Л. Пантелеев
Две лягушки
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая - ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из него очень вкусно: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает:
"Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону".
Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.
А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:
"Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет".
Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие - не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
"Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там - что будет!"
И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
"Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть..."
И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.
"Что такое? - думает лягушка. - Откуда взялось здесь масло?"
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
"Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула".
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.
А вторая лягушка осталась в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж! Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти!
Олеся Холодова
Тема: «Драматизация сказки Л. Пантелеева «Две лягушки»
Задачи : познакомить с новым произведением Л. Пантелеева ; учить пересказывать содержание , осмысливать и оценивать характеры героев, глубже понять и раскрыть поведение двух лягушек в данной сказке .
Развивать связную речь детей, отвечать на заданные вопросы воспитателя полным ответом, интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности.
Воспитывать внимание, нравственные качества характера детей (настойчивость, трудолюбие, волю, терпение, веру в свою победу, не терять присутствие духа в трудной жизненной ситуации).
Предварительная работа.
Беседа о животных, рассматривание иллюстраций, заучивание поговорок о (о труде, воле, дружбе, чтение сказок о лягушках (Теремок, Царевна-лягушка ) .
Оборудование : портрет Л. Пантелеева , маски-шапочки с изображением лягушек , указка, кувшин, иллюстрации с изображением сказочных героев .
Методические приёмы :
Откуда берётся сметана?
Как получаются сливки?
А сливочное масло?
О ком этот сказка ?
Где жили лягушки ?
Какой была первая лягушка ? Вторая?
Почему утонула одна из лягушек ?
Почему осталась в живых вторая?
Где можно барахтаться?
Чему учит эта сказка ?
Рассказ воспитателя , рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, игра – драматизация по данному произведению, действия детей (участие в театрализованной деятельности, физминутка «лягушата » , конкурс пословиц (о дружбе, труде) .
Итог, анализ.
Словарная работа. Канава, мох, сырость, плесень, барахтаться, погреб, свалились, дрыгает, шалишь.
Ход занятия.
Но сначала мне бы хотелось узнать :
Откуда берётся сметана? (Из сливок) .
Как получают сливки (Из молока) .
А сливочное масло? (Если долго взбивать сливки, получится сливочное масло) .
А при чём здесь лягушки ? – скажете вы.
Поймёте, как только прослушаете сказку .
Чтение сказки .
Жили-были две лягушки . Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая , сильная веселая, а другая была ни то ни се : трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки .
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет : плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят .
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка , что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает :
«Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая . Та думает :
«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, – не вылезти лягушке из сметаны .
Но все-таки она не сдается, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая
– значит, надо жить. А там – что будет».
И вот – из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью . Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает :
«Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть… »
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка , что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка , посмотрела и видит : никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка . – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась : ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка , – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка , и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…
Вопросы по содержанию.
Дети вам понравилась сказка ?
О ком она?
Дети, давайте, сравним лягушек из сказки по их характеру . Первая лягушка , какая она? (Одна весёлая, упорная, терпеливая….)
А как называют людей с таким характером. (Оптимист) .
А другая лягушка , какая она? (Другая трусливая, ленивая, грустная) .(Таких людей называют пессимист) .
Что случилось с трусливой лягушкой ? (Она утонула)
Как она рассуждала? (Всё равно утону, не верила в лучшее) .
А что случилось с храброй лягушкой . (Вторая старалась. Не хныкала и выбралась)
Затем предлагаю ещё раз прослушать сказку и пересказать .
Словарная работа : (объяснение значения слов : плесень, мох, барахтаться, погреб, канава, сырость).
Игра «Две лягушки »
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки .
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки ,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево
наклонялись и обратно
возвращались.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель : - А сейчас, дети, представим, что мы находимся в театре, и сами станем актёрами в спектакле по нашей сказке .
Инсценировка сказки «Две лягушки » .
(распределение ролей, подготовка оборудования, игра-драматизация ).
Воспитатель : после проведения инсценировки благодарю детей за их творчество и беседую, с ними, задавая, следующие вопросы.
Чему учит эта сказка ? (Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).
Как вы повели себя бы в данной ситуации?
Воспитатель : А какие вы знаете, дети, пословицы о труде, о воле и смелости?
Давайте с вами проведём конкурс пословиц и поговорок.
Конкурс пословиц и поговорок.
Терпение и труд всё перетрут. Где смелость там и победа.
Была б лишь охота – наладиться каждая работа. Не думай о страхе, так его и не будет.
Дело мастера боится. От смелого и смерть бежит.
Глаза страшатся, а руки делают. За храбрым счастье гонится.
Без хорошего труда нет плода. Трус и тени боиться.
Не боги горшки обжигают. Кто храбрец, тот и молодец.
В конце занятия подвожу итог и анализ. (С какой сказкой познакомились , чем занимались, что было интересного).
Сегодня вы не только познакомились с новой сказкой , но и сами создали театр. Поставили спектакль и участвовали в нём как настоящие артисты.
Я вами очень довольна! Молодцы!
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая - ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из него очень вкусно: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает:
“Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону”.
Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.
А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:
“Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет”.
Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие - не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
“Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там - что будет!”
И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
“Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть...”
И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.
“Что такое? - думает лягушка. - Откуда взялось здесь масло?”
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
“Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула”.
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.
А вторая лягушка осталась в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж! Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти!
Алексей Иванович Пантелеев. Две лягушки
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но
только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная веселая,
а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже
говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома
погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью,
мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать.
Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка
были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и
думает:
"Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться.
Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".
Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.
А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:
"Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я
еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь
и выйдет".
Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь.
Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
"Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая
- значит, надо жить. А там - что будет".
И вот - из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей
лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась.
Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает.
Дрыгает лапками и думает:
"Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."
И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее
уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде
земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже
нет, а стоит она на комке масла.
"Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из
жидкой сметаны твердое масло сбила.
"Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не
утонула".
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе
домой - в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда
не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не
падай духом! Не умирай раньше смерти...
1937
Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)
Две лягушки
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Две лягушки
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:
"Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".
Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.
А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:
"Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет".
Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
"Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая - значит, надо жить. А там - что будет".
И вот - из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
"Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."
И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
"Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
"Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула".
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой - в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти...