Нарушение сроков доставки груза перевозчиком. Штраф с перевозчика за нарушение сроков доставки грузов

Грузоотправитель хочет взыскать убытки в связи с повреждением груза

Грузоотправитель хочет взыскать убытки в связи с утратой груза

Грузоотправитель хочет взыскать штраф в связи с невывозом груза

Грузоотправитель хочет взыскать убытки в связи с отказом перевозчика от осуществления перевозки

Грузоотправитель хочет взыскать убытки в размере стоимости недостающего груза

См. все ситуации, связанные со ст. 34

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи , также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.

14. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским нормативами , установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

17. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

18. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства.

Когда получатель заказывает перевозку, то он, естественно, надеется, что груз будет доставлен к нему своевременно. Однако, как поступать в той ситуации, когда происходит нарушение сроков доставки грузов перевозчиком?

Ведь в дороге может произойти всякое и необязательно в просрочке будет виноват перевозчик. В этом случае возникает проблема относительно того, каким образом получателю возместить свои потери, ведь товар может оказаться скоропортящимся. Всем этим вопросам посвящён наш свежий материал, предлагаемый вниманию читателя.

В этой статье:

Ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза

Самый сложный момент состоит в том, что санкции для перевозчика за просрочку в доставке груза ГК РФ не предусмотрены. Они определяются в договоре между транспортной компанией и отправителем груза.

Если же в соглашении о транспортировке не прописана ответственность за нарушение сроков доставки груза, то следует изучить устав относительно порядка перевозки грузов автомобильным транспортом. В нынешней его редакции санкции составляют 9 % от платы за транспортировку за каждый день просрочки. При этом максимальный размер санкций не должен превышать сумму платы за перевозку.

Существует ещё одна тонкость. По договору перевозки его стороны вправе сами определить тот момент, с которого начинает свой отсчёт просрочка в доставке груза. Если этот пункт не прописан, то подразумевается, что период просрочки начинает течь со дня, следующего за тем, когда должен был быть доставлен груз.

Поэтому, получателю отправления следует определить особое внимание на дату доставки, которая указана в транспортной документации.

Однако нужно помнить о том, что ответственность наступает, если сроки доставки были сорваны именно по вине перевозчика.

Как документально подтвердить факт просрочки

Прежде всего, следует оформить акт с участием представителей получателя груза, а также водителя. Хотя формально законодательство не требует его наличия, но суды часто отказывают в исках к перевозчику, когда было допущено нарушение сроков перевозки грузов.

В акте указываются дата его составления, время (по желанию), инициалы лиц, которые присутствовали при составлении документа. Далее непосредственно фиксируется факт просрочки груза исходя из правил, изложенных выше, а также указывается её период. Завершают сам акт подписи лиц, участвовавших в его составлении.

Если же водитель не хочет оставить свой автограф, то владелец груза может оформить документ самостоятельно. При этом он уведомляет (письменно) о таких своих действиях перевозчика, а также отправителя груза.

В дальнейшем акт о нарушении сроков доставки ляжет в основу предъявления претензии, а затем, если понадобится, то и арбитражного иска. Поэтому важно, чтобы все обстоятельства просрочки были детально зафиксированы в акте.

Отправление претензии за несвоевременную доставку груза

Следующим шагом после оформления акта должна быть претензия за нарушение сроков доставки грузов. Её отправляет получатель грузов в адрес перевозчика. В претензии указываются обстоятельства получения имущества, указание на факт просрочки и её период.

Дальше делается расчёт штрафных санкций за несвоевременную доставку. И здесь есть такой нюанс. Важно при определении ответственности за нарушение сроков доставки груза видеть договор между отправителем и транспортной компанией.

Поэтому, если у получателя нет его экземпляра, то предварительно следует запросить копию договора у грузоотправителя или перевозчика. При невозможности получить копию можно сделать расчёт исходя из санкций, установленных на уровне законодательства.

В дальнейшем, при судебном разбирательстве в арбитражном суде, копию договора перевозки можно истребовать с помощью суда и скорректировать размер исковых требований.

К претензии следует приложить акт о просрочке, копии документов на доставку груза, а также обоснованный расчёт штрафных санкций.

По общему правилу, претензия о нарушении сроков перевозки груза рассматривается транспортной фирмой в пределах месяца с момента её получения. При отказе выплатить неустойку, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Нюансы судебного разбирательства

Несмотря на то что ответственность за просрочку в доставке груза регулируется договором между отправителем и перевозчиком, истцом по делу о взыскании санкций будет именно получатель отправления. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ.

Иск о взыскании подаётся в арбитражный суд по адресу нахождения офиса перевозчика. Таковы правила исключительной подсудности. В исковом заявлении следует указать данные о сторонах спора, описать обстоятельства доставки груза. Далее необходимо обосновать факт просрочки со ссылкой на документальное подтверждение.

После этого необходимо для суда предоставить расчёт санкций за несвоевременную доставку груза. И здесь нужно оперировать не только соответствующими пунктами договора перевозки, но и транспортными уставами.

Завершают иск список требований, перечень приложений, а также личная подпись истца или его представителя. Иск о взыскании санкций подразумевает уплату госпошлины. Она рассчитывается в процентном соотношении от заявленной суммы.

Если груз доставлен с просрочкой: итоги

Итак, если был установлен факт просрочки в доставке груза, то следует как составить соответствующий акт, так и зафиксировать опоздание прибытия автомобиля в нужное место в товаросопроводительных документах.

После этого получатель имущества направляет перевозчику претензию с требованием уплатить положенные санкции. Этот шаг является обязательным, поскольку таковы требования законодательства. Претензия рассматривается транспортной фирмой на протяжении одного месяца.

Если досудебный порядок ни к чему не приведёт, то последует обращение в арбитраж с иском к перевозчику. По итогам выносится решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременную доставку груза.

В случае неисполнения его перевозчиком добровольно оформляется исполнительный лист. Дальше уже в работу вступят судебные приставы.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятии перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке.

Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Последний носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, статья 188 Устава внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере пятидесяти процентов провозной платы при просрочке, превышающей 4/10 срока.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 года предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены.

Срок доставки - это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

1.Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, предусмотренный транспортными кодексами, уставами либо правилами. Если срок доставки грузов в указанном порядке не установлен, стороны имеют право установить этот срок в договоре.
2.Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза, если просрочка произошла не по его вине.
3.Размер штрафов, взыскиваемых с перевозчиков за просрочку в доставке груза, определяется в соответствии с законом.
4.Уплата штрафа за доставку груза с просрочкой не освобождает перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, которые произошли вследствие просрочки.
1-4. В комментируемой статье срок в обязательстве перевозки - это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта определенного вида.
На речном транспорте действуют почти такие же правила, как и на железной дороге. На автомобильном транспорте действующие правила устанавливают сроки доставки грузов только для междугородных перевозок, а в других случаях они могут быть обусловлены договором. На морском транспорте перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, установленные соглашением сторон; при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от добросовестного перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом.
Согласно части 1 ст. 919 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, установленный договором, если другой срок не установлен транспортными кодексами (уставами), иными нормативно-правовыми актами и правилами, изданными в соответствии с ними, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, вычисляемых на основании правил, которые действуют на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, которые вызвали задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, которые следовали в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и остались в портах или на пристанях после закрытия навигации.
Сроки доставки грузов прямо и непосредственно влияют на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затраченного на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборотности транспортных средств и в значительной мере сохранность перевезенных грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, будучи условием надлежащего выполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.
За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами введена ответственность в виде штрафа, которая в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и вычисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Размер штрафа поставлен в зависимость от величины просрочки и определяется в процентах (долях) от суммы провозной платы. Просрочка в доставке груза может стать причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить убыток, нанесенный порчей (гибелью) груза.
Однако перевозчик освобождается от ответственности, если просрочка состоялась в результате неблагоприятных метеорологических условий.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Данный вид ответственности является ярким примером договорной ответственности, т. е. устанавливаемой соглашением сторон. Ни общее, ни транспортное законодательство не устанавливают ответственности перевозчика в виде каких-либо штрафов (неустойки). В случае, если соглашением между перевозчиком и заказчиком штраф (неустойка) за просрочку в доставке груза не предусмотрен, действуют общие правила взыскания убытков вследствие неисполнения обязательства, рассмотренные выше. Однако прежде чем требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку в доставке груза, стоит задуматься, все ли сделано заказчиком для того, чтобы груз был доставлен вовремя?

Статьей 746 ГК РБ установлено, что перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Правила и Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) устанавливают прямую обязанность грузоотправителя не только оговаривать срок доставки груза, но и применять все необходимые меры для содействия перевозчику в их соблюдении. В частности, на грузоотправителе лежит обязанность предоставить, кроме товарно-транспортной накладной, все необходимые документы и сообщить сведения, требуемые в соответствии с законодательством или характером груза для обеспечения своевременной доставки. В противном случае перевозчик не несет ответственности за своевременную доставку. Здесь уместно привести пример из судебной практики.

В соответсвии с договором ЗАО-перевозчик по заявке унитарного предприятия осуществило международную перевозку. По прибытии на пропускной пункт Платоново Котовской таможни Одесской области перевозчик допустил простой автопоезда в течение 9 суток. С иском о взыскании штрафа за просрочку в доставке обратился заказчик - Унитарное предприятие.

Срок доставки груза сторонами не оговаривался, что подтверждается отсутствием соответствующих отметок в CMR_накладной. Судом установлено, что причиной простоя явилось отсутствие денежных средств у водителя перевозчика для дальнейшего продолжения движения, а также для оплаты дополнительных таможенных платежей, в частности конвоя и оформления фитосанитарного контроля. Исследованные судом CMR_накладная и приложенные к ней документы подтверждают, что перевозчик не был уведомлен о возможности указанных таможенных затрат, следовательно, не мог предотвратить последствия сложившихся обстоятельств. Кроме этого, представленные суду авансовые отчеты подтверждают, что сумма, необходимая перевозчику для осуществления настоящей перевозки, была им рассчитана разумным образом с учетом возможных изменений цен и тарифов на дизельное топливо и других известных перевозчику платежей. Однако существенное изменение цен на дизельное топливо привело к обстоятельствам, избегнуть которых перевозчик не мог. Судом не принят расчет продолжительности рабочего времени водителя, произведенный истом в соответствии с требованиями п. 7 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, поскольку данные номы определяют продолжительность движения автомобиля, а не срок доставки груза.

Суд отказал в удовлетворении заявленных грузоотправителем требований о взыскании суммы штрафа за несвоевременную доставку груза, поскольку вина перевозчика доказана не была. В решении суда также сказано, что получатель груза не сделал письменных оговорок о просрочке в доставке груза, как того требует п. 3 ст. 30 КДПГ.