Презентация по окружающему миру на тему "Как устроен организм человека" (4 класс). Презентация на тему " как устроен организм человека" Смотреть презентацию на тему как устроен человек

Учитель: Трофимова Наталья Авенировна

Слайд 2

Живые организмы

бактерии

животные

растения

рождаются

питаются

размножаются

Слайд 3

Путешествие в мир клеток

Всё живое состоит

из клеток.

Мир клеток разнообразен.

Строение клетки зависит от её функции в организме.

цитоплазма

оболочка

Слайд 4

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое.

Слайд 5

Клетки жировой ткани

Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.

Слайд 6

Клетки мышечной ткани

Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды.

Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Слайд 7

Деление клетки – рост организма

Деление клеток способствует росту всех тканей живого организма, заживлению ран, срастанию сломанных костей.

Слайд 8

Системы органов

Костная и мышечная (опорно-двигательный аппарат)

Пищеварительная

Дыхательная

Кровообращения

Выделительная

Слайд 9

Системы органов и их функции

Пищеварительная система

Дыхательная система

Система кровообращения

Мышечная система

Обеспечивает движение крови в организме

Обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа

Управляет деятельностью всего организма

Дает опору телу человека, помогает двигаться ему

Обеспечивает переваривание пищи

Посмотреть все слайды


Клетки жировой ткани Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.


Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Биология"

Готовые презентации по биологии содержат различную информацию о клетках и о строении организма целиком, о ДНК и о истории эволюции человечества. В данном разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на урок биологии для 6,7,8,9,10,11 класса. Презентации по биологии будут полезны как учителям, так и их ученикам.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы.)

– Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.)

– Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.)

– Какие группы животных мы знаем?

Записать на доске .

Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят ).

– Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (Позвоночные имеют внутренний скелет.)

– Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.)

– Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружающей средой.)

– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.)

– Что такое орган? (Это часть организма.)

– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, организм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы .) (Мы думаем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.)

– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос?

Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

Давайте составим план работы.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Работа в учебнике.

– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним.

– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.)

– Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы? (Работать согласованно.)

– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.)

– Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и выполните задание на с. 9.

Работаем в группах:

1) опорно-двигательная система;

2) система пищеварения;

3) система дыхания;

4) система кровообращения;

5) система выделения;

7) нервная система и органы чувств.

Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами.

Ключевые слова выносятся на доску.

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно.)

2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)». Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжают .

– Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.)

– Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 11.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела человека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относится большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги. Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы, т.е. желудок , кишечник , печень и др. (восстанавливают запас питательных веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце , сосуды (доставляют клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец, к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг , нервы .

К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать.

В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги , а также голова , глаза , язык , зубы и т.п.

Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге.

В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управлять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем: сердце , сосуды , желудок , печень, кишечник, почки , лёгкие – большинство органов, расположенных внутри тела.

В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов:

1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют самостоятельно, независимо от нашей воли;

2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило,

можем управлять по своему желанию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение проверочной работы.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 1.

Вариант 1 .

1.Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза – к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к опорно-двигательным органам.

Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

2.Необходимый уровень. Удаляют углекислый газ – органы дыхания; переваривают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделения; продолжают род – органы размножения.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание, подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические.

3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы чувств.

Вариант 2 .

1.Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам кровообращения.

Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

2.Необходимый уровень . Позволяют воспринимать окружающий мир –органы чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; доставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; создают опору телу – опорно-двигательные органы.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.

3. Повышенный уровень . От переедания – органы кровообращения (можно считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыхания; от падения с дерева – опорно-двигательная система.

V . Итог урока.

– Какова роль и необходимость систем органов? Можно ли заменить одну систему органов на другую? (Различные системы органов выполняют разную работу – каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма. Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.)

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Cлайд 1

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс Учитель: Трофимова Наталья Авенировна

Cлайд 2

Cлайд 3

Всё живое состоит из клеток. Мир клеток разнообразен. Строение клетки зависит от её функции в организме.

Cлайд 4

Нервная ткань Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое.

Cлайд 5

Клетки жировой ткани Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.

Cлайд 6

Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Cлайд 7

Деление клеток способствует росту всех тканей живого организма, заживлению ран, срастанию сломанных костей.

Слайд 1

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс Учитель: Трофимова Наталья Авенировна

Слайд 2

Живые организмы бактерии животные растения грибы рождаются дышат питаются размножаются умирают

Слайд 3

Всё живое состоит из клеток. Мир клеток разнообразен. Строение клетки зависит от её функции в организме.

Путешествие в мир клеток

Слайд 4

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое.

Слайд 5

Клетки жировой ткани

Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.

Слайд 6

Клетки мышечной ткани

Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Слайд 7

Деление клеток способствует росту всех тканей живого организма, заживлению ран, срастанию сломанных костей.

Деление клетки – рост организма