Какие компоненты включает культура труда. Что такое культура труда? Фактор признания значимости труда для жизнеспособности страны в государственной политике

В узком смысле относится к правильной организации умственной деятельности, обязательном соблюдении техники безопасности и планировании периодов труда/досуга так, чтобы результат был получен в срок без перенапряжения организма. Большое значение имеет и сложившееся у человека отношение к проделываемой им работе. Уровень развития такого понятия, как культура труда, может сильно отличаться у разных людей. Ведь все порой замечали за своими коллегами, что один всегда умудряется сделать работу быстро, качественно и в срок, другой же, несмотря на все старания, постоянно не успевает, а работу свою выполняет небрежно. Такие результаты являются ярким показателем, что культура умственного труда этого человека оставляет желать лучшего.

Культура труда - фактор, обязательный для соблюдения при сильных нагрузках. Например - во время экзаменов, подготовки важного проекта. В те моменты, когда на человека сваливается сразу много работы, сопряженной со стрессами. По словам ученых, умственная нагрузка хотя и не выглядит напряженной, на самом деле требует гораздо больших энергетических затрат и усилий организма. Даже больше, чем физический труд. Причем затрагивает она не только клетки головного мозга, на которые приходится наибольшая нагрузка, но и все жизненные системы. Так сердце переводчика синхронного текста во время работы может совершать 160 ударов в мин. Это почти в два с половиной раза больше, чем в состоянии относительного покоя.

Последствия перенапряжения

Нейроны головного мозга человека, обеспечивающие его умственную активность, не могут работать бесперебойно. Особенно если не давать им отдыха. Это происходит, если человек не соблюдает такую важную дисциплину, как культура труда. Долго концентрируясь на одном и том же виде деятельности, он заставляет клетки мозга расходовать огромное количество энергии и белка. Но резервные способности организма, которые приходится задействовать в этом процессе, не безграничны. Тогда у человека срабатывает внутренний механизм защиты. Действие клеток автоматически затормаживается, они как бы выключаются во избежание перенапряжения.

Но люди придумали способы возобновить с помощью искусственных средств извне: кофе, сладкий энергетики, иногда даже лекарственные средства. К сожалению, такое вмешательство в отлаженный природный механизм не сулит ничего хорошего. Рано или поздно нейроны перестают справляться: нарушается метаболизм, после чего клетки погибают. В первое время последствия никак себя не проявляют. Дело в том, что клетки способны выполнять одновременно разные функции, в том числе заменять собой другие погибшие клетки и выполнять их задачи. Так что трудоголики продолжают погружаться с головой в работу. Беда становится очевидной, когда человек начинает сильно уставать, допускает упущения в, казалось бы, хорошо знакомых действиях, не может решить даже простые задачи. Чтобы такого не происходило, необходимо соблюдать умеренность и правильно распределять усилия в течение дня.

Как организовать свое рабочее время

Кажется непростым выполнять огромное количество работы и не уставать при этом. Но некоторым людям такое все же удается. Здесь нет никакого секрета. Успешный, плодотворный труд - показатель того, что человеком неукоснительно соблюдается культура труда. Для начала очень важно заняться самонаблюдением и определить свои биоритмы. Когда организм более всего настроен на работу, утром или вечером? Для одних подходят полуденные часы, другие наиболее активны ранним утром, в редких случаях просыпается под вечер. Лучше всего распределить свои усилия так, чтобы большая их часть приходилась именно на плодотворное время.

Также не рекомендуется пытаться решить несколько важных дел одновременно. Куда эффективней выбрать одно, самое актуальное, и сконцентрироваться на его решении. В ином случае человеку грозит переутомление. Это связано с некоторыми особенностями нашей нервной системы. При решении нескольких важных вопросов одновременно мозгу приходится создавать конкурирующие системы нейронов. Это, в свою очередь, приводит к утомлению центральной нервной системы и способствует возникновению чувств тревоги и неуверенности. Успех в решении задачи человеку в таком случае не грозит. А незаконченные дела, как известно, ведут к ощущению неудовлетворенности.

Еще одним важнейшим условием, которое предполагает под собой культура труда, является обязательное чередование работы и отдыха. Нельзя сидеть несколько часов над одним делом без передышки. Это не поможет решить трудную проблему, а наоборот, заставляет зациклиться на ней. Необходимо периодически отвлекаться на что-нибудь совершенно другое. При этом не рекомендуется полное бездействие. Наш мозг отдыхает, даже если просто переключить его работу на иной род деятельности. Тогда начинают работать другие отделы. Еще лучше будет заняться спортом, сделать зарядку или хотя бы пару несложных физических упражнений. Как вариант, можно пройтись по улице с собакой, сходить в магазин или на кухню, чтобы помыть посуду. Умственная деятельность обычно предполагает долгое нахождение в одной позе, а это плохо сказывается на мышечном тонусе. Живот и спина оказываются слишком расслаблены, ноги согнуты, шея напряжена, более того - в статичном положении ухудшается и замедляется кровообращение. Ввиду этого, ежедневные физические нагрузки являются очень важными для сохранения здоровья, а значит и

Также тем, чья деятельность заключается в интеллектуальном труде, не следует переедать. На свой рацион особенно следует обратить внимание тем людям, которые активному отдыху предпочитают вечер за книгой или компьютером. При слабой физической нагрузке происходит слишком малый расход энергии мышц, чтобы требовалось восполнять ее большим количеством пищи. Избыток калорийных продуктов в рационе ведет прямиком к увеличению веса, проще сказать - к ожирению. Оно же, в свою очередь, может стать причиной многих проблем со здоровьем, таких как болезни печени, сердца и суставов. может вызвать развитие диабета. Лучше всего заменить жирную и тяжелую пищу более полезными фруктами и овощами. Они содержат много витаминов, стимулирующих работу мозга, и мало калорий. Поэтому сложно злоупотребить такой пищей, даже если есть ее в больших количествах.

составная часть общей культуры народа; определяется культурным уровнем работника, его профессионализмом, образованностью, компетентностью, дисциплинированностью, формами общения с сотрудниками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА ТРУДА

система внебиологически выработанных механизмов (и соответственно "умения" их актуализировать), благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется деятельность субъектов труда. Функционирование и развитие К.Т. обеспечивает определенное социальное качество трудового процесса - основное условие реализации сущностных сил человека. Последние реализуются тем активнее, чем глубже и многограннее отражаются в индивидуальной и коллективной трудовой деятельности технико-технологические нормативы и социальные ценности труда, трудового коллектива, общества.

Объективные характеристики К.Т. представляют собой технико-технологические и социальные нормативы, обусловленные достижениями техники, технологии и организации производства и представляющие собой иерархию требований к человеку как исполнителю производственных функций и как личности. Субъективными характеристиками К.Т. являются социокультурные потребности трудящихся, образующие в своей совокупности тип ценностного отношения к труду. Исследование связей и отношений между этими характеристиками позволяет анализировать культуроформирующий эффект труда, который проявляется в единстве и противоречивом развитии процесса формирования индивидуальных способностей человека и процесса реализации его обогащенной социальным опытом индивидуальности в труде.

Культуроформирующий эффект труда обусловлен его содержанием в той мере, в которой он обогащает, в процессе присвоения существующей совокупности производительных сил, знания и способности человека, и характером труда в той мере, в какой он способствует полноте раскрытия личности и ее самовыражению в процессе созидательного труда. Вместе с тем профессиональное развитие, связанное с усложнением техники и технологии, нередко сдерживается ограничением социального и духовного развития трудящихся, несмотря на возможности научно-технического прогресса.

К.Т. развивается во взаимосвязи и взаимоусилении ее внешних и внутренних регулятивных механизмов. Если внешние связаны с управляющим воздействием на человека (путем приведения его социально-профессиональных характеристик и социокультурных потребностей в соответствие с возрастающими требованиями техники, организации труда и производства), то внутренние - с познанием и организацией человеком собственных сущностных сил как общественных. Именно за счет эффективности действия внутренних механизмов образуются социальные резервы повышения культуры труда. В современных условиях взаимодействие присвоения человеком существующей совокупности производительных сил и реализации этого опыта в трудовой деятельности отличается известной противоречивостью. С одной стороны, это проявляется в недостаточно быстром росте качества рабочей силы, способной к овладению существующими средствами труда и технологическими процессами, с другой - в далеко не полном использовании наличных способностей рабочей силы, ее интеллектуального резерва. Совокупность социально-экономических и технико-организационных противоречий, обусловливающих дисгармонию этих процессов, разрешается с помощью внешних и внутренних регулятивных механизмов К.Т., выявляющих резервы ее функционирования и развития.

В культуре труда исследователи выделяют несколько компонентов.

    Во-первых , это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая среда включает физические факторы (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т. д.) и технико-технологические факторы (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т. е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их.

    Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда предполагает создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности.

    Во-вторых , это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности. На поведение работников и эффективность трудовой деятельности оказывают влияние также такие факторы, как формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненные условия работников, их социально-психологические особенности, а также особые жизненные ситуации, способные оказывать влияние на выполнение работы. Психологи изучили те побудительные мотивы, которые определяют успех человека на его служебном поприще и являются основой его семейного благополучия. Не менее глубокий анализ выполнен ими и для выяснения причин недобросовестного отношения исполнителя к его работе. Чаще всего оказывают негативное влияние на выполняемую человеком работу: алкоголизм и наркомания, семейные конфликты, особенности личности, ее характер, умственные способности, уровень культуры.

    В-третьих , культура труда личности - это система ценностей и мотивов трудовой деятельности, уровень и качество профессиональных знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Она представляет собой органическое единство знаний и трудовой деятельности.

Важный компонент культуры труда - это профессиональные знания. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (водитель, врач, учитель, парикмахер, библиотекарь и т. д.). Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом, О качественной работе часто говорят, что она выполнена профессионально. Профессионализм - это результат обучения и опыта работы. Работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс его труда. Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса.

Важный элемент культуры труда работника - дисциплина. Условием нормальной трудовой деятельности является добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внутреннего распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы (трудовая дисциплина). Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т. е. получение продукта с заданными качественными показателями (технологическая дисциплина). Кроме того, показателем культуры труда работника является выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (договорная дисциплина). Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в производственной деятельности многих людей.

Культура труда личности во многом зависит от социально-психологических качеств участников трудовой деятельности. Среди них важно выделить трудовую мотивацию личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы трудовой деятельности человека. Культура труда человека проявляется также через совокупность его личных качеств, которые формируются в результате его участия в трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, чувство хозяина, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, инициативу, исполнительность и др. Трудовые качества личности и нормы поведения могут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, разгильдяйство). По совокупности трудовых качеств можно оценивать уровень трудовой культуры личности.

Итак, в процессе труда и связанных с ним трудовых отношений не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники: они приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, совершенствуют формы взаимодействия. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии.

Культура труда имеет также экономическое измере­ние: так, при правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой». Таким образом, НОТ у Гастева - это еще и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура - в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условности», кото­рая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и ус­ловную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», - обязанность и право каждого человека. Эти качества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчи­няться общей задаче (иначе - исполнительством), энту­зиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется социальны­ми установками, составляющими «искусство коллектив­ной работы» . Основное правило совмес­тного труда - скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не соб­ственное «я», а общие интересы. Научиться этому труд­нее, чем овладеть индивидуальным тренажером.

На вершине пирамиды культуры труда у Гастева находится культура рабочего класса. Приобретенные каждым работником индивидуальные навыки закрепля­ются четкой организацией совместной деятельности, которая пробуждает жажду творчества и стремление усовершенствовать свое орудие труда. Осознание того, что средства производства теперь являются собственно­стью класса, формирует в пролетариате принципиаль­но новое, творческое отношение к труду. Рабочий ста­новится творцом и распорядителем, он как бы сливается со всем заводским механизмом. К производству, в кото­ром человек каждый день выковывает частицу своего «я», он будет относиться как к своему собственному делу. Так вопросы культуры труда выходили на проблему от­ношения к труду.

Свои основные идеи и взгляды на трудовое воспита­ние Гастев изложил в многочисленных книгах и статьях. В самом концентрированном виде они выражены в зна­менитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и куль­турно работать.

Вопросы к главе

1. Какой след в истории НОТ и менеджмента оставил А.Гастев?

2. На чем основана бытовая культура?

3. Как формируется трудовая культура?

4. Что такое организационный тренаж?

5. Почему управленческая культура начинается с исполнительской?

6. Какую роль в воспитании НОТ играет хроно-карта?

Конкретный пример. Памятка-правила

1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее проду­мать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.

2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, зем­ля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.

4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсег­да установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.

5. За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить в работу исподволь. Го­лова и тело сами разойдутся и заработают; а если при­няться сразу, то скоро и себя, как говориться, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

6. По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выхо­дящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, заря­диться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потреб­ную силу и уже после этого приналечь.

7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу.

8. Посадка тела при работе должна быть такая, что­бы и удобно было работать, и в то же время не трати­лись бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если си­деть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможнос­ти сидеть, в легкой работе отдышки редкие, но равно­мерные.

10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.

11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать.

12. Во время самой работы, особенно когда дело ней­дет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.

14. Есть очень дурная привычка после удачного вы­полнения работы сейчас же ее показать; вот тут обяза­тельно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к ус­пеху, смягчить свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получит­ся «отравление» воли и работа опротивеет.

15. В случае полной неудачи надо легко смотреть надело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11 -м правиле.

16. По окончании работы надо все прибрать, все по­ложить на определенное место.