Презентация по истории жизнь первобытных людей. Первобытные люди

Урок первобытные люди учитель истории Ротарь Ф.В.

Когда на земле появился первый человек? Где жили наши древнейшие предки, как они выглядели? Кто такие первобытные люди? Что такое первобытный строй?На эти вопросы история не дает точных ответов. Опираясь на данные археологии, ученые создают реконструкции первобытной (дописьменной) истории, с некоторыми из которых мы познакомимся на нашем сегодняшнем занятии.

Кто такие первобытные люди?

Первобытные люди - по теории эволюции предки современных людей , отличающиеся по строению тела (ближе к обезьянам ), с низким или отсутствующим уровнем культуры и языка.

Австралопитек

Австралопитек (4 млн лет до н.э.) – человекообразный прямоходящий примат, преимущественная зона обитания – Африка. Австралопитеки стояли у истоков эволюции.

Homo habilis (человек умелый)

Homo habilis (человек умелый, 2 млн лет до н.э.), впервые найден в ущелье Олдувай в Танзании в 1964 г. Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.

Homo erectus (человек прямоходящий) - питекантроп

Homo erectus (человек прямоходящий), или питекантроп (1,6 млн лет до н.э.).

Неандерталец

Неандерталец (200 тыс. лет до н.э.). Место первой находки его останков – долина Неандерталь в Германии. Его называют человеком разумным (homo sapiens) , но ученые не считают его предком современного человека. Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.

Что такое первобытный строй?

Первобытный строй - период в истории, охватывающий эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества и государства. Характеризуется низким уровнем развития производительных сил, общей (коллективной) собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением. Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных регионах и у разных народов происходит неодновременно.

Когда на земле появился первый человек? Где жили наши древнейшие предки, как они выглядели?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые археологи находят здесь стоянки древних людей, живших более 2 млн. лет назад.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, низкий, покатый лоб, глубоко посаженные глаза, над которыми нависал надбровный валик. Походка у людей была не вполне прямая, длинные руки свисали ниже колен. Люди не умели разговаривать, общались друг с другом при помощи звуков и жестов. Жили люди не в одиночку, а группами - человеческими стадами.

Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.

Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь. Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.

В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

Заключение

В результате эволюции примерно 40 тыс. лет назад возник человек современного типа homo sapiens sapiens, или кроманьонец (названный так по месту первой находки его останков). Именно его считают предком современного человека. Его главное отличие от неандертальца – способность к связной членораздельной речи, а также появление искусства

Презентация к теме «Древнейшие люди» (§ 1 учебника История Древнего мира для 5 классов) состоит из 11 слайдов, содержащих 3 видеоролика (”Смена климата”, 01 мин 47 сек, ”Орудия труда”, 00 мин 22 сек и ”Способы охоты”, 01 мин 16 сек) , 10 иллюстраций и схемы .

Слайды 3, 5, 7-10 имеют внутренние переходы.

Просмотр слайдов презентации (без анимации) :

Для упрощения передачи ресурса в сети Интернет файлы упакованы в zip-архив.

Самозапускающийся файл данной презентации называется 01_drevn_ludi.pps .

Презентация ”Древнейшие люди” подготовлена в качестве иллюстративного материала, призванного помочь учителю использовать на уроке метод погружения в прошлое.

Каждый учитель создаст свою архитектуру урока, но все мы на первых порах больше внимания уделяем закладке фундамента в виде базовых знаний и умений.

Слайд 4 с видеороликом ”Смена климата” должен показать взаимосвязь Природы и Человека.

По ходу демонстрации ролика учитель может рассказать об изменениях на Земле, способствующих эволюции предка человека.

Учитель : Древнейший человек очень был похож на животного не только внешним видом, но и способностью приспосабливаться к окружающей среде. 8 млн. лет тому назад Африка представляла собой непроходимый лес, который давали нашим предкам и пищу, и кров, и защиту. Но на тысячакилометровой глубине океана стали происходить процессы, которые повлияли и на облик Африки, и на облик предка человека. Вулканические извержения двигали плиты, меняя поверхность земли. Там, где будущий Индостан столкнулся с Азией, плиты стали наползать друг на друга, образуя 5-километровые горные хребты Гималаев. Здесь в горах формировались сильнейшие штормы и муссоны, проливавшиеся дождями, и Африка перестала получать с воздухом живительную влагу. Африканские тропики стали вымирать, и через миллионы лет на месте густых лесов остались лишь редкие деревья. И предки человека, чтобы выжить, вышуждены были с четверенек встать на ноги, чтобы дальше видеть во время перебежек от дерева к дереву и освободить руки для орудий труда, необходимых для добывания пищи. Чтобы выжить предок человека вынужден был эволюционировать.

Слайд 5 ”Внешний вид древнего человека”

Задание этого слайда направлены на развитие у учащихся различных форм познания. Предлагаемое изображение первобытного человека сопровождается заданием учителя - описать человека, найти отличия от современного человека, сделать вывод, почему первобытный человек имел именно такие внешние черты.

В ходе работы активизируются эмпирические методы исследования: наблюдение и описание, и в результате анализа, основанного на знаниях и представлениях учащихся, делаются выводы, несущие с собой новое знание.

Результаты самостоятельной аналитической работы учащихся проверяются (и подтверждаются) тезисами слайда.

Аналогичная работа может быть проведена и на Слайде 10 , где рассматривается влияние на развитие человека и овладения огнём.

Учащимся может быть предложено рассмотреть, как огнь повлиял на жизнь первобытных людей и какую пользу люди могли из него извлечь. Переход изображения на слайде также проверяет (и подтверждает) умозаключения учащихся. Причём, подчас выводы учащихся шире, чем тезисы слайда.


Учитель МБОУ «Лицей» г.Арзамас

Суханова Ираида Анатольевна


Теории появления человека на Земле

человек –

творение Бога

случайность

особых

условий земли

человек – продукт

инопланетного

происхождения

человек -

результат

биологической

эволюции



Первобытными называют людей, живших до

изобретения письма, до появления первых государств

и больших городов.


Собирательство – собирание готовых видов пищи:

кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т.д.

В первобытном обществе собирательство

сосуществовало с охотой и рыболовством.



Ка́менный век - древнейший период в развитии

человечества, когда основные орудия труда и оружие

изготовлялись главным образом из камня,

но употреблялось также дерево и кость.

По особенностям каменных изделий каменный век делился на:

  • палеолит древнекаменный век;
  • мезолит среднекаменный век;
  • неолит новый каменный век.






Искусство – творческое отражение

действительности человеком.




Религия - вера в существование

высшей божественной силы.

О появлении каких новых взглядов у людей свидетельствует древний похоронный обряд?



Территория нашего края в то время –

тундра и лесотундра


Таяние ледника в Передней Азии засуха

гибель многих животных и растений.

Экологический кризис заставил людей начать искусственно разводить растения и выращивать животных.


Курица

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Коза

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Овца

одомашнена

10 тыс. лет наз.

Собака

одомашнена

15 тыс. лет наз.

Свинья

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Буйвол

одомашнен

7 тыс. лет наз.

Лошадь

одомашнена

5,5 тыс. лет наз.

Осёл

одомашнен

6 тыс. лет наз.



Человек прямоходящий (Homo erektus) –

первый человек, вышедший за пределы Африки

Питекантроп

1 миллион

лет назад

Синантроп

500 – 700 тыс.

лет назад

Гейдельбергский

человек

400 тыс.л. назад

V мозга –

V мозга –

1000 см3 .

V мозга –

1000 см3 .

  • - 900 см3 .

Человек разумный ( Homo sapiens) .

30 – 40 тыс. лет назад.

Кроманьонцы

V мозга –

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа

Проект на тему:

« Первобытные люди »

5 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории и обществознания

Телефон школы: 88424177555

2016 - 2017 уч.год

    Введение.

II .Основной ресурс

    Кто такие первобытные люди.

    Как жили первобытные люди.

III . Заключение.

IV .Список используемой литературы.

Введение.

Тема Первобытные люди.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. меня очень заинтересовала тема «Первобытные люди» и мне захотелось узнать о них больше, так же мне захотелось узнать, как жили первобытные люди.

Цель: узнать, кто такие первобытные люди и чем они занимались.

З адачи :

      Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: древние люди за короткий срок научились: изготавливать орудия труда, шить одежду, добывать еду, научились рисовать.

Предмет работы - основные этапы развития первобытных людей.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования :

    Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

    Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

    Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта

    Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта.

    Заключительный: защита проекта.

Глава 1. Кто такие первобытные люди .

В 1856 г. немецкие шахтеры обнаружили в известняковом карьере в долине Неяндерталь старый скелет. Его череп очень походил на обезьяний, а кости ног были крепкими и слегка искривленными. Одно время ученые даже думали, что скелет принадлежал солдату, погибшему на войне, которая шла в этих местах 50 лет назад. Позднее исследователи установили, что в их руках находиться скелет неандертальца, представителя одного из видов первобытных людей вымершего 50 000 лет назад!

С тех пор было обнаружено множество древних останков доисторических людей. Установлено, что люди и современные обезьяны имели общего предка. Предположительно, им был египтолопитек, который жил 35 миллионов лет назад на территории современного Египта.

Тридцать миллионов лет спустя 1-е человекообразные обезьяны уже лазили по деревьям в Восточной Африке. От них произошли современные шимпанзе и гориллы, а также давно вымершие австралопитеки. Скелет австралопитека был найден в Африке 1974 г.

Глава 2. Как жили первобытные люди .

Самые ранние письменные свидетельства о жизни наших предков были сделаны около 5,5 тыс.лет тому назад. О том, как жили люди до этого времени, нам рассказывают сохранившие фрагменты посуды, оружия, строений. Но история человека насчитывает миллионы лет и начало восходит к тому периоду, когда человека насчитывает миллионы лет и начало ее восходит к тому периоду, когда человекообразные обезьяны научились ходить в вертикальном положении.

Ученые по крупицам воссоздают образ жизни древних людей. Они изучают остатки их скелетов, чтобы иметь представление о развитии человека. Исследования показывают, как с течением времени люди научились охотиться, пользоваться орудиями труда, вести совместную жизнь и строить жилища. Появление речи стало важнейшим этапом в эволюции человека.

Около ста лет тому назад климат во всех частях земного шара был намного холоднее, чем сейчас. Этот период называется ледниковым. Он окончился приблизительно 10 тыс.лет назад. Обширные территории Европы, Азии и Северной Америки были покрыты льдом. Чтобы выжить в это суровое время, люди должны были объединяться. Это помогало им охотиться на гигантских животных, мамонтов. Для охоты они использовали деревянные копья с каменными наконечниками. Свои жилища люди устраивали в пещерах или делали подобие шалашей из веток и шкур животных.

Люди начали рисовать на стенах пещер во время ледникового периода. Они делали это при свете костров, а в качестве красок использовали порошки из толченых камней или высушенных растений. Возможно, рисунки, которые они делали, предназначались не только для украшения пещер. Изображения бизона, оленя и мамонта символизировали животных, без которых человек не мог существовать. Настенная живопись могла служить своеобразным приношением богам, дабы те благоприятствовали охоте. Подобного рода наскальная живопись была обнаружена в разных странах мира, включая Южную Америку и Австралию.

Ледниковый период сменился потеплением. Люди обнаружили, что можно собирать семена растений и высаживать их на полях. Некоторые растения давали зерно. Его перемалывали в муку, чтобы затем выпекать хлеб. Первые земледельцы жили в деревнях рядом со своими полями. Они также приручали диких травоядных животных. Рогатый скот и свиньи давали людям молоко и мясо.

Заключение.

Люди произошли от человекоподобных обезьян. У человека и шимпанзе общий предок. Первыми человекоподобными животными, которые выпрямились и стали ходить на двух ногах.

Список используемой литературы.

    Поиск информации – книга – золотая книга знаний.