План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: сущность, порядок составления, структура. Как составить план финансово-хозяйственной деятельности учреждения Что такое план фхд бюджетного учреждения

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Требования к Плану ФХД

На официальном сайте для опубликования проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/projects?type=Grid#npa=83114 опубликован проект приказа Минфина России об утверждении Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – Проект). В настоящее время Проект прошел общественные обсуждения.
Проект предполагается применять при формировании Плана ФХД бюджетных и автономных учреждений на 2019 год. Одновременно утратят силу действующие в настоящий момент Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.
Учреждение составляет План ФХД в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее – орган-учредитель, Порядок органа-учредителя), и в соответствии с требованиями к плану, утвержденными Проектом.
В случае изменения подведомственности учреждения в течение текущего финансового года План ФХД подлежит приведению в соответствие с порядком органа-учредителя, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя после изменения подведомственности учреждения, в установленные им сроки. Напомним, что в настоящее время согласно п. 20 Требований № 81н при изменении подведомственности учреждения план составляется в порядке, установленном «новым» учредителем. То есть ранее требовалось составлять новый план, но при этом не был установлен срок, когда это нужно сделать.
Пунктом 2 действующих Требований № 81н установлено, что обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета (филиалы учреждения), составляют План ФХД по тем же правилам, что и головное учреждение.
Согласно п. 3 Проекта План ФХД может утверждаться для филиала, оказывающего государственные (муниципальные) услуги в соответствие с государственным (муниципальным) заданием, утвержденным учреждению, и осуществляющему полномочия по ведению бухгалтерского учета. При этом учреждение вправе решить, утверждать ли План ФХД такому филиалу или нет. Если принято решение о его утверждении филиалу, то требования Проекта, адресованные учредителям и учреждениям, относятся к учреждению и филиалу соответственно.
Аналогично, если федеральное государственное учреждение является учредителем подведомственных ему федеральных бюджетных и автономных учреждений на основании нормативного правового акта Правительства РФ, на него распространяются требования, установленные для учредителей (п. 4 Проекта).
План составляется на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) и утверждается на срок действия закона (решения) о бюджете.

В 2010 году началась реформа бюджетной системы, основанием которой послужил Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Данный закон призван расширить объем прав и повысить самостоятельность бюджетных учреждений, вследствие чего, изменяются механизмы их финансового обеспечения. Бюджетные учреждения переходят с бюджетной сметы на финансирование субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания. Основным документом, отражающим функционирование бюджетного и автономного учреждения, является План финансово-хозяйственной деятельности. Целью его составления является:

  • Планирование общих объемов поступлений и выплат;
  • Определение сбалансированности финансовых показателей;
  • Планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;
  • Планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения;
  • Управление доходами и расходами учреждения.

Положения приказа распространяются на , а также бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета.

Приказ устанавливает обязательные требования к плану финансово-хозяйственной деятельности, но не определяет его форму. Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности должен быть установлен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Плановые показатели по поступлениям отражаются в разрезе субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, поступлений от приносящей доход деятельности, поступлений от реализации ценных бумаг, публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) передаются в установленном порядке учреждению.

Плановые показатели по выплатам отражаются в разрезе следующих направлений расходов: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг, прочие выплаты, иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, а по группе «Поступление нефинансовых активов» - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

Изменение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем внесения корректировок, что позволит исполнить его в следующем периоде наиболее эффективно. Проведение анализа плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо для определения направлений использования денежных средств, их целевого расходования, эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Раздел III. Финансово-экономические основы управления современной школой

1. За счет каких средств осуществляется финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений с 1 января 2011 г.?

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 000. Напомню, что в соответствии с данным документом на федеральном уровне виды особо ценного движимого имущества могут определять, во-первых, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, во-вторых, федеральные органы государственной власти (государственные органы), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ. И наконец местная администрация устанавливает порядок для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности , и муниципальных бюджетных учреждений. полномочия учредителя , или в порядке, установленном правовым актом соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, руководителем бюджетного или автономного учреждения.

Для бюджетного учреждения на всех уровнях публичной власти - федеральном, субъекта РФ, муниципальном - перечни особо ценного движимого имущества определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.


8.
Кто уполномочен утверждать перечень особо ценного движимого имущества для автономных учреждений?

В автономных учреждениях только на федеральном уровне перечни особо ценного движимого имущества определяет так называемый учредитель. На уровне субъекта РФ определение перечня осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а на муниципальном - в порядке, установленном местной администрацией.

Ответ: Утверждение перечня особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений осуществляется приказами руководителя органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции и полномочия учредителя , или в порядке, установленном правовым актом соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, руководителем бюджетного или автономного учреждения.

9. Может ли учредитель уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение задания образовательному учреждению в течение срока его выполнения? Ответ: Изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета города Москвы государственному бюджетному или государственному автономному учреждению города Москвы на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.


10.
Какую часть средств разрешается направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда руководителям государственных учреждений? Ответ: Орган местного самоуправления (учредитель образовательного учреждения) формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений по следующей формуле
ФОТцст = ФОТ х ц, где:ФОТцст - отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ц - централизуемая доля ФОТ.
(Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ - 5% от ФОТ муниципальных образовательных учреждений. Размер ц устанавливается органом местного самоуправления).


11.
Для какого типа учреждения сохраняется субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения? Ответ: Казенные
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами . При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом , за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несетответственность по обязательствам автономного учреждения.

12.
Могут ли образовательные учреждения направлять средства, полученные на финансовое обеспечение выполнения госзадания учредителя, на иные цели? Ответ: Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований , предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

13. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с каким нормативным документом? Ответ: Статья 65 Закона об образовании. Размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования , не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей (присмотр и уход за детьми) с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также содержание детей (присмотр и уход за детьми) с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

14. Может ли оказывать платные услуги дошкольное образовательное учреждение в соответствии с целями и задачами, определенными уставом образовательного учреждения?

Ответ: Да. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

15.
При каких условиях организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения?

Ответ: Для перевода на УСН с ОСНО должны быть соблюдены ограничения по размеру доходов за девять предшествующих месяцев (45 млн рублей), остаточной стоимости основных средств (100 млн рублей), средней численности сотрудников (не более 100 человек).

16. Оптимальное значение доли фонда оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве, непосредственно осуществляющих учебный процесс, от общего фонда оплаты труда работников составляет…

Ответ:

Доля фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, от общего фонда оплаты

труда работников (оптимальное значение - 70%).

17. Базовый размер норматива финансового обеспечения содержания одного обучающегося 10-11 классов в образовательных учреждениях, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве?

Ответ: при 6-дневной учебной неделе 120 тыс. руб.

при 5-дневной учебной неделе 110 тыс. руб.

18. Оптимальное значение доли выпускников 9-х классов государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной межшкольной экзаменационной комиссией, по четырем учебным предметам, от общего числа выпускников 9-х классов?

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 марта 2011 г. N 86-ПП

О ПРОВЕДЕНИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Ответ: Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной межшкольной экзаменационной комиссией, по четырем учебным предметам, от общего числа выпускников 9-х классов (оптимальное значение -100%).

19. От чего не будет зависеть зарплата преподавателя в соответствии с новой системой оплаты труда?

Ответ: От стажа и образования.? ИСТОЧНИК?????

20. При каких условиях может производиться привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды учреждении дополнительного образования детей?

Ответ: 1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

21. Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения осуществляется за счет каких средств?

Ответ: Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано – образование, здравоохранение и т. д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета , но только не по смете, а путем предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

22. Возможно ли уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения?

Ответ: Изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета города Москвы государственному бюджетному или государственному автономному учреждению города Москвы на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

23. Что понимается под особо ценным движимым имуществом бюджетного учреждения?

Ответ:

Ответ: Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

27. Финансовое обеспечение деятельности какого типа учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы?

Ответ: Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

28. Какие субсидии предусматриваются бюджетным и автономным учреждениям?

Ответ: В связи с принятием Федерального закона от 01.01.2001 г. должна измениться форма предоставления бюджетных средств из бюджета бюджетным и автономным учреждениям. К новым формам финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений относятся:

    Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ; Субсидии на иные цели в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ; Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ.

29. Кем устанавливается порядок определения платы за услуги бюджетного учреждения для граждан и юридических лиц?

Ответ: Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом , в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учредитель ГБОУ.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" 10

30. Могут ли образовательные учреждения направлять средства, полученные на финансовое обеспечение выполнения госзадания, на иные цели?

Ответ: Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2010 года "О формировании государственного задания для государственных учреждений города Москвы"

31. Под особо ценным движимым имуществом понимается?

Ответ: а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

б)для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

в)для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

г) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;

д) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

32. Сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, которое осуществляется при выявлении органами государственного (муниципального) финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств называется…

Ответ: Блокировка расходов бюджета.

33. Кто и каким образом должен расплатиться по долгам ОУ, например, за поставленную ему в соответствии с договором мебель, если на счете этого учреждения отсутствует необходимая сумма?

Казенное ОУ - учредитель несет субсидиарную ответственность по свем долгам казенного учреждения

Бюджетное ОУ - несет ответственность по обязательствам (долгам) всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного.

Автономное ОУ - несет ответственность по обязательствам (долгам) всем имуществом, включая недвижимое, кроме недвижимого и особо ценного имущества, приобретенного за счет средств выделенных бюджетом.

34. В соответствии с новыми правилами оплаты труда педагогического коллектива директор образовательного учреждения должен адекватно трудовому вкладу сотрудников распределить между ними премиальную часть зарплаты. Высока вероятность того, что не все сотрудники сочтут его решение справедливым. Выберите для директора оптимальную стратегию принятия решения в этой ситуации.

Ответ: Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Ответ: Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. отношения конструктивного взаимодействия основных субъектов современных экономических процессов путем согласования их интересов (ответ);

36. Принципы осуществления государственной закупки ..

Ответ: -равноправное и справедливое отношение ко всем поставщикам;

Экономное и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов;

Открытость и прозрачность;

Подотчетность;

Ответственность.

37. В какие сроки учреждение должно сдавать отчет об исполнении государственного задания?

Ответ: Ежеквартально.

38. Любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе..

Ответ: Любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

39. Победителем аукциона на право заключить контракт, признается лицо..

Ответ: признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта

40. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать..

Ответ: уплату неустойки (штрафа, пеней).

41. Имеют ли право образовательные учреждения иметь свои лицевые счета в кредитных организациях?

Ответ: Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Бюджетное учреждение имеет лицевые счета в казначействе и не вправе открывать иных счетов.

42. Вправе ли государственное ОУ предоставлять гражданам платные образовательные услуги?

Ответ: Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

43. Что является важным моментом финансового планирования.

Ответ: Важным содержанием финансового планирования в хозяйствующем субъекте является определение его центров дохода (прибыли) и центров расхода.

Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему прибыль. Центр доходов имеет и другое название - профит (от фр. profit - «выгода, прибыль»).

Центр расхода - это подразделение хозяйствующего субъекта, которое является убыточным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в деятельности хозяйствующего субъекта.

44. Перечислите методы финансового управления.

Ответ:

Методы можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из обязательных документов, которые должны быть разработаны и утверждены автономным учреждением в соответствии с требованиями законодательства РФ.

По своей сути план финансово-хозяйственной деятельности для автономного учреждения является основным документом финансового планирования деятельности, аналогичным бюджетной смете, составляемой для казенных учреждений.

При этом в Законе об автономных учреждениях о плане финансово-хозяйственной деятельности сообщается немногое. Так, в п. 13 ст. 2 приведен перечень документов, открытость и доступность которых автономное учреждение должно обеспечить, и в число этих документов входит план финансово-хозяйственной деятельности. Он упоминается в Законе еще трижды. В ст. 11 при определении компетенции наблюдательного совета автономного учреждения установлено, что наблюдательный совет помимо прочих документов рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, а также проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности по представлению руководителя автономного учреждения . Копия заключения наблюдательного совета о рассмотрении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности и копия отчета о его исполнении направляются учредителю автономного учреждения.

Решение об утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности принимается руководителем автономного учреждения только на основании заключения наблюдательного совета (п. 3 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Как следует из и. 6 указанной статьи, заключение по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения дается простым большинством голосов членов наблюдательного совета.

Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения утверждается наблюдательным советом автономного учреждения по представлению руководителя автономного учреждения.

В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ Минфин РФ устанавливает требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Форма и порядок разработки плана финансово-хозяйственной деятельности с учетом требований Минфина России утверждаются:

О высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - по региональным автономным учреждениям;

О местной администрацией - по муниципальным автономным учреждениям.

Согласно требованиям Закона № 83-ФЗ, Минфином РФ утвержден Приказ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» . Данный приказ вступил в силу с 01.01.2012 и применяется к бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с утвержденными приказом Минфина России требованиями план финансово-хозяйственной деятельности должен состоять из трех частей - заголовочной, содержательной и оформляющей. В свою очередь содержательная часть включает в себя две составляющие - текстовую и табличную. В текстовой (описательной) части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся цели и виды деятельности учреждения, перечень услуг (работ), относящихся к основным видам его деятельности, а также сведения о балансовой стоимости имущества. В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся: о показатели финансового состояния (данные об активах и обязательствах учреждения и его подразделений); о плановые показатели по поступлениям - по основным источникам доходов учреждения;

о плановые показатели по выплатам - в части выплат, в целом соответствующих кодам операций сектора государственного управления.

Согласно приказу Минфина РФ, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения составляется на один год, если законом бюджет утверждается на финансовый год, и на три года, если законом бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период. План составляется в валюте РФ (рублях) с точностью два знака после запятой.

Основными целями формирования плана финансово-хозяйственной деятельности являются получение максимально качественных информативных параметров, объективно характеризующих деятельность и финансовое положение автономного учреждения на предстоящий год, а также оценка перспектив развития учреждения. С связи с этим можно дать следующее определение: план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения - обязательный документ, предназначенный для управления деятельностью автономного учреждения, содержащий запланированные на предстоящий год натуральные и финансовые показатели, которые дают целостную и объективную картину функционирования и финансового состояния автономного учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности можно рассматривать в качестве информационной базы при составлении отчетности, осуществлении анализа финансово-хозяйственной деятельности и стратегии развития автономного учреждения. Основной задачей составления плана является снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений о деятельности и развитии автономного учреждения в будущем.

Проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения формируется его финансовым подразделением (например, бухгалтерией при участии руководителя и экономистов) исходя из планируемых показателей деятельности учреждения на предстоящий год.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности согласуются с показателями государственного (муниципального) задания, установленного учредителем для автономного учреждения, поэтому он разрабатывается одновременно с бюджетом на очередной финансовый год (или на очередной финансовый год и плановый период).

Проект плана уточняется и формируется в окончательной редакции после утверждения в законодательном порядке соответствующего бюджета, установления государственного (муниципального) задания для автономного учреждения приказом органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, и доведения лимитов бюджетных ассигнований на оказание автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ.

Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить документ уже в новой форме и по новым правилам Минфина для плана ФХД на 2020 год. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.

Структура документа

Что изменилось в ПФХД

Раздел № 1

Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грандов. Вносите суммы с учетом новых требований:

  • код 613 — если гранд получен бюджетным учреждением;
  • код 623 — автономным;
  • код 634 — гранды для иных некоммерческих организаций.

В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывайте расходы на иные выплаты населению.

Раздел № 2

Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно по закону № 223-ФЗ.

Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.

Для чего нужен ПФХД

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из основных документов, которые определяют финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Он составляется ежегодно на один финансовый год либо на один год и плановый двухлетний период, в зависимости от того, на какой период утвержден бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.

Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. В 2020 году вступили в силу новые правила (приказ Минфина России № 186н от 31.08.2018). Приказ закрепляет требования к составлению плана, особенности формирования расчетов обоснований, порядок утверждения и рекомендуемый образец документа. Типовые бланки расчетов обоснований представлены в приказе Минфина России от 28.07.2010 № 81н, он действителен до 01.01.2019.

Документ составляется на основании:

  1. Утвержденного государственного или муниципального задания и показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг.
  2. Доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам.
  3. Прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной. приносящей доход, деятельности.
  4. Планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения.
  5. Экономических обоснований потребности в планируемых доходах и расходах.

Что меняется в правилах заполнения ПФХД на 2020 год

С 2020 требования к составлению ПФХД изменились: приказ № 81н перестанет действовать с 01.01.2019. Законодатели определили, что необходимо составлять план ФХД на 2020 год по новым правилам. Они утверждены приказом Минфина № 186н. Ключевые изменения представлены в таблице.

ПФХД на 2020 по приказу № 81н ПФХД на 2020 по приказу № 186н
Текстовая часть заполняется в обязательном порядке Текстовая часть отсутствует
Формируется таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения» Таблицу 1 убрали из формы, заполнять ее не нужно
Составляется таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» Расчетная информация указывается в разделе 1 «Поступления и выплаты»
Вносятся сведения в таблицу 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения» Заполняется раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»
Готовится таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения» Не заполняется
Заполняется таблица 4 «Справочная информация» (о публичных обязательствах, бюджетных инвестициях, средствах во временном распоряжении) Не заполняется
Подробное обоснование доходов не предусмотрено Готовится обоснование доходов по всем источникам финансирования
Формируются расчеты обоснования всех видов расходов

Законодатель установил необходимость приложения обоснования (расчетов) по всем показателям в части расходов. Рекомендуемый образец установлен в приложении № 2 к приказу 81н. Требование (ч. III приказа № 186н) предусматривает заполнение 18 форм, на усмотрение учреждения формы дополняются.

Кто и когда составляет план ФХД

Составлением проекта плана финансово-хозяйственной деятельности занимается подведомственное бюджетное учреждение. Бюджетные и автономные организации готовят проекты и внесение изменений в ПФХД.

Федеральные учреждения обязаны разместить плановый документ в государственной системе «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование».

Срок предоставления ПФХД назначает учредитель. Документ готовится в декабре, после формирования и доведения до подведомственных учреждений бюджета на следующий год и двухлетний плановый период.

Как правильно заполнить на 2020 год

Новая форма представлена двумя разделами: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам». Представим порядок составления и утверждения плана ФХД бюджетного учреждения в форме пошаговой инструкции:

  1. Заполняем поступления. В первой таблице приведены все возможные источники доходов. Исполнитель указывает расчетные показатели на следующий год и плановый период. Включаем расходы. В этой части расходная составляющая обобщается. Расшифровка — в следующем разделе. Равенство доходной и расходной частей обязательно.
  2. В графе 3 первой таблицы проставляем КБК для доходов (аналитический код) и расходов (КВР) соответственно. Все сведения берутся из приказа Минфина № 132н.
  3. В графе 4 указываем КОСГУ для отражения экономического значения планируемой операции.
  4. Разносим расчетные значения доходов и расходов по финансовым периодам. Для актуального ПФХД это 2020 и 2021-2022 годы.
  5. Детализируем расходы. Исполнитель вносит расшифровку выплат на каждый плановый период по КОСГУ.
  6. Заполняем второй раздел «Сведения по выплатам». Разбиваем расходные суммы на контракты, которые планируется заключить по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Разбивка делается и по датам заключения. Отдельно указываются соглашения, которые необходимо заключить до начала отчетного периода. В другую строку вносятся контракты, которые планируются к заключению в следующем году.
  7. Проверяем расчеты. После заполнения всех необходимых строк документ подписывает руководитель и ответственный исполнитель. Указываем дату составления.

Исполнитель готовит не только ПФХД, но и расчеты обоснования планируемых доходов и расходов. В новых требованиях Минфина № 186н подробно указано, какие виды расходов учитываются при составлении расчетов (обоснований), какими нормами и стандартами надлежит руководствоваться при их формировании. При расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.