, деталь, схема, конкретная работа (операция), документ, позиция (для спецификаций и ведомостей). B качестве показателей сложности проектируемых изделий приняты: число показателей технического уровня и число размеров на чертеже; отсутствие или наличие аналогов; число узлов в схеме и число деталей в сборочном чертеже и т. п.
Если чертеж или другая конструкторская документация выполне-ны на формате, отличающемся от принятого в сборнике норм, то на норму времени установлены поправочные коэффициенты в зависи-мости от фактического формата, типа производства проектируемых изделий, масштаба исполнения чертежей и доли использования в разработке аппликаций или оригиналов. При определении трудоза-трат конструкторов пользуются также поправочными коэффициен-тами, учитывающими принципиальную новизну, уровень унифика-ции, актуальность, прогрессивность, оригинальность, особые усло-вия эксплуатации (север, тропики, космос и т. п.), характер выпус-каемой продукции.
Расчет нормы времени на единицу работы производится следующим образом (6):

tшт = ∑tоп * Кдоп, (6)

где tоп- оперативное время на выполнение каждой единицы работы;Кдоп- коэффициент, учитывающий время на выполнениедополнительных работ, время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
Трудоемкость конструкторских работ по стадиям конструкторской подготовки производства определяют по формуле (7):

Тсi = tштi* Ni, (7)

где Тсi- затраты времени на соответствующую стадию выполнения конструкторской подготовки производства;tштi - норма времени на единицу работы i-го вида, определяемаяпо нормативам;Ni- количество выполняемых или подлежащих выполнению работ.
Виды норм, применяемых при нормировании труда специалистов и технических исполнителей, представлены в таблице 27.

Таблица 27

Виды норм и сфера их применения при нормировании труда специалистов и технических исполнителей


Категория
работников

Характер работы

основные

дополнительные

Специалисты

времени,
численности

соотношений

численности

соотношений,времени

Технические
исполнители

Однородные по составуи постоянно повторяющиеся

времени,
выработки

соотношений,
численности,
обслуживания

Нестабильные по составуи повторяемости

обслуживания

соотношений,
времени,
численности

В настоящее время созданы и применяются типовые нормы времени на разработку конструкторской и технологической документации, единые нормы времени на чертежные и копировальные работы, типовые нормы времени на перевод и обработку научно-технической литературы и документации, нормативы численности инженеров по научно-технической информации, отраслевые нормы трудовых затрат на конструкторские работы наиболее массовых должностей.
Типовые нормы времени построены главным образом в зависимости от группы сложности деталей или изделий.
Единые нормы времени на вычерчивание и копирование установлены в нормативных таблицах в зависимости от сложности и насыщенности чертежей. На эти работы предусмотрены 6 показателей сложности и 10 показателей насыщенности чертежей при их вычерчивании и копировании, при нормальной (100 %) степени заполнения применяют поправочный коэффициент на норму времени, соответствующий фактической степени заполнения чертежа.
Разновидностью дифференцированного нормирования является установление норм труда специалистам и техническим исполнителям по типовым нормам времени на эталоны работы. При нормировании чертежных и копировальных работ применяются сравнительные способы нормирования по чертежам-эталонам, оформленным в аль-бом и утвержденным в установленном порядке. Процесс нормирова-ния этим способом осуществляется в два этапа: составление альбомаэталонов работ и оперативное нормирование. В каждой организации подбирают чертежи различной сложности и насыщенности, степени заполнения, которые нормируют строго по Единым нормам времени. B альбомах эталонных чертежей проставляются показатели сложно-сти, насыщенности, степень заполнения чертежа и нормы времени: чертежные и копировальные работы. Нормы времени на конкретные работы устанавливаются путем сравнения нормируемой работы c эталоном в нормативах времени.
B настоящее время на различных предприятиях машиностроения используют множество разнообразных местных норм и нормативов времени на работы по конструкторской и технологической подготов-ке производства. Местные нормы и нормативы времени по труду кон-структоров и технологов характеризуются в основном следующими элементами: объектом нормирования; оценкой сложности и новизны объекта нормирования; единицей нормирования; корректировкой полученных значений нормативных величин с учетом специфики конструируемого объекта; оценкой квалификационного уровня тру-довых процессов; показателями, характеризующими организацион-но-технические условия выполнения работ.
При определении трудозатрат конструкторов пользуются поправочными коэффициентами, учитывающими принципиальную новизну, уровень унификации, актуальность, прогрессивность, оригинальность, особые условия эксплуатации, характер выпускаемой продукции.
При нормировании труда этих категорий работников используются два метода:
1) дифференциальное прямое нормирование по единым и типовым нормам и нормативам времени;
2) укрупненное - по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений.
При первом подходе применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени (выработки) на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных и перфорационных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по де-лопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту про-дукции, на техническое оформление документов по учету личного со-става, на работы, выполняемые экономистами по труду, на програм-мирование задач на ЭВМ, на работы, выполняемые мастерами произ-водственных участков, экономистами по финансовой работе и другие заботы массовых должностей.
Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду, включают нормы времени на разработку перспективного плана по труду и заработной плате, годового плана по труду и заработ-ной плате, на расчет баланса рабочего времени. Численность эконо-мистов по труду (нормативная) определяется c учетом выполнения забот, не предусмотренных типовыми нормами, по формуле (8):

Чн = (Т1 * К1) / Fд) * Кпз, (8)

где Т1- затраты времени на работы, предусмотренные нормативной частью сборника;К1- коэффициент, учитывающий выполнение работ, не предусмотренных нормативной частью сборника.
Нормативы времени, выполняемые экономистами по финансо-вой работе, содержат оперативное время на разработку финансовогоплана, планирование кредита, кредитование под материально-товар-ные ценности, отчетность предприятия по финансовой деятельно-сти, расчет норм (нормативов) оборотных средств, учет и контрольрасчетов c поставщиками и потребителями, оперативную работу, контрольно-аналитическую деятельность, претензионную работу, оформление платежей работающих. При расчете нормативной чис-ленности экономистов по финансовой работе учитывается также тру-доемкость работ, не предусмотренных сборником (уточнение финан-совых показателей, информация o выполнении плановых заданий по реализации в вышестоящие финансовые органы, согласование и ре-шение вопросов c финансовыми органами, банками, поставщиками, потребителями и др.).
Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков, предназначены для расчета укрупненных норм времени, установления нормированных заданий, разработки и корректировки отраслевых нормативов численности мастеров, а так-же планирования их численности на предприятиях. Они содержат за-траты оперативного времени по видам работ в зависимости от влияю-щих факторов. При расчете нормативной численности мастеров про-изводственных участков, кроме трудоемкости нормируемых работ, рассчитанных по нормативам времени, учитывают также трудоем-кость работ, не предусмотренных нормативами, численное значение которых не должно превышать 10 % трудоемкости нормируемых ра-бот (участие в разработке положений o премировании, в комиссиях по тарификации рабочих, в организации смотров по организации труда и т. п.).
По аналогичной методике определяется нормативная числен-ность других специалистов и технических исполнителей, работаю-щих в экономических и административно-хозяйственных службах, для которых разработаны единые и типовые нормы и нормативы вре-мени.

При прямом дифференцированном нормировании применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы, выполняемые экономистами по труду и др.

Эффективность управленческого труда во многом зависит от пра­вильного определения трудоемкости отдельных видов выполняе­мых работ и установления на этой основе требуемой для их выпол­нения численности. Управленческий персонал предприятия при­нято делить на 3 группы:

Руководители;

Специалисты;

Технические исполнители.

Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятель­ности предприятия.

Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планирова­нию, контролю, подготовке, организации и управлению производ­ством. Поэтому основным объектом нормирования в данном случае являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью вы­полнения.

В зависимости от характера выполняемых функций управлен­ческий персонал предприятия можно условно разделить на следу­ющие группы:

Руководители предприятия и их заместители;

Линейные руководители в цехах и на участках;

Руководители функциональных подразделений;

Специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;

Специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;

Служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.

Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятии решении обусловливают применение различных методик нормирования и видов норм.

Для высших руководителей определяющими факторами, ко­торые учитываются в процессе определения их численности, яв­ляются число подчиненных работников или подразделений, зат­раты рабочего времени на выполнение закрепленных функции (работ).

Теорией и практикой для руководителя предприятия определе­на норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пред­елах от 5-6 до 8-10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превыше­нии этой нормы расчетным путем устанавливается потребность и заместителях.

Нормирование труда руководителей также включает в себя регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: ус­тановление времени проведения совещаний и их длительности, приема посетителей, рассмотрения корреспонденции, посещении цехов и т.д.



Для линейных руководителей при определении норм числа под­чиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику це­ха, количество служб учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчи­ненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных 1 мастеру, колеблется в весьма ши­роких пределах - от 10 до 60 человек и более при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, слож­ностью выполняемых работ и другими показателями, характери­зующими существующие условия производства. В каждом кон­кретном случае норма подчиненности для мастеров цехов может быть установлена по следующей формуле:

где Z - наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (в пределах 30-50 человек);

К с - коэффициент специализации, выражающий отноше­ние количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;

С р - средний разряд работы в цехе;

х - дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;

у - дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.

Для функциональных руководителей число подчиненных им ра­ботников определяется сложностью и трудоемкостью управлен­ческих процессов. Поэтому численность этой категории работни­ков рассчитывается по нормам управляемости.

Расчет данных норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера производства, уровня организации управления, выполнения фун­кций по управлению и других производственных факторов и усло­вий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязан­ностей в подчиненном ему подразделении и т.д.

Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5-10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязаннос­тей руководителя. Например, если руководитель совмещает ос­новные функции по руководству с исполнительскими функциями, берется минимальное значение нормы.

Для специалистов, осуществляющих экономико-организаци­онную и конструкторско-технологическую подготовку производ­ства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволя­ющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ труда, основана на использовании фактических данных по численности этих катего­рий работников в функциональных подразделениях на лучших за­водах. С помощью корреляционного анализа зависимости числен­ности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.

Исходная формула имеет вид:

где К - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

X, Y, Z - численные значения факторов;

а, в, с - показатели степени при численных значениях факторов.

На базе этой формулы может определяться численность работни­ков функциональных подразделений предприятия.

Работа по организации и

нормированию труда на предприятии

Работу по организации и нормированию труда, оплате и стимули­рованию возглавляют отделы организации труда и заработной платы (ООТиЗы). Они являются самостоятельными подразделе­ниями, подчиненными директору предприятия либо его замести­телю по экономике. Структура данного подразделения определя­ется масштабом и спецификой производства, принятой системой организации нормирования с учетом разделения труда между тех­нологической службой и ООТиЗом. На крупных предприятиях это могут быть управления организации труда и заработной платы, на средних - отделы, на небольших - бюро, группы в составе пла­ново-экономических отделов.

Эти службы организационно строятся либо по принципу про­изводственной структуры, либо по функциональным направлени­ям деятельности, либо по смешанной системе.

Формирование ООТиЗов по принципу производственной структуры обычно имеет место при наличии и равнозначности всех стадий производственного процесса - заготовительной, об­рабатывающей, сборочной. При этом каждое подразделение службы выполняет все виды работ по организации, нормированию тру­да и управлению. Поэтому должно комплектоваться специалиста­ми в области организации, нормирования и управления трудом, психологии, социологии и условий труда и др.

При функциональной схеме построения службы ООТиЗ ее подразделения формируются по направлениям деятельности. Обычно при достаточном объеме работ выделяют подразделения (бюро, группы), работающие в области:

Организации и нормирования труда основных рабочих;

Организации и нормирования труда вспомогательных рабочих;

Организации и нормирования труда руководителей, специалис­тов и служащих;

Совершенствования управления предприятием;

Планирования и учета социально-экономического развития;

Социальных и психофизиологических исследований;

Заработной платы и материального стимулирования

Работники отдела организуют и осуществляют следующую работу:

По разработке руководящих и методических материалов по вопросам организации, нормирования и оплаты труда, управ­лению производством, организуют по этим вопросам разработ­ку планов по цехам и предприятию в целом и осуществляют контроль за их выполнением, а также расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствова­нию организации и нормирования труда;

Принимают участие в разработке планов внедрения новой тех­ники и технологии производства, механизации и автоматиза­ции ручного труда, в работе по анализу использования произ­водственных мощностей машин, механизмов, экономичности технологических процессов (по затратам труда);

По учету, паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест, разрабатывают мероприятия по результатам аттестации и внедряют их совместно с другими службами предприятия;

По нормированию труда, анализируют выполнение норм выра­ботки, обслуживания и их качества, обеспечивают в установ­ленном порядке своевременный пересмотр действующих норм, не соответствующих достигнутому уровню организации производства и труда, а также контролируют правильность применения утвержденных норм;

Руководят разработкой и внедрением рациональных форм ор­ганизации труда и управления производством, прогрессивных методов труда специалистов и служащих, осуществляют рабо­ту по совершенствованию структуры аппарата управления, ор­ганизуют разработку штатных расписаний, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;

Принимают участие в рассмотрении проектов расширения и реконструкции предприятия по вопросам, связанным с органи­зацией труда и управления производством;

По аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой вводят доплаты и компенсации за отклонения от нор­мальных условий труда.

Для выполнения этих и многих других, возложенных на ООТиЗ за­дач его руководитель наделен соответствующими правами и несет ответственность за состояние организации и нормирования труда на предприятии в целом и в его структурных подразделениях.

На крупных предприятиях в составе ООТиЗов создаются лабо­ратории, специализирующиеся на проведении нормативно-иссле­довательских работ в области разработки нормативов и методоло­гии организации и нормирования труда.

Опыт предприятий по организации управления трудом весьма разнообразен как по разделению труда в этой сфере, так и по мето­дам и средствам работы. Наибольшее распространение получили централизованная, децентрализованная и смешанная системы ор­ганизации данной работы.

При централизованной системе работа по организации и нор­мированию труда сосредоточена в общезаводский службе - ООТиЗе. Это обеспечивает единство методологии, специализа­цию по видам работ и категориям работников, независимость от цехов, что оказывает положительное влияние на качество норм.

Организационные формы централизованной системы норми­рования труда могут быть разными. Однако среди них можно выделить 3 основные разновидности. В первом случае расчет норм труда полностью сосредоточен в ООТиЗе. Во втором - в отделе главного технолога, при разработке технологических процессов рассчитываются нормы времени на операции основного производ­ства. В этом случае отдел главного технолога отвечает за состоя­ние нормирования труда рабочих основного производства, а ООТиЗ - за нормирование труда во вспомогательном производ­стве. Чтобы обеспечить проведение единой политики в области нормирования труда на предприятии в целом, за последним сохра­нена функция методического руководства, планирования и орга­низации внедрения норм и нормативов. ООТиЗы отвечают за сос­тояние нормирования труда на предприятии.

В третьем случае технологической службой рассчитываются режи­мы работы оборудования и машинное или машинно-автоматическое время, а окончательно нормы времени разрабатываются в ООТиЗе.

При децентрализованной системе помимо общезаводского ООТиЗа в цехах создаются бюро организации труда и заработной платы (БОТиЗы). При этом работники бюро находятся в двойном под­чинении: в административном - у начальника цеха, в методологичес­ком - у ООТиЗа. Расчет норм при такой системе осуществляется в це­хах. Отметим, что здесь сложно обеспечить высокий качественный уровень нормирования труда ввиду отсутствия специализации среди работников, различного уровня их специальной подготовки, обеспе­ченности нормативными материалами, воздействия руководства цеха и рабочих на величину норм времени, которые часто используются в качестве регулятора уровня заработной платы.

На отдельных предприятиях применяется смешанная система организации работы по нормированию труда, при которой в ООТиЗе централизуется только расчет норм, а текущая работа по их внедрению, контролю за выполнением, анализу качества возла­гается на цеховых нормировщиков.

Анализ состояния нормирования труда

Анализ состояния нормирования труда на предприятии осущес­твляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действующих норм, расширения степени охвата нормированием различных категорий работающих, проверки и повышения качес­тва имеющихся нормативных материалов, разработки планов пе­ресмотра действующих норм и мероприятий по улучшению рабо­ты по нормированию труда.

Анализ качества действующих норм включает:

Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков на основе статистической и оперативной инфор­мации, материалов первичного учета;

Целевой анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков, ос­нованный на выборочной проверке норм методами техничес­кого нормирования;

Анализ применяемых нормативных материалов;

Анализ состояния нормирования труда рабочих-повременщиков;

Анализ состояния нормирования труда специалистов и слу­жащих;

Разработку мероприятий по повышению уровня нормирования труда на предприятии.

Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков проводится ежемесячно по материалам первичного учета и статистической отчетности. В соответствии с имеющими­ся рекомендациями такой анализ целесообразно проводить по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. При этом анализируются следующие показатели:

Распределение рабочих-сдельщиков по уровню выполнения норм выработки и средний процент выполнения норм выработки;

Количество пересмотренных норм, в том числе в сторону по­вышения.

В процессе анализа показатели рассматриваются и в динамике, что позволяет выявить тенденцию их изменений. При наличии отрица­тельных тенденций необходимо провести целевой анализ для вы­явления причин этих изменений.

В результате анализа уровня выполнения норм выработки оп­ределяется, в какой мере он отклоняется от среднего по предприя­тию и насколько это вызвано качеством действующих норм. С этой целью определяются максимально допустимые отклонения за счет различий в индивидуальной производительности труда рабо­чих по формуле:

где П в.н - средний процент выполнения норм по предприятию в целом;

М - максимальное отклонение индивидуальной произво­дительности труда отдельных рабочих от среднего уровня (принимается равным 33% для машинных и машинно-ручных работ, 50% - для ручных работ);

п - численность рабочих-сдельщиков в данном подразде­лении, чел.

Если среднее выполнение норм выработки по подразделению пре­вышает величину Д, это свидетельствует о низком качестве дей­ствующих норм.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на уровень выполне­ния норм оказывают влияние организационно-технические усло­вия производства, уровень квалификации и производственных на­выков рабочих, состояние трудовой и производственной дисцип­лины, индивидуальная производительность рабочих. Поэтому данные о выполнении норм по действующей отчетности, которая не полностью учитывает простои и сверхурочные работы, не могут достаточно точно характеризовать степень напряженности дей­ствующих норм.

Целевой анализ осуществляется на основе данных оперативно­го анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклоне­ний в напряженности действующих норм по отдельным подразде­лениям и профессиям рабочих. Его содержание определяется в зависимости от характера выявленных недостатков.

Например, если отмечается большое число рабочих, не выпол­няющих нормы, анализируются материалы учета использования и выясняются причины потерь рабочего времени, изучаются изме­нения в структуре кадров (увеличение удельного веса молодых ра­бочих, пришедших на производство).

Перевыполнение норм выработки может быть следствием име­ющихся недостатков в учете фактического объема работы, нару­шения технологии. Такие недостатки могут быть выявлены при анализе доплатных нарядов за работу, вызванную отклонениями от технологии, и за сверхурочную работу.

Если отмечается рост численности рабочих, значительно пере­выполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная проверка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотрасле­вым и отраслевым нормативам.

Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженнос­ти действующих норм, который может быть определен по формуле:

где St ф - сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин;

SН д - сумма действующих норм времени на эти операции, мин;

К - коэффициент, учитывающий нормативное время на об­служивание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ.

Проверка проводится непосредственно на рабочем месте в следу­ющем порядке:

Сопоставляются существующие и запроектированные органи­зационно-технические условия выполнения операции;

Сопоставляются фактическое и запроектированное содержание операции, анализируются методы и приемы ее выполнения и определяется рациональный вариант трудового процесса;

Проводятся хронометражные наблюдения, устанавливается фактическая продолжительность операции и ее элементов;

Сопоставляется продолжительность элементов операции по дей­ствующим нормам с результатами изучения затрат рабочего вре­мени, а также с межотраслевыми и отраслевыми нормативами;

Делаются выводы о напряженности действующей нормы.

Такая комплексная проверка позволяет оценить качество действу­ющих норм и разработать необходимые меры по его повышению.

Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков производится по следующим показателям:

Охват нормированием труда рабочих-повременщиков;

Удельный вес рабочих, работающих по нормам, установлен­ным на основе межотраслевых, отраслевых и других, более прогрессивных нормативов;

Качество действующих норм.

Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщи­ков, труд которых нормируется, и определяется по формуле:

где Ч н - численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.;

Ч общ - общая численность рабочих-повременщиков, чел.

Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи с этим реко­мендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к перво­му показателю. Данный коэффициент отражает структурный качес­твенный состав действующих норм и рассчитывается по формуле:

где ОП, ТО М,ТО Ц - удельный вес рабочих, выполняющих работы соответственно по опытно-статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по ме­жотраслевым, отраслевым и другим, более прогрессивным нормативам, в общей чис­ленности рабочих-повременщиков, труд ко­торых нормируется.

Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле:

Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии ра­бочего времени как отдельных рабочих, так и групп (бригад). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания). При значительных потерях времени сокращают численность работаю­щих или расширяют зоны обслуживания.

Для характеристики уровня нормирования труда специалис­тов и служащих используются 2 показателя:

Удельный вес специалистов и служащих, труд которых нормируется;

Уровень напряженности используемых нормативов.

Первый показатель нормирования труда специалистов и служа­щих рассчитывается по формуле:

где Ч н - численность специалистов и служащих, труд которых нормируется;

Ч об - общая численность специалистов и служащих.

Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:

а) охваченных нормативами численности:

где Ч н i , Ч ф i – соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;

б) охваченных нормативами времени:

где В - уровень выполнения норм по подразделениям;

Ч нр - численность специалистов и служащих, находящих­ся на сдельной системе оплаты труда, а также рабо­тающих по нормированным заданиям;

п - количество подразделений на предприятии;

в) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:

где Ч пф i , Ч пн i – соответственно фактическая и нормативная чис­ленность подчиненных;

т - количество подразделений предприятия, где при­меняются указанные нормативы.

По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширение сферы его применения. Эти меры должны предус­матривать:

Расширение сферы нормирования труда;

Установление и внедрение технически обоснованных норм вза­мен устаревших;

Своевременную замену норм выработки и обслуживания новы­ми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;

Пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм выработки и обслуживания на работах, трудоемкость ко­торых уменьшилась в результате общего улучшения организа­ции производства и труда, увеличения объема производства;

Разработку новых и совершенствование действующих норма­тивных материалов по труду и повышение на этой основе ка­чества норм;

Улучшение организационно-технического уровня производства и доведение его до уровня, предусмотренного нормативами.

Внедрение, замена и пересмотр норм труда

Нормы труда на производство продукции разрабатываются однов­ременно с технологическими процессами в соответствии с запро­ектированными при этом организационно-техническими условия­ми производства. Новые нормы, включая измененные и пересмот­ренные, вводятся по согласованию с профсоюзными комитетами.

О введении новых норм труда рабочие и служащие извещаются заб­лаговременно, но не позднее чем за месяц. Этому должно предшество­вать приведение организационно-технических условий производства и соответствие с запроектированными в нормах. При запуске в производ­ство новой продукции разрабатывают график достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и других тех­нико-экономических показателей. В этот период к технически обосно­ванным нормам устанавливается дополнительное нормированное вре­мя. Срок его действия определяется в каждом конкретном случае в за­висимости от сложности осваиваемого производства, изделия, технологического процесса, порядка подготовки производства и т.д. По мере освоения производства или приведения организационно-техни­ческих условий в соответствие с запроектированными дополнительное нормированное время уменьшается и в конечном итоге отменяется.

При временном отклонении фактических условий работы от запро­ектированных (несоответствие материала, инструмента, временное отклонение от технологии и т.п.) нормы не изменяются. В этом случае ра­ботнику устанавливается соответствующая доплата на период приве­дения фактических условий в соответствие с запроектированными.

Действующие нормы труда подлежат обязательной замене но­выми по мере внедрения в производство организационно-техни­ческих условий, обеспечивающих рост производительности труда. К таким мероприятиям относятся:

Ввод нового и модернизация действующего оборудования;

Внедрение более прогрессивной технологии, усовершенствование технологической и организационной оснастки, инструментов;

Улучшение конструкции изделий, механизация и автоматизация производственных процессов, рационализация рабочих мест;

Использование новых видов материалов, сырья, топлива и т.д.

Нормы труда должны также изменяться при увеличении или уменьшении партии изготавливаемых деталей или такта потока.

В целях поддержания прогрессивного уровня действующих норм они подлежат обязательной проверке при анализе качества норм или проведении аттестации рабочих мест. Если будет признано, что норма уста­ревшая или не аттестована, она подлежит пересмотру и замене. В случае, когда аттестация рабочих мест не проводится, пересмотр устаревших норм осуществляется по мере их выявления и включе­ния в календарные планы замены и пересмотра норм труда. Разра­ботка этого плана осуществляется на основе намеченных органи­зационно-технических или других хозяйственных мероприятий. План выносится на обсуждение коллектива и принимается в кол­лективном договоре.

Применение рабочим, бригадой по собственной инициативе новых приемов и методов труда, совершенствование своими сила­ми рабочих мест, повышение профессионального мастерства и достижение на этой основе высокого уровня выработки в период между аттестациями рабочих мест не являются основанием для пе­ресмотра норм труда по решению администрации. В этих случаях пересмотр норм может производиться только по инициативе кол­лективов или отдельных рабочих.

Оценка экономической эффективности мероприятий

по совершенствованию организации и нормирования труда

Оценка экономической эффективности мероприятий по совершен­ствованию организации и нормирования труда необходима для выбора наиболее перспективных направлений и расчета ожидае­мой экономической эффективности мероприятий при планирова­нии этих работ; сопоставления различных вариантов и выбора на­иболее эффективного из них; расчета экономической эффектив­ности, достигнутой в результате внедрения более совершенной организации труда.

Учитывая комплексный характер этих мероприятий, большин­ство из них в той или иной степени дают экономический, психофизи­ологический и социальный эффект. Экономический эффект достига­ется снижением трудоемкости продукции, потерь рабочего времени, высвобождением производственных площадей и оборудования, сни­жением материалоемкости и энергоемкости продукции и др. Психо­физиологический эффект достигается повышением работоспособ­ности работающих, сохранением их здоровья. Социальный эффект достигается повышением удовлетворенности трудом. Отметим, что и психофизиологический, и социальный эффект в конечном итоге соз­дают условия для повышения мотивации труда, заинтересованности в его результатах, а следовательно, ведут к росту производительности и качества труда, то есть к экономическому эффекту.

Расчет экономической эффективности мероприятий по совер­шенствованию организации и нормирования труда в основном ба­зируется на тех же принципах, что и определение эффективности новой техники. Если эти мероприятия внедряются в комплексе с мероприятиями по совершенствованию техники, технологии и ор­ганизации производства, то определяется суммарная экономия от внедрения всего комплекса мероприятий.

Основными показателями экономической эффективности яв­ляются:

Рост производительности труда;

Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).

Прирост производительности труда (DП ) можно рассчитать, определив:

Увеличение выработки продукции в расчете на одного рабо­тающего;

Снижение трудоемкости продукции;

Снижение потерь и непроизводительных затрат рабочего времени;

Сокращение численности работающих;

Увеличение продолжительности фазы устойчивой работоспо­собности.

Прирост производительности труда за счет увеличения выработки продукции определяется по формуле:

где В 1 и В 2 - показатели выработки на одного работника в год в сопоставимых ценах соответственно до и после реа­лизации мероприятий по совершенствованию орга­низации и нормирования труда.

Прирост производительности труда в результате снижения трудо­емкости продукции (работ) определяется по формуле:

где Т - снижение трудоемкости продукции (работ) в резуль­тате внедрения данных мероприятий, %.

Прирост производительности труда за счет снижения потерь и непро­изводительных затрат рабочего времени определяется по формуле:

где Э вр - снижение потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, %.

Прирост производительности труда за счет сокращения числен­ности работающих определяется по формуле:

где Э ч - экономия численности (высвобождение) работаю­щих после внедрения мероприятий, чел.;

Р ср - расчетная среднесписочная численность работаю­щих, исчисленная на объем производства плани­руемого периода по выработке базисного перио­да, чел.

Прирост производительности труда за счет увеличения продолжи­тельности фазы устойчивой работоспособности в результате улуч­шения условий труда определяется по формуле:

где Р 1 и Р 2 - удельный вес длительности фазы повышенной рабо­тоспособности в общем фонде рабочего времени до и после внедрения мероприятий, улучшающих усло­вия труда;

К П - поправочный коэффициент, отражающий долю прироста производительности труда, обусловлен­ную функциональным состоянием организма че­ловека в различных условиях труда (принимается равным 0,2).

Коэффициент К П получен на основе статистической обработки фактических данных. Он учитывает фактическое несоответствие величины прироста про­изводительности труда приросту удельного веса величины фазы повышен­ной работоспособности.

Прирост производительности труда в целом в результате внедре­ния комплекса мероприятий определяется по формуле:

где - сумма относительной экономии численности работающих по всем мероприятиям.

Годовой экономический эффект (Э г ) - экономия на приведенных затратах в рублях - рассчитывается по формуле:

где С 1 и С 2 - себестоимость единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия, руб.;

В 2 - годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятия в натуральном выражении (шт., т, м 3 и т.п.);

Е н - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности инвестиций;

З ед - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.

При расчете годового экономического эффекта, достигнутого в результате совершенствования организации и нормирования труда, обычно отдельно рассматривается изменение условно-переменных и условно-постоянных элементов себестоимости продукции.

К условно-переменным расходам относятся: производ­ственная заработная плата (основная и дополнительная), зат­раты на материалы и полуфабрикаты, технологическую энер­гию и топливо, транспортировку и переработку отходов про­изводства, контроль продукции. При расчете экономической эффективности принимается, что величина этих расходов из­меняется пропорционально изменению объемов производства продукции.

К условно-постоянным расходам относятся амортизацион­ные и эксплуатационные расходы, связанные с оборудованием, зданиями, сооружениями, технологической и организацион­ной оснасткой; расходы на освещение, отопление, содержание административно-технического персонала. Абсолютное значе­ние этих расходов за определенный период времени можно считать не зависящим от объема производства, а их величину, отнесенную к единице продукции, - обратно пропорциональ­ной объему производства.

С учетом деления себестоимости продукции на условно-пере­менные и условно-постоянные расходы расчет годового экономи­ческого эффекта производится по формуле:

где а 1 и а 2 - условно-переменные расходы на единицу продукции (работ) до и после внедрения мероприятий, руб.;

У - годовая сумма условно-постоянных расходов в ба­зисном периоде, руб.;

В 1 и В 2 - годовой объем продукции (работ) до и после внедре­ния мероприятий в натуральном выражении.

Положительное значение Э г означает, что мероприятие по совер­шенствованию организации и нормирования труда экономически эффективно.

Если возникает необходимость выбрать из нескольких воз­можных вариантов мероприятий наиболее целесообразный, выбирается тот, при котором себестоимость продукции (работ) и сопоставимые единовременные затраты будут минимальными, то есть

С + Е н З ед ® min.

При оценке мероприятий по совершенствованию организа­ции, нормирования, условий и оплаты труда, кроме подсчета об­щей экономической эффективности, также используются различ­ные частные показатели, в том числе относительная экономия (условное высвобождение) численности работающих, экономия от снижения отдельных элементов себестоимости продукции, прирост объема производства.

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Метод упрощенных наблюдений предполагает фиксирование времени, которое затрачивает служащий на обработку определенного вида документов. Нормы устанавливаются путем арифметических операция обязательно с учетом сложности и условий работы, вида документов и особенностей работника;

Метод самофотографии рабочего времени является разновидностью метода упрощенных наблюдений. Чтобы установить, сколько времени в среднем затрачивается на обработку определенного типа документов или на выполнение определенного вида работ, необходимо получить данные за достаточно продолжительный период времени;

Метод моментных наблюдений ─ наиболее точный и распространенный. Сущность заключается в проведении случайных наблюдений за деятельностью персонала и записи того, что происходит в данный момент наблюдения. Специфика использования данного метода определяется, главным образом целями и задачами, стоящими перед исследователями;

Метод нормирования труда по элементам обеспечивает высокую точность результатов в области нормирования. Разработка норм времени этим методом включает четыре этапа:

─ Проведение хронометражных наблюдений;

─ Оценка темпа работы;

─Добавление времени на отдых;

─Расчет нормы времени;

Особенностью большей части методов количественной оценки управленческого труда является анализ затрат рабочего времени персонала. Темп работы оценивается субъективно наблюдателем. Точность оценок определяется уровнем квалификации наблюдателя, т.е. эти методы нельзя назвать научными.

Метод корреляционного анализа влияния факторов научно более обоснованный, хотя выбор факторов при отсутствии строгих методик их отбора также страдает субъективизмом оценки. Следует признать, что специфика управленческого труда делает неизбежным некоторый субъективизм в его оценке. Это, однако, не снимает актуальности проведения такого рода работ. Задача состоит в подборе метода применительно к определенным условиям.

Вопрос 34. Особенности оплаты труда различных предприятий отрасли.

Данную тему следует начинать с изучения применения видов оплат труда:

    повременная оплата труда применяется на строго регламентированных работах, где работник не влияет на количество выпускаемой продукции (например, вахтер, гардеробщик и т.д.);

    повременно-премиальная оплата труда применяется там, где имеются нормативы затрат труда (например, технолог, конструктор и т.д.);

    прямая сдельная оплата труда применяется там, где заработок работника зависит от количества изготовленной продукции и сдельной расценки;

    сдельно-прогрессивная оплата труда предполагает применение двух видов расценок: одна - для нормативного задания, а другая (повышенная) - для сверхнормативной продукции;

    аккордная система оплаты труда чаще других применяется в строительстве (рабочий (бригада) получают задание на выполнение работ за определенный срок);

    при коллективной оплате труда применяется коэффициент трудового участия;

    косвенная система оплаты труда применяется для персонала ремонтных служб.

В дальнейшем изучаются противоречие оплаты труда на предприятии:

    уровень дохода персонала должен быть достаточно высоким для привлечения квалифицированных и добросовестных работников;

    предприятие заинтересовано в уменьшении затрат на персонал, которые входят в себестоимость продукции.

Оплата труда работников предприятия - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В основном она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы. Основные государственные гарантии по оплате труда определены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, устанавливает для организаций бюджетной сферы минимальный размер тарифной ставки (оклада).

Существуют определенные принципы организации заработной платы на предприятиях:

    Средства на оплату труда должны быть реально заработанными, т.е. их сумма должна прямо зависеть от результатов деятельности предприятия, от полученных доходов, от рационального использования ресурсов, экономии текущих затрат.

    Заработная плата должна выполнять стимулирующую функцию. Низкий уровень оплаты труда не стимулирует эффективный труд, превращает заработную плату в социальную выплату.

    Оплата труда должна осуществляться с учетом различий в количестве, качестве, интенсивности, сложности труда, условиях труда и квалификации работников.

    Каждый работник должен видеть связь заработной платы с результатами своего труда и труда всего коллектива.

Эти принципы реализуются через механизм формирования средств на оплату труда на предприятиях, тарифную систему, формы и системы заработной платы, организацию оплаты труда различных категорий работников.

Тарифная система предназначена для дифференцирования оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности. Она состоит из трех элементов: тарифных ставок; тарифных сеток; тарифно-квалификационных справочников.

Тарифные ставки определяют размер оплаты труда за единицу времени, например, час, день, месяц. Тарифные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.

Тарифные сетки определяют соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. На многих промышленных предприятиях в зависимости от квалификации все рабочие и работы делятся на шесть тарифных разрядов.

Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. В бюджетной сфере экономики постановлением Правительства Российской Федерации «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» для дифференциации в уровнях оплаты труда работников введена единая 18-разрядная тарифная сетка.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и такую нетрадиционную систему оплаты труда, как бестарифная система.

При бестарифной системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия. Заработная плата зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработную плату работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов по соглашению сторон трудового договора в пропорции к средней заработной плате работников организации. Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.). Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника.

Среди мер, направленных на повышение эффективности управленческого труда, особое место занимает нормирование. Нормирование труда необходимо для правильного построения аппарата управления, организации и оплаты труда его работников, рационального распределения обязанностей и ответственности, расстановки кадров, определения оптимальных нагрузок и создания объективных условий для производительной работы управленческого персонала.

Переход к рынку резко обострил проблемы нормирования вследствие усиления процессов разделения и специализации труда в сфере управления. Появление новых профессий и видов управленческой деятельности, связанных с маркетингом, менеджментом, финансированием, сбытом и переработкой сельскохозяйственной продукции, усложнение структуры функциональных обязанностей управленческих кадров, в том числе из-за сокращения аппарата управления, резкое увеличение объема принимаемых управленческих решений повлекли за собой рост трудоемкости выполнения функций управления. Возникла объективная потребность в пересмотре норм управленческого труда и их научном обосновании.

Применительно к управленческому персоналу нормы труда устанавливают меру затрат труда на выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства за определенный период времени в конкретных организационно-технических условиях. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника требуемой квалификации на выполнение единицы работы, либо косвенно - через численность работников, которая необходима для выполнения определенной функции управления. Сложность нормирования управленческого труда обусловлена его специфическими особенностями: разнообразием функций управления и видов работ в пределах одной функции, опосредованной связью (через труд других людей) с конечными результатами функционирования организации, интеллектуальным и творческим характером. Все это не позволяет создать какие-либо универсальные нормы затрат труда, пригодные для всех функций и видов управленческих работ. В связи с этим подход к нормированию управленческого труда должен быть дифференцированным.

С учетом специфики труда руководителей и специалистов выделяют следующие нормы. Нормы времени - это время, необходимое для выполнения определенной управленческой функции в конкретных условиях производства. Нормы времени измеряются в человеко-часах. На их основе устанавливаются дневные, месячные и годовые нормированные задания - объем работ, который должен выполнить специалист (группа специалистов) за определенный период времени с соблюдением установленных требований к качеству труда. Нормы времени и нормированные задания позволяют определять численность групп специалистов и отдельных работников и рационально распределять объем работ между ними в соответствии с квалификацией и занимаемой должностью. Итоги выполнения нормированных заданий дают возможность объективно оценить результаты труда и применить системы материального стимулирования при выполнении большего объема работ и достижении определенных качественных показателей. Однако эти виды норм в сельскохозяйственных организациях применимы к ограниченному кругу работников аппарата управления, которые выполняют периодически повторяющиеся, четко регламентированные работы (делопроизводство, счетные, стенографические и др.).


В случае, когда нормы не могут быть установлены из-за нестабильности круга обязанностей и содержания функций управления, а также отсутствия строгого регламента и технологии выполнения, следует использовать нормы обслуживания, управления и численности.

Нормы обслуживания определяют максимальное количество земли, скота, техники, которое способен обслужить работник управления в установленное время. Нормы обслуживания применимы к специалистам сельскохозяйственной организации (агрономам, зоотехникам, ветврачам, инженерам и т. д.). На их основе устанавливают штат работников аппарата управления и численность специалистов.

Действующие нормативы требуют систематического уточнения и обоснования.

Нормы численности - это число работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения организационно-производственных управленческих функций и работ.

Нормы управляемости - число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю, позволяющие наиболее эффективно выполнять управленческие функции в соответствующих организационно-технических условиях и при нормальной интенсивности труда.

Нормы управляемости определяются на основе изучения возможностей восприятия и переработки информации, физических возможностей человека, сложности управленческих работ. Норма управляемости для руководителя организации варьирует в зависимости от числа ступеней в структуре управления, характера взаимосвязей общехозяйственных и нижестоящих звеньев управления. В двух- и трехступенчатой структурах управления норма управляемости для руководителя слагается из численности главных специалистов, руководителей, подчиненных ему вторичных производственных подразделений, вспомогательных и обслуживающих производств; в четырехступенчатой - из численности заместите­лей по производственным, коммерческим, хозяйственным и другим вопросам, главных специалистов отраслей основного производства. Принято считать нормальным закрепление за одним руководителем 5-7 главных специалистов; за главным специалистом - 4-8 специалистов и бригадиров; за бригадиром - 25-45 непосредственных исполнителей.

Расчет норм затрат и результатов труда производится на основе глубокого анализа производственного и трудового процессов, проектирования рациональных технологий и организации труда. Исходя из этого рассмотренные нормы труда не исчерпывают всех нормативных характеристик трудового процесса. В состав норм труда следует включить также нормы сложности выполняемых работ, определяющие необходимую квалификацию специалистов, и нормы условий труда, прямо влияющие на его производительность.

Условия труда могут рассматриваться в различных аспектах: организационно-техническом (специализация рабочего места, его оснащение техническими средствами связи, компьютерами и др.); санитарно-гигиеническом (температура, шум, освещенность, вен­тиляция и т. д.); эргономико-эстетическом (планировка и цветовое оформление помещения и др.); социально-психологическом (содержательность труда, наличие в нем творческих элементов, характер взаимоотношений в трудовом коллективе) и правовом (нормы трудового права, обеспечение дисциплины труда, правила внутреннего трудового распорядка, виды юридической ответственности и др.) (рис. 27).