Портретная тарелка или софтбокс. Обзор и тест портретных тарелок OCF Beauty Dish

Самый известный и широко употребляемый сферический рефлектор - это портретная тарелка (beauty dish).

Нет никакой гарантии, что лампа в вашей конкретной портретной тарелке находится в фокусе. Сколько производителей — столько форм, размеров и положений ламп портретных тарелок. Вы сами сможете оценить имеющуюся у вас зная принцип.

портретная тарелка сбоку — сферическая форма


портретная тарелка без сот — видно дефлектор в центре

Соты. в данном случае это соты для стандартного рефлектора, но соты для портретной тарелки такие же, отличаются лишь принципом крепления

Портретная тарелка отличается от других рефлекторов во-первых, довольно большим размером, а во-вторых, наличием дефлектора (отдельного маленького рефлектора в центре), который переотражает часть света в центре тарелки на основной отражатель, тем самым выравнивая освещенность светового пятна.

портретная тарелка без сот

портретная тарелка с сотами и тканевым рассеивателем

Область применения

Портретная съемка, в основном молодых людей. Портретная тарелка с сотами даёт замечательный в меру контрастный свет. Не слишком мягкий, как и не слишком жесткий, как эллиптические рефлекторы . Но рамок никаких на самом деле нет. Можно использовать и для подсветки волос при нехватке эллиптических рефлекторов и в других случаях, когда вам нужно большое ровное пятно света. Рекомендую использовать портретную тарелку с сотами, иначе пятно слишком рассеивается. Тканевый рассеиватель на мой взгляд даёт слишком мягкий свет. Можно использовать при отсутствии . Один из огромных плюсов портретной тарелки — её мобильность. Вы можете положить её в багажник и ехать на съемку. По приезду просто достать её и надеть на вспышку. Нет потери времени на сборку софтбокса, а снимки получаются весьма контрастные и интересные.

Портретная тарелка может иметь разный материал поверхности: серебристый или матово-белый. Серебристый даёт немного более жесткий и контрастный свет. Поверхность этого материала, как правило, шагреневая (т.е. не гладкая) для того, чтобы поток света выходил более равномерный.

Примеры снимков с использованием портретной тарелки

портрет с использованием портретной тарелки

использование портретной тарелки с сотами в студии

Портретная тарелка даёт характерный блик в глазах модели.

блик в глазах от портретной тарелки

Форма портретной тарелки в зависимости от производителя

Наиболее именитые производители фотооборудования, такие как Broncolor и Profoto производят портретные тарелки параболической формы. Они сложнее в производстве, дороже, но призваны точнее фокусировать световое пятно. Выглядят подобные тарелки подобным образом...

У Broncolor портретная тарелка существует в двух вариантах: матово-белой поверхностью под названием Softlight reflector P-Soft и с серебристой шагреневой поверхностью под названием Beauty Dish reflector .

Компания Profoto начала производство портретных тарелок системы OCF (Off-Camera Flash). Эти портретные тарелки отличаются тем, что они складные и лёгкие.

Зачем нужны портретные тарелки OCF Beauty Dish

Придумана была система Profoto Off-Camera Flashes(OCF) для двух мобильных вспышек от Profoto — и . Обе — революционные вспышки. — беспроводная система с аккумулятором внутри и относительно большой мощности(500 Дж), — световые головки подключены к аккумуляторному генератору(мощность 250 Дж).

Для сравнения приведу классическую портретную тарелку .

Вот с ней мы и будем сравнивать.

Дело в том, что классическая портретная тарелка не зря называется« Beauty dish»(в переводе« Тарелка для красавиц»).

Она даёт в меру мягкий свет, которые сохраняет контраст снимка. Портретные тарелки удобно применять для фотоъсемки фэшн и детей, а проще говоря всех молодых.

Но возить с собой классическую портретную тарелку на природу — та еще морока. Она довольно большая(52 см диаметром, 15.2 см глубиной) и увесистая(1.25 кг).

Понятное дело, пешком таскать такую тарелку не захочется. Тем более одной тарелки мало, к ней нужен тогда аккумуляторный генератор и световая головка.
Вес немалый и перемещать это всё можно только на машине.

Вот потому и появилась целая система OCF (Off-Camera Flash), где даже облегчённый.

Световая головка тоже значительно уменьшилась.

Маленький октобокс это очень хорошо, но распределение света у него немного другое. У него ровная засветка, а портретная тарелка даёт более темный центр и яркие края. Потому в наборе инструментов выездного фотографа она тоже нужна.
В конце концов каждый выберет своё.

Конструктивно — портретная тарелка OCF Beauty Dish имеет в два раза меньшую глубину, нежели OCF Softbox 2" Octa и дефлектор.

Что в комплекте

Во-первых, OCF Beauty Dish включает в себя белую и серебристую тарелки. Прямо как у старших портретных тарелок.

Внутри упаковки черный конверт с корпусом тарелки(ткань и спицы), дефлектором и рассеивателем.

Спидринг продаётся отдельно и об этом нужно подумать заранее.

Соберём тарелку.

На системе Profoto OCF очень интересная(и запатентованная) система сборки модификаторов света. Все спицы можно сначала вставить на половину, а только потом пройти по кругу и вставить их до конца. Это сильно облегчает и ускоряет сборку.

Теперь закрепим дефлектор(я его обозвал« паучком»). Он пластиковый и встает на растяжку из резинок.

Теперь это тарелка в сборе.

У вас есть выбор, закрепить на ней рассеиватель или соты. То и другое вместе не получится по идее изготовителя т.к. и то и другое крепится липучкой к корпусу портретной тарелки.

Причина во внешнем крепеже на липучках. И рассеиватель и соты крепятся в одно место, поверх корпуса тарелки

Но никто не мешает просто надеть соты поверх рассеивателя или наоборот. Более-менее держится.

Впрочем, Profoto комплектует OCF Beauty Dish только рассеивателем и соты я взял от октобокса OCF . Мне показалось использование сот на портретной тарелке даже более логичным, нежели рассеивателя. Так мы используем большую портретную тарелку.
Сама по себе тарелка и так даёт на мой взгляд оптимальной жесткости свет, а соты делают световой поток более направленным.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish с рассеивателем

Тестирование портретных тарелок OCF Beauty Dish

Для начала проведём студийное тестирование на учебной модели. Это на мой взгляд оптимальный вариант т.к. она не двигается и освещена всегда с одного расстояния.

Что даёт портретная тарелка

Слева: вспышка без насадки, справа: вспышка с OCF Beauty Dish

Видно, что огромная тень под носом у модели сразу уменьшилась и смягчилась.

Обычная(металлическая) портретная тарелка Profoto

Слева: мет. портретная тарелка без сот, справа: мет. тарелка с сотами

Видите, какую большую роль играют соты, ограничивая световой поток. В случае без сот свет попал на фон, которых находился в двух метрах и подсветил даже правую сторону головы модели.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« серебро»

Это портретная тарелка с серебристой внутренней поверхностью.

С рассеивателем

Слева: портретная тарелка без рассеивателя, справа: портретная тарелка с рассеивателем

Разница есть, но не такая значительная. Рассеиватель« съедает» примерно 0.5 стопа.

С сотами

Слева: портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка с сотами

Соты выполняют свою функцию, ограничивая световой поток. В результате свет на фон не попадает и фото более контрастное, с черным фоном. Свет становится более жестким. Также соты съедают примерно 1 стоп экспозиции.

Просто серебристая портретная тарелка OCF Beauty Dish

Тарелка серебристая с сотами.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« белая»

Это портретная тарелка с белой матовой внутренней поверхностью.

Слева: портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка с сотами

Есть ограничение светового потока, а смягчения света на модели не заметно.
Вероятно эффект будет значительный только на фоне, за спиной модели, если он близко.

Примеры

Просто белая портретная тарелка OCF Beauty Dish.

Белая портретная тарелка OCF Beauty Dish с рассеивателем.

Портретная тарелка OCF Beauty Dish« серебро» VS OCF Beauty Dish« белая»

Слева: белая, справа: серебро

Судя по снимкам основная разница в отражающей способности. Серебряная тарелка позволит вам работать на меньшей мощности вспышки.

Классическая портретная тарелка VS OCF Beauty Dish

Слева: классическая портретная тарелка без сот, справа: портретная тарелка OCF Beauty Dish без сот

Прогулка с портретной тарелкой OCF Beauty Dish

Резюме

Чтобы не утомлять читателя огромным количеством снимков-сравнений, скажу, что OCF Beauty Dish вполне прилично работает как портретная тарелка. Если классическая портретная тарелка просто нуждается в сотах, то OCF Beauty Dish можно использовать и без сот. Я бы отдал предпочтение серебристой тарелке т.к. можно работать с меньшей мощностью вспышки и той же степенью« мягкости» света на модели.

В остальном же можно сказать, что сама идея Profoto OCF очень меня радует. Система представляет собой мобильный вариант, который вы можете легко взять на природу или в отпуск, не отказывая себе в удовольствии делать отличные снимки, используя« взрослые» модификаторы света.

Комплект и предоставлены Photoprocenter за что им большая благодарность!

Если вы можете себе позволить эту систему, то это отличный вариант для мобильного света!

Как сделать портретную тарелку.

Нам понадобится:
1. Металлический салатник (в примере использован 50 см)
2. Наждачная бумага
3. Круглая пластиковая крышка от упаковки с дисками
4. Коробка установочная - в поперечнике равная или чуть больше ширины головки вашей вспышки (продается в строительных магазинах)
5. 3 болта 8 см диной и 6 гаек
6. 3 пружинки 8 см.
7. Эпоксидный клей
8. Липучка
9. Белая и черная краски
10. Дрель
11. Нож по металлу
12. Маркер

Не паникуйте!!! Всё получится:)

Шаг 1. Подготовка миски.

Обработайте миску с обеих сторон наждачной бумагой, чтобы на неё лучше ложилась краска. Нанесите тонкий слой белой краски с обеих сторон и дайте ему высохнуть в течение 15 минут.
Нанесите еще один слой белой краски на внутреннюю сторону миски и дайте ему высохнуть. Если цвет всё еще недостаточно белый и ровный, то используйте 3-ий, 4-ий слой краски. Лучше нанести краску в несколько слоев, чем одним толстым слоем.
Таким же образом нанесите черную краску на внешнюю сторону миски. Это не окажет влияния на качество освещения, но Ваша портретная тарелка будет выглядеть эстетичнее.


Шаг 2. Отражатель.

Если вы изначально нашли белую непрозрачную пластиковую крышку от упаковки с дисками, то этот шаг можно пропустить.
Обрабатываем наждачкой крышку с двух сторон и наносим 2 слоя белой краски. Даем им высохнуть и наносим 2 слоя черной краски. После высыхания снова наносим 2 слоя белой краски. Всё это мы делаем для того, чтобы отражатель не пропускал свет, а отражал его.

Шаг 3. Подготовка отверстия под вспышку.

Переворачиваем миску и на её дне отмечаем маркером отверстие под вспышку. Оно должно быть чуть больше и соответствовать по размеру установочной коробке. Вырезаем его с помощью ножа по металлу или любого другого удобного инструмента. Используйте защитные очки, чтобы металлическая стружка не повредила вам глаза.


Шаг 4. Подготовка отражателя.

Просверлите в отражателе 3 отверстия по диаметру соответствующие вашим болтам. Вставьте болты, приложите конструкцию к дну миски с внутренней стороны и поставьте 3 точки на миске. Там также просверлите отверстия.


Шаг 5. Закрепление коробки под вспышку.

Используя нож, срежьте нижнюю часть установочной коробки. Обильно смочите края коробки в эпоксидном клее и вставьте в отверстие в дне миски. Дайте высохнуть.

Шаг 6. Ремешок.

Используйте немного эпоксидного клея, чтобы прикрепить липучку с каждой стороны от отверстия.


Шаг 7. Крепление отражателя.

Вставьте болты в ранее просверленные отверстия в отражателе, закрепите их с обратной стороны гайками. Наденьте на болты пружинки, вставьте их в отверстия в миске и закрепите с обратной стороны гайками. Можно сделать это и без использования пружин, регулируя "высоту" отражателя раскручиванием гаек.

Здравствуйте! Речь в сегодняшней статье пойдет о beauty съемке. Портрет в этом стиле зачастую востребован у мэйк ап мастеров, мэйк ап школ, стилистов по прическам и у косметологочиских компаний. Основным объектом съемки чаще всего является лицо модели крупным планом (реже план расширяется до поясного) и элементы его украшающие. Казалось бы, что все очень просто — можно взять большой софт бокс и освещение готово, но этот подход не всегда сможет обеспечить правильный объем на лице. Голова модели, как правило небольшая:), а чем меньше объект съемки, тем сложнее добиться на нем красивого сочетания бликов и теней, а проще говоря контраста. Поэтому я хочу рассказать вам о немного ином подходе к съемке, который использовался мной при создании этого снимка, он чуть более осознанный и аккуратный.

Фотограф Павел Молчанов

Я очень люблю работать с контрастным освещением, ведь только оно может позволить мне отдельно контролировать тени и рефлексы на объекте. По этому в качестве рисующего света, в данном случае, я остановился на белой 22″ BEAUTY DISH HENSEL .


22″ BEAUTY DISH HENSEL

Очень важным моментом является то, что только эта портретная тарелка имеет ступенчатый дефлектор (поверхность в центре, от которой отражается прямой свет вспышки), что позволяет избежать прямого жесткого освещения по углам насадки, которое, в свою очередь может сильно повлиять на общий световой рисунок в кадре. Как я писал в одной из , на контраст сильно влияет расстояние от источника света до объекта, по этому, чтобы добиться необходимого контраста, я расположил портретную тарелку очень близко к голове модели (примерно в 0,5 м, чуть правее и выше). Это позволило мне получить очень темную левую сторону модели, проработать мышцы на шее и отделить тенью подбородок от шеи.

После установки рисующего света, зачастую, я перехожу к освещению на фоне- так мне проще понять интенсивность необходимого заполняющего света и рефлексов (в случае необходимости). Для освещения фона я использовал 12″- REFLECTOR с GRID NO. 3 FOR 12″ REFLECTORS что позволило мне ограничить световой поток на фоне и добиться легкого эффекта виньетирования, а так же разделить фон на две разные части по освещению (слева на фоне темнее, чем справа), что придало снимку глубины.

12″- REFLECTOR

GRID NO. 3 FOR 12″ REFLECTORS

Следующим этапом было выставление света для создания рефлекса на шее и лице модели, чтоб лучше показать его форму и связать модель с ярко освещенным фоном. Для этих целей я использовал STRIPBOX 30 X 180 , который расположил слева от модели, практически на одной линии с ней, и так же очень близко (около 0,3 м).


STRIPBOX 30 X 180

Это позволило мне избежать освещения на плече и ухе, а только лишь частично подсветить лицо, волосы и шею. Важным дополнением будет то, что прибор стоял достаточно низко, чтоб попасть на нижнюю часть лица модели.

Финальным штрихом в выставлении схемы стал заполняющий свет, который, по классике был расположен за моей спиной. В качестве насадки я использовал SOFTBOX 100 X 100 .


SOFTBOX 100 X 100

Он позволил получить мягкий равномерный свет от камеры и слегка вытянуть тени, но не сравнять их со светлыми участками, что убило бы весь объем.

В beauty съемке стоит быть очень внимательным к деталям и всегда помнить, что разным лицам будет подходить разный свет, а неверно выставленное освещение может сильно исказить лицо модели.

  • Большим источником света очень сложно добиться управляемого контраста. Попробуйте использовать портретные тарелки, либо наденьте на насадку соты.
  • При работе со светлым или окрашенным фоном контролируйте расстояние от модели до фона, ведь он, отражая свет, может дать нежелательные рефлексы или окрас на главном объекте. Если вы хотите это избежать, то отодвигайте модель метра на 3 от фона.
  • При использовании портретных тарелок с обычным дефлектором следите за прямым светом от вспышки — он не должен вам мешать. Так же может помочь использование дополнительного дифузора.
  • Использование двух софтбоксов в качестве рисующего света на большом расстояние от модели скорее всего приведут к плоской и невыразительной картинке.

Автор статьи — амбассадор Hensel, рекламный фотограф Павел Молчанов
Гильдия рекламных фотографов

Этот преобразователь света иногда называют портретной тарелкой, иногда софтрефлектором, иногда просто тарелкой. Beauty dish называют ее в государствах, где принято общаться на английском языке. Переводится это, как красивое блюдо.

Как правило, эти приборы имеют две основные характеристики – диаметр тарелки и цвет, которым окрашена поверхность углубления. Кроме того, софтрефлектор может иметь дополнительное оборудование. А именно, соты и тканевой рассеиватель. Однако, рассмотрим этот прибор детальнее…

Что такое белый рассеиватель

Оборудовав портретную тарелку белым рассеивателем, можно получить, так называемый софтбокс круглой формы.
Как правило, портретная тарелка комплектуется таким рассеивателем, не смотря на то, что фотографу-профессионалу он нужен довольно не часто. Ведь, такой рассеиватель или, как говорят англо-саксы sock–носок, нивелирует саму суть портретной тарелка, задача которой создавать направленный свет.

Впрочем, если вы приобрели тарелку без такого оборудования, вы легко можете его сделать сами. Нужно только использовать ткань, которая выдержит достаточно высокую температуру.

Зачем нужны байонеты

Что касаемо байонетов, то тут все понятно. Тарелка монтируется в имеющийся на приборе байонет. Впрочем, вы всегда можете выбрать преобразователь, задняя часть которого крепится винтами. Например, тарелки RAYLAB . Это позволяет произвести быструю замену адаптера. В любом случае, профессионалы из магазина Bomber всегда готовы вас проконсультировать. Мы подберем для вас оптимальный вариант оборудования.