Поясной портрет. Поясной портрет, съемка портрета

Если вы снимаете людей вне стен и зумированным объективом, например, 24-70, основной рекомендацией для съемки портрета в полный рост будет, кажущаяся на первый взгляд несуразной, рекомендация - чтобы сформировать кадр, зумируйте ногами.

Почему стоит сделать шаг назад, а не использовать зум на объективе при съемке или большой группы людей? Причина кроется в том, что при зумировании появятся оптические перспективные искажения, которые сделают изображения людей не совсем для них лестными и выглядящими естественно.

В качестве примера хочется показать портрет, снятый на 24-70 (полнокадровая камера), с фокусным 70 мм.

Получился простой и приятный портрет. Ничего сложного. При фотографировании было выбрано оптимальное расстояние до объекта съемки, которое не дает никаких искажений на лице.


Вот с такого расстояния был сделан простой портрет (70 мм)

Если фотограф хочет снять портрет в полный рост, существует два варианта:

  • можно менять размер изображения за счет зумирования (и не двигаться при этом);
  • оставить фокусное в 70 мм и отступать назад до тех пор, пока в видоискателе вы не увидите ту картинку, которая вас полностью удовлетворит по композиции.

Разница в результате двух подходов очевидна.

Масштабирование шире за счет зума дает такие искажения, когда голова модели будет выглядеть гораздо больше, а ноги намного короче, чем есть на самом деле. Получившееся изображение, при кажущейся правдивости, не дает в итоге красивого портрета. Отступив, фотограф получает более приятную для зрителя перспективу восприятия фотографируемого человека.

Поэтому, когда вы кого-то фотографируете, первым делом боритесь с ленью и желанием зумировать для формирования портретного кадра. Вместо этого используйте максимальное возможное фокусное расстояние вашего объектива и "зумируйте" ногами, пока не получите в результате такое обрамление портрета, как было задумано вами изначально.

И только в крайнем случае, когда уже "отступать некуда, позади Москва", можно воспользоваться "ленивым" методом и увеличить изображение фигуры модели. На верхнем снимки хорошо видно на сколько пришлось отступить от модели фотографу, чтобы получить портрет в полный рост без искажений, используя фокус объектива на 70 мм.

Очевидно, что когда-нибудь вы решите снять более динамичный портрет, или может быть, создать веселый и забавный фотошарж, тогда будет уместно использовать для портрета сумасшедшие широкоугольные фокусные расстояния. Но для "классического" портрета в полный рост требуется перебороть лень и решительно сделать шаг назад.

Данная идея - хороший инструмент для фотографа, чтобы начать экспериментировать и посмотреть как масштабирование влияет на угол обзора, и как все это в совокупности влияет на позицию фотографа, композицию фотографии и окончательный итог в конце концов.

Neil van Niekerk, фотограф
Перевод Ф.Светогорова

Кто из нас не любит смотреть на потрясающие портреты? Хорошие портреты подчеркивают и открывают истинную личность. Так как же научиться фотографу улавливать тот момент, когда может возникнуть хороший портрет?

35мм эквиваленте. Начальная точка съёмки - с уровня груди. Впрочем, чем “телевиковей” будет объектив, тем меньше это будет иметь значение.

7. «Портрет в полный рост»

Тоже классика. Их три, «классики» - «голова с плечами», «3/4» и «в полный рост». Здесь

мы показываем человека целиком - что-то общее про него, как он живёт в этом суетном мире, как общается с ним. Далеко не все люди хорошо выглядят в этом ракурсе. Наверное

потому что не все умеют правильно жить…

Здесь важен общий силуэт и настрой позы. Неправильно повёрнутая нога может выглядеть очень комично, особенно стопа. Стопы - очень выразительные части тела. Женщины

удлиняют икры за счёт туфель с каблучками - но красиво это будет выглядеть только

если снимать телевиком. Поэтому в большинстве домашних студий редко получаются качественные портреты в полный рост - не хватает места.

Снимая на цифру помните о том, что на большом листе кадры выглядят совсем не так, как

в видоискателе или на экранчике камеры. Во-первых, размеры очень меняют восприятие.

Во-вторых, сильно влияет на восприятие рамка. Которая обычно не чёрная, как корпус камеры. Сделайте себе из оклеенной белой бумагой картонки рамочку с прямоугольной прорезью. И проверяйте кадр, смотря через эту рамку. Чтобы легко менять размеры, разделите картонку на две «Г»-образные части и двигайте их друг относительно друга.

Техника портретной фотосъёмки для начинающих фотографов

Такой обрез очень увеличивает дискомфорт при просмотре и иногда это именно то, что нужно. Ведь любая эмоция цепляет, а если не смог зацепить идеей, начинаешь искать

утешения в технических средствах - драматизируешь цвета и контраст, режешь по

живому, делаешь модели зверскую мимику, адски заваливаешь горизонт и используешь широкоугольник. Всё это - хорошие средства, когда применяешь их уместно. Но они - не

замена message [послания, сообщения].

Всё перечисленное - только отправные точки. Можно снять отдельно ножки в туфельках или сцепленные пальцы рук. Можно снять человека со спины, или в сильно искажённой,

свёрнутой позе. Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём.

Кадрирование в портретной фотографии.

Техника портретной фотосъёмки для начинающих фотографов

Кадрирование в портретной фотографии. Памятка начинающего фотографа

1. Крупно-плановый портрет

2. Голова и плечи

3. Голова и грудь

4. Поясной портрет

5. 3/4 выше колен

6. 3/4 ниже колен

7. В полный рост

Техника портретной фотосъёмки для начинающих фотографов

В книге использованы материалы справочно-практического пособия

EF LENS WORK Глаза EOS

Восьмая редакция, Сентябрь 2006г.

Фотографии, содержащиеся в этой книге, являются собственностью корпорации

Canon Inc., или использованы с разрешения фотографа, или взяты из открытых публичных источников

Поясной портрет снять также сложно, как и ростовой, так как модель снимается по пояс, и помимо головы и бюста (как, например, при погрудном портрете) в кадр попадает еще часть торса и, самое главное, руки.

Руки на таких снимках часто называют "вторым лицом", так как именно руки становятся весьма важным элементом в композиции кадра, который может раскрыть внутренний мир портретируемого, его темперамент, эмоциональное состояние и т. д. То есть руки в поясном портрете - это сильное выразительное средство, на которое нужно обратить особое внимание: особенно на их фактуру и пластику. Например, модель может скрестить руки, приложить руку к подбородку. Все это будет создавать определенное настроение и подчеркивать какие-то детали самой модели. Можно сделать и больший акцент на руках, например, руки можно выделить на первом плане, а сама модель может в кадр не смотреть.

При съемке рук нужно помнить несколько несложных правил. Например, нужно стараться избегать плоского изображения тыльной стороны кисти или ладони и фиксировать руку в повороте, чтобы придать ей объемность. Нежелательно изображать лишь часть рук, "обрезать" руки, так как это произведет неприятное впечатление от всего кадра. Акцент на руках иногда можно весьма интересно обыграть, но все же не стоит их освещать сильнее, чем лицо.

Кроме всего вышеперечисленного в поясном портрете есть еще одна сложность, связанная с построением кадра. Например, при выполнении бюстового портрета обычно неважно, стоит модель или сидит (и на чем она сидит), так как нижние точки опоры все равно остаются вне кадра. А вот когда человек изображается по пояс, то эти самые точки опоры спины и рук попадают в кадр и с ними нужно быть предельно аккуратным. Легче вообще отказаться от усаживания модели на стул, так как, по мнению многих фотографов, положение стоя приводит к более интересным композиционным решениям (различным эффектным поворотам корпуса, прогибам спины и т. д.).

Наилучшая высота съемки при поясном портрете - на уровне подбородка. Используются, как правило, короткофокусные и даже широкоугольные объективы. Но здесь нужно быть аккуратным, так как при съемке с близкого расстояния руки, вытянутые к аппарату, кажутся слишком увеличенными, непропорциональными относительно всего тела.

В поясной портрет кроме модели могут войти дополнительные предметы-аксессуары, которые с помощью своих форм, фактуры и тональности будут дополнять создаваемые образ, отражать склонности и вкусы модели. Плюс к этому, важную роль в поясном портрете будут играть одежда модели, ее тон, а также тон фона.

Что касается позы модели, то тут можно посоветовать чаще разворачивать плечи иначе, чем лицо и немного наклонять их. Это придаст снимку живость и непринужденность. Вариантов поясного портрета может быть множество: сидя или стоя, в анфас, в профиль или же вполоборота.

Что касается световой схемы, то она здесь весьма похожа на ту, что используется при съемке ростового портрета. Единственное, здесь уже не понадобится две вспышки, которые бы освещали модель в полный рост, будет достаточно и одного источника рисующего света. Но опять же стоит заметить, что освещение - это всегда эксперимент, и совершенной световой схемы не существует. Выбор источников света зависит только лишь от поставленной самим фотографом задачей.

Заказать создание портрета для себя или для оригинального и ценного презента – весьма удачное решение. Ведь написанная художником картина будет радовать ее владельца много лет, она украсит жилище, ее можно передать по наследству потомкам. Мастера нашей студии создают высокохудожественные портреты маслом – написанные с фотографий, выполненные в различных образах и в оригинальном антураже, а также семейные, парные, мужские, женские и детские. можно любого типа (формата): в полный рост, поколенный, победренный, поясной, погрудный, головной (оплечный). Изображаемый на полотне может стоять или сидеть (в том числе на коне).

Каковы особенности и преимущества поясного портрета?

Такой формат по сравнению с меньшими в большей степени дает возможность передать индивидуальные особенности человека. Художественное изображение персоны по пояс позволяет живописцу запечатлеть на полотне многое из того, что нельзя представить на погрудном или оплечном (головном) портрете. Прежде всего, поясной формат дает возможность продемонстрировать наряд персонажа, что особенно важно при создании портретов в различных образах и парадных полотен. К примеру, прекрасную даму на поясном портрете можно запечатлеть в роскошном платье, подчеркивающем изящную талию. Мужчину же нетрудно одеть в старинный мундир военного, украшенный орденскими звездами.

Изображение по пояс позволяет дать портретируемой персоне что-либо в руки. Женщина может держать младенца (подобно Мадонне), букет цветов, собачку или кошку. У мужчины в руках, в зависимости от образа, в котором он изображен, могут быть самые разные предметы (например, оружие, книга, бинокль, курительная трубка и даже скипетр и держава).

На поясном портрете можно показать достоинства фигуры персонажа. Также этот формат позволяет представить человека в определенной позе, которая делает его образ более выразительным и динамичным и дает живописцу возможность реализовать определенный художественный замысел. К примеру, персонаж картины может повернуть торс вполоборота, показывая при этом лицо в фас, изогнуться, облокотиться на что-либо, сложить руки на груди или на животе, упереть их в бока, поднять одну из них выше головы, продемонстрировать различные жесты и т. д.

Кроме того, поясной портрет позволяет изобразить сидящего человека и, соответственно, частично показать стул, кресло, диван и даже трон. Также художественное изображение персоны по пояс дает возможность представить на картине больше фона или предметов обстановки.

Портре́т (фр. portrait — “воспроизводить что-либо черта в черту”) — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии)...

В этой статье мы хотели бы дать несколько советов в съемке портретов для начинающих фотографов. В искусстве фотографии нет жестких правил. Поэтому это лишь советы, а не правила, обязательные к выполнению. Для примера мы взяли замечательные детские фотографии Тифани Бендер.

Необходимое требование к любому портрету - передача индивидуального сходства человека. Но сходство - это не просто копирование внешних признаков, а и внутренний мир и характер человека.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера . Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше - фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.
Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.

Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель .

И как всегда добавим, хорошие снимки делает не камера, а фотограф;-)

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма , т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза,...). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО . По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.


3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение ) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.


4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.

От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и "заглянуть" в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.


Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.


Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.



При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размешать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.


6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает “позировать”. Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.

Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку. В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает “позировать” и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.

Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.


7. Основные ошибки

Основными ошибками являются технические проблемы - не хватает резкости на глазах, смаз, слишком сильно или недостаточно подсвечены тени и пр.

Часто встречаются ошибки в компоновке кадра. Особенно это касается портретных фотографий, привезенных из поездок. Очень часто на снимке почти не виден портретируемый, но зато хороша видна площадь, на которой его снимали, огромный собор на заднем плане и много всяких других вещей. Решите для себя, что вы снимаете. Если человека - то он должен быть основным на снимке. Если площадь и собор - уберите человека. Не загромождайте кадр, все, что не работает на сюжет, должно быть удалено.

В портрете нельзя немотивированно обрезать конечности - руки, ноги, пальцы и пр. Обязательно постарайтесь уместить в кадр все важные части тела.

Как выше уже упоминалось, не используйте разнородный, яркий фон. С таким фоном человек будет теряться на снимке. Измените точку съемки или значительно увеличьте план (т.е. вместо поясного портрета сделайте, например портрет крупным планом).

Голова (туловище, рука…) не должны быть разрезаны линией горизонта (забора, дерева…). Иногда достаточно изменить точку съемки, чтобы этого избежать.

В кадре не должно быть укороченные ног, могучих шей и плеч, когда вы снимаете человека с нормальными пропорциями. Это происходит, если неправильно выбрать точку съемки или использовать, например широкоугольный объектив, который искажает пропорции.

Удачных вам кадров;-))