Какие протоколы составляются на электронном аукционе. Электронный аукцион: вопросы составления протоколов (Пратура О.С.) Итоговый протокол по 44 фз

"> komdir

Существует всего 3 протокола, которые составляются как Заказчиком, так и оператором ЭТП. В этой статье мы рассмотрим порядок их опубликования и содержания.

1. Как создать протокол рассмотрения заявок в аукционе

Так как сведения о контактных данных конкурсанта - конфиденциальны, то комиссия аукциона должна рассматривать только 1 часть предложения конкурсанта, которая содержит согласие на выполнение поставки товара, а также определенные данные о качестве, функциях и характеристики объекта торгов. То есть Заказчик, не зная данных об конкурсанте, может определить соответствие позиций, заявленным требованиям, которые прописываются в техзадании и регламентируются в 3 части 66 статьи в 44 Федеральном законе.

Документация определяет получит ли конкурсант допуск к участию в аукционе проводимый в электронном формате или нет, что регламентируется 6 частью 67 статьи. В документации должна содержаться:

  • Порядковый номер заявки;
  • решение с указанием допущен ли участник или нет с решением каждого из членов комиссии.
Он должен быть составлен на ЭТП путем записи данных в поля формы.Функции ЭТП позволяют пользоваться шаблонами и сохранять данные в текстовых документах.
Бумажный документ должен подписать каждый из членов комиссии который присутствовал на заседании, притом не позже даты конца срока рассмотрения первой части заявок. После чего отсканировать копию документации и прикрепить к электронной форме на ЭТП, после чего направить ее оператору площадке, а он уже в последствие опубликует ее .

На рассмотрение первой части заявок отводится не более 7 дней со дня прекращения приема заявлений на участии, и прописывается в документах к аукциону и извещении еще при опубликовании в ЕИС.

В случае, если заявок не поступила или была подана (допущена) всего одна, а также в том случае, если все остальные были отклонены, происходит опубликования протокола с указанием, что он не состоялся. Тут стоит отметить, что если одна заявка все же оказалась соответствующей, то оператор направляет обе ее части, которые рассматривает комиссия Заказчика в трехдневный срок и уже после того, как заявление рассмотрено, при соответствии происходит - заключение сделки с единственным поставщиком.

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

2. Как формируется протокол проведения электронного аукциона

Исходя из первого протокола происходит допуск к электронному аукциону в его части - непосредственного участия в торгах. Эта процедура точно также проходит с соблюдение конфиденциальности сведений о конкурсантах. До окончания 30 минут после того, как торги были окончены, оператором ЭТП размещается следующий список сведений:
  • адрес ЭТП.
  • дата и время начала и конца торгов.
  • НМЦК.
  • ценовые предложения конкурсантов.
В том случае, если торги начались, а за 10 минут их проведения никто из конкурсантов так и не подал предложений с ценой, то такие торги будут признаны несостоявшимися. Данная информацию подлежит указанию в документах к проведению торгов в обязательном порядке.

3. Как составить протокол подведения итогов электронного аукциона

После того, как были проведены торги, оператором ЭТП направляется письмо со вторыми частями полученных предложений и данные об аккредитации претендентов Заказчику. Срок для опубликовании протокола с итогами в электронном аукционе является 3 календарных дня - что регламентируется в 5 части, 69 статье и второй и третьей частях в статье 71.

Исходя из 8 части в 69 статье, протокол с итогами электронного аукциона в рамках 44 Федерального закона должен содержать следующие данные:
Порядковый номер 5 Исполнителей, которые оказались соответствующими требованиям документов и законодательной базы.
Решение каждого из членов комиссии о том, соответствует или же не соответствует данный претендент всем заявленным требованиям.
Данный протокол должен быть опубликован в тот же день, что и подписан или же на следующий день, опубликование происходит на ЭТП и аналогично процедуре рассмотрения 1 частей.

В случае, если ни одна из заявок является не соответствующей или только одна признана соответствующей, электронная процедура признается несостоявшейся.

4. Видео-инструкция Формирование протокола рассмотрения


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Вторые части заявок рассматриваются аукционной комиссией на предмет соответствия требованиям документации об аукционе. Чтобы принять решение комиссия также изучают информацию в Реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке.

По окончании торгов в разделе «Аукционы» в столбце «Операции» появится ссылка «Подведение итогов», перенаправляющая на страницу «Подведение итогов электронного аукциона».

На странице «Подведение итогов электронного аукциона» в поле «Общие сведения об электронном аукционе» будет отображен список всех участников закупки.


Сведения об аккредитационных данных участника закупки, актуальных на момент окончания срока подачи заявки, становятся доступны после нажатия на ссылку «Просмотр» в строке, соответствующей участнику. Также можно посмотреть актуальные сведения об участнике закупки воспользовавшись ссылкой «Получить актуальные сведения об участнике из СМВЭ». Чтобы сохранить на компьютер все аккредитационные документы участника закупки, пройдите по ссылке «Получить аккредитационные документы участника в архиве».

Для просмотра второй части заявки выбранного участника нажмите на ссылку «Вторая часть» в строке, соответствующей Участнику. Текст откроется в новом окне.

Для того чтобы скачать документы всех заявок в архиве, используйте одноимённую кнопку «Получить документы всех заявок в архиве» . При нажатии на данную кнопку раскрывается список, содержащий ссылки «Получить документы первых частей всех заявок в архиве», «Получить документы вторых частей всех заявок в архиве», «Получить аккредитационные документы всех участников в архиве», «Получить документы первых и вторых частей заявок, а также аккредитационные документы всех участников в архиве».


При нажатии на каждую из ссылок скачиваются соответствующие архивы. Документы находятся в папках, в названиях которых содержатся порядковые номера заявок участников и их наименования, дата и время подачи заявки.

Чтобы принять решение о соответствии/несоответствии заявки требованиям аукционной документации, нажмите на ссылку «Обработать заявку» на странице «Подведение итогов электронного аукциона». В открывшемся поле проставьте флажок напротив подходящего решения комиссии о соответствии заявки участника.


В протоколе подведения итогов возможно отображение обоснования решения о соответствии / несоответствии второй части заявки участников закупки требованиям документации и/или законодательства. Для того чтобы выбрать: отображать или не отображать решение членов комиссии, воспользуйтесь раскрывающимся полем отображения «Обоснование для решения».

Создание комиссий осуществляется через ваш личный кабинет в ЕИС.

Выбрать комиссию можно с помощью вспомогательных команд оператора электронной площадки.


Для удобства выбора комиссии доступны следующие активные кнопки:

  • Добавить новую комиссию - позволяет добавить как нового члена уже существующей комиссии, так и создать новую комиссию.
  • Удалить выбранную комиссию - в случае если создается новая комиссия, необходимо удалить старую, используя указанную кнопку.
  • Редактировать выбранную комиссию - возможно путем проставления чекбокса напротив тех членов комиссии, которые присутствовали на заседании. Также данный блок позволяет исключить членов комиссии, воспользовавшись функцией «удалить» в столбце «операции».

По итогам принятия решения по вторым частям заявок необходимо сформировать протокол подведения итогов аукциона (отсканированную копию бумажного документа, составленного и подписанного всеми участниками аукционной комиссии). Указанный протокол нужно разместить на площадке оператора в течение одного дня, следующего за днем подписания протокола всеми членами аукционной комиссии.


Файл протокола прикрепите в поле «Протокол подведения итогов электронного аукциона со сканом подписей членов комиссии». После этого нажмите на кнопку «Подписать и направить» .

Внимательно перечитайте текст протокола, и, если текст корректен, нажмите на кнопку «Подписать и направить» .

Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК» .

В случае успешного завершения операции появится соответствующее уведомление.

Аукцион из общего списка будет перемещен в раздел «Заключение контрактов». Статус аукциона изменится на «Заключение контракта».

Победителем электронного аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта, при условии что заявка была признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Электронный аукцион является одним из способов проведения закупки, причем наиболее востребованным. Он состоит из нескольких этапов, каждый из которых оформляется специальным документом - протоколом. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Подача заявок на участие

Прежде чем состоится процедура электронного аукциона, принимаются заявки от его потенциальных участников. На этот этап отводится 7 дней при начальной (максимальной) цене контракта до 3 млн рублей, и 15 дней - при НМЦ контракта более 3 млн рублей.

Каждая заявка состоит из двух частей. Первые части заявок рассматриваются комиссией заказчика до проведения процедуры аукциона. Этот процесс регламентирован статья 67 закона № 44-ФЗ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

В ходе изучения первой части заявки комиссия должна установить, может ли поставщик (подрядчик) принимать участие в аукционе, то есть соответствует ли его документация требованиям закупки. В случае положительного решения он допускается к участию в аукционе, в противном случае его заявка отклоняется.

Принятое решение должно быть оформлено Протоколом рассмотрения заявок на участие . В нем содержится сообщение о том, что поставщик допущен к аукциону, то есть становится его участником, или об отклонении заявки с подробным раскрытием причины этого. Кроме того, в протоколе должен фигурировать порядковый номер заявок, а также решение каждого члена комиссии в отношении каждой заявки (допустить до участия в аукционе или отказать).

У комиссии заказчика есть 7 дней на то, чтобы проверить первые части заявок, сформировать протокол и отправить его в ЕИС и на электронную площадку.

Бывают случаи, что этап рассмотрения первых частей заявок проходит лишь один поставщик или вовсе не проходит никто. Тогда процедура признается несостоявшейся.

Проведение аукциона

Аукцион проводится через 2 дня после того, как все заявки рассмотрены и состав участников сформирован. Суть его заключается в том, что участники делают предложения более выгодной для заказчика цены, то есть уменьшают цену конкурентов. Когда аукцион объявлен, на раздумье дается не более 10 минут – за это время нужно предложить свою цену. После каждого нового предложения есть еще 10 минут на то, чтобы «перебить» текущую цену более выгодной. Если очередное ценовое предложение не «перебивается» в течение 10 минут, то аукцион завершается. Если с момента старта в течение 10 минут не поступило ни одного предложения, то аукцион признается несостоявшимся.

Спустя 30 минут после окончания процедуры, оператор ЭТП публикует Протокол проведения электронного аукциона . Этот документ должен включать адрес электронной площадки, дату проведения, время начала и окончания аукциона, а также ценовые предложения, которые в его ходе делали участники. Они ранжируются по цене с указанием номера заявки и времени, в которое это предложение поступило.

Протокол также направляется в контрактную службу заказчика, а вместе с ним - вторые части заявок участников. Если таковых было много, то заказчик увидит только первые 10 ценовых предложений.

Подведение итогов

Статья 69 закона № 44-ФЗ регулирует порядок рассмотрения вторых частей заявок участников. На это отводится не более 3 дней.

Комиссия должна проверить каждую заявку на соответствие аукционной документации и принять по ней коллегиальное решение. В результате будут отобраны не более 5 лучших заявок, которые соответствуют документации по вторым частям. Они и войдут в Протокол подведения итогов аукциона . В нем заявки должны быть размещены по цене с указанием времени подачи предложения. Протокол подписывается всеми членами аукционной комиссии и не позднее следующего дня размещается в ЕИС и на ЭТП.

Участник, предложивший наименьшую цену контракта, заявка которого полностью удовлетворяет закупочной документации, признается победителем аукциона.

Каждый этап закупки - от момента размещения извещения до завершения исполнения контракта - должен быть надлежащим образом задокументирован. Процедура проведения электронного аукциона отражается в протоколах, составляемых аукционной комиссией заказчика. Заказчик обязан размещать указанные протоколы в единой информационной системе (далее - ЕИС), при этом размещаемая информация должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ).

Попробуем разобраться, какие виды протоколов оформляются на тех или иных этапах жизненного цикла закупки. Заодно обсудим и некоторые связанные с ними сложности, с которыми сталкиваются работники контрактных служб, контрактные управляющие и члены комиссий по осуществлению закупок.

Протоколы, составляемые при проведении электронного аукциона

Процедура проведения электронного аукциона делится на три основных этапа, и на каждом из них формируется протокол.

1. Протокол рассмотрения первых частей заявок формируется аукционной комиссией (здесь и далее под аукционной комиссией понимается не только аукционная комиссия в собственном смысле слова, но также и единая комиссия по осуществлению закупок). Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок заказчик направляет такой протокол оператору электронной площадки и размещает его в ЕИС. Содержание данного протокола и порядок его размещения в ЕИС установлены в ч. 6 и ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

2. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания электронного аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).

3. Протокол подведения итогов аукциона формируется аукционной комиссией. Не позднее чем на следующий рабочий день после даты его подписания, такой протокол должен быть размещен на электронной площадке и в ЕИС. Содержание протокола и порядок его размещения в ЕИС определены в ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.

Членам комиссий по осуществлению закупок следует внимательно отнестись к формированию протоколов подведения итогов электронного аукциона. Прежде всего необходимо обеспечить точность информации, отражаемой в протоколах. В частности, с особой тщательностью требуется указывать:

Положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

Положения заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующие требованиям аукционной документации.

Так, решением Ханты-Мансийского УФАС России от 09.09.2015 N 03/ПА аукционная комиссия признана нарушившей п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, поскольку в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе была указана неверная причина отказа в допуске.

Предметом электронного аукциона являлась поставка набора изделий для катетеризации пупочной вены. Заявка участника закупки была признана не соответствующей требованиям технического задания в связи с изменением характеристик, которые не должны были изменяться. Участник закупки добавил наименования производителя и страны происхождения каждого изделия, входящего в набор для катетеризации, в колонку "наименования показателя (неизменяемое)", хотя в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе наименование показателя относилось к числу характеристик, которые участник закупки изменять не имел права.

Изучив материалы дела, комиссия Ханты-Мансийского УФАС России посчитала, что добавление наименования производителя и страны происхождения товара в колонку "наименования показателя (неизменяемое)" не изменило необходимые заказчику характеристики изделий и не исказило информацию о неизменяемых показателях, установленных техническим заданием. По мнению антимонопольного органа, нельзя было признавать заявку участника закупки не соответствующей установленным требованиям только по указанной причине. Фактически аукционная комиссия заказчика отклонила заявку участника закупки по основанию, не предусмотренному законодательством о контрактной системе, нарушив тем самым ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что заявитель жалобы указал наименование страны происхождения для каждого из изделий, входящих в состав набора для катетеризации, но не указал наименование страны происхождения набора в целом, как единого предмета закупки. Поскольку это является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия заказчика должна была отклонить спорную заявку участника закупки именно на по этому основанию.

Также заказчикам стоит внимательно относиться к т.н. "техническим ошибкам" при составлении протоколов. Например, аукционная комиссия приняла решение о признании заявки участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации, а в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе указано прямо противоположное решение - о признании заявки несоответствующей.

Иногда случаются "технические ошибки" иного рода. Так, в решении Новгородского УФАС России от 27.07.2015 N 08-01-273 рассмотрено обращение ООО "СпецПроект", которое сообщило, что его заявка признана не соответствующей требованиям аукционной документации, однако в протоколе подведения итогов электронного аукциона в обосновании решения аукционной комиссии указано не ООО "СпецПроект", а ООО "Аккорд". Убедившись в соответствии доводов жалобы действительности, комиссия Новосибирского УФАС России признала действия аукционной комиссии нарушающими требования ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в ЕИС должна размещаться только достоверная информация.

Применительно к нашей теме также представляют интерес акты плановых проверок соблюдения отдельных норм Закона N 44-ФЗ, составляемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Так, Министерство социальных отношений Челябинской области в отчете о проверке от 21.12.2015 N 10 при проведении проверки одного из своих подведомственных учреждений установило следующие нарушения.

1. В нарушение ч. 6 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе закупки. В протоколе указано: "Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписан всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, заказчиком и уполномоченным органом и направлен оператору электронной площадки", хотя графы "от имени заказчика" и "от имени уполномоченного органа" не заполнены (стандартный протокол, формируемый электронной площадкой). При этом в силу ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается всеми членами аукционной комиссии, присутствующими на ее заседании .

2. В нарушение ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол подведения итогов электронного аукциона закупок, а именно - указана информация, не предусмотренная положениями Закона N 44-ФЗ:

Адрес местонахождения / почтовый адрес участника закупки;

Контактный тел. (факс) / адрес электронной почты участника закупки;

Цена предложения участника закупки (руб.);

Дата и время поступления предложения участника закупки.

Комиссия контрольного органа указала, что протокол подведения итогов электронного аукциона в соответствии с требованиями ст. 69 Закона N 44-ФЗ должен содержать:

1) информацию о порядковых номерах заявок;

2) решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям аукционной документации с обоснованием этого решения и с указанием:

Положений Закона N 44-ФЗ, которым не соответствует участник электронного аукциона;

Положений аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

Положений заявки на участие в электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям аукционной документации;

3) информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.

Как видим, комиссия Министерства социальных отношений Челябинской области считает недопустимым указывать в протоколе информацию, не предусмотренную Законом N 44-ФЗ. Такая позиция - не редкость, однако не следует забывать, что Закон N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в протоколы иной информации.

Протокол по несостоявшейся процедуре

В зависимости от оснований для признания электронного аукциона несостоявшимся заказчик должен оформить свой протокол.

1. Если подана только одна заявка, составляется протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, требования к содержанию которого определены в п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Такой протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

2. Если требованиям законодательства и документации заказчика соответствует заявка только одного участника закупки, формируется протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Данный протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения второй части заявки на участие в электронном аукционе.

3. Если в течение 10 минут после начала аукциона не было сделано ни одного предложения о цене контракта, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ составляется протокол подведения итогов аукциона . Срок для направления данного протокола оператору электронной площадки точно такой же - не позднее трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Кроме того, в этом случае есть и еще один протокол, который формируется оператором электронной площадки, - протокол о признании аукциона несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). В протоколе указывается адрес электронной площадки, дата проведения электронного аукциона, время его начала и окончания, а также начальная (максимальная) цена контракта.

Протокол отказа заказчика от заключения контракта

Если контракт еще не заключен, а заказчик обнаружил, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее требование установлено в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП):

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Данное правило действует только в том случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. руб. в случае осуществления закупки для федеральных нужд.

Отказ заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, оформляется как протокол отказа от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Указанный протокол составляется и размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда был установлен факт несоответствия участника предъявляемым к нему требованиям. В дополнение к этому такой протокол должен быть направлен участнику закупки в течение двух рабочих дней с даты его подписания.

Протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта

1. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта меньше 15 млн. руб., а победитель электронного аукциона снизил цену на 25 и более процентов, контракт заключается с ним только в том случае, если он выполнит одно из следующих действий:

Предоставит обеспечение исполнения контракта в размере, который в полтора раза превышает размер, установленный аукционной документацией;

Вместе со стандартным обеспечением исполнения контракта предоставит достоверную информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки (реестровые номера контрактов, ранее исполненных таким участником закупки; детальные требования к содержанию информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, определены в ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Если участник закупки не выполнил ни одно из указанных действий, формируется протокол признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, который размещается в ЕИС и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания. Состав и содержание информации, отражаемой в таком протоколе, Законом N 44-ФЗ не регламентируется (аналогичное мнение высказано в решении комиссии Владимирского УФАС России от 20.05.2014 N Г-288-04/2014).

2. В случае признания участника уклонившимся от подписания контракта по другим основаниям (например, если победитель электронного аукциона подписал контракт в течение регламентированного срока), Закон N 44-ФЗ не определяет конкретных способов оформления такого решения заказчика. Несмотря на это, рекомендуем заказчикам придерживаться практики протоколирования каждого решения аукционной комиссии в течение всей процедуры осуществления закупки. В таком протоколе можно указать следующее:

Дату признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта;

Сведения о заказчике;

Информацию о закупке;

Сведения об участнике закупки, который признан уклонившимся от заключения контракта;

Основания для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Протокол отстранения участника закупки в связи с представлением им недостоверной информации

Если будет установлено, что участник закупки представил в составе своей заявки на участие в электронном аукционе документы, содержащие недостоверную информацию, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Сходная норма содержится в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если в любой момент до заключения контракта обнаружит, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.

Законом N 44-ФЗ не определен порядок оформления решения об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, не предусмотрена даже обязанность направить такое решение участнику закупки и разместить его в ЕИС. Полагаем, что при формировании указанного решения следует исходить из аналогии с нормами Закона N 44-ФЗ, регулирующими порядок оформления результатов рассмотрения заявок в ходе проведения электронного аукциона и подведения его результатов.

Формулировки "отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения" (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ) и "отстранение участника закупки осуществляется в любой момент до заключения контракта" (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) указывают на то, что отстранение участника аукциона возможно не только в ходе рассмотрения заявок, поданных участниками, но и вплоть до заключения контракта. В этой связи логично сформировать на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ отдельное решение (протокол) об отстранении участника закупки от участия в электронном аукционе в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в представленных таким участником документах.

В такой ситуации заказчик может провести аналогию с ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей порядок оформления отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 указанной статьи, и направить такой протокол участнику закупки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, послужившего основанием для принятия решения об отстранении участника от участия в электронном аукционе. Рекомендуем заказчикам включать в данный протокол следующую информацию:

Указание на место и время его составления;

Сведения о лице, в отношении которого принято данное решение;

Изложение фактов, послуживших основанием для принятия решения, и реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Протокол об отстранении участника от участия в электронном аукционе на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ можно разместить в ЕИС в порядке, аналогичном установленному ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Протоколы разногласий при подписании контракта

Контракт по итогам электронного аукциона должен заключаться на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации (в т.ч. в проекте контракта): соответствующее требование установлено в ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Однако на практике между заказчиком и участником закупки при подписании контракта нередко возникают противоречия.

При наличии разногласий по проекту контракта победитель электронного аукциона направляет заказчику протокол разногласий . Такой протокол может быть направлен победителем электронного аукциона не позднее тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Протокол разногласий составляется в произвольной форме и может содержать лишь указание на расхождения условий проекта контракта и положений документации. Подписывается такой протокол электронной подписью лица, уполномоченного на заключение контракта от имени участника закупки. Предельное число протоколов разногласий, которые могут быть направлены победителем электронного аукциона при подписании контракта, законодательно никак не ограничено. Единственным "лимитом" служат временные рамки, определенные упомянутым выше тринадцатидневным сроком.

Проблемы исчисления данного срока были исследованы в решении Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-7712/2014, имеющему следующую фабулу.

Заказчик отказался от заключения контракта с победителем аукциона в связи с тем, что победитель электронного аукциона направил протокол разногласий по истечении 13 дней с момента размещения протокола подведения итогов аукциона. Участник закупки обжаловал действия заказчика в Красноярское УФАС России, однако антимонопольный орган своим решением от 31.03.2014 N 193 признал его жалобу необоснованной. В связи с этим участник закупки обратился в Арбитражный суд Красноярского края.

Суд привел в своем решении ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, согласно которой результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в ЕИС. В рассматриваемом деле протокол подведения итогов электронного аукциона был подписан всеми членами аукционной комиссии 05.03.2014, а в ЕИС размещен 06.03.2014.

Как следует из ст. 190 ГК РФ, установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иное, рассматриваемый тринадцатидневный срок подлежит исчислению начиная со дня, следующего после размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (т.е. с 07.03.2014). Следовательно, победитель электронного аукциона имел право направлять протокол разногласий по проекту контракта в срок до 19.03.2014 включительно. А из материалов дела как раз и следует, что первый протокол разногласий по проекту контракта был размещен в ЕИС 14.03.2014; второй протокол разногласий - 19.03.2014. Таким образом, победителем электронного аукциона в должной мере соблюдены требования ст. 70 Закона N 44-ФЗ: протокол разногласий по проекту контракта направлен в законодательно установленный срок.

Также заказчикам не следует упускать из виду, что тринадцатидневный срок согласно ст. 70 Закона N 44-ФЗ нужно исчислять со дня, следующего после размещения протокола подведения итогов в ЕИС, а не с даты подписания такого протокола членами аукционной комиссии. Как мы помним, указанные даты могут быть различны.

Напомним, что можно изменить в тексте контракта:

Положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке участника закупки;

Реквизиты поставщика, если они изменились с момента окончания подачи заявок;

Опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, технические ошибки и неточности.

В решении Арбитражного суда Новосибирской области от 10.12.2014 по делу N А45-17177/2014 был рассмотрен еще один интересный момент, связанный с направлением протоколов разногласий.

Из совокупности ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ суд пришел к выводу, что тринадцатый день является последним днем направления протокола разногласий при наличии возражений по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС.

Право победителя электронного аукциона разместить в ЕИС протокол разногласий на проект контракта закреплено в ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. При этом в данной норме не установлен срок для размещения протокола разногласий впервые. Следовательно, ч. 4 ст. 70 Закона 44-ФЗ необходимо рассматривать в совокупности с ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в том, что касается ненаправления в адрес заказчика подписанного проекта контракта в течение пяти дней с момента его размещения в ЕИС.

Если участник не согласен с проектом контракта, направленным в его адрес, он должен разместить в ЕИС впервые протокол разногласий до истечения срока, установленного для подписания контракта, а именно - в течение пяти дней с момента размещения проекта контракта. Не совершив данных действий в течение пяти дней, победитель электронного аукциона в силу ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта.

Уже после размещения в ЕИС впервые протокола разногласий как заказчик, так и победитель могут совершать действия, закрепленные в ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона 44-ФЗ, до истечения тринадцатидневного срока. Как только указанный срок истек, победитель не должен размещать в ЕИС последующие протоколы разногласий к проекту контракта, а заказчик размещать в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин, по которым он полностью или частично отказывается учесть замечания победителя электронного аукциона, содержащиеся в протоколе разногласий.

Кроме того, суд отметил тот факт, что ст. 70 Закона N 44-ФЗ не регламентирует, кем принимается решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта (аукционной комиссией или заказчиком) и в каком виде оформляется такое решение. Следовательно, решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ принимается заказчиком и оформляется в произвольной форме.

Протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчик вправе отменить проведение электронного аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть оформлено как протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который оформляется заказчиком и размещается в ЕИС в день принятия этого решения и незамедлительно доводится до сведения всех участников закупки, подавших заявки.

Если срок для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) истек, заказчик вправе отменить закупку до момента заключения контракта только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Протокол внесения изменений в документацию

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ не определяет, каким образом должно оформляться указанное решение заказчика. И все же рекомендуем заказчику придерживаться практики протоколирования каждого решения, принимаемого в течение всей процедуры осуществления закупки. В этой связи рассматриваемое решение заказчика можно оформить как протокол внесения изменений в документацию.

Хотелось бы напомнить об ответственности должностных лиц заказчиков за допущенные ими нарушения процедуры составления и размещения протоколов при проведении электронных аукционов. Возможные нарушения со стороны заказчиков и административная ответственность за их совершение, установленная КоАП РФ, систематизированы в следующей таблице:

Вид нарушения

Статья КоАП РФ

Размер ответственности

Размещение протокола с "техническими ошибками", отсутствие требуемой информации в протоколе

ч. 2.1 ст. 7.30 (нарушение предусмотренных законодательством о контрактной системе требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки)

Административный штраф на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.

Неразмещение протокола в ЕИС

ч. 3 ст. 7.30 (неразмещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством о контрактной системе)

Административный штраф на должностных лиц в размере 50000 руб.; на юридических лиц - 500000 руб.

Нарушение срока подписания протоколов не более чем на 2 рабочих дня

ч. 13 ст. 7.30 (нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 3000 руб.

Нарушение срока подписания протоколов более чем на 2 рабочих дня

ч. 14 ст. 7.30 (нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 30000 руб.

Нарушение срока размещения в ЕИС протоколов не более чем на 2 рабочих дня

ч. 1 ст. 7.30 (нарушение должностным лицом сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30, не более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 5000 руб.; на юридических лиц - 15000 руб.

Нарушение срока размещения в ЕИС протоколов более чем на 2 рабочих дня

ч. 1.1 ст. 7.30 (нарушение должностным лицом сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30, более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 30000 руб.; на юридических лиц - 100000 руб.

Неоднозначной выглядит проблема регламентных работ на электронных площадках в связи с установленными для заказчиков штрафными санкциями за нарушение сроков публикации протоколов при проведении электронных аукционов. Указанная проблема была рассмотрена в решении Ненецкого УФАС России от 13.10.2014 N 01-48/13-2014. В данном случае датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок являлось 13.06.2014, и соответствующий протокол датирован именно 13.06.2014, однако оператору электронной площадки направлен лишь 15.06.2014.

Заказчик представил в материалы дела скриншот с официального сайта электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка", из которого следует, что в период с 12.06.2014 по 15.06.2014 в связи с проведением регламентных работ закрытая часть электронной площадки будет недоступна. Кроме того, 15.06.2014 заказчик обращался к оператору электронной площадки с просьбой предоставить техническую возможность рассмотрения первых частей заявок и публикации соответствующего протокола. В конечном счете в тот же день такая возможность и была предоставлена.

Комиссия Ненецкого УФАС России удостоверила тот факт, что протокол рассмотрения первых частей заявок опубликован на электронной площадке с нарушением срока, установленного ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем антимонопольный орган отметил, что данное нарушение совершено по независящим от заказчика причинам, а в связи с проведением регламентных работ на электронной площадке. На основании совокупности представленных доказательств был сделан вывод об отсутствии вины заказчика в нарушении срока опубликования на электронной площадке протокола рассмотрения первых частей заявок от 13.06.2014.

В настоящей статье мы постарались познакомить вас с практикой рассмотрения проблем, связанных с составлением протоколов при проведении электронных аукционов. Надеемся, это поможет вам избежать ошибок при работе в составе комиссии по осуществлению закупок.

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

2. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если в соответствии с частью 3 настоящей статьи не выявлено пять заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией о таком аукционе, из десяти заявок на участие в нем, направленных ранее заказчику по результатам ранжирования, в течение одного часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика оператор электронной площадки обязан направить заказчику все вторые части этих заявок, ранжированные в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона, для выявления пяти заявок на участие в таком аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией о нем.

5. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

6. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1 , частями 3 или 3.1 , , 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

7. Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.