Как изменить начальную цену в извещении. Обоснование начальной максимальной цены контракта (нмцк)

В письме от 22 ноября 2017 г. № 24-01-09/78284 Минфин рассказал, что будет если заказчик нарушит требования по обоснованию НМЦК при включении закупки в план-график. С текстом письма вы можете ознакомиться ниже.

Письмо от 22.11.2017 г. № 24-01-09/78284

НМЦК или цена контракта при закупке у единственного поставщика должна быть обоснована еще на стадии включения закупки в план-график. Это требование предусмотрено 44-го закона. Без обоснования цены контракта можно обойтись только в отношении особых закупок (п. 4,5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 44-го закона), по которым при этом должен быть обоснован их годовой размер. Такое исключение прямо предусмотрено правилами обоснования закупок, установленными 555 постановлением Правительства.

В случае отсутствия обоснования либо его несоответствия установленным требованиям, виновного работника заказчика могут привлечь к ответственности по ст. 7.29.3 КоАП РФ. Согласно части 1 данной статьи штраф за допущенное нарушение может составить от 20 до 50 тысяч руб.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу привлечения к ответственности должностного лица заказчика на основании статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 18 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при формировании плана-графика обоснованию подлежит начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 555 (далее — Правила N 555).

Положениями части 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, уполномоченные должностные лица заказчика, включившие в план-график закупок начальную (максимальную) цену контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям законодательства в сфере контрактной системы, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

Вместе с тем пунктом 6 Правил N 555 предусмотрено, что в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Директор Департамента бюджетной

политики в сфере контрактной системы

Подробности 11.05.2017 10:59

Если закупка не включена в план-график или данные о ранее запланированной закупке неактуальны, в документ нужно внести изменения. Разберемся, как это сделать по всем правилам

Оцените объем изменений

Возможно, потребуется внести изменения не в один, а в несколько столбцов плана-графика, а также скорректировать информацию в других документах: плане закупок, обосновании к нему, обосновании к плану-графику.

Например, запланирован запрос котировок на основании ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) 500 тыс. руб. без обеспечения исполнения контракта. Из-за удорожания товаров было решено увеличить НМЦК до 600 тыс. руб. Помимо изменения столбца с НМЦК в этом случае нужно:

  • исправить размер планируемых платежей;
  • заменить способ определения поставщика, т.к. НМЦК для запроса котировок по указанному основанию не может превышать 500 тыс. руб.;
  • установить размеры обеспечения заявки и исполнения контракта, если такое обеспечение предусмотрено для нового способа закупки.

Согласуйте с руководителем

Чтобы изменить план-график, нужно получить согласие руководителя организации или другого уполномоченного лица. Установленной формы согласования нет. Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий может использовать приказ или заявку, где должен обосновать изменения.

Для этого используйте основания, которые приведены: для федеральных заказчиков - в п. 8 Правил N 553; для региональных и муниципальных заказчиков - в п. 10 Требований N 554.

В документе нужно указать информацию, которая должна быть включена в план-график и в другие документы по планированию закупок.

Внесите изменения

Изменения нужно внести в текущую электронную версию плана-графика с помощью функционала единой информационной системы (ЕИС) или системы "Электронный бюджет". После этого в течение трех рабочих дней новую редакцию плана-графика нужно разместить в ЕИС.

Порядок изменения электронной версии плана-графика подробно описан в руководстве пользователя "Формирование и размещение планов закупок и планов графиков закупок" на сайте ЕИС и в руководстве пользователя "Планирование закупок" системы "Электронный бюджет" на сайте Федерального казначейства.

Открыть документы из статьи в вашей системе КонсультантПлюс.

Обоснование НМЦК - это процесс определения заказчиком предельной стоимости закупки, выше которой он не сможет заключить контракт с потенциальным поставщиком. Разобрали все этапы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, примеры, в том числе и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок .

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок . Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

НМЦК на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график . Обоснование НМЦК в плане-графике на 2020 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.

Образец обоснования НМЦК для госконтракта с единственным поставщиком

Предельную цену планируемого контракта инициатор торгов обязан закрепить в плане-графике окончательно не позднее десяти дней до размещения документации о закупке в ЕИС.

Методы обоснования

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 № 44-ФЗ) и уточнены в Методических рекомендациях Минэкономразвития.

26.02.2019 на официальном сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал уведомление о разработке новых Методических рекомендаций. Текста проекта приказа пока нет.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье «Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен» .

Мы также подготовили статьи и о других четырех способах, вы можете их найти по ссылкам ниже:

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК может быть установлено дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, Распоряжение Правительства Москвы № 242-РП, Распоряжение Правительства Сахалинской области № 117-р и др.

Таким образом, у заказчика появляется право действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Наглядно увидеть, как выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) можно, скачав файл по ссылке ниже.

Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Иные варианты расчета

В ситуации, когда невозможно применить установленные Законом о контрактной системе и Методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК.

Расскажем о ситуациях, когда заказчики должны изменить свои планы и планы-графики. В том числе из-за того, что смогли сэкономить на закупках.

Когда менять план закупок

Нормы части 6 статьи 17 закона 44-ФЗ требуют в определенных случаях внести изменения в план закупок. Также этот вопрос регулируется постановлениями Правительства от 05.06.2015 № 552, от 21.11.2013 № 1043.

Итак, закон установил следующие основания. Планы закупок изменяются, если:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • их необходимо изменить из-за того, что изменились цели осуществления закупок и требования к объектам;
  • их необходимо привести в соответствие с измененным законодательством;
  • того требует реализация законов и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровней, принятых либо вышедших после формирования плана закупок;
  • того требуют результаты обязательного общественного обсуждения закупки;
  • при осуществлении закупки образовалась экономия;
  • в иных случаях, которые установлены порядком ведения плана закупок.

Когда необходимо изменить план-график

Изменения в план-график вносятся на основании части 13 статьи 21 Закон 44-ФЗ, а также постановлений Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, от 05.06.2015 № 554.

Эти правовые нормы требуют, чтобы изменения в план-график вносились в следующих случаях:

  1. В процессе подготовки закупки изменились потребности в части объема, стоимости объектов, и в результате осуществить закупку невозможно.
  2. Изменились сроки или периодичность закупки, дата начала и окончания торгов, способ определения поставщика, размер аванса, сроки оплаты.
  3. Закупка отменена.
  4. У заказчика образовалась экономия в текущем финансовом году.
  5. Контролирующий орган выдал предписание относительно закупки.
  6. По итогам общественного обсуждения заказчик принял решение, которое изменит закупку.
  7. Непредвиденные обстоятельства и иные случаи, которые выявились после подготовки плана-графика.

Экономия

Как видим, менять планы и планы-графики приходится и из-за законодательных изменений, и из-за изменений обстоятельств, которые влияют на закупочную деятельность заказчика. И одно из них - это экономия бюджетных средств. Рассмотрим на примере, когда и как необходимо менять на этом основании плановые документы.

Ситуация 1. Заказчику необходима офисная мебель, и он объявляет электронный аукцион. На средства, которые будут сэкономлены в ходе торгов, он планирует закупить еще один предмет мебели с тем же ОКПД-2.В этом случае заказчику необходимо внести изменения только в план-график. План закупок остается прежним, поскольку новая закупка будет проведена в рамках одной его позиции. Что же касается плана-графика, то в него вносится новая позиция, а также уточняется информация в графе «Планируемые платежи».

Ситуация 2. Практически все то же самое, только на сэкономленные деньги заказчик собирается приобрести совершенно иной товар, который вовсе не планировал приобретать. В этом случае новая позиция вносится и в план закупок, и в план-график. В плане-графике изменяются планируемые платежи по соответствующей строке. В плане закупок изменения вносятся в объем финансового обеспечения. Далее новые позиции вносятся в план-график в соответствии с условиями заключенного контракта.

Напоминаем, что если в план и план-график вносится новая строка, необходимые коррективы нужно внести и в обоснование закупки.

Еще один вопрос - нужно ли менять в плановых документах те позиции, по котором заказчик получил экономию? Минэкономразвития в своем письме от 29.11.2016 № Д28и-3256 указало, что если за счет этих средств будут производиться другие закупки, они должны вноситься новой строкой в план-закупок и план-график. При этом НМЦК закупок, по которым получена экономия, должна остаться неизменной.