Как формируются группы. Стадии развития группы

В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.

В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

· четко обозначены цели;

· достигнута совместимость индивидов в группе;

· лидер группы доказал на практике право на лидерство;

· группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

· размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

· люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;

· конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:

1. Адаптация.

2. Идентификация.

3. Интеграция.

4. Распад.

При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением. Поэтому о ней мы поговорим отдельно.

Обобщая сказанное, можно схематично представить модель формирования и развития группы.

Модель формирования и развития группы

образования

Типы группы

развития групп

Основные характеристики

Потенциальные

конечные результаты

Удовлетворение

Потребности в:

Общении,

Самоуважении,

Безопасности,

Усилении власти,

Получении

определенного

общественного

Достижении

социальных,

экономических

и других целей

Формальные

1. Администра-тивные

2. Оперативные

Неформальные:

1. группы по интересам

2. группы на основе дружбы

1. Адаптации

2. Идентифи-кации

3. Интеграции

4. Распада

1. структура

7. сплоченность

8. коммуникация

и взаимопонимании

9. лидерство

10. конфликт

Индивидуальная

результативность

Групповая

результативность

Организационная результативность

В соответствии с этой моделью рассмотрим основные характеристики группы и потенциальные конечные результаты ее деятельности.

Структура группы. Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.

Размер и состав группы. Одним из важных факторов, который во многом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика показывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5-9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия и сплоченности.

Эффективность группы зависит также от ее состава. Исследования подтвердили такую закономерность: чем больше общих признаков у группы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем плодотворней работают ее члены, тем быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед ними возникают. В то же время разнородность группы по какому либо признаку при определенных условиях может быть источником конфликтов.

Статус. Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе.

Различают формальны и неформальный статус. Формальный определяется должностью, официальным званием. Например, профессор или победитель конкурса «лучший по профессии»; неформальный - личными качествами человека и признанием людьми этих качеств.

Если установленный групповой статус соответствует ожиданиям личности, личность признает групповые нормы и ведет себя в соответствии с ними, если нет, между личностью и группой возникает конфликт.

Роли. Роль - это способ или модель поведения человека в той или иной ситуации. Каждый член группы выполняет определенные роли, которые зависят от его статуса. Сложность управления организационным поведением здесь заключается в том, что в жизни люди одновременно выполняют несколько ролей. Человек в одно и то же время может быть руководителем, подчиненным, товарищем, родителем и т.д. в каждой роли от него ожидают определенного поведения. Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает ролевой конфликт.

Существуют разные ролевые конфликты:

1. Конфликт «личность - роль». Он возникает тогда, когда требование роли нарушает основные ценности индивида либо его потребности. Например, человек может уйти из группы, если его представления о нравственности или справедливости расходятся с групповым мнением.

2. К онфликт внутри роли . Такой конфликт появляется тогда, когда человек оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, например, руководитель группы по служебной иерархии принадлежит к начальству и должен вести себя в соответствии с положением; с другой, он - член группы и хочет сохранить с ней дружеские отношения.

3. Конфликт между ролями . В его основе лежат противоречия между ожиданиями от тех ролей, которые выполняет человек. В частности, сплоченная группа, цели которой не совпадают с целями формальной организации, может стать причиной межролевого конфликта для ее членов. Исследования показывают, что избежать ролевых конфликтов трудно. Однако можно минимизировать их негативное влияние на новые группы. Для этого надо знать причины возникновения противоречий и своевременно вмешаться в процесс их развития.

Нормы. Под групповыми нормами принято понимать общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы.

Как формальные, так и неформальные группы могут иметь разнообразные писаные или неписаные нормы. Одни из них формализованы в различных письменных документах. Другие официально не объявляются, тем не менее становятся известными всем членам группы. И хотя они носят неформальный характер, их влияние на взаимоотношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писанных норм.

Основные нормы можно свести к нескольким типам.

1. к первому типу относятся те, которые определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.

2. ко второму - нормы, связанные с распределением ресурсов. Они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, последовательность предоставления льгот и привилегий и т.д.

3. к третьему - нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений. Сюда входят правила, регулирующие проявление профессиональной или групповой солидарности, допустимые пределы санкций к отдельным членам группы, нормы групповой лояльности и т.д.

4. четвертый тип образуют организационные нормы. Это могут быть требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д.

Существование норм диктуется задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения. Необходимость такого принуждения проявляется тем сильнее, чем острее ощущается потребность в единообразии поведения при решении вопросов совместной деятельности группы.

Значение норм трудно переоценить.

Во-первых, они способствуют предсказуемости поведения членов групп, сокращению количества межличностных проблем и конфликтов.

Во-вторых, нормы позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить модель собственного поведения.

В-третьих, оказывают влияние на формирование сплоченности группы.

Сплоченность. Концепция сплоченности имеет важное значение для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит от того, совпадают групповые цели с целями организации или нет.

В первом случае члены группы культивируют лучшие деловые и нравственные качества, гордятся принадлежностью к своему коллективу. Все это вместе способствует тому, что возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески, с учетом общего мнения.

Во втором случае на первом месте в жизни группы выступают межгрупповые конфликты. Общепроизводственные проблемы отступают на второй план. Сплоченность такой группы в конце концов разрушается. Однако пока это не случится, группа оказывает негативное влияние на поведение всей организации.

Менеджеру надо знать, как управлять процессами, которые сплачивают людей в группе, и в зависимости от направленности сплоченности применять те или иные меры воздействия.

Существуют различные методики, которые позволяют количественно оценить степень сплоченности и ее направленность. Одна из них предложена Р.С. Вайсманом. Суть ее заключается в следующем. Членам коллектива дается набор из двадцати личностных качеств, тесно связанных с деловым общением. Среди этих качеств - постоянство, выдержка, инициативность, общительность, исполнительность, знание своих возможностей, настойчивость, лояльность к групповым нормам, искренность и др. Из этого набора они должны выбрать пять качеств, которые, по их мнению, необходимы для продуктивной работы и которые культивируются в группе. Сопоставление повторений отдельных качеств с общей суммой выборов позволяет вывести коэффициент ценностно-ориентационного единства группы.

В зависимости от этого коэффициента менеджер может предпринять действия либо по укреплению сплоченности, либо по ее разрушению.

Немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг дают для этого следующие рекомендации.

Для укрепления сплоченности:

1. помогите группе испытать общий успех;

2. постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;

3. развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некой особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя большой потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающейся в совместной работе;

4. позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу;

5. поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач.

Для разрушения сплоченности:

1. в драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности;

2. покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей;

3. посейте недоверие между людьми и прежде всего к лидеру группы;

4. образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего - превратите в перебежчика лидера группы;

5. ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства;

6. устраните лидера путем перемещения его на другое место работы.

Менеджеру могут пригодиться и советы американских ученых, которые рекомендуют:

Для укрепления сплоченности:

1. сделать группу меньше;

2. поощрять согласие с целями группы;

3. стимулировать соревнование с другими группами;

4. выдавать вознаграждение всей группе, а не отдельным ее членам;

5. если необходимо, изолировать группу от негативного влияния других работников.

Для разрушения сплоченности:

1. сделать группу больше;

2. расформировать группу;

3. выдавать вознаграждения не всей группе, а отдельным ее членам;

4. поощрять несогласие с задачами группы;

5. не изолировать группу.

1. оцени потенциальные возможности людей и распредели между ними ролевые позиции в группе;

2. обозначь место и значение каждого члена группы в решении общей задачи;

3. поставь перед группой общую цель, не забыв убедить каждого, что общая цель - это и его личная цель;

4. распредели обязанности, ответственность, права, власть и средства, разработав грамотные должностные инструкции и сбалансировав ресурсы;

5. обсуди первые трудности с ориентацией на выявление их причин;

6. предложи группе постоянно квалифицировать свою деятельность;

7. стабилизируй, сплоти группу, создай благоприятный климат, а потом имитируй кризис, чтобы люди научились разрешать противоречия и конфликты (задача, требующая времени, ресурсов, уверенности в достижимости ожидаемых результатов и участия небольшой, но квалифицированной группы социопсихологов);

8. развивай коллективное принятие решений. Авторство присваивай группе, однако внутри группы отдавай должное каждому в зависимости от его вклада;

9. разработай постоянные критерии оценки работы и следуй им;

10. веди коллективный и публичный разбор противоречий;

11. поддерживай в группе главные ценности: уважение к каждому, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократичность, учет индивидуальных особенностей;

12. раскрывай смысл и значимость работы, место и ценность каждого в общем деле;

13. децентрализуй власть и предоставь полную самостоятельность всем членам группы (но не забудь, о чем говорилось в п. 4);

14. поощряй инициативу, исключи практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибок;

15. не забывай про постоянное повышение квалификации и ощущение перспективы для каждого;

16. все групповые проблемы разрешай совместно и гласно;

17. давай постоянную информацию о достижениях каждого;

18. всем членам группы дай право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса;

19. назначь одного члена группы на роль «адвоката дьявола» - человека, защищающего явно неправое дело или занимающегося «крючкотворством», выискиванием недоработок, неточностей, сомнительных положений, ошибок, критикующего принимаемые решения с различных точек зрения. Это помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое и всесторонне обоснованное решение;

20. выслушивай различные точки зрения и критику также спокойно, как и то, что совпадает с твоей точкой зрения;

21. отдели усилия по генерированию идей от их оценки. Сначала собери все предложения, а потом обсуди плюсы и минусы каждого из них;

22. выслушай сначала идеи подчиненных низших рангов, потом рангом выше и только после этого излагай свои.

Группа – это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели.
Социальный процесс взаимодействия индивидов в малых группах определяют как групповую динамику. Групповые взаимодействия – основная причина того, что характеристики группы существенно отличны от личностных качеств входящих в нее индивидов.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:
- в достижении целей;
- усилении власти;
- обеспечении безопасности;
- самоуважении;
- общении;
- получении определенного статуса.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться потребность в самоуважении. Объединение в группы может увеличивать власть ее членов, поэтому люди объединяются в различные союзы, коалиции. Обычно, объединяясь в группы, индивиды удовлетворяют не одну, а сразу несколько потребностей. Объединяясь в профсоюзы, работники одновременно могут удовлетворять потребности в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких как улучшение условий труда на рабочем месте, а также потребности в самоуважении и общении.
Стадии развития группы. Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.
Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют пятиступенчатую модель развития группы:
- начальная стадия формирования;
- внутригрупповой конфликт;
- обеспечение сплоченности членов группы;
- стадия наивысшей работоспособности и производительности;
- заключительная стадия (для временных групп).
Начальная стадия формирования характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.
Вторая стадия развития группы характеризуется борьбой за лидерство и распределением ролей между членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).
На третьей стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе. Обеспечение сплоченности членов группы
На стадии наивысшей работоспособности и производительности группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.
Для временных групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их осуществления. Чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может снижаться.
Условия, влияющие на эффективность работы групп. Группа как подсистема организации определяется следующими условиями:
стратегией развития организации;
организационной структурой;
формально установленными в организации нормами и правилами;
имеющимися в распоряжении организации ресурсами;
принятой системой подбора персонала;
выбранной в организации системой оценки работников и их поощрения;
организационной культурой.
Стратегией развития организации определяются ее цели и средства их достижений. Это может быть снижение затрат на производство продукции, улучшение ее качества или сокращение производства. Стратегия развития организации определяет стратегию функционирования каждой группы, входящей в организацию.
В каждой организации имеется своя организационная структура, определяющая место конкретного подразделения в организационной иерархии, формального лидера этого подразделения и его взаимоотношения с другими структурными единицами организации.
Организация вырабатывает формально установленные правила (например, режим работы), различного рода положения и предписания с тем, чтобы стандартизировать поведение работников в организации. Чем больше существует формально установленных в организации норм и правил, тем более будет предопределено поведение членов группы, оно будет являться относительно постоянным и предсказуемым.
Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы (трудовые ресурсы, финансы, сырье, оборудование): их достаточность или ограниченность оказывают значительное влияние на специфику работы организации и всех ее подразделений. Избыток трудовых ресурсов сопровождается их нерациональным использованием и снижением производительности труда, недостаток приводит к повышению интенсивности труда, браку и преждевременной усталости работников. Недостаток других ресурсов может вызвать конфликтную ситуацию внутри организации, усилить борьбу за распределение и перераспределение ограниченных ресурсов.
Принятая в организации система подбора и оценки персонала существенно влияет на состав всей организации и каждой группы в отдельности. В организациях, нацеленных на коллективную работу, предпочтение при отборе кандидата отдается тому, кто умеет работать в команде, владеет навыками группового принятия решений, искусством ведения переговоров и разрешения конфликтов.
Поведение людей в группе во многом определяется организационной культурой (неписанные нормы и правила) организации, к которой эта группа принадлежит.
Структура группы. Под структурой группы понимаются следующие ее компоненты:
формальное лидерство;
роли;
нормы;
статус;
размер;
состав.
Формальное лидерство. Каждая группа имеет своего формального лидера (начальник отдела, руководитель проекта, председатель комитета и т.п.). Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.
Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли (модели поведения), ожидаемые от членов группы в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. Очень часто один работник исполняет сразу несколько ролей, например, менеджер может быть председателем профсоюзного комитета. В ряде случаев эти роли могут быть несовместимыми и противоречить одна другой. В результате может возникнуть ролевой конфликт.
Нормы. Для успешного осуществления трудовой деятельности все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Можно выделить три совокупности норм.
Первая совокупность норм касается непосредственного выполнения работы и ее качества. Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды, отношение к сверхурочной работе и др. Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.
Работникам, для того чтобы чувствовать поддержку группы, необходимо приспосабливаться к ее нормам.
Статус. Под статусом понимается социальный ранг личности в группе, мера уровня признания, уважения и принятия личности ее участниками.
Системы (или иерархии) статусов определяют ранг индивидов по отношению к другим участникам группы. Утрата статуса - иногда называемая «потерей лица», или лишением статуса, - серьезное событие для большинства индивидов. Поскольку статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе.
Индивиды, обладающие высоким внутригрупповым статусом, обычно наделены большей властью и влиянием, чем ее участники, имеющие низкий социальный ранг. Кроме того, они получают больше привилегий от группы и стремятся активно участвовать в ее деятельности, больше взаимодействуют с равными по положению коллегами. По существу, высокий статус позволяет индивидам играть важную роль в своей организации. Напротив, члены организации, имеющие низкий статус, нередко ощущают, что они находятся вне основного потока событий.
Размер группы. Эффективность работы группы определяется ее размером. Согласно результатам исследований при выполнении конкретной задачи малые группы (около 7 человек) оказываются наиболее продуктивными, при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты у групп, в составе которых 12 человек и более. По мере того как количество членов группы увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. В малых группах не возникают субгруппы, и на выработку коллективного решения требуется не так много времени. С целью облегчения группового принятия решения рекомендуется в состав групп включать нечетное количество членов.
Состав группы. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков, личностных качеств. Принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы организации) работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу. В разнородных по составу группах могут возникать проблемы, конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров. При умелом управлении эти проблемы успешно преодолеваются.

автор Фил Бартл Доктор Наук

Перевод Аралова Наркесс

Ссылка документов

Введение:

Советы, находящиеся здесь, должны выступать как дополнение к навыкам и опыту, которые вы обрели работая общественным руководителем. Подчеркиваемая здесь информация подталкивает к формированию групп, которые смогут осилить кредит для отдельных небольших предпринимателей.

Этот документ состоит из: (1) формирования групп, (2) управления группами, (3) тренинг групп и (4) собраний

1.Совместные собрания:

Этот раздел содержит советы и идеи по формированию групп для генерирования капитала.

Группы нужны для (a) организации и ведения действия, (б) рекламирования и подбадривания к инвестированию и сбережению, (в) тренинге работников для владения нужными навыками и (г) направление финансами индивидуальных микро-предприятий.

Что такое Группа

Группой называется сбор нескольких (минимум пяти) человек, которые собрались по собственной воле и с позитивным настроем кооперирования, основанных на взаимопомощи и понимании, правде и справедливости, работающих вместе с целью социальной и экономической прибыли. Например, это может быть группа женщин, зарегистрированных в Национальном Консульстве Женщин, Департамент Развития Общества Округа, традиционная переменная группа, или не формальная группа развития индивидуальностей в сообществе.

Зачем нужны группы:

Очень важно, чтобы популяция с низким заработком была достаточно мотивирована и поинформирована для различия превосходства работы в группе над индивидуальной работой. Работа в группе позволяет собрать все совместные усилия и увеличивает досягаемость до информации по тренингу в управлении, маркетинге и технологии.

Работой руководителя является мотивация и решительность.

Формирование Группы:

Основной причиной формирования группы является физическое взаимодействие, основанное на возникшей проблеме. Чем больше взаимодействие в группе, тем больше вероятность формирования группы. Взаимодействие позволяет открыть общие интересы, привычки и пристрастия, отношение и привязанность.

Существуют и другие факторы влияющие на взаимодействие в группе:

  • Местонахождение: более высокая вероятность создания группы у людей, живущих в одном районе, чем у людей живущих в разных;
  • Физическая привлекательность: более высокая вероятность создания группы у индивидуумов, которые притягивают друг друга внешностью, например молодые и энергичные, мальчики и девочки;
  • Вознаграждения: удовлетворение экономических и социальных нужд; и
  • Социальная поддержка: от коллег во время кризиса


Личное отношение руководителя имеет непосредственное влияние на успех группы.
Как руководителю, вам нужно проявлять:

  • Терпение (люди меняются плавно, не пытайтесь поменять их слишком быстро);
  • Сопереживание (понимание проблем общества и членов; видеть вещи их глазами)
  • Знание Бизнеса (потребуется понимание происходящего с группой);
  • Посвящение (уверенность во всех ваших шагах и поступках должна быть сильна, а также стремление к улучшению);
  • Чувство реальности (ваша помощь должна быть практична и реальна);
  • Уважение (люди могут быть небогаты, но они не глупы,поэтому не следует занимать позицию "большого мастера" так как это подорвет репутацию и доверие);
  • Честность и целостность (ваша репутация -это главный фактор при работе с людьми);

Сбор и организация группы займет много сил и времени. Руководителю надо интересоваться обществом, в котором собрана группа, а также стремиться узнавать их ближе. Все попытки ускорить темп могут привести к разочерованию и краху. Имейте в виду, что для организации сильной и успешной группы потребуется много усилий.

Следующие шаги должны быть предприняты при идентификации будущих членов группы.

  1. Встреча с местным консульством и старейшиной: (поговорите с директором консульства и старейшинами, знакомя их с вашей миссией и попросите их о встрече с заинтересованными членами сообщества)
  2. Встреча с членами сообщества: (представьте им полную информацию, ваши цели, идеи и что для этого понадобится)
  3. Встреча с заинтересованными членами сообщества: (организуйте другую встречу для заинтересованных и желающих участвовать в программе. Запишите их имена, адреса, возраст, интересы

Критерии членства

Члены группы могут быть поделены по половому признаку, по интересам (например, стать независимым предпринимателем), вовлеченные в подобный род деятельности, готовых и желающих работать и находиться вместе.

Группа станет более сильна, если члены:

  • уже вовлечены в деятельность;
  • принимаемы всеми членами группы;
  • разделяют общий взгляд по вопросам борьбы с нищетой;
  • честны и имееют позитивное отношение;
  • трудолюбивы;

Люди со следующей характеристикой не подойдут работе в группе:

  • пьяницы;
  • наркоманы;
  • должники;
  • появляющие неуважительное отношение к остальным;
  • лентяи
  • нечестные личности;

Решения по принадлежности того или иного человека не является работой руководителя. Руководитель просто помогает группе в ее формировании. Система доверия пригодиться здесь опять. Вы просите участников написать пять или шесть имен, которым смогут доверить свой капитал.

Обычно люди с негативными характерами остаются без групп, а те с позитивным - приняты. Если некоторые жалуются, что их не приняли ни в какую группу, то вам надо будет объяснить,что их характер пришелся людям не по душе.

2. Управление Группами:

Как руководить группой? Сформировать группу обычно легко; проблема возникает в вопросе как вырастить сильную, самодостаточную, постоянную группу, которая выживет и заработает правовой статус.

Группы состоят из двух категорий: обычные члены и коммитет (правящие) члены. Для координирования и управления группой требуется активное участие двух сторон. Члены сами решат хотят ли они быть в числе членов управления. Работой руководителя является уверенность,что группа подобрана хорошо и что коммитет прислушывается к остальным членам. Члены группы являются полными владельцами группы, которые передали лишь некоторые полномочия коммитету.

Члены обязаны знать следующую информацию:

  • Члены вкладывают свой капитал в финансирование общего бизнеса.
  • Все последствия принимаются лишь членами группы; и
  • Члены пожинают плоды работы (прибыль/ убыток)

Если члены ставят себя вне коммитета группы, то это приведет к плохому управлению и потере доверия. Результатом станет распад группы.

Члены вкладывают ресурсы (капитал, рабочую силу, продукцию). Они утверждают правила (например деятельность для генерирования дохода, раздел суммы между членами).

Коммитет отвечает за правила и законы.

Возвращения микро предприятий передаются членам для вторичной инвестиции или покупки, тем самым помагая в росте группы и ее бизнеса.

3. Тренинг Групп

Существует два бенефициария в тренинге:

  • Тренинг всех членов и
  • Тренинг коммитета (руководства)

Рукокодитель должен организовать тренинг всей группы. Ниже перечислены несколько навеков, которые пригодятся в тренинге.

Для поддержки лучшего сервиса и для благополучия бизнеса, группа должна приступить к следующим действиям:

  • регистрация одного надежного адреса для пересылки всей коммуникации и документов
  • хранение всех договоров и списка членства
  • разработка плана работы, согласованного со всеми членами

Малые предприятия должны приносить прибыль и нанимать работников,а также бизнес должен быть благоприятным для окружающей среды.

Руководитель обязан сообщить членам, что:

  • Члены имеют право присутствовать на всех собраниях своей группы и голосовать за каждым разом по принципу один член-один голос;
  • Члены имеют право на участие в голосованиях комитета и быть избранным, если его кандидатура квалифицируется на данную позицию;
  • Определенное колличество членов имеет право на созвание собрания, организовыванным коммитетом. При негативном результате члены сами созывают заседание;
  • Каждый член имеет право на часть прибыли;
  • Члены имеют право на инспекцию собственности группы или деятельности группы;
  • При наличии средств, каждый член имеет право на их использование;
  • Члены имеют право на прекращение членства, при отсутствии задолжностей. Он/она имеет право передать свою долю членства другому члену группы

Все члены несут ответственность за задолжности если индивидуальный член не в силах проплатить кредит. Если один член занимает определенную сумму, остальные выступают гарантами и обязуются покрыть долги.

Роль членов в Управлении

Тренинг исполнительного директората и коммитета

Директорат или коммитет нуждаются в тренинге и обретении навыков в исполнении своих должностей и обязанностей. В свою очередь, члены группы должны быть в курсе всего происходящего в коммитете, в решениях принимаемым им.

Члены,ставшие исполнительным директором обязаны соответствовать следующему:

  • Характеристика, нужная для исполнения позиции;
  • Обязанности при исполнении позиции директората

Что такое коммитет или директорат?

Коммитет или директорат - это центральный орган, избираемый общим членством группы для управления и решения вопросов в деятельности группы. В коммитет входят: директор, исполнительный директор, казначей, секретарь, рядовые члены группы, и, как правило, число директората не превышает четырех.

Члены коммитета обязаны владеть или обрести следующие навыки:

  • Организация и проведение групповой деятельности;
  • Составление плана собраний и введение записи;
  • Разработка правил и процедур группы;
  • Ведение и запись расчетных книг;
  • Бизнес организация и контакт с другими организациями;

Лидерство:

Быть лидером - значит вести и направлять людей таким образом, чтобы они вкладывали в цели группы и организации. Эта задача стоит перед лидером. Твоя задача как руководителя - это идентификация лидеров и их дальнейшее мотивирование.

Роль хорошего лидера. Лидер должен:

  • вести деятельности группы;
  • собирать информацию от членов;
  • вести эффективную коммуникацию с членами;
  • обозначать и идентифицировать проблемы;
  • оценивать работу группы;
  • предлагать идеи и представлять разные мнения;
  • мотивировать других к выражению мнения;
  • уметь разрешать любые споры в группе;
  • уметь представлять интересы группы перед другими организациями;

Характеристика хорошего лидера:

  • доверительное лицо;
  • надежная личность;
  • заработанное уважение других;
  • желание служить группе;
  • может проявить инициативу;
  • умение слушать и принимать решение,основанное на сказанном группой;

4. Встречи

Групповые встречи включают в себя короткие периодические встречи, а также незапланированные встречи для обсуждения графика.

Группа с редкими встречами рискует быть малоэффективной. Встречи должны быть регулярными, в одно и то же время, каждую неделю. Вся деятельность группы происходит во время недельных встреч, где все члены обмениваются мнениями, опытом, учатся друг у друга, участвуют в тренинге и образовательном моменте.

Все встречи должны быть записаны секретарем, чтобы припоминать участникам о деятельности, дискуссиях и предыдущих встречах. Все записи должны запиываться простым и понятным языком. Вы можете использовать пример, данный здесь, или адаптировать его под свой стиль.

Возможная структура встречи

Организовывайте свои встречи согласно самому эффективному методу

  1. Дата встречи _________________________;

  2. Встреча проведена (кем) ______________________;

  3. Молящиеся * ____________________________ ;

  4. Посещаемость:
    • Список присутствующих;
    • Список опаздавших;
    • Список отсутствующих по причине и без причины.

  5. График (может быть изменен):
  6. Подтверждение графика;
  7. Коммуникация директора;
  8. Просмотр и прдтверждение других записей, а также возникших вопросов;
  9. Задача дня; Насколько возможно, все проблемы и задачи должны быть записаны в графике и розданы перед встречей. Это является главной задачей графика (все остальное- это декорация и структура). Это включает в себя отчеты казначея, членов коммитета, и всех членов с отчетами. с прошлых встреч.
  10. Другие бизнес группы.
  11. Закрытие молитвы*

Молитвы используются со всем уважением к ценностям и вере общественности. Они предназначены для всех, не только элиты. Это относится к Христианам, Мусульманам, Буддистам, и т.д. Если существует конфликт вероисповеданий, лучше всего избегать молитв. В противном случае можно пригласить нескольких религиозных представитей, как знак принятия многорелигиозности. Приготовтесь к конфликтным ситуациям в группах, которые не воспринимают молитвы.


Оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Группа – это два (или более) взаимодействующих и взаимозависимых человека, объединившихся для достижения определенной цели.

Группа – это сложившееся устойчивое объединение людей, для которого характерна общность цели, совместный труд, наличие управления (самоуправления), взаимопонимание и ответственность.

Виды групп

Существует 2 вида групп – формальные и неформальные.

Формальные группы – это рабочие коллективы, которые формируются организацией, имеют установленные рабочие обязанности и выполняют конкретные задачи.

Виды формальных групп:

  • Производственные (процессные) группы
  • Группы руководителей
  • Комитеты (временные объединения)

Неформальные группы – это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальные группы формируются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Примерами неформальных групп являются протестные группы, группы вокруг неформального лидера и т.д.

Причины вступления

Можно выделить следующие причины вступления людей в группы:

  1. Организационные:
    • Структурные причины (перевод, назначение)
    • Возможность карьерного роста, получения или повышения квалификации
    • Режим труда, условия и место расположения
  2. Материальные (материальные и нематериальные льготы и преференции):
    • Материальная заинтересованность (оплата труда)
    • Служебное положение (льготы)
    • Улучшение жилищно-бытовых условий
  3. Социально – психологические:
    • Чувство принадлежности, потребность в самоутверждении, престиж
    • Поиск взаимопомощи и поддержки
    • Защита и безопасность
    • Интерес к сфере деятельности
    • Тесное общение и симпатия
    • Общие интересы, увлечения, эмоциональные контакты и т.д.

Результаты объединения в группы

  1. Положительные:
    • Обретение места в мире (социализация)
    • Большинство новых интересных идей возникает в процессе совместного труда
    • Повышение гибкости (за счет разнородности характеров, возраста, пола)
    • Мотивационное усиление
  2. Отрицательные:
    • Предпочтение частных целей общим
    • Конформизм (стремление подражать, человекоугодничество)
    • Потеря времени (из-за дискуссий)

Этапы развития группы

Каждая группа в своем развитии проходит через следующие этапы:

  1. Формирование группы – первый развития группы, во время которого люди объединяются в группу, а затем определяют ее цель, общий режим, дисциплину, регламентные основы деятельности. На данном этапе управление происходит через ядро группы.На данном этапе необходимо соблюсти:
    • Количественный критерий
    • Характеристики демографического свойства:
      1. Разновозрастной состав (имеется в виду разница в опыте)
      2. Разнополый
      3. Учет характеров
      4. Учет симпатий и антипатий
  2. Внутригрупповой – второй этап развития, который характеризуется развитием внутригруппового конфликта, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы.
  3. Этап зрелости (сплоченности) – этап, на котором обеспечивается сплоченность членов группы, и общие цели группы становятся целями каждого.
  4. Стадия наивысшей работоспособности и производительности – на данном этапе группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и распределение ролей, а на эффективное выполнение поставленных перед группой задач. На данном этапе общие требования становятся требованиями каждого, и каждый член группы становится участником управления.
  5. Заключительная стадия – является стадией расформирования для временных групп. Для постоянных рабочих групп выполнение работы становится окончательным этапом ее развития.

Эффективность работы группы

Почему одни группы работают более успешно, нежели другие? На рисунке представлены основные компоненты, определяющие эффективность работы групп.

Внешние условия включают в себя стратегию развития организации, организационную структуру, формально установленные в организации нормы и правила, имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, принятую систему подбора персонала, систему оценки работников и их поощрение, организационную культуру.

Эффективность работы группы зависит от способностей и личных качеств ее членов. Отмечается, что индивиды, обладающие особыми способностями, более активно вовлечены в работу и вносят больший вклад в решение поставленных перед группой задач. Что касается личностных качеств, то отмечается, что черты характера, положительно оцениваемые организационной культурой, такие как общительность, уверенность в себе и независимость, положительно влияют на производительность и моральный дух группы.

Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работы в группе, необходимо учитывать ее структуру (роли, нормы, размер, состав, сплоченность, согласованность и позиции формального лидерства), а также специфику задач, которые приходится решать данной группе. Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди разного пола, возраста и с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижении целей организации, где присутствует здоровый конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

Эффективность группы можно проиллюстрировать следующей формулой:

Потенциальная эффективность работы группы + Преимущества коллективной работы – Потери и просчеты в работе = Эффективность работы группы

Особенности группы в экономической среде:

  1. Группы формируются на основе вещественных факторов (например, материально-вещественный фундамент).
  2. Будучи однажды созданной, группа существует как объективная реальность вне зависимости от воли создавших ее людей.

Управление группой

Очень важно управлять развитием группы. Главной задачей является воспитание зрелости группы, т.е. баланс интересов группы и составляющих ее индивидов. Существуют следующие правила управления группами:

  1. Правило движения: сочетание глобальных и частных целей, стратегических и оперативных.
  2. Принцип параллельного действия: необходимо учитывать и отдельных индивидов, и коллектив.

Структура группы

Роли – набор ожидаемых схем поведения, приписываемых тому, кто занимает определенное положение в конкретной ячейке общества

  • Роли, ориентированные на выполнение рабочего задания (целевые)
  • Роли, ориентированные на поддержку уровня удовлетворенности членов группы (поддерживающие)

Нормы – приемлемые стандарты, которые становятся общими для всех членов группы.

Первая совокупность норм касается показателей эффективности труда (интенсивность работы, терпимость к браку, нарушениям сроков выполнения заданий).

Вторая совокупность норм – это внешние факторы (форма одежды, отношение к сверхурочной работе).

Третья совокупность норм – это уровень лояльности организации.

Согласованность – существуют групповые нормы, которые оказывают на людей давление, принуждая к подчинению и приведению поведения в соответствие с мнением и поступками окружающих. Одной из форм согласованности является шаблонное мышление, в соответствии с которой члены группы испытывают сильное давление привести свое мнение в соответствие с мнением других членов группы

Системы статуса – уровень престижа, положение или ранг индивида внутри группы.

Размер группы. Группа, с состав которой входит более 12 человек, более эффективна при сборе исходных материалов. Количество, равное 7 участникам, оптимально для обработки данных.

Сплоченность группы – это то, насколько члены группы нравятся друг другу и разделяют общие групповые цели.

Состав группы. С точки зрения эффективности группы, предпочтительны разнородные по составу группы (пол, возраст, стаж работы).

Формальное лидерство. В качестве примеров можно привести такие должности как руководитель проекта, начальник подразделения. Лидер во многом определяет моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.