Постановка учебной проблемы.


Тема: «Как путешествует письмо»

Тип урока:
Урок-объяснение.
Цели урока:
познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма.
раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
развивать информационную грамотность учащихся,
развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить этапы путешествия письма, правила написания письма.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийное оборудование,
презентация "Письмо",
кроссворд,
карточки со словами "отправитель, адресат, индекс, конверт, марка, индекс, штамп, бандероль, посылка",
учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс,
Раздаточный материал:
Чистый лист бумаги А4, цветные карандаши.
В составлении урока я использовала интернет- ресурсы, методичку и художественную литературу

I.Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Повторение изученного.
Слайд № 2 Кроссворд
- Ребята, сегодняшний урок мы начнем с кроссворда. Но чтобы заполнить кроссворд. Мы должны отгадать загадки:
1. Скажи ты мне,
Какой чудак
И днём и ночью
Носит фрак. Пингвин

2.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица

3. Всю ночь летает -
мышей добывает.
А станет светло -
спать летит в дупло. Сова

4.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. снегирь

5.Сам Ерёмка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит. (Муравей)
(загадка-подсказка)
5.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. Муравьи

6.Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит... Сорока

Учитель:
-Кто лишний? (муравей)
-Почему? (Потому что насекомое)
- чем насекомое отличается от других животных? (есть крылья, шесть ног)
- кто такие пингвин, синица, снегирь, сова, сорока? (птицы)
-чем птицы отличаются от других животных? (оперенье, летают)
-на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)
-Прочитайте выделенное слово по вертикали (Письмо)
-Мы сегодня познакомимся с новой темой: Как путешествует письмо.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если хочешь -
За море умчится.
III. Объяснение нового.
- Что такое письмо? (ответы детей)
Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
На боковой доске словарь появляется слово "письмо".
-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)
Слайд № 3. "Как путешествует письмо"
-Чтобы письмо смогло дойти до места назначения нужен конверт и марка.
Слайд№4.
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
На боковой доске словарь появляется слово "конверт".
-Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".
"Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит).
На боковой доске появляется слово "отправитель".
"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)
На боковой доске появляется слово "адресат".
-На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Почтовый индекс. Слово означает "указатель".
Слайд № 5. (Индекс. Образцы написания цифр индекса)
На боковой доске появляется слово "индекс".
"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.
-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
-На письме должна быть марка.
Слайд №6.
Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.
На боковой доске словарь появляется слово "марка".
-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. (Показ коллекции марок)
Слайд №7.
-Письма готовы. Отправляем их в путешествие.
Чтение рассказа "Почта" (читает ученик).
"На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах".
На боковой доске словарь появляется слово "штамп".
Слайд 8. Физкультминутка
-Проследим ещё раз путь письма.
Слайд № 9 (Путь письма)
Узнали сказочного персонажа? А прежде чем почтальон Печкин начнёт разносить почту, какой путь проделает письмо?
-Мы опустили письма в почтовый ящик, письма доставляют в почтовое отделение. Дальше на разных видах транспорта письма отправляются по указанному адресу в другие города и села.
Слайд № 10
И во Время Великой Отечественной войны работала почта. Только отправляли наши защитники солдатские треугольники.
Слайд № 11.
-В Сибири у кочевников тундры, был свой способ доставки писем. Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передаёт ему письмо. Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Передать письмо в нужные руки каждый считал делом своей чести. Кочевая почта всегда работала быстро и на совесть.
Слайд № 12.
-Вы, наверное, слышали имя великого путешественника Христофора Колумба? Когда Колумб возвращался из плавания, его парусник попал в сильный шторм. Колумб думал, что гибель неминуема. И он решил послать письмо. На листе пергамента Колумб сообщал об открытиях своей экспедиции и о возможной гибели судна. Завернул пергамент в ткань, привязал записку: тот, кто доставит послание королю или королеве Испании, получит 100 золотых. Поместил это письмо Колумб, в дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет! Обросший ракушками бочонок случайно нашли матросы американского судна. Но корабль Колумба, сильно потрепанный штормом, со славой вернулся к берегам Европы.
Слайд № 13.
-Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший голубь-почтальон может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.
Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". Посмотрите, как крепились письма.
Слайд № 14.
За заслуги перед столицей Франции в г.Париже почтовому голубю был установлен памятник.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен.
Слайд № 15. Физкультминутка
Слайд № 16. Творческая работа
Прежде чем выполнить творческую работу, отгадайте загадку.
-Отгадайте загадку:
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка… (мороз)
Мы должны нарисовать конверт для письма Деду Морозу.
-Что должно присутствовать на конверте?
1. изображение почтовой марки
2. надписи «кому», «куда»
3. «от кого», «откуда»
-Расположите лист в альбомном формате. Мы должны нарисовать конверт для письма для Деда Мороза.
- Но одного конверта недостаточно. Мы должны написать письмо. Кому мы чаще всего пишем письма? (ответы детей)
Слайд 17. Ребята, давайте рассмотрим схему письма.
1. Обращение, приветствие. Объясните, что это значит? (ответы детей)
2.Фраза, где вы говорите о том, что получили письмо спешите ответить или как давно вы не получали писем.
4. В основном содержание письма. Вы рассказываете о новостях, которые решили сообщить.
5. Вопросы адресату. Интересуетесь жизнью и делами, родными и знакомыми.
6. Просьбы. Если вам что-нибудь необходимо, то можно попросить
7. Приветы.
8. Прощание.
9. Концовка.(подпись, дата)
- А нужны ли правила переписки? Какие правила необходимо соблюдать. (ответы детей)
Слайд 18. Сейчас мы с этими правилами познакомимся.
1.Отвечать на письма нужно как можно быстрее.
Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.
2. Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
3. Не пишите писем карандашом.
5. Старайтесь не делать исправлений, ошибок.
6. Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
7. Никогда не вскрывайте и не читайте чужих писем. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
IV.Итог урока.
-Ну что друзья, подведём итог?
Чем занимались мы целый урок?
- Сегодня на уроке мы с вами узнали о том, как путешествует письмо.
-Что вам понравилось, что запомнили? А если мы хотим отправить друзьям или родным подарки? Как быть?

V. Домашнее задание:
написать письмо и подписать конверт

В составлении урока я использовала интернет ресурсы, методичку и художественную литературу.
Полный текст материала Урок окружающего мира в 1 классе "Как путешествует письмо". смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Тема: Как путешествует письмо

Цель: познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений ,

Предметные результаты : познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление(письмо)

Формирование УУД:

познавательные УУД

Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

делать выводы и обобщения

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

планировать свою деятельность на уроке;

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и слышать учителя, другого ученика;

доносить до собеседника свою точку зрения;

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно оценивать работу в группе

Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Ознакомление с миром профессий

Развитие доброжелательности, внимания к людям

Ход урока

I .Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели

II . Актуализация опорных знаний.

Тесты по КИМам (работа в паре).

III . Самоопределение к деятельности

Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами отправимся в гости, а вот к кому, вы отгадаете сами, если соберете пазл (в конверте №1 разрезанная картинка деревни Простаквашино).

Итак, куда мы отправляемся? (В деревню "Простоквашино").

Слайд № 1 "Деревня Прстоквашино"

Кот Матроскин и Собака загрустили. Они хотят пригласить к себе в гости дядю Фёдора.

Но Матроскин не знает, как это сделать, так как все они живут очень далеко.

(послать приглашение, позвонить по телефону, послать сообщение по Интернету)

- "Как же мой листок попадет к другу? Разве листок может путешествовать?"- подумал Матроскин.

Давайте отгадаем загадку и подскажем Матроскину как же можно пригласить Дядю Фёдора.

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое как птица,

Если захочешь-

За море умчится. (Письмо)

А кто из вас получал письмо?

А как они до вас дошли?

А что ещё можно получить по почте?

Предположите тему урока.

IV . Объяснение нового материала.

Что такое письмо?

Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.

На боковой доске слово появляется слово "письмо".

Слайд № 2 "Как путешествует письмо"

Чтобы приглашение смогло дойти до наших друзей нужен конверт и марка.

Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.

На боковой доске слово появляется слово "конверт".

Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".

"Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае Матроскин будет отправителем.

На боковой доске появляется слово "отправитель".

"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)

На боковой доске появляется слово "адресат".

На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.

Почтовый индекс. Слово означает "указатель".

На боковой доске появляется слово "индекс".

"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.

В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

На письме должна быть марка.

Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.

На боковой доске слово появляется слово "марка".

Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. (Показ коллекции марок)

ФИЗМИНУТКА

2) Продолжение работы по теме урока.

Работа по плакату «КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО»

Повторим - Какой же путь проделает письмо? Возьмите конверт № 2 и положите картинки в нужном порядке.

Составление схемы «Путешествие письма»

3)Работа по учебнику с 64

Виды посылок:

Посылка - упакованная вещь, пересланная по почте.

Бандероль- небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но в современном мире стали использовать пластиковые пакеты.

ФИЗМИНУТКА

4) Историческая справка. Из истории писем.

Вы знаете, много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший почтарь может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". Посмотрите, как крепились письма. За заслуги перед городом почтовому голубю был установлен памятник. В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен. Во время ВОВ -ны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений. Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки. В Бельгии голуби доставляют сверхсекретную информацию на чипах. Во время проведения больших мероприятий голубю поручают отнести фотоплёнки

5) Практическая работа « Письмо Деду Морозу».

А давайте и мы напишем письмо. Кому бы вы хотели написать письмо в преддверии Нового года?

Чтобы вы написали Деду Морозу? Наверняка, вы мечтаете о каких то подарках.

(письмо Деду Морозу по шаблону)

Что теперь мы должны сделать?

(заклеить конверт и подписать его)

Свои письма мы сложим в большой конверт, нужно приклеить адрес отправителя, то есть наш адрес(адрес школы).(ученик приклеивает адрес отправителя)

Теперь приклеим адрес получателя. (ученик приклеивает адрес получателя)

Что еще нужно?

Индекс.(приклеиваем)

И марку. Готово.

IV. Рефлексивно-оценочный

Что исследовали на уроке?

В чем важность труда работников почты?

Если вы узнали что-то новое, нужное для себя на уроке, то прикрепите к почтовому ящику красный конверт, если вам было не интересно, то - синий.

У нас сегодня гости. Оглянулись, посмотрели, настроились на урок, показываем всё самое лучшее, что мы умеем и знаем.

Наши друзья и помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик недавно читали книгу.

И сейчас предлагают вам узнать, что же это была за книга. Для этого они вы должны собрать пазл из разрезанных картинок. Приклеить его на листочек.

Как называется книга, которую прочитали наши друзья? Кто автор этого произведения?

Узнали героя?

Какая профессия у героя по фамилии Печкин?

Где он работает? (на почте)

Какая работа у почтальона?

Зачем люди пишут письма?

Что такое письмо?

Вот, что об этом говорится в «Толковом словаре»:

Письмо-это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-то.

Скоро Новый год, а кому вы написали свои письма? (Деду Морозу.)

А как ваше письмо попадёт к Д.М.?

Кто уже догадался о чём мы узнаем сегодня на уроке? Чему научимся?

Да, узнаем какой путь проделывает письмо.

Тема: Как путешествует письмо?

Возьмите письмо для Д.М.. Что нам нужно сделать, чтобы его отправить?

Правильно, только в конверте письмо может начать своё путешествие.

Берём конверт, вкладываем в него письмо. Что нужно сделать дальше? (Заклеить)

Теперь можно посылать?

Почему? (Нужна марка и адрес)

На письме должна быть марка. А зачем?

Марка-это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.

Посмотрите, где у вас на столе марка? Приклейте её на конверт в правом верхнем углу.

Марки бывают разные:

большие и маленькие, цветные и простые. Марки бывают очень красивыми и интересными, очень редкими и ценными.

Многие люди коллекционируют марки. На почте выпускают специальные экземпляры, которые люди уже не наклеивают на конверт, а кладут в специальные альбомы и показывают другим людям, друзьям и знакомым.

Как называются такие люди?

(филателисты).

Посмотрите

Итак, конверт с маркой у нас есть. Можно отправлять? Не хватает адреса.

Мы с вами будем конверт отправлять, значит мы с вами будем отправителями.

Отправитель-это тот, кто отправляет письмо.

Адресат-это тот, кто получает письмо.Тот, кому оно адресовано. На конверте указывается адрес: имя,

фамилия, адрес и почтовый индекс.

Индекс-это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. Цифры должны быть определенного образца, т.к. индекс расшифровывает машина. Заполняем адрес на конверте:

Подписали. Как наше письмо до Д.М. доберётся?

Идём на почту, отпускаем письмо в почтовый ящик.

На машине поехали (ж-ж-ж-ж-ж-ж…)

На самолёте полетели (р-р-р-р-р-р…)

На поезде поехали (чух-чух-чух…)

На теплоходе поплыли (ту-ту-у-у-у-у…) (садимся)

После снова письмо попадает на почту к почтальону, который доставит его адресату.

Проверим, как вы запомнили, какой путь проделает письмо прежде, чем попадёт к Д.М.

Пододвинули в руки маршрутный лист. Между вами и Д.М. много пустых квадратиков. Вы должны подумать, какой путь проделывает письмо от отправителя к адресату. Возьмите картинки и расположите их в той последовательности, чтобы получилась схема путешествия письма. Куда идёт сначала, куда потом.

Сверка с доской.

Учебник стр. 65.

А что ещё можно отправить по почте?

п.с.л.к. (о,ы,а),

ьлореднаб

На двойном листе большом

Всё узнаю обо всём.

В почтовом ящике бывает,

О жильцах не забывает. (Газета.)

Для дяди Фёдора у Печкина есть очень короткая добрая весть. В ней очень кратко: «Спешу навестить приеду с утра встречай тчк.»Быстрее ветра из Амстердама к нему примчалась…..(телеграмма)

Посылка-это упакованная вещь, пересланная по почте.

Бандероль- небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но сейчас часто стали

использовать уже пластиковые пакеты.

Открытки, газеты, журналы…все это называется корреспонденцией.

Как узнать сколько весит посылка или бандероль?

Откройте тетрадь на странице 42. Задание 2. Рассмотрите рисунки. Кто может сказать, что это

за предметы и зачем они нужны на почте? (штемпель, весы, стеллаж)

Весы нужны для взвешивания. За пересылку тяжелого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить марку.

А что вы знаете о том,как передавали новости в далеком прошлом?

(гонцы, почтовые голуби, бутылочная почта..)

Срочную почту доставляли гонцы.

Для перевозки больших корреспонденций использовали почтовые кареты.

Подумайте, а какое отношение имеет бутылка к нашей теме урока?

Издавна «почтой Нептуна»-«бутылочной почтой» пользовались люди, потерпевшие

кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были

быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.

На 65 странице учебника, Мудрая Черепаха с голубем, в клюве которого письмо. Подумайте,

что Черепаха нам хотела рассказать?

Была распространена и голубиная почта. Почтовых голубей приучали разносить письма из

города в город. Голубь стал почтальоном поневоле. Несколько тысячелетий назад люди

заметили способность голубей ориентироваться на местности и возвращаться домой.

Что исследовали на уроке?

Какие новые слова запомнили?

Зачем людям нужна работа почтальона?

Даю дополнительные марки для конверта, тем, кто хорошо работал на уроке.

Отправьте своё письмо Д.М. любым способом каким захотите (голубь, бутылка, самолёт и т.д.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о работе почты и разнообразии почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка). Показать разновидности почтовой марки. Раскрыть значение почтовой связи. Показать путь письма от отправителя к адресату.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений от отправителя до адресата; различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки).

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Познавательные: выдвигать предложения и доказывать их; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний4 извлекать информацию из иллюстраций учебника.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах

Основные понятия и определения

Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка

Подготовка к усвоению нового материала

Определим этапы путешествия письма. Научим-ся различать виды почтовых отправлений.

Вспомните (по своим наблюдениям), как работает почта. Подумайте, какую роль играет почтовая связь в нашей жизни.

Изучение нового материала

Как путешествует письмо?

Как письмо Муравья Вопросика попадёт к его другу, живущему в другой стране? Вырежете из рабочей тетради картинки и распо-ложите их в правильном порядке. Расскажите по полученной схеме о путешествии письма. Поменяйте местами картинки и попросите со-седа по парте найти ошибки.

отправитель

Письмо, открытка, бандероль, посылка — всё это виды почтовых отправлений. Найдите их на рисунке. Проверьте себя с. 92


Осмысление и понимание полученных знаний

Выскажите предположения, что изображено
на старинных рисунке и фотографии. Проверьте себя с. 92 .

Вывод

От отправителя к адресату письмо прохо-дит большой путь. Работники почты мо-гут доставить его в любую точку страны и мира. Спасибо им за это!

1.Кто такие отправитель и адресат?

2.Опишите путь письма от отправителя к адресату.

3. Перечислите виды почтовых отправлений.

как путешествует письмо

Мультфильмы : Почта

Стихи - Почта (С . Маршак )

Как работает почта .

Профессия почтальон. Анимационные картинки для детей.

Цель : познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений.

Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление (письмо).

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Развитие умения учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
  • формирование умений анализировать, сравнивать полученную информацию, выделять самую необходимую информацию;
  • учить делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

  • Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • планировать и организовывать свою деятельность на уроке;
  • учить оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения строить устные речевые высказывания;
  • слушать и слышать учителя, другого ученика;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать работу в группе.

Личностные УУД

  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
  • Ознакомление с миром профессий.

Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Актуализация знаний .

Сегодня на урок я принесла хорошо знакомый вам предмет. О чем идет речь вы узнаете, отгадав мою загадку.

Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.

– Узнали, что это? (Письмо)

Показываю конверт с письмом от Деда Мороза.

Совсем недавно вы тоже получили такие письма с поздравлениями от Дедушки Мороза.

Но мое письмо отличалось от ваших. Когда мы с вами были в гостях у Дедушки в его московской усадьбе, то рассказали ему о нашем классе, о том, что вы любознательные и хотите многому научиться. Так вот Дедушка Мороз прислал мне для вас интересное задание- разгадать новогодний кроссворд- филворд. А он будет ждать ответа. Вот лист с заданиями, на уроке русского языка мы их выполним, останется только отправить этот листок Дедушке Морозу.

– А кто знает, как мы можем это сделать?

– Когда наш листок сможет путешествовать? (Когда станет письмом)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО

– Что же такое письмо? (Это написанный текст, посылаемый для сообщений кому-либо)

Постановка учебной проблемы.

– Что нужно, чтобы письмо могло путешествовать? (Нужен конверт)

Работа по теме урока.

– А что такое конверт?

Конверт – пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливают конверты из разных материалов.

Посмотрите, какие разные бывают конверты.

Если мы их внимательно рассмотрим, то прочитаем ГЛАВНЫЕ СЛОВА: ОТПРАВИТЕЛЬ ПОЛУЧАТЕЛЬ.

– Кто может объяснить значения этих слов?

Человек, который отправляет письмо, называется отправителем . Его адрес пишется в верхнем левом углу.

Адресат – это получатель и на строчках с надписью «Кому» пишем фамилию и имя того, кто должен получить письмо. А на строчках « Куда» пишется адрес этого человека. (показываю на большом конверте)

Есть на конверте и специальные окошки. Здесь записывают почтовый индекс .

Слово «ИНДЕКС» означает "указатель". "Индекс" – это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что писем на почте очень много, а чтобы мы побыстрее смогли получить их, человеку помогает машина. Индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

НАПИСАНИЕ ИНДЕКСА

Я предлагаю вам попробовать написать эти особые цифры. У вас есть карточки с образцами написания этих почтовых цифр и в отведенном месте мы запишем почтовый индекс нашей школы.

Упражнение в написании индекса на карточках-заготовках.

Письма- это маленькие путешественники. Как и любому путешественнику, письмам нужны проездные билеты.

Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Есть марки большие, есть маленькие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, поэтому многие люди их коллекционируют – это филателисты.

Итак, письмо написано, конверт заполнен: указали адресата, отправителя, наклеили марку. Какой путь надо пройти письму, чтобы попасть к адресату?

РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАРШРУТА ПИСЬМА

1-я загадка

Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне.
(Почтовый ящик)

На стене на видном месте висит синий ящик. В щелку ящика люди опускают письма.

2-я загадка

Все вести
Собрались вместе.
(Мешок с письмами)

Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком – письма так и посыплются в мешок.

3-я загадка

На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
(Письма на столе)

Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления.

4-я загадка

Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет?
(Самолет )

5-я загадка

Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет.
(Поезд)

Потом отправляют письма в самолётах, в почтовых вагонах, на кораблях к месту назначения. Дальше письма развозят по почтовым отделениям.

6-я загадка

Кто она –
Полным полна,
С почтальоном путь дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу?
(сумка почтальона )

7-я загадка

Дома из жести,
А жильцы в них – вести.
(Почтовые ящики)

Письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны раскладывают их по почтовым ящикам.

Знакомство с видами почтовых отправлений.

– Как вы думаете, а только письма можно отправлять по почте?

Вы правы, есть и другие почтовые отправления.

Я предлагаю вам среди записанных на карточках слов найти те слова, которые обозначают почтовые отправления. Подчеркните эти слова простым карандашом.

  • Письмо
  • свитер
  • посылка
  • бандероль
  • почтальон
  • открытка
  • фотография
  • конструктор

Письмо – сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.

Открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма.

Бандероль – небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете. Вес должен быть до 1 кг.

Посылка – почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной упаковке.

Специально для вас я приготовила образцы таких отправлений.

(показ образцов)

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вернемся к карточкам со словами.

Не подчеркнутыми у нас остались слова, обозначающие различные предметы.Как вы думаете, если мы будем отправлять их по почте, какими почтовыми отправлениями можем воспользоваться?

  • Конструктор - посылка
  • фотография – письмо
  • много фотографий - бандероль
  • свитер - посылка
  • почтальон – ?

Молодцы, справились с заданием.

Повторим – Какой же путь проделает письмо? Возьмите файл и расположите картинки на схеме в нужном порядке.

Составление схемы «Путешествие письма» .

Индивидуальная работа: каждый учащийся заполняет полученную схему, приклеивая картинки по этапам путешествия письма

Проверка выполненных работ (Общая схема на доске)

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПИСЬМО НАШЛО СВОЕГО АДРЕСАТА?

Оформление конверта .

(Работа в группах: каждая группа получает набор материалов и оформляет конверт (Чистый конверт, карточки с индексом, адресами отправителя и адресата, марка, клей)

Проверка выполненных работ

ВОПРОСЫ БЛИЦ-ОПРОСА

  • Человек, который разносит почту. (Почтальон)
  • Последовательность цифр, облегчающих сортировку писем. (Индекс)
  • Упакованная вещь, пересланная по почте. (Посылка)
  • Эта организация занимается рассылкой писем, посылок. (Почта)
  • Написанный текст, посылаемый для сообщений. (Письмо)
  • Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. (Бандероль)

Рефлексия деятельности на уроке.

  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Где сможете применить свои знания?
  • А что было сложным?
  • Что показалось самым интересным?

– Вы сегодня были очень активны, любознательны! МОЛОДЦЫ!!!