Покраска пасхальной корзины в белый цвет. Окраска ивовых прутьев и плетёных изделий

Некоторые плетеные изделия или их отдельные части окрашивают (протравливают) анилиновыми красителями, предварительно погрузив изделия на короткое время в раствор квасцов или поташа, чтобы устранить влияние имеющихся в иве дубильных веществ. Для одноцветной окраски на 10 л воды требуется три-четыре пакетика краски желаемого цвета. Краску растворяют в горячей (60...80°С) воде, в которую добавляют две-три ложки столового уксуса и выдерживают в ней изделия и материалы 1...3 ч.

Для прочности окрашивания изделия и материалы лучше вымачивать не в растворе квасцов и поташа, а в растворе, состоящем из 100 г мыла на 4 л горячей воды. Прутья хорошо высушивают и после этого протравливают в анилиновой краске. Предметы больших размеров покрывают краской несколько раз.

Для окрашивания плетеных изделий можно использовать растительные и некоторые другие красящие материалы:

а) желтый цвет - отвар вереска багульника, луковой шелухи, молодых березовых листьев, небольшого количества шафрана;

б) коричневый цвет - отвар веток и коры черной ольхи или побегов и листьев крушины, волчьих ягод; изделия и материалы покрывают 2...10%-ным раствором бейца или 3...5 %-ным раствором марганцовокислого калия и варят 2 ч в растворе: 150 г поташа на 2 л воды. После просушки их снова варят 2 ч в растворе: 50 г пиро- галловой кислоты на 2 л воды;

в) зеленый цвет - отвар из плауна-дерябы или кипяченых волчьих ягод в уксусном отваре, 150 г мелиловой зелени на 3 л воды; 150 г зеленого малахита и 30 г желтого нафталина на 4 л воды;

г) серый цвет - 50 г железного купороса на 1... 1,5 л воды (материалы и изделия кипятят около 2 ч, после чего их просушивают и снова варят 30 мин в растворе 30 г пирогалловой кислоты на 1,5 л воды);

д) черный цвет - изделия смачивают 3%-ным раствором кампешевого экстракта, просушивают и покрывают 2%-ным раствором двухромовокислого калия;

е) синий цвет - кипятят 2...5 ч в растворе: 1 весовая часть индиго и 20 весовых частей воды; более слабый раствор индиго окрашивает в голубой цвет;

ж) фиолетовый цвет - смачивают 2%-ным раствором кристаллической английской соли;

з) оранжевый цвет-кипятят в 2...4%-ном растворе двухромовокислого калия;

и) красный цвет - обрабатывают раствором, состоящим из 120 г фуксина на 4 л воды.

Растения и другие красящие материалы кладут в холщовый мешок и варят в дождевой или чистой речной воде.

Плетеные изделия можно также окрашивать масляными красками. Для этого перед окраской изделия предварительно покрывают олифой, а после того как олифа высохнет, окрашивают не менее двух раз как можно более жидкими красками.

Эмалевые краски наносят на изделия, предварительно -протравленные водными растворами соответствующего цвета.

Обжиг. Некоторые детали плетеных изделий (палки и пластины) подвергают крапчатому обжигу или выжигают на них различные узоры. Для крапчатого обжига поверхность палок и пластин обрызгивают раствором глины и обжигают на примусе, после чего глину смывают водой.

Предварительно нанесенные карандашом узоры выжигают раскаленным острым концом железного прута или специальным прибором - термокаутом.

Выжигание можно заменить протравой узоров по предварительно нанесенному карандашному рисунку сильным раствором калигипер-манганика, который наносят обыкновенным пером.

Лакировка. Перед лакировкой изделия хорошо просушивают и очищают. Мебель и другие предметы, которые часто трогают руками, лакируют светлым копалло- вым (масляным) лаком, а все другие - светлым спиртовым лаком.

Лак наносят как можно ровнее тонкой кистью. После просушивания изделия лакируют второй раз. Белый лак перед употреблением разогревают, поставив сосуд с лаком в горячую воду.

Первый опыт реставратора я получила лет в десять. Летом. На даче. Грядок у нас было много – девять соток. Несчастная клубника и укроп умоляли о поливе и прополке. Чтобы я не возилась под ногами, мне выставили дряхлое плетеное кресло, выдали скучную бежеватую краску с кисточкой и ушли.

Кресло пришлось выбросить. Не потому что оно кряхтело и грозило вот-вот развалиться. После моих трудов оно напоминало гигантский развалившийся вареник. Плетения видно не было – прочти все пустые отверстия забились краской. Такое было стыдно держать даже позади домика. Мне сказали «спасибо», а через несколько дней я увидела наше кресло на дачной помойке.

Думаете, старую плетеную мебель можно испортить только в детстве? А вот и нет! Достаточно взяться за кисть впервые. Как подновить мебель, чтобы она не напоминала звезду после неудачной пластической операции? Следуйте этим простым советам, и у вас все получится!

Шаг первый: подбираем оружие

Банка краски и полумертвая малярная кисть – это много для школьника, которого хотят хоть чем-то занять, но мало для начинающего реставратора. Итак, что вам понадобится для покраски плетеной мебели? Направляйтесь к шкафу и доставайте:

Раствор теплой воды и уксуса
- губку
- наждачную бумагу
- ортофосфат натрия (при необходимости)
- грунтовку (схожую по цвету с выбранной краской)
- спреевую краску (аэрозоль)
- небольшую малярную кисть
- чистую ткань

Шаг второй: чистим

Чистка – это нудно, трудно и неинтересно. Но необходимо. Особенно если плетеные столы и кресла настолько потрепаны и грязны, что напоминают призраки средневековья. Здесь-то и понадобится раствор теплой воды и уксуса. Им мы будем счищать пятна и удалять плесень с поверхности мебели.

Шаг третий: трем

Изгнать застарелые пятна и противную плесень – только полдела. Мебель нужно подготовить к покраске. На этом этапе пригодится наждачная бумага. Ею мы будем тереть и шкурить поверхность, пока она не станет ровной.

Шаг четвертый: вычищаем сложные загрязнения

Иногда плесень и грязь не сдаются. Они вгрызаются в лозу или ротанг с упорством морских прилипал. Уксусный раствор здесь не поможет. А фосфат натрия – наверняка! Эта едкая белая соль изгоняет «вечные» пятна и плесневые очаги в минуту. Ортофосфат натрия можно купить в любом хозяйственном магазине или магазине красок.

Шаг пятый: грунтуем

Грунтовка – это нехитрый процесс, который все стремятся пропустить. Он безнадежно скучен, словно описания природы в романах. Но все нудное очень важно. Поэтому грунтовать придется. Грунтовка поможет свежей краске удержаться на поверхности и придаст законченной работе профессиональный вид. Чтобы обработанная мебель высохла, оставьте ее на сутки.

Шаг шестой: красим

Да-да, если к покраске относится серьезно, спрей (а не какая-нибудь олифа!) окажется пятым в очереди – после уксуса, наждачной бумаги, фосфата и грунтовки. Поставьте мебель на чистую ткань, а баллон с краской держите на некотором расстоянии от окрашиваемой поверхности. Наносите состав равномерно, меняйте направление движения и не останавливайтесь, чтобы струя краски не сконцентрировалась в одной точке.

Аэрозольная краска менее густая, чем традиционная, поэтому не распыляйте ее толстым слоем – иначе на поверхности образуются капли, которые стекут вниз и испортят всю работу. Труднодоступные участки лучше покрасить тонкой малярной кистью.

Шаг седьмой: сушим

Седьмой шаг пассивен, но необходим. Выкрашенную мебель отнесите в хорошо проветриваемое помещение и оставьте в покое на сутки – сушиться. Если после сушки стали заметны пробелы краски, повторите шаг № 6.

Покраска плетеной мебели - это несложно. Но – если откровенно – она мало напоминает развлечение. Мало вытащить стол или скамейку во двор и помахать вокруг красящим аэрозолем. Придется соблюдать инструкции и очередность действий. Впрочем, если строгие предписания вам не по душе, поступите проще – бросьте на дряхлое ивовое кресло плед или цветную подушку. Пара дачных сезонов ему обеспечена.

К этому моменту наша корзина уже готова и имеет примерно такой вид, как показано на иллюстрации. Во время плетения и обработки лозы, на ней неизбежно остаются микронеровности, шероховатости, заусеницы, микросколы. Наша задача на данном этапе, устранить все эти изъяны поверхностей . Для этого нам нужно сперва пройтись по всей поверхности корзины тонкой наждачной бумагой, а затем - шерстяной тряпочкой. Особое внимание при полировке следует уделить ручке, а также обручу и участкам корзины с очищенной лозой. Должна получиться приятная на ощупь поверхность.

Морение

Наверняка вы видели корзинки с оттенком , темнее натурального или вообще покрашенные в другие цвета. Это достигается путем морения - обработки древесины морилкой. Лично я считаю, чтобы добиться эффектного вида корзины, достаточно покрыть корзину лаком. Но если вам нужно нечто большее, можно обработать корзинку морилкой . Морить свою корзину или нет - решать вам.

Разного цвета морилки продаются в специализированных строительных и хозяйственных магазинах. На корзину состав наносят обычной кисточкой в несколько этапов, добиваясь при этом равномерного окрашивания.

Покрытие лаком

Лакировка корзины придает изделию блестящий, по-настоящему нарядный вид. Помимо эффектного блеска, лак обеспечивает защиту корзины от влаги и механических повреждений.
Для обработки корзины подойдет практически любой из строительных лаков. Однако предпочтение следует отдать натуральным лакам. Для внутренних или наружных работ - не столь принципиально.

Для использования лак необходимо налить в какую-нибудь емкость (баночку, срезанное дно бутылки). Обработка корзины осуществляется кистью средней ширины. Затем, труднодоступные участки следует полакировать более тонкой кистью.

Важно отметить, что лакируется только ручка, обруч, наружные борта и дно корзины. Внутренние поверхности не лакируют! Это нужно для того, чтобы лоза продолжала беспрепятственно сохла. Процесс высыхания будет постепенно продолжаться в течении 2-3 месяцев, пока корзина достигнет своей минимальной массы и максимальной прочности. Корзину обычно сушат при комнатной температуре, в сухом помещении. Не стоит пытаться ускорить высыхание лозы при помощи нагревателей - лак может потрескаться, а лоза дать деформации. Естественное высыхание - это то, что нужно. Тем более, что пользоваться корзинкой можно будет, как только высохнет лак (2-3 дня). Просто сперва она будет слегка тяжеловата. Но влага уйдет и корзинка приобретет оптимальный вес.

Иногда продают корзинки, раскрашенные анилиновыми красителями в зеленые, красные, фиолетовые и другие кричащие цвета. Это очень дурно. К тому же, анилиновые краски на солнце быстро блекнут. Изделие приобретает линялый вид.

Ничто не может сравниться с естественной золотистой окраской прута. Он может быть более светлым или густым до светло-коричневого. Это зависит от времени заготовки прута, от продолжительности его пропаривания и от породы ивы. Ведь в мире сотни ее разновидностей. Каждый отличается не только гибкостью древесины, но и запасом дубильных веществ, влияющих на естественную окраску. Мы не приемлем анилиновые и некоторые иные красители, для применения которых надо строить закрытые короба, чтоб жечь в них серу. Книга, напоминаем, адресована начинающим корзинщикам - подросткам й пенсионерам. Им не подходят ядовитые отбеливатели типа паров серной кислоты и всяких перекисей.

Но мы не против окраски вообще. Ведь можно получить Радующий глаз цвет и без "фабричных" протрав, без "большой химии". Отбелить прутья или готовые изделия можно в зольном щелоке, в горячей мыльной воде или в слабом растворе хлорной извести. С этой химией мы встречаемся в быту довольно часто. Мы к ней привычны. Достать ее нет проблем. А что толку, если мы напишем о всяких отечественных и заморских снадобьях, которые дают приличный колер. А где их взять? Каблуки собьешь, пока ищешь какой-нибудь кампешевый экстракт или пирогалловую кислоту. Да и дорого все это. Вам нужна щепоть, а придется брать банку. Как говорится, игра не стоит свеч.

Конечно, белая корзиночка смотрится хорошо. Но, право, не знаем, чем хуже маркого белого цвета, цвет как бы "загорелой" на солнце корзины? Именно такого цвета они и получа­ются, когда плетут из хорошо пропаренных прутьев. Дело вкуса. Тургеневские героини обожали беломраморные плечи, а нашим современницам нравится южный загар.

Однако ж, эту главу мы назвали "Крашение из лозы и лыка", а говорим, что это дурно, дорого и вредно для здоровья. Но ведь есть красители, приготовленные самой природой, например, шелуха лука, молодые листья березы, кора черной ольхи, вереск, багульник, побеги и листья крушины, волчьи ягоды. Вон сколько их! И цвета дают: желтый, коричневый, зеленый - разных оттенков, в зависимости от количества красителя и времени выдержки в отваре. Кричащих тонов, правда, нет. Ну и Бог с ними, покрасим в некричащие. Но предварительно отбелим.

Отбеливание. Щелок можно приготовить из дровяной золы. Возьмите литровую банку просеянной золы на ведро воды, поставьте нагревать. Перед закипанием погрузите вашу корзиночку. Через 30 минут выньте изделие из кипящего щелока, сполосните чистой водой, поставьте сушить. В тот же щелок погрузите второе, третье изделие, так же прокипятите, сполосните.

Если у вас еще ждет очередь на отбеливание, смените щелок, теряющий отбеливающую силу.

Так же отбеливают в мыльном растворе. Это то же, что стирка сильно заношенного белья без особых усилий, путем кипячения в мыльном растворе. Большой опыт в этом деле имеют ваши мамы и бабушки. Они вам скажут, как это делается и найдут нужную посудину для такого дела. Старайтесь

делать так, чтоб ваше увлечение не вызывало огорчений у ваших близких, чтобы не приходилось слышать: "Опять намусорил. Поглядите, какой хлев тут развел!"

Хороший результат получается при вымачивании прутьев или готовых изделий в слабом растворе хлорной извести. Как вы понимаете, отбеливать и потом красить можно и готовые изделия, и прутья, конечно, очищенные от коры. Ниже мы расскажем, как эффективней использовать крашеные прутья.

Отбелка - это не только подготовка к крашению, но имеет самостоятельное значение, если вы хотите, чтоб ваша корзина была, как лебедь, белая. Бельевую корзину следует отбелить.

Итак, расскажем, как пользуются природными красителями.

Общие правила. Всякая кора, листья, измельченные побеги, волчьи ягоды кладутся в полотняный мешочек или в двухслойную марлю и погружаются в воду. Это чтобы окраска получилась равномерной, без приклеивания красящих кусочков в отдельных местах. Вода для приготовления отвара красителей берется дождевая или ключевая. За неимением можно пользоваться водопроводной, но проследите, чтобы не было ржавчины и всякой взвеси.

Желтый цвет. Его можно получить, прокипятив изделие в одном из отваров: луковой шелухи, багульника, молодых бере­зовых листьев.

Запастись луковой шелухой очень просто. Надо положить маме (или бабушке) под руку полиэтиленовый мешочек и попросить класть в него оставшуюся при хранении или во время чистки луковую шелуху. Великим постом бабушка и без вашей просьбы запасается этим добром. Луковая шелуха ей потребуется для крашения пасхальных яичек. Попросите ее собрать и на вашу долю. Бабушка вас и научит, как окрасить прутья или готовую корзиночку.

На тот случай, если в доме никто не знает, как красят шелухой лука, откроем этот "секрет". Луковую шелуху, как и другие природные красители, кладут в марлевый мешочек, погружают, повторим, в дождевую или ключевую воду. Воду нагревают. Перед закипанием погружают изделия или прутья и еще кипятят 25-30 минут. Вынимают и просушивают. Если шелухи было мало, то цвет получится бледновато- желтый.

При большем количестве красителя цвет будет гуще и с коричневатым оттенком.

Второй вариант желтого цвета можно получить из молодых листьев березы. Этот краситель тоже легкодоступный, но связывает вас во времени. Нельзя упустить момент, когда береза еще не полностью сформировала свои листья, надо собрать их, когда они еще так нежны, желтизна в их цвете заметна даже невооруженным глазом. Старые листья не дадут такого цвета. А из молодых получается цвет очень нежный желтый с чуть зеленоватым оттенком.

Действуют с листьями березы так же, как и с луковой шелухой. То есть готовят отвар: листья в мешочке кипятят, погружают изделие и еще кипятят 25-30 минут.

Зеленый цвет дает плавун-деряба. Тут поступают так же, как с луковой шелухой или березовыми листьями. А вот с волчьими ягодами, тоже дающими хороший зеленый цвет, действуют иначе. С этим кустарником вы знакомы с раннего детства. Сколько раз вам старшие говорили, когда вы срывали яркие, такие доступные ягоды: "Не ешь, не ешь! Плюнь! Это ягода не хорошая. Она называется волчьей". Вы спрашивали: "Почему волчья? Ее волки любят, что ли?"

Но всякое растение на что-нибудь годится. И пусть этой ягодой нельзя полакомиться, зато из нее можно приготовить зеленую краску и покрасить корзиночку или очищенные прутья. (Отваром стеблей и листьев этого кустарника красят не в зеленый, а в коричневый цвет. Об этом ниже).

Волчьи ягоды хорошо разминают и отваривают в уксусе. Отвар процеживают через три слоя марли или через полотно. Выжимки бросают, а в жидкость добавляют еще уксуса, немно­го квасцов и кипятят. Таким путем получают зеленую краску. Остудив, можно красить кисточкой или вскипятить в бочке воду, запустить туда краску и погрузить изделие или прутья и кипятить хотя бы 30 минут.

Будьте осторожны, чтобы кто-нибудь из малышей не пола­комился яркими ягодками или не съел пюре из этих ягод.

Коричневый цвет. Его можно получить, проварив изделия или прутья в отваре коры черной ольхи или побегов и листьев крушины. Довольно приятный цвет дает отвар побегов и листьев волчьих ягод. (Сами ягоды дают зеленый цвет, а отваром из побегов и листьев красят в коричневый цвет.)

Действуют так же, как с луковой шелухой и молодыми березовыми листьями.

В наших центральных областях нет растений, дающих красный цвет. Уж если вы так хотите этот цвет, то воспользуйтесь широко известным фуксином.

Мы бы советовали красить не готовые изделия, а очищенные прутья. Сочетая разные цвета и оттенки, вы можете сплести более красивые изделия, чем окрашенные однотонно в зеленую, желтую или коричневую краски.

Раньше мы рассказывали, как, чередуя прутья разного оттенка, можно плести корзиночки в клеточку и в полоску. Полоски могут быть и вертикальные, и горизонтальные, смещенные на половине высоты и сквозные.

Вариантов сочетания цвета и формы можно придумать сколько угодно. Поначалу вы будете пользоваться приглянувшимся чужим узором, а потом и сами будете придумывать. А свое, даже не совсем совершенное, всегда приятнее.

Вы, наверное, обратили внимание, что мы не загромождаем книгу показом множества образцов изделий. Даем только то, о чем речь идет в тексте, что подробно рассматривается в развернутом виде. Надергать из каталогов корзиночных изделий всяких красивых картинок проще, чем показать как плетется обыкновенная лучковая и безлучковая корзины.

Можно посадить на плетеное кресло благообразного деда, наставив вокруг него всякие плетеные штучки. Это удорожает книгу и ничего не дает начинающему корзинщику, вызывает у него зависть и досаду на то, что такие стерильно белые и ровные прутья ему не доступны. А мастер, хорошенько присмотревшись к таким картинкам обнаружит, что прутья, из которых сделано кресло, вовсе не ивовые и не бамбуковые, а пластмассовые, и примотаны они не ивовой, а пластмассовой лентой. Это имитация под иву. Пластмасса позволяет применять совсем иную технологию, чем требует ива.

Разнообразие, которое способно дать крашение прутьев, конечно, не плохо бы показать на картинках, но при одноцветной печати передать это трудно.

Что возможно, мы уже показали в главах "Корзиночки" и "Вазы и вазочки".

Мы заканчиваем свой рассказ об изделиях из ивового прута. В следующей главе "Вспомним старину" речь пойдет о плетении из липового лыка лаптей и бахил. А здесь, прощаясь с лозой, хочется пожелать нашим читателям успехов в освоении ремесла корзинщика. В народе оно не умерло, хотя последние полвека и было забыто. Сейчас у этого полузабытого ремесла есть все условия вновь возродиться. В разных странах, особенно в Англии, плетение из лозы поставлено на широкую ногу.

Иногда на телеэкране, на страницах газет и журналов показывают диковенные вещи, сплетенные из лозы. Кто-то в год обезьяны сплел мартышку, другой - петуха и для повадности сплел еще курочку. Ясно, что это было в год петуха. Такие вещи говорят о возможностях ивового прута, попавшего в искусные руки человека, одержимого художественным воображением. Место таким изделиям в музее. Пусть люди любуются ими.

Возможно, кто-то из вас, читателей этой книги, не ограничится плетением вещей, нужных в домашнем обиходе, а сплетет "свое солнце". Мы в меру сил к этому подталкивали вас, стараясь уйти от сухого изложения материала. Насколько это удалось - судить вам.

Окрашивание лозы применяют для усиления естественного цвета древесины, выравнивания его при неравномерной окраске, придания нового цвета поверхности, для чего используют красители, пигменты и протравы. Окрашивание способно не только изменить внешний вид изделия, но и защитить его от вредного воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей, а также в какой-то степени предотвратить старение.

Красителями являются растворимые органические красящие вещества естественного происхождения или синтетические. Красители должны быть светостойкими, обладать ярким цветом, высокой способностью глубоко проникать в древесину (дисперсностью), не вуалировать текстуру древесины и легко растворяться в воде, спирте, ацетоне и других органических растворителях.

Дерево, в том числе и прутья для плетения из ивы, можно окрасить в любой цвет и придать обыкновенным ивовым прутьям или ивовым лентам цвета более ценной породы дерева. Кроме окраски в любой цвет и имитации существует золочение, серебрение, бронзирование и другие виды отделки. Однако не все деревья одинаково воспринимают крашение. Так, мягкие и рыхлые породы окрашиваются труднее твердых. Окраска может быть светлой и слабой, темной и густой.

Каждое дерево имеет свою натуральную окраску, а заготовленные заранее прутья или ленты темнеют, со временем приобретая разные оттенки, которые зависят даже оттого, где хранится материал. Чистота и ровность окраски очень зависит от предварительной подготовки прутьев и их очистки. Поэтому, прежде чем приступить к окраске, необходимо тщательно обработать, отшлифовать плутья или ленты, приготовленные для плетения наждачной мелкозернистой шкуркой.

В качестве естественных красителей издавна применяют отвары из листьев, цветов и плодов растений, например отвар из кожуры грецких орехов – ореховую морилку; отвары кофе, чая, цветов шафрана и др.

Синтетическими красителями являются сложные органические вещества, которые получают из каменноугольной смолы. Они подразделяются на прямые, основные, нигрозные, кислотные и др. В мебельном производстве применяют преимущественно кислотные красители. Они окрашивают древесину в яркие чистые тона и обладают удовлетворительной светостойкостью. Кислотные красители хорошо растворяются в воде, их можно смешивать между собой. Химической промышленностью выпускаются готовые смесевые красители для дерева под номерами, наибольшее применение из которых имеет: красновато-коричневые № 3 и 4 – для окрашивания в тон красного дерева, светло-коричневые – № 5, 6, 7, 16, 17 – для окрашивания в тон светлого ореха, темно-коричневые № 8, 9, 15 – для окрашивания в тон темного ореха.

Водорастворимые красители применяют в виде растворов 1 – 4%-ной концентрации. Для смягчения жесткости воды добавляют 0,1% кальцинированной соды. Воду для растворения красителя нагревают до температуры 80 – 95 градусов Цельсия. После полного растворителя красителя раствор охлаждают до 30 – 40 градусов и фильтруют через четыре слоя марли. Чтобы получить ровное и глубокое окрашивание древесины, в раствор рекомендуется вводить 2 – 4% нашатырного спирта.

Из спирторастворимых красителе й применяют красный светопрочный № 32, красно-коричневый № 33 и орехово-коричневый светопрочный № 34. Они предназначаются для крашения древесины и подкрашивания мебельных лаков. Применяются в виде 0,1 – 0,5% – ных растворов в этиловом спирте.

Из других красителей для окраски древесины применяют нигрозин – черный краситель. Спирторастворимый нигрозин светостоек и применяется для окрашивания политур и лаков. Водорастворимый нигрозин малосветлостоек и применяется для крашения древесины.

Протравы – это некоторые неорганические соли и основания, вступающие в химическое взаимодействие с дубильными веществами, содержащимися в древесине, в результате чего образуются цветные соединения. Породы, не содержащие дубильных веществ, также могут окрашиваться протравами, если их предварительно обработать такими веществами, как экстракт дубовый дубильный, пирокатехин, пирогаллол. В качестве протрав применяют соли калия – хромовокислую и марганцовокислую; соли железа – хлорную и сернокислую; алюминиево-калиевые квасцы; аммиак и т.д. Хромовые, марганцовые и медные соли, а также аммиак дают на древесине коричневые и желто-бурые окраски, соли железа дают окраски синевато-серые и черные.

Протравы применяют в виде 0,5 – 5%-ных водных растворов. Окраска получается прочной, водо– и светлостойкой, текстура древесины не вуалируется, а проявляется. Недостатком протрав как красящих веществ является ограниченное количество получаемых цветовых тонов, а также зависимость цветового тона от колебаний химического состава древесины (содержания дубильных веществ), поэтому результаты, полученные на одном изделии, могут оказаться невоспроизводимыми на другом. Протравы применяют лишь в индивидуальном производстве, при реставрации мебели и т.д.

Окрашивание древесины может быть поверхностным или глубоким, осуществляемым методом глубокой пропитки. Метод глубокой пропитки часто применяют для изменения цвета древесины.

При отделке деталей или изделий в собранном виде применяют поверхностное окрашивание , при котором краситель проникает в древесину неглубоко – на глубину 0,1 – 0,2 мм.