Янис дзенис. Янис Дзенис: «Наши коммуникации — это перевод сериалов или дружеские рекомендации

Вирусный маркетинг не для слабаков. С одной стороны, сложно добиться резонанса, а с другой — удержать его в нужных бизнесу рамках, если активность провоцирует у части аудитории негативные переживания. Этим проблемным инструментам будет уделено много внимания на занятиях нашего : даже ляпы SMM’щиков научим отыгрывать в плюс!

Опыт успешных брендов, сделавших пиар на грани фола существенной частью маркетинговой стратегии, вдохновляет. Акции «Тинькофф Банка» за прошлый год выросли на 350%, и он показывает самые высокие темпы роста в отрасли с ROE около 40%. Лидер в эксплуатации провокационных тем, онлайновый трэвел-сервис Aviasales, лидирует в своём сегменте: более 1,5 млн заявок на авиабилеты в день. Что помогает им «летать» так низко и не падать, а подниматься? Разберём на кейсах, как работает конфликтный маркетинг.

Зачем они ЭТО делают?

Итак, вы решили «быть как Aviasales» и пиариться на повестке дня, запуская в социальные сети иронические потенциально вирусные креативы. Первый вопрос, на который нужно ответить: чего вы хотите добиться такой стратегией?

PR-директор Aviasales Янис Дзенис уверен, что само по себе размещение в блоге задорных постов, если за ними не стоит четкой над-цели — это пустая трата времени. Оно может стать развлечением для отдельного юзера, но компания не может позволить себе такой роскоши.

Как правило, главная бизнес-цель виральной активности — создание инфоповода для разговоров о бренде, который обеспечит максимальный охват аудитории. Соответственно, «скандальный» маркетинг обычно не приводит к заметному росту объема прямых продаж.

Только около 2% клиентов приходят в Aviasales через социальные сети. Вирусный пост компании в соцсетях может сгенерировать около 50 заявок. Но основной профит — не мизерный прирост продаж, а дешёвый охват широкой аудитории, жизненно важный для бизнеса с низкой маржой и высокой конкуренцией.

ПРИЗНАНИЕ СТРАТЕГА

PR-директор Aviasales Янис Дзенис:

Популярный пост в Facebook’е с охватом 250 тыс. человек может потом разойтись гораздо шире: после него возникают длинные дискуссии на телеканале, который особенно сильно оскорбился; или «Мурзилки интернешнл» с «Авторадио» начинают петь по этому поводу какую-нибудь песню... Поэтому охват значительно превышает те цифры, которые мы имели на первом этапе. А для нас охват крайне важен. Продажа авиабилетов — это страшно низкомаржинальный бизнес, поэтому мы всегда находимся в поисках дешёвого трафика.

Кому вируса пост?

Базовое правило маркетинга обязывает компанию представлять портреты своих ЦА и ориентироваться на них при планировании кампаний.

Самые перспективные темы для создания провокационного контента связаны с поляризацией мнений в обществе. Полярность возможных реакций — индикатор потенциально виральных тем.

Наибольшего резонанса, включая возмущённые отклики и протесты, Aviasales добились шуткой про то, как казаки в Анапе ФБК встречали , и спецпроектом «Патриот», запущенным совместно с «Тинькофф Банком» в мае 2016 года. Это была компьютерная игра «Выживи в Европе» — аналог «Сапёра», где вместо бомб пользователи подрывались на «европейских угрозах»: наркотиках, геях и беженцах. Поделившись игрой в соцсети или оставив e-mail, можно было продолжать играть и участвовать в розыгрыше призовых миль на перелёты.


Довольно быстро нашлись активисты, которые оскорбились за ЛГБТ, беженцев и нацменьшинства Анапы, назвали игру шовинистской и дискриминационной и запустили против проекта петицию на Change.org. По словам Яниса Дзениса, негатива именно в такой форме в Aviasales не ожидали.

Когда петиция набрала свыше 10 тыс. подписей, «Тинькофф Банк» принес официальные извинения «всем, кого игра оскорбила», и вышел из проекта.


Подача достойная: здесь нет слов, указывающих на правоту оппонентов. Говорится лишь, что посыл игры был неверно понят: оскорблённые приняли сатиру за издёвку.

Почти одновременно с формальным выходом «Тинькофф Банка» из кампании, Aviasales объявила о завершении розыгрыша и запустила новый виток полемики, разместив на странице игры промо своих будущих провокаций:


Заодно ребята продолжили собирать e-mail’ы. Это и было основной практической целью кампании. PR-директор Aviasales не без гордости подчёркивает, что задача по этому KPI была выполнена. «Тинькофф Банк» тоже внакладе не остался. Очередная волна обсуждений вокруг скандально известных брендов; поддержка со стороны многих пользователей, сохранивших чувство юмора; укрепление репутации смелых, ироничных и продвинутых; и, конечно, собранные контакты лояльных пользователей — всё это компенсировало компаниям репутационные потери.

Скорее всего, контраст между реакциями партнёров на скандал с «Выживи в Европе» тоже был согласованным ходом, призванным поддержать резонанс и продлить интерес к акции.

Место+время=вирус?

Специфика вирусного распространения может создать впечатление, что для достижения успеха кампании важно «бить по площадям»: чем больше, тем лучше. Это не так. Аудитории разных социальных сетей по-разному реагируют на конкретные конфликтные темы. А такие соцсети, как Instagram и «Одноклассники», вообще мало подходят для провокационных вбросов.

Маркетологи Aviasales любят Facebook. Это гораздо более «конфликтная» площадка, нежели ВКонтакте. Аудитория FB острее реагирует на социально-политическую повестку дня, и провокационные кампании проще и быстрее находят отклик: позитивный, негативный, дискуссионный. Instagram для Aviasales — это площадка, ориентированная на женщин-мам. А «Одноклассники» пока остаются для компании зоной экспериментов.

К сожалению, волшебной формулы «как завирусить мем» не существует. Различия реактивности аудиторий отдельных площадок необходимо учитывать. Много тратить на это не придется: в онлайне достаточно нескольких пробных вбросов, чтобы оценить реакцию на предлагаемую стилистику контента — выстрелит «конфликт» на этой площадке или нет.

Ключевое условие успеха ситуационного креатива — оперативность реакции. В период популярности Pokemon GO время стремительного вирусного распространения измерялось днями, в случае с менее глобальными и громкими инфоповодами на реакцию остаются считанные часы.

Для того чтобы успевать вовремя, Aviasales применяет два лайфхака.

  • . Использует разницу часовых поясов: головной офис Aviasales находится в Таиланде, и маркетологи компании могут выдать реакцию на западный «свежачок» чуть раньше, чем их столичные коллеги.
  • . Не обращается к креативным агентствам. При передаче инфоповода в разработку на аутсорс есть риск потерять и время, и азарт, который явно греет SMM’щиков Aviasales, когда они вживую отрабатывают новость и запускают очередной мем.

Принципиально важно, что команда, которая делает вирусы, — профессионалы, пришедшие с «Лентача». Они одними из первых запускали в рунете этот формат и не подражают чужому стилю.

Кому грань фола не страшна?

Осенью 2016-го провокационные активности Aviasales снова вывели основателя сервиса Константина Калинова на грань приличий. Оперативно «запиленная» шутка о разводе Анджелины Джоли и Бреда Питта вызвала дискуссию, включая обвинения в расизме со стороны онлайн-журнала Wonderzine и возмущённый до ненормативности комментарий его главреда Ольги Страховской, в котором она назвала SMM’щиков Aviasales троллями. Калинов тоже ответил ей «симметрично» — матом и оскорблениями.


Скандал разросся, цитируемость Aviasales опять взлетела. Ребята не только не страдают от негатива, они его подогревают и эксплуатируют.

Дело в том, что у Aviasales есть отличная страховка, дополнительная гарантия работоспособности конфликтного маркетинга — это конкурентное преимущество, цена. Несмотря на высокую конкуренцию в нише метапоисковиков авиабилетов, у Aviasales.ru на миллионы визитов больше, чем у ближайшего конкурента Skyscanner. Даже те, кто негативно относится к жёсткому пиару Aviasales, не откажутся от экономии. Как выразился однажды Константин Калинов, «захотят сэкономить — вернутся».

PR-директор Aviasales интервью обычно не даёт, в профессиональных конференциях и тусовках не светится, в Фэйсбуке любовь к пиару и бренду компании не проповедует. При этом личность в Public Relations известная и уважаемая. Мы поговорили с Янисом о том, как на репутации Aviasales сказываются «скандальные» коммуникации, можно ли измерить эффективность работы пиарщика, нужно ли компаниям продвижение её товаров и услуг через блогеров и о многом другом.

— Периодически в интернете возникают скандалы, связанные с компанией Aviasales. Они как-то сказываются на компании, продажах, популярности или нет?

— Возьмём PornHub . Этот проект по следам блокировки сервиса в России был сделан за четыре часа и за первые несколько недель продал билетов на 1 млн рублей. Конечно, пост про казаков не покажет таких результатов, но тут совсем другой расклад. У человека должно возникать что-то в районе пяти контактов с нами перед покупкой. Естественно, учитывая низкую маржинальность бизнеса Aviasales, мы заинтересованы в том, чтобы эти контакты были как можно более дешёвыми. И если какой-то совершенно бесплатный диалог в Фейсбуке рождает тот самый контакт - это же прекрасно!

— То есть ты даже не рассматриваешь для себя историю, когда те, кто настроен негативно, сыграют свою роль и обрушат вам продажи?

— Агентство PR News исследовало практику этих «скандальных» коммуникаций Aviasales и выяснило, что 30% нашей аудитории видели всё, что мы вытворяем. Удивительно, но по следам наших публикаций люди делают вывод: «Мы можем доверять этому сайту и мы рекомендуем его друзьям».

Лишь 5% респондентов ответили, что ни в коем случае не вернутся на Aviasales. Хотя проверить эту цифру никак нельзя. Я вполне допускаю, что найдя билет у нас на 200 рублей дешевле, уже без надзора исследователей, человек вполне может кликнуть, где нужно. Вполне может быть, что 200 рублей окажутся более весомым вкладом в его благополучие, чем моральные принципы.

Сайт компании Aviasales, стилизованный под PornHub

— А как ты думаешь, может, это какая-то общая история для российского потребителя, когда 200 рублей перевешивают?

— Это история про всё. Можно быть каким угодно эстетом и посещать последние показы Маржелы, а в выходные ездить в «Ашан» за тушёнкой или спаржей, потому что она там дешевле.

— С другой стороны, те люди, которым нравится сервис и компания, они прямо искренне любят её. И это удивительно, как за небольшое время сформировался бренд Aviasales и любовь к нему. Ты оценивал для себя – как так получилось?

— Бренд персонализирован через многие уровни. Во-первых, у Aviasales есть понятные фронтмены на уровне менеджмента. Во-вторых, в своих коммуникациях бренд заявляет позицию, например: «Мы за честные цены»! Ну и мы никогда не стремились процитировать перечень преимуществ Aviasales. Наши коммуникации - это перевод сериалов или дружеские рекомендации вроде «В Гоа в феврале дорого, потерпите до апреля, тогда на 15% дешевле». Конечно, такому образу можно симпатизировать!

Эти симпатии нам помогают везде и в соцсетях в частности. Розыгрыш призов - это, наверное, самый частый пример. Регулярно кто-то приходит в комментарии и начинает вопить: «Всё куплено, какая тут может быть справедливость», и ему отвечают: «Чувак, ну ты чё пришёл ваще, посмотри - вот видео, если не веришь». То есть, это не мы уже отвечаем, сообщество реагирует таким образом.

При этом важно понимать - это прямое следствие наших коммуникаций.

— А они изначально были такими или менялись?

— Может быть, на уровне каких-то механик, практик это менялось, но с точки зрения продукта - его Костя (Константин Калинов, Основатель Aviasales - MB ) таким и задумывал.

— Ты сам-то как в эту историю попал?

— Я работаю в Aviasales около пяти лет, и занесло меня туда совершенно случайно - увидел объявление в Фейсбуке, поговорил минут 15 по телефону с Костей, и всё.

— Вечная боль нашего рынка – как оценивать PR, в деньгах или в чём-то ещё. Ты как-то сформулировал для себя критерии эффективности пиарщика, например, когда ты ищешь себе сотрудника? Или коллег по рынку как ты оцениваешь?

— Это абсолютно разные задачи - нельзя для всего придумать одну шкалу от 1 до 10 и всех под неё загрести.

— Давай тогда начнём со шкалы эффективности пиарщика.

— Для себя я искал человека с общим уровнем эрудиции и навыками, которые быстро можно было прокачать до нужного уровня. Я читал, что у Домодедово, например, есть Акты корпорации - скрижаль на миллион страниц, которая описывает все процессы, происходящие в компании. У нас такого нет, и ловить нужно буквально на лету.

При этом я вполне допускаю, что где-то пиарщик будет продавать. А где-то пиарщик - это три пресс-релиза в неделю, да таких, что там цифр больше, чем букв. И сказать, что есть какой-то индустриальный стандарт пиар-специалиста - да фиг там. Это очень сильно зависит от того бизнеса, с которым мы работаем.

— А он когда-нибудь будет, этот стандарт, или понимание общее? Пиарщик, он кто? Как ты для себя определяешь?

— Известно, что газ занимает весь объём. Вот и PR может стать для бизнеса «газом», таким стратегическим инструментом, да ещё и с руководящей функцией. PR может быть полезен хоть для продаж, хоть для GR и HR, хоть для формирования продукта.

Например, один из моих любимых кейсов как раз продуктовый. После введения безбагажных билетов мы получили поток жалоб в соцсетях: «Ничего не понятно», «сколько можно брать багажа» и всё таком духе. В результате нашего анализа и спустя почти полгода на Aviasales появился информер, с которым всё стало понятно.

— Ты сам скорее - про продажи, про репутацию - про что? А, может, про всё вместе?

— В Aviasales у меня есть возможность переключаться с продукта на продажи, а потом уходить в HR. Скучно не бывает.

— Последние несколько лет мы периодически разговариваем с коллегами про блогеров, лидеров общественного мнения. Ты как сам относишься к тому, нужны ли они бизнесу, дают ли они продажи или просто информируют дополнительную аудиторию о продукте или услуге? Aviasales тоже работают с блогерами и отношение к ним не мейнстримовое для рынка. Вы ведь не платите блогерам за посты, у вас условия про конверсию - сколько привёл, столько получил.

— Для блогеров у нас есть партнёрская программа Travelpayouts. Наверное, один из самых ярких примеров здесь - Артемий Лебедев. Aviasales позволяет монетизировать весь этот необычный контент, который продать под спонсорство было бы тяжеловато. Недавний кейс - Сергей Доля, который сделал на нашем white label свой туристический поисковик.

Для всех остальных у нас жёсткие KPI. Например, 15 копеек за просмотр в YouTube.

— Как считаешь сам, работать с блогерами, лидерами мнения бизнесу стоит или, может, это индивидуальная история, которая зависит от бизнеса?

— В нашем случае одними только лидерами мнений не обойтись. И это даже не 5% усилий маркетинга Aviasales. Хотя я уверен, что есть бизнес, который только на них и стоит.

— Но это может быть одним из каналов продаж?

— Это может быть даже единственным каналом! Есть чудодейственное средство Blossom, которое продаётся в каждом Инстаграме, а на полках я его не видел! Уже и Ксения Собчак рассказала, что всё у неё в жизни хорошо благодаря этому Blossom. Даже у Долецкой были посты. Понятно, что цену в несколько тысяч рублей за пузырёк с настойкой коры дуба нужно как-то оправдать.

Также продаются шубы из чебурашьих ушей, ногти эти бесконечные… И в Инстаграм это действительно просто - пишешь в директ и переводишь деньги с карты на карту.

— А как ты относишься к таким историям, когда B2B бизнес выстраивает работу с блогосферой?

— Я вполне могу представить завод железобетонных конструкций, который добавляет в медиа-микс лидеров мнений. Возможно, им не нужно идти в Инстаграм к Ольге Бузовой, но рекомендации профессионалов везде работают одинаково.

— К слову, о каналах. Пять лет назад, если мы говорили об этом, то пиарщики и маркетологи относились скептически к блогерам. Ты сам видишь существенную разницу между пиаром пятилетней давности и сегодняшними коммуникационными процессами?

— Только с точки зрения инструментария.

— Какие-то принципиальные произошли изменения?

— Нет. Мой любимый пример - великолепнейший Маршалл Маклюэн. В телевизоре едва-едва разогревалась лампа, а он описывал вещи, которые используются нами сейчас. Например, та же самая теория развития скандала. Маклюэн, в частности, писал, что возмущённый - это лучший ускоритель сообщения. То есть, вам нужно растормошить людей, которые быстрее всего откликнутся и дальше побегут и сообщат всем: «Ого-го, там то какое безобразие происходит!»

И, например, в том самом Фейсбуке Aviasales это происходит вот ровно прямо по книге. Написали какой-то пост про Навального, сразу подключились господа Пархоменко, у которых сильно загорелось по этому поводу, и дальше понеслось как пожар по лесу.

— А если футурологически к этому подойти, что поменяется лет через пять?

— Меняются технологии и размер экрана, но про это даже неинтересно. Вот в The Guardian недавно была прекрасная статья о том, что секс больше не продаёт - продают активизм и протесты. На такое я обращаю внимание. Конечно, игры многое поменяют. В моем университете 15% диссертаций уже посвящено геймингу.

— Я думаю, что мы в безопасности. Без шуток. С одной стороны, весь этот computer thinking и даже профессор из Стэнфорда научился предсказывать и механизировать кошмарные срачи в комментариях, с другой общество становится всё более аутичным и замкнутым. Для специалистов по коммуникациям это раздолье.

— А с точки зрения возраста - молодёжь нас вытравит из профессии или нам до смерти работать и никакой Калифорнии в старости?

— Если ты уже 20 лет рассылаешь один и тот же пресс-релиз в вордовском файле, «Обратите внимание на файл на скрепке», будет тяжеловато.

— Но всё-таки PR - это профессия молодых? Или тех, кто умеет бежать за поездом и в него всё время впрыгивать и нехай с ним, с возрастом?

— Знание технологий само по себе не является гарантией трудоустройства. Мне сложно представить ситуацию, что я не беру человека только за то, что он не знает, как в Snapchat отправлять снэпы или наклеивать себе заячьи уши.

Бегать за поездом тоже важно. Мы знаем таких PR-специалистов, которые своей бешеной активностью заменяют стратегию, но это не мой подход.

— Подожди, ещё пять лет не прошло. Может, для тебя через пять лет это будет важно.

— Нет, для меня будет важно, если человек понимает, зачем 10 или 100 миллионов человек наклеивают на себя эти уши. Зная инсайт, ты можешь работать с ним, это как «Всё, что вы скажете, будет использовано против вас».

— Вопрос в продолжение про PR-специалистов, которых мы все знаем, которые с бешеной активностью. Ты как-то очень редко появляешься на всяких тусовках, конференциях. Это сознательная позиция? Или вдруг, мало ли, тебя не зовут, как это принято сейчас говорить?

— Все мои выступления стоят денег. Никаких конкретных тарифов, просто берём 5-7-10 тысяч и переводим в благотворительную программу «Женское здоровье». Таким образом и для меня появляется смысл, и организаторы относятся ответственнее. Кстати, примерно 40% отваливаются, когда узнают, что надо платить.

— Ну это неплохая воронка, мне кажется.

— Да, отличная воронка! Ну и будем честны, ничего особо нового на этих конференциях не говорят. Долгое и вдумчивое чтение, например, этого стендфордского профессора меня вдохновило куда сильнее, чем полдня на конференции.

Сейчас я читаю книжку одну про стратегический пиар. И тоже чудесно. Ещё работая в агентстве, я всё время думал, что же значит комментарий клиента «В вашей презентации не хватает стратегии». А там все чётко написано, и ходить никуда не нужно!

— Но, ты знаешь, учитывая современные процессы, среднестатистический житель страны выберет куда-нибудь сходить и что-нибудь послушать в удобоваримой форме, чем сесть и почитать.

— Я тоже вполне среднестатистичен, но контент мне удобнее потреблять в пижаме, обнявшись с собакой, например, чем идти куда-то и ещё тем более в пробках стоять.

— Всем нужно записаться на курс Digital PR от Национального университета Сингапура на Coursera. Второй пункт - прочитать Маршалла Маклюэна «Понимание медиа». Это долгий, изнуряющий, я бы сказал, процесс, но это обязательно надо сделать. Подпишитесь на исследования и вообще публикации The Institute for Public Relation, это американская организация со всякими PhD-воображулями, которые делают очень хорошие саммари своих исследовательских работ. Их имеет смысл читать, потому что исследования в пиаре - это всё более и более важная вещь.

— Кстати, по поводу пиара на разных рынках. Твой опыт позволяет судить - чем отличается наш российский пиар от, например, азиатского?

— Пиар в Азии - это общее понятие, которое не значит ничего, потому что в каждой стране есть свои какие-то заморочки. Например, во Вьетнаме нет никакого пиара в принципе, если ты работаешь с классическими медиа. Пожалуйста, заноси деньги в начале года, планируй публикации, и всё у тебя будет хорошо. Очень близкая ситуация в Таиланде, потому что действительно большие порталы берут тебя только за большие деньги, причём это официальные тарифы, никто их не стесняется.

Если ты хочешь что-то вытащить бесплатно, надо сильно постараться. Например, на то, чтобы попасть на тайское телевидение, у нас уходило какое-то нечеловеческое количество усилий.

Безусловно, есть какие-то общие вещи типа «личные контакты дают очень много в азиатских коммуникациях». Есть какие-то смешные. Например, идеальный пресс-тур для тайца - это пресс-тур, который включает посещение как минимум пяти ресторанов в день. Понятно, что при такой интенсивности еды ни на что другое времени вообще не остаётся.

В Сингапуре ты можешь делать пиар более-менее по классическим схемам, но и там есть свои нюансы.

— У вас головной офис находится в Таиланде, ты живёшь преимущественно в Москве. Как ты выстраиваешь коммуникации, выстраиваешь свой день исходя из этого?

— Я живу ещё и в Риге, но, с точки зрения времени, это ни на что не влияет. Я просыпаюсь довольно рано, с 5-6 утра до 10 часов можно заняться своими или тайскими делами. Разница во времени играет на руку. А вообще, всё, что касается работы вне офиса - это огромная самоорганизация. Бесконечное тщательное ведение календаря и to do листы.

— Но у вас вся команда работает вне офиса - нет московского офиса, чтобы хотя бы собраться. С одной стороны, это тоже некий тренд в отличие от того, что было пять лет назад. С другой стороны, всё больше моих знакомых, которые уходят во фриланс или на удалёнку, говорят: «Нет, я всё-таки хочу в офис, мне нужно ходить куда-то , откуда-то уходить, с кем-то пить чай. Мне так проще самоорганизоваться». Ты как считаешь, за чем будущее - самоорганизацией и удалёнными офисами, за комбинированной историей или мы рано или поздно вернёмся в оупенспейсы?

— Нет, в оупенспейсы мы в ближайшем будущем совершенно точно не вернёмся, и вообще не знаю, кто останется сидеть в них.

У нас раз в год возникает идея: а не снять ли нам в Москве офис. Мы эту идею очень быстренько заталкиваем туда, откуда она появилась, потому что нам совершенно спокойно работается из дома.

У меня в команде пять человек. Из них двое постоянно живут Москве, Влад наш, который занимается day to day контентом, работой с комментариями и всем таким прочим, у него вообще волонтёрство - образ жизни. Например, сейчас он живёт где-то в Танзании в суперэкзотичном сафари-лодже, который пустил его к себе за советы по SMM.

Я знаю, что в нужное мне время нужный мне человек будет доступен. При этом физическая его доступность для меня не имеет никакого значения.

А если говорить в целом, то комбинация между офисной работой и домашней будет новой нормой, потому что это тупо дешевле и проще, плюс позволяет наладить ворк лайф бэланс.

Беседовала Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА»

Кто хотя бы раз в жизни не мечтал стать знаменитым? Ведущие телевизионных программ, радио диджеи, исполнители эстрады многими и воспринимаются как боги. Между тем психоаналитики всё чаще стали утверждать, что популярность - это не талант, а… умение. Так ли это? И я решил добраться до звёзд, чтобы разузнать секреты их профессионального мастерства.

Герой моего материала Янис Дзенис, самый продвинутый и популярный RDj Новосибирска, сегодня является голосом «Русского радио».

Янис, с чего началась твоя звёздная карьера?

Первое, что было на моём пути, - это газета «Рост». Потом, несколько лет назад одна знакомая предложила прочитать новости на радио. Я согласился. И пошло-поехало…

Меня увлекла работа в эфире, и к тому же, предложили остаться. Долгое время на горсети вёл программу «Семь пятниц», занимающую час эфирного времени. Затем случайно забрёл на кастинг, проводимый другой радиокомпанией, но с первой попытки меня не взяли. Однако идея понравилась, и через некоторое время я уже пришёл на другой кастинг, правда, тогда ещё не знал, что это была всё та же компания «Радио Сибири». На этот раз меня приняли! И вот теперь я уже на «Русском Радио» веду большую двухчасовую программу в прямом эфире.

Между нами, вот так просто, самая обычная знакомая предложила попробоваться на радио? Реально выиграл кастинг? И никто при этом не помогал? Никто не содействовал? Без папы с мамой? Янис, не смеши!..

Честно говорю, никто! Родители заняты в другой сфере и не предполагали, что я вообще сюда пойду. А связи помогают где-нибудь в мэрии. Здесь нет! Популярность, между прочим, её за деньги не купишь, её завоёвывать нужно!

Да верю, конечно! Это так, позлить… Лучше расскажи, как скоро к тебе пришла слава?

Сразу, как только очутился в FM-диапазоне. Я быстро сориентировался и занял отдельную нишу. (Эфирные ниши - это те темы, с которыми работает ведущий, а так же как он их преподносит - прим. автора).

Остальные звёзды постоянно жалуются на поклонников…

Из-за того, что я работаю в радиоэфире, далеко не все знают меня в лицо. Поэтому по улице хожу спокойно.

Мир шоу-бизнеса, наверное, не такой привлекательный, как кажется на первый взгляд? Здесь, я думаю, полно интриг?

Как и везде. В какой-то мере они даже забавны. Во всяком случае ничего серьёзного за ними нет.

Ты, наверное, просто не сталкивался с недоброжелателями?

Как раз наоборот… Потому я и здесь… Совет начинающим ведущим: приготовьтесь встретить с первых же дней завистников и недоброжелателей, но не бойтесь их.

Всё-таки должны же быть ещё какие-то сложности в твоей профессии?

Они есть. Кстати, сложно заставить людей считаться с тем, что интеллектуальная деятельность труднее физической. Я за два часа эфира устаю больше, чем можно устать за восемь часов физической работы. И помимо этого, я ещё подбираю музыку на весь день.

А пробивать новые проекты разве не сложно?

Не очень. Главное изучить вкусы публики. В этом помогают социологи. И уже тогда легче убедить рекламодателя. Всё решаемо.

Какими качествами, способностями должен обладать подросток, молодой человек, чтобы перед ним открылись двери радио, телевидения?

Открытость миру и большой интеллектуальный багаж!

И это всё?

Да! Ну ещё немного смелости перед кастингами. И, как ты понимаешь, все эти качества приобретаются человеком в жизни, с ними не рождается никто.

А удача?

Тоже важна. Но удача не приходит к тому, кто ничего не делает. Она только с теми, кто много над собой работает. И тогда стать DJ вполне реально. Помните, всё зависит от вас, проявите настойчивость, не хнычьте, в конце концов: «Звёздами не рождаются, ими становятся!».

Алексей Кульков,
фото Дмитрия Филиппова

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с директором компании Aviasales по внешним коммуникациям. Часть 2

Читатели, знакомые со спецификой компании Aviasales, спрашивали у эксперта в ходе онлайн-трансляции о том, как дешевле отдохнуть, как формируются цены на билеты, как выбрать безопасный рейс. Но отдельной категории была интересна внутренняя кухня, тем более что она овеяна модными и заманчивыми легендами: работа в удобное время, офис в Тайланде, прямой доступ к шефу, разговоры о PlayStation и «Гарри Поттере» на собеседовании. Янис Дзенис мифы не развенчал, но раскрыл и оборотную сторону работы в Aviasales.

  • Янис Дзенис - директор компании Aviasales по внешним коммуникациям
  • Анна Саушина - модератор, директор интернет-газеты «Реальное время»

«Мой ноутбук - это мой офис»

- У вас сколько человек сейчас в компании работает?

Под 200, наверное. Большинство из них находится в тайском офисе. В питерском офисе у нас около 30 человек, плюс еще огромное количество людей, которые работают откуда бы то ни было. Макс Крайнов работает из Австралии с его компанией, он не переехал в Пхукет. У нас есть коллеги в Литве, в Самаре и где-то там еще по России удаленные сотрудники, которые могут работать без привязки к офису. У меня, например, тоже контракт, что я могу работать, откуда хочу, и это страшно удобно.

- Замечательная строка. Многие, наверно, позавидовали вам сейчас.

Но это требует огромной организации, по факту я работаю гораздо больше, чем бы я ходил с восьми до пяти в офис, т. е. мой ноутбук - это мой офис. Когда открываю свой ноутбук, начинается мое рабочее время. Поэтому у меня нет четких границ между рабочим… нет, понятно, что есть: конечно, в какой-то момент я выключаю телефон или что-то, но так в ежедневном режиме это может быть и 10, и 11 часов.

«Есть какие-то общие для компании принципы: не делать глупостей, например»

- Кто занимается разработкой стратегии компании, в том числе разработкой стратегии в продвижении продукта?

У Aviasales такая нетривиальная структура. У нас есть Константин Калинов, который является основателем сервиса. Он является и директором по маркетингу, но какие-то идеи, которые возникают, могут возникнуть совершенно на каком-то другом уровне, далеко не на менеджерском уровне. Поэтому тут предельная децентрализированность в том, что мы делаем. Есть какие-то общие для компании принципы: не делать глупостей, например.

«У нас очень долгие процедуры принятия решения о том, кого мы берем к себе или нет. У нас очень странные интервью. То есть у нас могут спросить, например, каким заклинанием из «Гарри Поттера» ты можешь победить дементора».

- А что вы считаете глупостью?

Когда делаешь какой-то сервис, который работает, как попало, все из рук вон плохо, не оптимизировано, страницу открываешь - там кошмар. Или в принципе какая-то нерелевантная история: то же самое размещение автомобиля, например, на Aviasales с рекламной точки зрения. Это могло бы быть расценено как глупость, например. Это важно, вот это ощущение сформулировано в каких-то наших внутренних историях и проектах, но это то, что надо «на кончиках пальцев» с тем, чтобы понять. Но у нас очень долгие процедуры принятия решения о том, кого мы берем к себе или нет. У нас очень странные интервью. То есть у нас могут спросить, например, каким заклинанием из «Гарри Поттера» ты можешь победить дементора.

- И это повлияет на ваш выбор сотрудника?

Это может быть частью собеседования. Могут спросить какую-то вещь технологическую, про PlayStation или что-нибудь еще. Я имею в виду, что мы очень с разных сторон смотрим на человека с тем, чтобы мы могли с ним на одном языке разговаривать, потому что именно так ты можешь дать ему это ощущение, которое в компании: не делать глупости, например.

«Многие вещи здесь на голову выше, чем то, к чему привыкли какие-то другие страны»

У вас команда работает во всем мире, и у вас есть возможность внедрять опыт из разных стран: пользуетесь ли вы этой возможностью? Выбираете ли вы людей из стран, где, например, какая-то технология лучше внедрена; вы берете ее за основу для создания своей стратегии развития?

Это же Интернет, здесь нет стран, где какая-то технология лучше внедрена. Хочу сказать, что Россия по внедрению технологий настолько в каких-то вещах впереди, что мы не привыкли даже думать о том, какие мы лидеры есть во многих вещах. Это касается не только выписки билетов или школы программирования. Понятно, что с нашими тайскими коллегами бывает сложнее работать просто из-за разницы в менталитете: они привыкли работать по-другому. Или с какими-то европейцами, американцами тебе тоже бывает сложно находить общий язык, потому что они тоже в рамках каких-то своих мануалов застряли, и шаг влево, шаг вправо они могут уже сделать, если только чувствуют, что это повлияет на их результат также. А так вот включиться в работу просто потому, что им классно, они вряд ли это будут делать.

«Это же Интернет, здесь нет стран, где какая-то технология лучше внедрена. Хочу сказать, что Россия по внедрению технологий настолько в каких-то вещах впереди, что мы не привыкли даже думать о том, какие мы лидеры есть во многих вещах».

Это же касается и технологий. Мы эти же самые технологии стараемся сейчас привнести, российские какие-то, которые здесь апробированы, на азиатские рынки, и это показывает фантастические результаты, потому что Aviasales в русскоговорящем сегменте только ищет билеты, а например, в Таиланде и Азии мы еще и продаем их агентствам. И то агентство, которое мы сделали для азиатского рынка, оно сейчас лучше в перформансе в принципе, т. е. мы победили в прошлом месяце последнего нашего сильного конкурента, т. е. мы сделали юзер-экспириенс лучше, и конверсия это доказывает. Условно говоря, проводились тестирования, когда мы отправляли трафик напрямую конкурентам и конвертировали его у себя. Так, например, на сайте AirAsia (это крупнейший лоукостер азиатский) конверсия была 0,1%; мы выходили в 1,5% или 3% у себя. И какие-то вещи, которые мы отработали, например, на этом рынке, мы потом дистрибутируем этот опыт дальше, и получается так, что он работает. Потому что многие вещи здесь на голову выше, чем то, к чему привыкли какие-то другие страны. И это совершенно понятно просто потому, что мы перешагнули через несколько ступенек в своем развитии и нам негде было зависнуть. И это относится ко всему, не только к онлайну. Например, система парковок в Москве намного удобнее.

Здорово, приятно слышать. Если бы не про Интернет и не про парковки, а про систему управления, есть кто-нибудь, у кого вы учитесь, на кого вы равняетесь?

Это общая система в ИТ: скрам, холакратия и прочие слова, которые не обозначают ничего конкретного, - но в целом это системный подход, где идея может родиться у любого из коллег. Это постоянные митинги и разговоры про то, как мы можем улучшить наш продукт. У нас есть ряд каких-то процедур типа демо по вторникам, когда вся команда собирается и рассказывает, что они делали. И причем очень важно, чтобы те самые разработчики встали к проектору и рассказали, что конкретно они своими руками сделали и что значит тот код, который они написали. У нас есть всевозможные ретроспективы, стендапы, когда команда очень много общается внутри. Это все пришло из Америки, насколько я понимаю, но сейчас в ИТ это общее, все так работают. Нельзя сказать, что это строго закреплено за таким-то регионом, и мы этот опыт экспортируем. Нет, это общее место сейчас для работы в ИТ.

О соискателях: «Костя ответил, куда ему отправляться надо с такими вопросами»

- У нас вопрос пришел: очень просят рассказать про историю с поиском маркетолога.

Значит, ситуация: два года назад мы искали маркетолога, и Костя тогда сам выбирал кандидатов, и у него есть следующая такая привычка - он говорил: «Отправляйте мне на имейл все, что считаете нужным, чтобы я о вас знал». Причем имейл Кости найти очень просто, и он справедливо полагает, что не нужно указывать свой адрес. Если ты хочешь работать в Aviasales, то найти имейл Константина Калинова можно довольно-таки быстро. Поэтому тот человек, который спрашивает в комментариях: «А куда отправлять?», - он автоматически не проходит первый этап собеседования, потому что: «Чувак, ты не справился, ты хочешь работать в ИТ-компании, но ты элементарно не умеешь пользоваться Гуглом». И кто-то задал этот вопрос в комментариях, Костя ответил, куда ему отправляться надо с такими вопросами, потому что он не сильно себя…

«Текучка очень низкая, и вот эта сложная процедура отбора с заклинаниями из «Гарри Поттера» и т. д. создает очень крепкие связи, мы очень четко ищем правильного человека, мы даем много возможностей для развития этого человека внутри компании».

- Сдерживает?

Не то чтобы сдерживает… В ситуациях, когда нужно быть сосредоточенным, хотя даже на больших инвесторских встречах он появляется в кроссовках и всклокоченный, т. е. сложно сказать, что это человек, который… Мне сложно придумать ситуацию, когда Костя застегнется на все пуговицы и пойдет. И поэтому он тут тоже себя не сдерживал и ответил человеку, где искать свой имейл. И дальше, конечно, началась дискуссия, что за безобразие, почему вы можете кандидатам так отвечать, и вообще почему вы считаете нужным так общаться. Но тут Костина позиция: это мой Facebook, который для взрослых людей, никаких сюрпризов нет, и то, что я для себя выбираю такую стратегию поведения - это мое поведение, и у меня нет задачи, чтобы вы все меня любили, и я не Алла Пугачева и не 5 рублей, и, наверное, вам лучше поискать какую-нибудь другую компанию с более вежливым человеком.

- А как вы вообще ищете сотрудников? Как часто вы их ищете?

У нас очень маленькая ротация. За 9 лет (в этом году будет Aviasales) ушло не очень много человек, и, в принципе, даже можно посчитать по пальцам, т. е. поименно можно вспомнить всех, кто ушел. Текучка очень низкая, и вот эта сложная процедура отбора с заклинаниями из «Гарри Поттера» и т. д. создает очень крепкие связи, мы очень четко ищем правильного человека, мы даем много возможностей для развития этого человека внутри компании: это не только тема карьерного роста, но прежде всего это те задачи, с которыми сталкивается человек.

Я могу говорить о себе, но это относится ко всему: каждое утро у меня нет человека, который говорит: ты делаешь так-то и так-то, у тебя есть такой лист (знаете, как в «Макдональдсе» висит лист: помыл рамку туалета - галочку поставил и т. д.), у меня нет такого, я глобально могу сам себе обрисовывать задачи, с которыми я буду работать, и это классно. То есть мне не нужно, чтобы надо мной стоял кто-то с плеткой и говорил, что мне нужно сделать так или так. И в общем-то, это свобода в принятии тех решений, которые ты хочешь, в выборе того направления, которое кажется тебе правильным, работа с тем продуктом, который абсолютно инновационен.

Мы сейчас работаем над такими вещами, которые абсолютно не представлены никак в России, и это абсолютно захватывает - иметь дело со всем этим. Мы первые выпустили приложение для Apple watch в России. Сейчас у нас есть бот, который учится разговаривать с потребителем в мессенджерах таким образом, чтобы этот диалог о билетах, которые мы будем ему искать, был распознаваем абсолютно, а не просто на уровне: билет Москва - Казань, - нероботический язык, а абсолютно нормальный. У нас мы сейчас работаем над тем, чтобы в поиске вы видели четко: сдаваемый билет или несдаваемый, сколько вы можете взять багажа и т. д. Это очень ценно, и это очень круто.

«Для нас очень было важно найти - потому что взять деньги несложно на рынке - тех людей, которые думают с нами по-одинаковому, важно найти людей, у которых будет экспертиза в том, что они делают; в том, чтобы это были не просто деньги, но еще и какие-то там открытые двери, условно говоря. Вот мы нашли такой фонд, с которым нам комфортно».

«Aviasales с первого дня был прибыльным проектом, потому что в него инвестировали 0 рублей»

Совершенствуете свой продукт. У нас вот такой вопрос еще был: есть мнение, что интернет-проекты, как правило, нересурсоемкие, они связаны с большим количеством рисков, сложностями в продвижении. Проще же дешевле купить, продать дороже - тут все понятно. Ваш бизнес сложный, и сложный с точки зрения рисков. Как вы эти риски нивелируете? Как вы ищете инвестиции под новые проекты? Есть ли у вас какие-то постоянные партнеры, которые поддерживают ваши инновационные идеи, которые еще неизвестно, как рынок воспримет?

У нас еще был только один раунд инвестиций. Вообще, надо сказать, что Aviasales с первого дня был прибыльным проектом, потому что в него инвестировали 0 рублей на первом этапе. Костя сам сделал этот продукт, и после того, как пошел большой трафик, все те денежки, которые мы получали, мы тратили на свое развитие. Мы не брали больше, чем могли «переварить».

Первый раунд инвестиций у нас произошел то ли в 2014 году, то ли в 2013 году (сейчас я не вспомню), мы получили деньги от фонда «Айти Капитал» - это российский инвестиционный фонд. И, собственно говоря, для нас очень было важно найти - потому что взять деньги несложно на рынке - тех людей, которые думают с нами по-одинаковому, важно найти людей, у которых будет экспертиза в том, что они делают; в том, чтобы это были не просто деньги, но еще и какие-то там открытые двери, условно говоря. Вот мы нашли такой фонд, с которым нам комфортно.

Но в отношении денег - это несложно, потому что мы постоянно растущая компания, мы прибыльные, у нас нет необходимости… Есть же разные модели, которые как Uber, взял и 3 млрд на себя поднял. Им нужен какой-то постоянный приток денег, чтобы открывать новые рынки, делать весь тот маркетинг, который они делают. У нас с этим все проще: мы сразу для себя другую модель приняли с точки зрения развития и ее придерживаемся. Возможно, открыть палатку и продавать там гвозди кому-то кажется проще, но в этом случае, например, тебе надо будет общаться с людьми каждый день, и это нам кажется уже сложнее. Поэтому здесь у кого какое понятие простоты.

«Мы готовим в сентябре запуск во Вьетнаме, мы хороши в Таиланде, чувствуем себя уверенно, но это опять-таки в самом начале пути, потому что там совершенно другой рынок, другой менталитет, другой подход к путешествиям, их планированию и выбору, поэтому юго-восточная Азия - это сейчас наш основной приоритет».

Что касается диверсификации рисков и т. д., сложно сказать со стороны, в частности, те же самые государственные риски, потому что сейчас очень много законов принимается, скажем, по персональным данным, но мы не храним персональные данные, поэтому к нам это не относится, а многие ИТ-компании в ужасе, а мы - нет. Или последняя инициатива Роспотребнадзора была в том, чтобы сделать ответственными агрегаторов за покупки. Но мы опять же не агрегаторы по тем нормам, которые Роспотребнадзор сформулировал в министерстве экономического развития, мы не попадаем под эти все агрегаторские дела. По-видимому, мы нашли для себя такую нишу, когда мы сидим в тени происходящего, и в общем-то даже и ничего, казалось бы, даже попроще, чем какие-то офлайновые.

«Мы готовим запуск во Вьетнаме»

- Перспективы развития для компании в чем видите? Новые какие-то рынки?

Безусловно, новые рынки, улучшение продукта. Я говорил, что у нас есть процедура демо: еженедельно мы говорим о том, что изменилось в нашем продукте. И вот, казалось бы, ничего не меняется: Aviasales - Aviasales, как сравнивал билеты, так и сравнивает билеты. Но каждую неделю я слушаю это демо, я удивляюсь, насколько крутые вещи туда «впиливаются». Я сейчас говорю не о больших каких-то обновлениях того же самого появления в поиске информации о сдаваемых билетах, а о мелких каких-то штуках, которые появляются и делают лучше пользовательский опыт, и это очень круто. Поэтому с точки зрения продукта нам еще идти и идти.

- А с точки зрения новых рынков? Куда вы собираетесь?

Все-таки это Азия, как я говорил. Мы готовим в сентябре запуск во Вьетнаме, мы хороши в Таиланде, чувствуем себя уверенно, но это опять-таки в самом начале пути, потому что там совершенно другой рынок, другой менталитет, другой подход к путешествиям, их планированию и выбору, поэтому юго-восточная Азия - это сейчас наш основной приоритет.

- А в России, как вы думаете, насколько будет прирастать количество клиентов в будущем?

У этого прироста есть потолок: сейчас около 30% путешественников у нас покупают билеты.

- 70% еще, получатся.

Нет, 100% нигде нет. Сейчас самый большой показатель в Англии: около 80% потребителей покупают билеты онлайн.

- А вообще потребителей, всех?

Тех, кто путешествует.

«Многие агентства сделали свои онлайновые продукты, и они интегрировали их к нам. То есть по тем направлениям, где турагентство может предложить интересный вариант, мы всегда его покажем, мы не утаим от пользователя возможность купить турпродукт в Грецию вместо билета в Грецию».

- А как тогда не 100%?

Остаются всегда 20% тех, кто никогда не купит билеты в онлайне. Даже в Америке есть такая история: это например, тетушка, у которой есть 200 разных знакомых и друзей, которые всегда обращаются к ней, им не надо ходить в Интернет. Они звонят и говорят: «Эшли, подруга, нам надо в Иллинойс, а потом - круиз, пожалуйста». Вот эта Эшли просто с базой данных своих соседей работает просто домашним агентом. Вот таких домашних агентов там серьезный сегмент с точки зрения продажи трэвела. В России этот сегмент никак не представлен, но у нас есть те же самые кассы, турагенты и прочее, у которых всегда будет свой потребитель. Нам, например, еще можно вырасти до 60%, т. е. еще столько же. Но рост еще есть, безусловно.

- Вы с агентствами конкурируете или сотрудничаете? Они ведь тоже могут быть вашими клиентами.

Мы сотрудничаем. Мы работаем со многими… Дело в том, что многие агентства сделали свои онлайновые продукты, и они интегрировали их к нам. То есть по тем направлениям, где турагентство может предложить интересный вариант, мы всегда его покажем, мы не утаим от пользователя возможность купить турпродукт в Грецию вместо билета в Грецию. То есть условно мы видим, что покупка «отель + перелет» в Грецию целесообразнее, чем купить по отдельности, мы обязательно покажем. Такие эксперименты постоянно проводятся, и слава Богу, что туроператоры приходят с такими онлайн-продуктами, с этими штуками. Им тяжело, потому что их сильно регулируют, нет закона об онлайн-путевке, потому что тебе все равно надо подписаться под какой-то стопкой бумаг, но это делается уже сейчас.

«Авиакомпания понимает, что востребованность на этот рейс большая, поэтому она закрывает дешевые классы и оставляет только дорогие»

Вот такой вопрос от читателей: «Иногда билеты на более дальние расстояния стоят дешевле, чем внутри страны на дальние расстояния. Как формируется стоимость билета, от чего это зависит?».

Стоимость билета формируется разными способами. Первая часть - это, давайте скажем, керосин. Это большая часть расходов авиакомпании, причем это такая плавающая история по понятным причинам. Потом всевозможные сборы, платежи, потому что за каждый чих в аэропорту компания платит: взлет, посадка, наземное обслуживание, контроль безопасности, проверка паспортов - это все стоит денег. Может быть, 15 рублей на пассажира, но в общей сложности капает нормально. Есть платежи авиакомпании за самолет - это лизинговые отчисления, которые тоже гигантские. Есть всякие таксы (taxes), типа национальные налоги. Вот этот комплекс платежей составляет себестоимость путешествия.

Дальше авиакомпания планирует свою заполненность самолета через разные тарифные кассы, потому что есть какое-то количество дешевых билетов, они, скажем, могут быть даже дешевле себестоимости, дальше - чуть подороже, дальше - совсем дороже. И дальше авиакомпания меняет количество этих классов. Она понимает, что востребованность на этот рейс большая, типа Петербургский экономический форум или какое-нибудь крутое событие в Казани, когда все хотят поехать именно в эти даты. Поэтому она закрывает дешевые классы и оставляет только дорогие, и разумно это делает, потому что вам же надо лететь, спрос есть, а мы же тоже не дураки: на высоком спросе демпинговать и предлагать все по 100 рублей. Бывает такая ситуация, и это все учитывается в режиме реального времени. Естественно, что в самом начале, когда авиакомпания до полетов загружает свои тарифы в дитрибуционную систему, они учитывают высокий спрос: это новогодние праздники, какие-нибудь 8 марта, 23 февраля, майские, плюс на лето цена повышается, а также цена может меняться ситуативно. Хоп - и в город приезжает Келли Миноуг, и всем срочно надо туда. Естественно, что чем больше кликов, тем более авиакомпания реагирует на такие вот истории. И в обратную сторону правила так же работают, т. е. если продавец видит, что спрос не очень, он его может стимулировать ценой. Это то, что касается цены на самолет.

«Наша компания никак не влияет на стоимость билета: вы видите ее по одинаковой цене и на сайте продавца, и в поиске Aviasales. То есть мы влияем на стоимость таким образом, чтобы найти вам самого дешевого продавца».

- Тут еще была вторая часть этого вопроса: влияет ли ваша компания на стоимость билетов?

Нет, наша компания никак не влияет на стоимость билета: вы видите ее по одинаковой цене и на сайте продавца, и в поиске Aviasales. То есть мы влияем на стоимость таким образом, чтобы найти вам самого дешевого продавца. Наверно, в этом заключается влияние Aviasales на цену билетов.

«Тур надо покупать зимой, а отдыхать - летом»

Про Крым мы с вами поговорили, тут такой же аналогичный вопрос про Сочи: «Работают ли призывы отдыхать в Сочи? Наблюдаете ли вы прирост к продаже в этом направлении?».

Абсолютно. Вот такая есть цифра на лето из Казани: 70% всех ранних бронирований приходятся на Москву, Питер, Сочи и Крым. Это гигантская цифра.

- А в том году и позапрошлом?

На самом деле, доля российских курортов с 2014 года огромна. У нас появились категории невыездных: правительственные чиновники - в некоторых департаментах это под запретом, т. е. ты летишь куда-то - и прощаешься с карьерой сразу. Естественно, этим людям надо где-то отдыхать. Они выбирают Сочи. Тем более, что сейчас даже в Сочи есть для богатых людей, где поселиться. Мы недавно проводили исследование про самые дорогие отели России, самое прекрасное - это, конечно, вилла «Елена», по-моему, называется, в Крыму за 1,5 млн в день, есть там такие апартаменты. В Сочи тоже хорошо.

- Вопрос тоже был схожий, наверно, с тем, о чем мы уже говорили: «Где можно интересно и дешево отдохнуть?».

Если вы заранее покупаете билеты, то можно купить из центральной России за 20-25 тыс. рублей тур на Камчатку, но это нужно было покупать в феврале, потому что это страшно популярно. У меня группа коллег-журналистов купили 30 билетов на июль и летят на Камчатку в поход, там фантастические экскурсии. Я тоже хотел с ними, но мне страшно спать в палатке, я - слабак. Но тем не менее это очень круто. Планируйте заранее, потому что сейчас нет таких билетов. В тот же самый Владивосток я смотрел билеты на июнь, и самое дешевое, что удалось мне найти, это 50 тыс. рублей с пересадкой в Новосибирске.

«Там есть классные экскурсии на кораблях, когда тебя возят к каким-то морским животным, там есть рафтинги и все на свете. Я имею ввиду, что это не какие-нибудь страшные бюджеты. Это можно себе позволить, если делать это самому».

- Но там ведь все остальные сервисы недешевые, если ты хочешь облететь, чем-то воспользоваться?

Понятно, да. Там есть классные экскурсии на кораблях, когда тебя возят к каким-то морским животным, там есть рафтинги и все на свете. Я имею ввиду, что это не какие-нибудь страшные бюджеты. Это можно себе позволить, если делать это самому, не привлекая какое-то агентство и т. д., это можно себе позволить. Понятно, что тур надо покупать зимой, а отдыхать - летом. Понятно, что активный отдых в любом случае будет дороже, чем вы просто прилетите в Сочи и будете лежать и есть чурчхелу и арбуз, но это другой уровень всего.

«Нет статистики, подтверждающей корреляцию между возрастом флота и безопасностью»

Так, был у нас еще и такой вопрос: «В последнее время участились авиакатастрофы, были ли какие-то предпосылки к случившимся трагедиям, на ваш взгляд? Можно ли было себя как-то обезопасить, выбрав определенного перевозчика или способ передвижения в определенной стране? Каким образом вы выбираете своих перевозчиков, если есть такая система отбора?».

Система отборов есть не у нас даже, а у международной организации воздушного транспорта. Дело в том, что у них там все четко зарегулировано, и есть нормативы на все. Вот этот отбор авиакомпании проходят. Плюс ко всему -национальные ведомства, как Росавиация, которая выдает допуск, который является некоторой гарантией того, что авиакомпания соответствует всем нормативам, которые приняты в стране. У нас нет какого-то критерия, который дополнительно, поверх проверок Росавиации также смотрит на то, что есть.

Это, правда, не относится к авиакатастрофам. Я помню, что когда Transaero заканчивалось, сложилась ситуация, когда, вроде бы, полеты авиакомпании запретили, а билеты все еще продавались, поэтому мы самостоятельно выключили билеты Transaero из выдачи, т. е. они исчезли, с тем, чтобы люди, которые не слышали, что у этой авиакомпании есть проблемы, не покупали эти билеты и потом не попали в сложную ситуацию необходимости возврата этих билетов, потому что процедура возврата была сложной. Это единственный прецедент, когда авиакомпанию выключили из поиска.

«Разумный подход ко всему относится: и к выбору авиакомпании, и к выбору направления, и ко всему».

Все, что касается безопасности, работает несколько по-другому, и громкие авиапроисшествия сокращают трафик в целом на 10-15% на те 2-3 дня, когда тему обсуждают, и мы видим, что люди стараются не покупать билеты, потому что находятся под впечатлением. Но буквально через 2-3 дня спрос восстанавливается. Мнение - это довольно подвижная структура, которая меняется, потому что приходят какие-то новые события, люди отвлекаются и продолжают покупать.

У нас совсем мало времени осталось, буквально на один вопрос, и я, наверно, все же повторю ту часть вопроса, которая, возможно, звучит как-то наивно, но все же. Можно ли как-то обезопасить себя, выбирая перевозчика и самолет? На что обращать внимание, кроме цены билета, как многие привыкли?

Во-первых, нет статистики, подтверждающей корреляцию между возрастом флота и безопасностью, потому что если вы посмотрите на флот большинства европейских перевозчиков, которые в топе (недавно появился топ безопасных), Finair там, кажется, на втором месте, при том средний возраст самолетов этой авиакомпании примерно 15 лет. У американских перевозчиков он может доходить и до 18 лет. То есть с возрастом ничего общего.

Безусловно, стоит прислушиваться к каким-то рекомендациям того же самого МИДа, и, условно, если вам сейчас не рекомендуют летать в Египет и Турцию, если вы чувствуете себя не в безопасности там, то, конечно, лучше этого не делать. Понятно, что можно полететь в Стамбул, без проблем - прямые рейсы есть, но это вопрос разумности. Если ты знаешь, что можно обжечься, зачем совать руку в костер? Если ты знаешь, что в какой-то стране происходят неприятные вещи, неважно, будь то вещи, связанные с политикой, природные какие-то опасности… Зачем ехать в Африку, если ты понимаешь… В тот же самый Кейптаун, очень популярный и модный. Причем даже МИД не выписал предупреждение о том, что не едьте в Кейптаун, но ты знаешь, что если ты идешь по улице, подходишь к банкомату, снимаешь деньги, потом к тебе подходят люди и говорят: «Отдавай». И зачем ехать в Кейптаун, чтобы получать этот опыт? Не факт, что эти риски того стоят. Поэтому этот разумный подход ко всему относится: и к выбору авиакомпании, и к выбору направления, и ко всему.

Диляра Ахметзянова, фото Марии Зверевой, видео Арчи Стасевича