Презентация на тему композиторы xix века. Русские композиторы второй половины XIX века презентация к уроку по музыке на тему Композиторы 19 века глинка презентация

Cлайд 1

Иоганн Штраус (1825-1899) Знаменитый австрийский композитор, дирижер. Родился 25 октября 1825 года в Вене. Отцом Иоганна был известный композитор Иоганн Штраус. В семье Штраус было семь сыновей, все из которых впоследствии стали музыкантами. Биография Штрауса в детстве была далека от музыки. Отец запрещал Иоганну играть, не желая видеть будущее мальчика в музыкальном направлении. Официально учась в Политехническом училище, будущий композитор Штраус обучается музыке втайне от родителей. Лишь после ухода отца в другую семью Иоганн, не скрываясь, берет уроки. В 1844 в биографии Иоганна Штрауса было получено право дирижировать в венском магистрате. Иоганн организовал небольшой оркестр, играющий его произведения. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, увидевшую в композиторе конкурента отцу. С этого момента между отцом и сыном зародилась жесткая борьба. Штраус старший, пользуясь своими связями, как мог ограничивал круг выступлений сына. А сам тем временем продолжал играть на светских мероприятиях. Возможно, он опасался, что сын окажется куда лучший музыкантом. Наряду с этим происходит бракоразводный процесс между родителями, в котором отец оставляет семью практически нищей. Но неожиданно в 1849 году отец Иоганна умирает. После этого оркестр отца без оговорок присоединяется к оркестру сына. Музыка Иоганна Штрауса настолько полюбилась публике, что его стали приглашать на все концерты и балы.

Cлайд 2

КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА Рихард Вагнер 1813-1883 П. И. Чайковский 1840-1865 Жак Оффенбах 1819–1880 Мануель Де Фалья 1876-1946 Иоганн Штраус 1825-1899 Карл Орф 1895-1982

Cлайд 3

Карл Орф (1895-1982) Немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург (10.07.1895 – 29.03.1982). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии музыкального искусства, совершенствовался у Г. Каминского. Работал капельмейстером драматического театра Мюнхена, позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К середине 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в музыкальном театре. Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов. Сочинения Орфа дают новую интерпретацию пьес Софокла ("Антигона", 1947-48; "Царь Эдип", 1957-58), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1962), Эсхила ("Прометей", 1963-67) или являются переработкой сюжетов сказок ("Луна", 1937-38; "Умница", 1941-42; "Хитрецы", 1945-52), исторических хроник, мистерий (всего свыше 15). Как педагог Орф разработал систему музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Составил собрание учебных пьес (т. 1-5, 1951-55, совместно с Г. Кетман), включающее хоры, инструментальные пьесы для различных составов, театр. сценки и т.д. В 1962 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум", руководители – австрийские педагоги В. Келлер и Г. Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогических кадров в международном масштабе. Система Орфа получила распространение во многих странах мира.

Cлайд 4

Мануэль де Фалья (1876-1946) Испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных искусств. В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты "Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием "Треуголка") и "Любовь-волшебница" (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909 - 1915), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".

Cлайд 5

Жак Оффенбах (1819–1880) ОФФЕНБАХ ЖАК немецко-французский композитор. Родился 21 июня 1819 в Кёльне в еврейской семье; отец композитора был кантором местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности (он играл на виолончели), и в 1833 отец привез его в Париж – тогдашнюю музыкальную столицу Европы. Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника – композитора и исполнителя. Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: там он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом. В 1860 он стал гражданином Франции, а в 1862 был награжден орденом Почетного легиона. В течение семи лет (1848–1855) Оффенбах был музыкальным руководителем театра «Комеди Франсез», но в 1855 оставил этот пост и открыл собственный театр – «Буфф-Паризьен». Одноактная оперетта Двое слепых (Les Deux Aveugles, 1855) мгновенно стала «гвоздем сезона», и дела Оффенбаха быстро пошли в гору. В течение следующей четверти века он показал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии.

Слайд 1

Музыка России в XIX веке

Презентацию подготовила Ученица 8 «В» класса Холодова Валентина

Слайд 2

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.

К.Брюллов «Итальянский полдень»

Слайд 3

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра. Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы?

И.Билибин «Иван-царевич и Жар-птица»

Слайд 4

Михаил Иванович Глинка, получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. В ней изображаются события начала XVII века - борьба русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,«Я помню чудное мгновенье». На слова Н.В. Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов. Романсы Глинки отличаются исключительной мелодической красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры – «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе.

Слайд 5

Творчество П.И. Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке.

Самые известные сочинения - Первый фортепианный концерт, концерт для скрипки и Вариации на тему рококо. Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства.Чайковский создал 6 симфоний и 10 опер, две из которых - «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера», «Спящей красавицы» ,«Щелкунчика» и в наши дни вызывает восхищение. Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (написано более 100). Романсы композитора – маленькие драматические пьесы. Чайковский первый русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящных искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Слайд 6

Оперы «Борис Годунов», «Хованщина» , «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыке.

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 7

К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» и незаконченная опера «Каменный гость» . В творчестве композитора центральное место занимают романсы. (Свыше 100 романсов.). Самые известные - «Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи М.Ю.Лермонтова).

Александр Сергеевич Даргомыжский

Слайд 8

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке.

Слайд 9

А.П.Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний,камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь» стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завешили друзья Бородина – Римский-Корсаков и Глазунов.

Слайд 10

Основу творческого наследия составили оперы,многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» , «Майская ночь», опера-сказка «Снегурочка» (по пьесе Островского), опера-балет «Млада» , «Ночь перед Рождеством»(по Гоголю), опера-былина «Садко». Римский-Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» по пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Римский-Корсаков написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский-Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Слайд 11

Говоря о музыкальной культуре XIX века, нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист-виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года. Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории (1866г.)

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские композиторы второй половины XIX века Чайковский (1840-1893) Михаил Глинка(1804-1857) Римский-Корсаков(1844-1908) Даргомыжский(1813-1869) Глазунов(1865-1936)

Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский – личность по истине выдающаяся.Имя русского композитора известно во всем мире. Он был человеком талантливым,и разносторонним, известен, в первую очередь, как композитор, однако имел и множество других успехов – был еще и отличным дирижером, преподавателем, видным общественным и музыкальным деятелем

Михаил Иванович Глинка В первой половине 19 века, Глинка внес неоценимый вклад в развитие русской композиторской школы, за что, и считается первым великим русским композитором, который сумел внедрить в музыкальные произведения русскую национальную традицию

Николай Римский - Корсаков Николай Римский – Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века.Имя его имеет мировую известность. Творчество Николая Андреевича – ярчайшее наследие русской культуры 19 – ого столетия.

Даргомыжский В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.

Александр Константинович Глазунов Александр Константинович Глазунов – замечательный русский композитор. Родился он 26 июля 1865 года, в столице Российской Империи Санкт – Петербурге. Семья будущего музыканта была обеспеченной, книгоиздательством и книготорговлей

Вывод: Я считаю, что каждый из этих композиторов внес огромный вклад в развитие культуры и искусства в мире в этот промежуток времени и выбрать кого-либо из них лучшим я не могу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Слайд 2

Пётр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) родился в семье горного инженера. Мать будущего композитора хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у мальчика рано. В пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь уже читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

Слайд 3

По настоянию родителей Чайковский поступил в училище правоведения и после его окончания служил в Министерстве юстиции. Однако тяга к музыке оказалось сильнее. Чайковский окончил в Петербурге консерваторию с серебряной медалью, позднее преподавал в Московской консерватории, сочинял музыку, дирижировал.

Слайд 4

Музыка для детей

Чайковский написал немало музыкальных произведений для детей - «Детский альбом», в который вошли «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки», фортепианный цикл «Времена года», в котором композитор с любовью рисует картинки русской природы.

Слайд 5

Балет Чайковского

Сказочный мир оживает в балетах Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (по сказке Шарля Перро) и «Щелкунчик» (по сказке Гофмана). Балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен в 1877 г. в Москве, в Большом театре. В основу была положена старинная легенда о девушках, превращенных в лебедей. Основная тема балета - испытание верности. Музыка впервые в истории балета перестала быть просто аккомпанементом танца. Ее можно слушать, не видя самого балета, хотя в сочетании с красивыми движениями танцоров и красочными декорациями, она становится еще более волнующей.

Слайд 6

Многие сочинения композитора написаны на сюжеты произведений русских писателей: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» (А.С. Пушкин), «Черевички» (Н. В. Гоголь).

Слайд 7

И по сей день Чайковский считается самым известным в мире русским композитором. Его симфонии, концерты и музыкальные пьесы для разных инструментов (фортепиано, скрипка и виолончель), песни и романсы звучат в концертных залах разных стран.

Слайд 8

Последний концерт великого композитора состоялся 16 октября 1893, он дирижировал на премьере своей Шестой симфонии, а через девять дней Чайковский скончался в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти композитора в его бывшем доме в Клину открылся музей, который работает и в настоящее время.

Слайд 9

Кабинет-гостиная дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Фотография конца 20 века.

Слайд 10

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Будущий композитор родился в семье смоленских помещиков. Его детство прошло в деревне, где он полюбил русские народные песни и веселые пляски. В имении дяди Глинки был свой домашний оркестр из крепостных (по тем временам большая редкость). У одного из скрипачей оркестра Михаил начал брать уроки музыки, позднее стал заниматься на фортепиано с гувернанткой.

Слайд 11

Глинка писал музыку в самых разных жанрах. Это и симфоническая музыка, и камерная, и оперная, и романсовая. Сколько у него чудесных романсов, написанных на стихи русских поэтов. Особенно хороши его романсы на стихи Пушкина. Глинка - создатель русской национальной оперы. Его народная музыкальная драма «Иван Сусанин» (опера «Жизнь за царя»), рассказывающая о героическом подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, открыла новую страницу в мировой музыкальной классике.

Слайд 12

С Глинки начался расцвет русской музыки. Недаром Глинку в музыке сравнивают с Пушкиным в поэзии. А мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» Глинки, некоторое время (в 1993-2001 гг.) служила государственным гимном России.

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

П. И. Чайковский (1840-1865) Петр Ильич Чайковский родился в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню. И в Воткинске и позднее, в Петербурге, во время обучения в Училище правоведения, Чайковский много занимался музыкой, но особо выдающегося дарования тогда не проявлял. После училища началась служба в министерстве юстиции, и в это же время влечение к музыке становится все более сильным. Осознавая свою одаренность, Чайковский вместе с тем знал и недостатки своего характера. Он пишет своей сестре: "...Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности,- но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло...". Чайковский переборол себя, в 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию и за несколько лет стал всесторонне образованным музыкантом. Учеба была сопряжена с материальными трудностями, так как его отец в это время потерял все свое состояние. Большую роль в обучении Чайковского сыграл Антон Григорьевич Рубинштейн - прославленный пианист, композитор, директор консерватории.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Мануэль де Фалья (1876-1946) Испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных искусств. В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты "Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием "Треуголка") и "Любовь-волшебница" (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909 - 1915), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Карл Орф (1895-1982) Немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург (10.07.1895 – 29.03.1982). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии музыкального искусства, совершенствовался у Г. Каминского. Работал капельмейстером драматического театра Мюнхена, позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К середине 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в музыкальном театре. Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов. Сочинения Орфа дают новую интерпретацию пьес Софокла ("Антигона", 1947-48; "Царь Эдип", 1957-58), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1962), Эсхила ("Прометей", 1963-67) или являются переработкой сюжетов сказок ("Луна", 1937-38; "Умница", 1941-42; "Хитрецы", 1945-52), исторических хроник, мистерий (всего свыше 15). Как педагог Орф разработал систему музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Составил собрание учебных пьес (т. 1-5, 1951-55, совместно с Г. Кетман), включающее хоры, инструментальные пьесы для различных составов, театр. сценки и т.д. В 1962 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум", руководители – австрийские педагоги В. Келлер и Г. Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогических кадров в международном масштабе. Система Орфа получила распространение во многих странах мира.