Сколько плакатов сделал маяковский для окон роста. Aгитационное искусство

Окна РОСТА («О́кна РО́СТА»)

точнее - «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919-21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (См. Российское телеграфное агентство) (РОСТА). «О. Р.» - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «О. Р.» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «О. Р.» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Первое «О. Р.» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Затем к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д. С. Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах. «О. Р.» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Лит.: Полонский В., Русский революционный плакат, [М.], 1925; Лебедев П. И., Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, М. -Л., 1949; Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи гражданской войны. 1918-1921, М., 1960.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Окна РОСТА" в других словарях:

    - «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

    Окна сатиры РОСТА, плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Острые, доходчивые сатирические плакаты с кратким стихотворным текстом разоблачали… … Художественная энциклопедия

    - (Окна сатиры РОСТА) плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты окон РОСТА, посвященные злободневным… … Большой Энциклопедический словарь

    - «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь

    Окна РОСТА. М. М. Черемных. …Надо быть готовым (текст В. В. Маяковского). 1920. «Окна РОСТА», «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919—21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного… … Художественная энциклопедия

    - («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь

    «Окна роста» - ОКНА РОСТА, Окна сатиры РОСТА плакаты, созданные художниками и поэтами (1919 21) в системе Рос. телеграфного агентства. Сатирич. плакаты с краткими стихотв. были посв. злободневным событиям современности (события гражд. войны, борьба с… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919—22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)

    - «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

Книги

  • `Окна` Роста , В. Маяковский. Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах., Том третий. `Окна` РОСТА 1919-1922, Подготовка текста и примечания В. Д. Дувакина, ГИХЛ, М., 1957, OCR БычковМ. Н.…

«Это – предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего, безбумажного, безмашинного, ручного времени» В. В. Маяковский

Четко, метко, информативно, убедительно! Возможно, так звучала бы агитация к выполнению агитационных советских плакатов.

Кому не знакомы громкие советские лозунги типа: «Родина- мать зовет!», «Трудовой семестр на отлично!», «Колхозник, будь физкультурником!», «Ты записался в добровольцы?» и многие другие фразы, направленные на пропаганду патриотизма и человеческих ценностей, имели большое значение в военное время для разъяснения дел на фронте.

Советские плакаты всегда содержали в себе не только мощные послания народу, но также были проиллюстрированы простыми, доходчивыми, зачастую сатирическими изображениями, что по истечению времени сделало их отдельным жанром советского изобразительного искусства.

Во времена гражданской войны существовала отдельная форма агитационного плакатного искусства, называемая «Окна сатиры РОСТА ». Эти серии запоминающихся плакатов, созданные советскими поэтами и художниками, навсегда остались в истории советского искусства как исключительное самобытное явление.

Окна в события

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.» В. В. Маяковский

Окна сатиры РОСТА представляли собой плакаты, включавшие в себя несколько зарисованных сюжетов и стихи. Действие развивалось последовательно от рисунка к рисунку и с помощью хлестких, острых стихов составлялось в рассказ.

Целью всей работы над плакатами было донесение важных событий на военном фронте. Крайне важно было передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися.

Иллюстрации, для упрощения картинки, выполнялись в основном в трех цветах, которые считались символичными. Герои изображались красными, враги – черными, а все остальное пространство белым. Таким образом, подобные понятны, но информативные сообщения были понятны даже неграмотному народу.

Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» В. В. Маяковский

Мастера-художники, работающие над созданием окон сатиры РОСТА , отталкивались от традиционных видов народного изобразительного творчества, в том числе лубка. Важно отметить, что первые плакаты рисовались вручную, затем выполнялись с использованием трафаретов, что делало их независимыми от типографии и предоставляло им некоторую свободу действий.

Лубoк - вид народного изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.

Таким образом, плакат, включающий в себя емкие стихи, становится не только отдельным видом изобразительного искусства, но и мощным механизмом формирования общественного мнения, доказывая тем самым, что сфера влияния изобразительного искусства может распространяться на политические и военные события.

Детище Российского телеграфного агентства

История появления окон сатиры РОСТА уходит во времена начала Гражданской войны. 7 сентября 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о создании Российского телеграфного агентства (РОСТА), которое должно было стать основным информационным аппаратом советской власти.

Российское телеграфное агентство быстро становится крупным учреждением, издающим разнообразные бюллетени, вестники, листовки и т.д. В целом, РОСТА являет собой центральный мощный орган власти, ответственный за агитацию, пропаганду и своевременное освещение разнообразных военных новостей.

Естественной необходимостью РОСТА стала организация специального подразделения, целью которого явилось бы максимально быстрое и доходчивое отображение новостей народу.

Осенью 1919 возникли окна сатиры РОСТА . Первое окно в октябре 1919 года создал художник Черемных с текстом Грамен.

«Окна РОСТА – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную стопятидеситимиллионного народища» В. В. Маяковский

В течении короткого времени в окна сатиры приходило все больше и больше художников и поэтов, в их числе были В. В. Маяковский, Д.С. Моор, И.А. Малютин, А.М. Нюренберг, М.Д. Вольпин и другие известные художники.

В. В. Маяковский примал самое активное участие в жизни окон сатиры РОСТА , он не только писал край не ёмкие и уместные стихи-подписи к плакатам, но и сам активно рисовал и разрабатывал их внешний вид.

Выставки «Окон РОСТА»

Окна сатиры РОСТА просуществовали вплоть до 1921 года и относительно методов работы и количества человек имели невероятную популярность и распространение по всему Советскому союзу. Выпускаемые в количестве 150 экземпляров, они выставлялись повсеместно, во всех общественных местах, и доносили свои новости каждому советскому гражданину.

В 1930 году состоялась выставка В. В. Маяковского, под названием «20 лет работы», в которой он помимо всего остального выставил и известные всем окна сатиры РОСТА .

В конце выставки Маяковский передал 300 фотографий окон в Литературный музей Всесоюзной библиотеки им. Ленина, что положило начало созданию фонда, в котором с течением много времени собралось около 1118 окон сатиры РОСТА .

Собрание окон хранится в Гослитмузее и по сей день, где каждый может вживую увидеть самобытное художественное свидетельство лет Гражданской войны.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

«ОКНА РОСТА» - еже-днев-ные аги-тационные пла-ка-ты, соз-да-вав-шие-ся в 1919-1921 годах советскими ху-дож-ни-ка-ми и по-эта-ми , ра-бо-тав-ши-ми в сис-те-ме Рос-сий-ско-го те-ле-граф-но-го агент-ст-ва (РОСТА; ны-не ИТАР-ТАСС).

Пла-ка-ты, сде-лан-ные вруч-ную, при по-мо-щи тра-фа-ре-тов (до 200-300 экземпляров), вы-став-ля-лись в вит-ри-нах ма-га-зи-нов, рас-по-ло-жен-ных в люд-ных мес-тах (от-сю-да их название «ок-на»), и пре-вра-ти-лись в свое-об-раз-ную ле-то-пись пе-рио-да Гра-ж-дан-ской вой-ны 1917-1922 годов и ин-тер-вен-ции, ко-гда «из-за ти-по-граф-ской раз-ру-хи у нас не бы-ло ли-то-гра-фий, кра-сок, бу-ма-ги, спе-циа-ли-стов ли-то-граф-ско-го де-ла и т. д.» (П.М. Кер-жен-цев). Пер-вые «Окна Роста» поя-ви-лись в Мо-ск-ве в 1919 году, по ини-циа-ти-ве ху-дож-ни-ка М.М. Че-рем-ных и жур-на-ли-ста Н.К. Ива-но-ва-Гра-ме-на, ра-бо-тав-ших в РОСТА, воз-глав-ляе-мом Кер-жен-це-вым. Вско-ре к ним при-сое-ди-ни-лись В.В. Мая-ков-ский , И.А. Ма-лю-тин, Д.С. Мо-ор. Сна-ча-ла «Окна Роста» де-ла-лись в ви-де уве-ли-чен-ных стра-ни-чек са-ти-рического жур-на-ла, со-стоя-щих из не-сколь-ких са-мо-сто-ятельных про-из-ве-де-ний раз-ных жан-ров. Мая-ков-ский сыг-рал су-ще-ст-вен-ную роль в соз-да-нии пла-ка-тов, взяв на се-бя всю литературную часть и ра-бо-тая так-же как ху-дож-ник; он соз-дал но-вый тип «окон са-ти-ры», под-чи-няя ком-по-зи-цию од-ной те-ме и кон-крет-ной аги-тационной за-да-че. Текст и ри-сун-ки до-пол-ня-ли друг дру-га. Пла-ка-там, со-стоя-щим как бы из 2-4-6 и т. д. кад-ров, был при-сущ «те-ле-граф-ный стиль» с его чёт-ко-стью, сжа-то-стью, ла-ко-низ-мом вы-ра-зительных средств, ос-но-ван-ных главным образом на вы-ра-зи-тель-но-сти си-лу-этов и бро-ской рас-крас-ке в 2-3 цве-та, ис-поль-зо-ва-ни-ем сим-во-ли-ки, тра-ди-ций русского луб-ка и но-ватор-ских ме-то-дов российского аван-гар-диз-ма. Пла-ка-ты рас-сы-ла-лись во все ме-ст-ные от-де-ле-ния РОСТА. В Пет-ро-гра-де «Окна Роста» де-ла-ли В.В. Ле-бе-дев, Л.Г. Бро-да-ты, А.А. Ра-да-ков, В.И. Коз-лин-ский, в Ко-ст-ро-ме - Н.Н. Ку-прея-нов, в Са-ма-ре - С.Я. Ад-ли-ван-кин, в Кур-ске - А.А. Дей-не-ка, в Одес-се - Б.Е. Ефи-мов ; «Окна Роста» вы-хо-ди-ли так-же в Ба-ку, Са-ра-то-ве и других го-ро-дах. По сло-вам Мая-ков-ско-го, это бы-ло «об-слу-жи-ва-ние гор-стью ху-дож-ни-ков, вруч-ную, сто-пя-ти-де-ся-ти-мил-ли-он-но-го на-ро-ди-ща». Пла-ка-ты долж-ны бы-ли во-оду-шев-лять лю-дей идея-ми ре-во-лю-ции, по-ка-зы-вать кар-ти-ны свет-ло-го бу-ду-ще-го («Да здрав-ст-ву-ет элек-три-фи-ка-ция!», «Па-ха-ли со-хой - за-па-шем трак-то-ром»), бо-роть-ся за ми-ро-вую ре-во-лю-цию и ин-тер-на-цио-наль-ную со-ли-дар-ность тру-дя-щих-ся, клей-мить вра-га («Вот Со-вет-ской Рос-сии вра-ги. С ка-ж-дым бо-ри-тесь, по-ка не по-гиб»), про-воз-гла-шать дик-та-ту-ру про-ле-та-риа-та. Под-ни-ма-лись са-мые зло-бо-днев-ные во-про-сы со-вре-мен-но-сти: борь-ба с го-ло-дом («Чтоб с го-ло-дом спра-вить-ся и с раз-ру-хой-ду-рой, вве-де-на сов-нар-ко-мом пре-мия на-ту-рой»), рас-про-стра-не-ние все-об-щей гра-мот-но-сти и но-вой со-циа-ли-стической куль-ту-ры, ра-вен-ст-ва муж-чи-ны и жен-щи-ны («Что де-ла-ла ра-бот-ни-ца и что ра-бот-ни-це на-до де-лать»), вос-ста-нов-ле-ния народного хо-зяй-ст-ва. Тра-ди-ции «Окон Роста» в го-ды Великой Отечественной вой-ны про-дол-жи-ли «Ок-на ТАСС».

Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).

В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.

Собственно, не было тогда малых и незначительных дел для В.В. Маяковского. Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за жизнь, и чтобы покончить с ним, нужны были не только героические дела, но и незаметная, каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Впоследствии В.В. Маяковский скажет о ней, как всегда образно и лаконично, в своей поэме «Во весь голос» (1930 г.):

«Для вас,

которые

здоровы и ловки,

поэт

вылизывал

чахоткины плевки

шершавым языком плаката».

В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

1919 год. Голодная, разоренная длительной войной Республика сжата кольцом интервенции. Москва: оборванные трамвайные провода, пустынные улицы. И вдруг неожиданная толпа пред витринами пустующего магазина. В витрине «Окна сатиры РОСТА» - многорисуночные плакаты, которые начало выпускать Российское телеграфное агентство.

Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский.

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 года М.М. Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.

Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Подобные «Окна» выпускались также в Петрограде (Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев,А.А. Радаков и др.), на Украине (Б.Е. Ефимов и др.),в Баку, Саратове и других городах.

Рис. «Окна сатиры РОСТА».

Рис. Художник А.М. Нюренберг «В.В. Маяковский за работой в РОСТА».

Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. В статье «Прошу слова», написанной через десять лет после создания первых «Окон», Маяковский вспоминал, как горстка художников вручную «обслуживала стопятидесятимиллионный народище»: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью...». Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.

В.В. Маяковский считал свою работу в «Окнах сатиры РОСТА» политической, он живо откликался на первые декреты советской власти, касающиеся вопросов охраны здоровья:

Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.

- «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (10 апреля 1919 года);

- «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» (5 ноября 1919 года);

- «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» (30 декабря 1919 года);

- «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 года) и многие другие.

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.

Маяковский рисует «Окно» под названием «Новый враг»:

«Но зорко, товарищ,

беду стереги,

опять у ворот она стала:

тиф, голод и холод - лихие враги –

вот новые три генерала».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.

Следующая «агитка»- к первомайскому празднику:

«Стой, гражданин,

РОСТе внимая!

Что надо сделать

Первого мая?».

Конечно, побывать в бане, «пока не заболел заразой тифозной», а потом «май так праздновать, чтобы и пятнышка не было грязного».

О чем только не рассказывали «Окна»! Вот они предупреждают об опасности употребления сырой воды, вот предлагают советы, как уберечься от холеры, вот свой мощный огонь сатиры В.В. Маяковский обрушивает на поклонников «зеленого змия». Предельно выразительные и лаконичные тексты быстро запоминаются, передаваясь из уст в уста.


Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.

В.В. Маяковский уходит из телеграфного агентства в «Главполитпросвет». «Окна Главполитпросвета» делались силами того же коллектива, что и «Окна сатиры РОСТА». В.В. Маяковский определял тематику плакатов, подбирал фактический материал, писал на его основе тексты и часто делал рисунки к ним, давал задания художникам, принимал от них выполненные плакаты. Он же занимался также вопросами их тиражирования и распространения как в Москве, так и на периферии.

С уходом из РОСТА сменилась не только мастерская. Маяковский оказался «вырванным» из неповторимой атмосферы творческого энтузиазма. Там Маяковский был в гуще жизни, в курсе всех важнейших событий, происходивших как в стране, так и за рубежом, причем самым первым получателем всех этих новостей. Такие преимущества давала уже сама специфика телеграфного агентства.

В «Главполитпросвете» Маяковскому приходилось в какой- то мере заново организовывать и налаживать местную сеть по размножению и распространению «Окон». А это, естественно, не могло не создавать своих дополнительных трудностей.

Окончательно изменилась тематика «Окон», обозначившаяся ещё в РОСТА вскоре после окончания гражданской войны. В конце 1920 начале 1921 года главной становится тема борьбы за восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы империалистической и гражданской войн. В десятках «Окон», строившихся на конкретном фактическом материале, показывались трудовые успехи передовых коллективов, звучали призывы развертывать соревнование, укреплять трудовую дисциплину, создавать ударные группы образцового труда, проявлять творческую инициативу.

«Окна Главполитпросвета» расстаются с витринами магазинов и обосновываются в агитпунктах, клубах, красных уголках заводов и фабрик, красноармейских казарм и учреждений, в сельских избах-читальнях. Эти многокадровые, в 12-16 рисунков, плакаты рассчитаны были, как правило, на длительное существование и сближались в этом отношении с печатными пропагандистскими плакатами.


Вместе с тем, эти «Окна» продолжали сохранять свое большое агитационное значение. И здесь особенно значителен вклад В.В. Маяковского и его товарищей в дело помощи голодающим Поволжья. Эта тема становится главной, начиная с июля 1921 года и вплоть до прекращения работы над выпуском «Окон». Особое внимание уделялось помощи голодающим детям. «Окна» призывали граждан «урожайных» губерний брать на воспитание голодающих и больных детей Поволжья. Использовались «Окна Главполитпросвета» и для информации о тех мерах, которые принимало Советское правительство, прогрессивные силы мира для оказания помощи голодающим.

Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.

Вместе с тем в «Окнах» не могли не найти своё отражение также социальные и культурные завоевания.

В декабре 1921 – январе 1922 года В.В. Маяковский, занятый другими творческими планами (в том числе, работой над печатными пропагандистскими плакатами для «Главполитпросвета») уделяет «Окнам» все меньше и меньше внимания. Количество их резко сокращается. Труднее становится их тиражирование; многокадровые пропагандистские плакаты с обширным текстом усложняли работу трафаретчиков и шрифтовиков.

С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестают быть политической трибуной.

«Революцией мобилизованный и призванный», поэт работал для будущего, шагая «с каждой минутой в ногу» со всей страной. В.В. Маяковский был, есть и остается современником многих и многих поколений.