По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только. Кратко о сравнении флотов россии и сша Сравнения американских и русских кораблей

Об этом заявили научные сотрудники Центра военно-морского анализа США Майкл Кофман и Джеффри Эдмондс в своей статье для издания The National Interest .

Россия по-прежнему зависит от кораблей, унаследованных от Советского Союза. Но их место постепенно занимает новый флот - как надводный, так и подводный. Значительно отличаясь от прежнего, этот флот будет иметь собственную стратегию.

Бояться российского ВМФ Соединенным Штатам не следует, однако с уважением относиться стоит, как и изучать то, что Москва делает со своим ВМФ.

Незнание способностей противника и лежащей в основе его шагов логики в какой-то момент может обернуться неприятным сюрпризом. За такой опыт обычно приходиться расплачиваться жизнью.

Представьте себе, как в недалеком будущем несколько ракет "Калибр" приближаются на сверхзвуковой скорости к американскому эсминцу. В этот момент командир корабля вряд ли будет успокаивать себя выдержками из статей, утверждающих, что российского флота больше нет. Потом у экспертов найдется повод порассуждать, когда выяснится, что России потратила на корветы, осуществившие ракетный залп, не так много денег, а США потеряли корабль, который обошелся в огромную сумму, - пишут аналитики.

По мнению авторов публикации, современный Военно-морской флот РФ призван не конкурировать с Военно-морскими силами США, а противодействовать им. Еще он предназначен для обеспечения стратегии евразийской сухопутной державы XXI века. Россия остается великой державой, а ее вооруженные силы способны нанести противнику существенный урон. Флот играет в этой стратегии важную роль. Его не следует недооценивать, несмотря на имеющиеся недостатки.

Эксперты выделяют четыре основные задачи ВМФ РФ: защита морских подходов и прибрежных вод, нанесение высокоточных ударов на большие расстояния с применением ядерного и обычного оружия, демонстрация мощи с помощью подводного флота и защита ядерных средств сдерживания морского базирования. Еще одно назначение, по их мнению, находится в области дипломатии.

Таким образом, в соответствии с концепцией российский флот должен сочетать в своем составе средства эшелонированной обороны, противокорабельные ракеты большой дальности, наземную авиацию, подводные лодки, береговые ракетные установки и мины. Далее ВМФ получает все новые возможности для нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника на большие расстояния с применением обычного оружия, - заявляют авторы.

Они также подчеркивают, что Россия является самым передовым в техническом оснащении оппонентом США под водой и обладает вторым в мире подводным атомным флотом.

Модернизацию флота РФ начала с программы строительства корветов и фрегатов. Этот шаг аналитики называют "логичным", отмечая, что "в этих кораблях много того, что не бросается в глаза".

Русские хорошо усвоили, что кораблю не нужно большое водоизмещение для установки мощных ракетных комплексов. Надводный флот строится по принципу интегрированных боевых возможностей. Эта структура включает пусковые установки с ракетами "Оникс", "Калибр", зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-М" для объектовой ПВО, ЗРК "Редут" для обеспечения ПВО, а также комплексы противоторпедной защиты "Пакет-НК". Более крупные суда для расширения круга задач оснащаются ЗРК "Полимент-Редут" и РЛС с фазированной антенной решеткой. У корветов небольшая продолжительность автономного плавания, но соотношение "огневая мощь - цена" очень хорошее. Они могут спокойно выполнять свои задачи, едва выйдя с базы, - считают авторы статьи.

Программа кораблестроения в РФ имеет отставание от планов в связи с санкциями и прекращением военного сотрудничества с Украиной, но пережила самые трудные времена. Российская оборонная промышленность сумела изыскать возможности для начала производства собственных комплектующих.

Флот РФ, считают аналитики, продолжает страдать от строительство небольшими партиями судов разных типов, схожих по задачам и водоизмещению. Однако этот подход дает оборонному комплексу возможность обеспечивать работой кораблестроителей.

Лучшими кораблями российского Военно-морского флота авторы статьи называют подводные лодки: атомные субмарины проектов 671РТМ(К) и 945 "Барракуда", 941 "Акула", 949 "Гранит" и "Антей", подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДРМ "Дельфин", 667БДР "Кальмар", 955 "Борей". Дизель-электрические подлодки представлены проектами 877 и 636.3. Кофман и Эдмондс обращают внимание на бытующее мнение о том, что в ближайшие 13 лет большинство из этих субмарин устареет, а заменить их не удастся.

Если вдруг эти эксперты ошибаются, скажем: тот, кто считает, что ему легко удастся победить российский атомный флот, должен взять с собой побольше спасательных плотов, - пишут аналитики, приводя факты о модернизации, которая позволит большинство подводных кораблей РФ избежать списания.

Точно останутся лодки проекта 945 "Барракуда", поскольку их титановые корпуса переживут многих читателей этой статьи, - иронизируют авторы.

Кроме того, Россия строит новые подлодки, в числе которых корабли проекта "Ясень", и проектирует субмарину пятого поколения, которая станет основой для других подводных крейсеров стратегического назначения. Строительство, отмечают авторы, идет "очень даже неплохо".

Кораблестроители РФ способны сдать дизель-электрическую лодку проекта 636 примерно за полтора года и довольно быстро выполнить заказ на шесть таких субмарин с ракетами "Калибр", которые могут поразить значительную часть важных объектов в Европе. Но особое внимание следует обратить на класс "Ясень". Россия может построить небольшое количество таких лодок, но это не причина для самоуспокоения. Одна-единственная такая подлодка, находясь в Атлантике, может нанести удар по США 32 ядерными зарядами, - утверждают Кофман и Эдмондс.

В Военно-морском флоте РФ множество недостатков, продолжают аналитики. Но его перспективы выглядят очень позитивно, поскольку создается флот, оптимально подходящий под стратегию страны.

Россия вкладывает деньги в системы, позволяющие ей сдерживать и устрашать более мощные морские державы на протяжении многих десятилетий. Поэтому, когда вы в очередной раз услышите, что российский флот исчезает, потому что у государства заканчиваются деньги, и захотите проверить эту теорию, мы вам очень советуем захватить с собой спасательный круг, - резюмировали аналитики.

Мощнейших ВМС, сухопутных войск и ВВС мира. Везде фигурируют виды вооруженных сил США, Китая и России.

По версии журнала, сильнейшими военно-морскими силами обладают США, Китай, Россия, Великобритания и Япония. Как отмечает автор статьи Кайл Мизоками , Россия занимает третье место потому, что основу ее нынешнего ВМФ до сих пор составляют советские корабли, а постройка новых и их принятие на вооружение идут довольно медленно.

В список лучших сухопутных войск вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Издание предсказуемо считает самыми сильными американские СВ с численностью 535 тысяч человек. Пехота Народно-освободительной армии Китая, в свою очередь, может похвастаться численностью в 1,6 млн. военнослужащих. Индийские СВ с 1,12 млн. военнослужащих зажаты между традиционными конкурентами — Пакистаном и Китаем, им приходится постоянно доказывать свою способность защищать протяженные территориальные границы. Сухопутные войска ВС РФ в настоящее время получают новое современное вооружение — они достаточно хорошо оснащены и полностью механизированы, а главное — имеют солидный боевой опыт. Численность СВ РФ достигает 285 тысяч человек — половина армии США, говорится в статье. Автор материала также подчеркивает, что на вооружение российской армии скоро поступит универсальная боевая платформа «Армата», которая сможет выполнять функции танка, боевой машины пехоты и артиллерии.

В рейтинг лучших ВВС планеты National Interest включил только четыре страны — США, Россию, Китай и Японию. При этом Мизоками внес в список не только американские ВВС, но и авиацию флота и Корпуса морской пехоты. ВВС США насчитывают 5,6 тысяч самолетов, а ВМФ располагает авиапарком, в который входят 3,7 тысячи машин.

Как пишет NI, у России в состав ВКС входят 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Несмотря на то, что авиапарке хватает старых МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, российская авиация вступила в период устойчивой модернизации. Одним из примеров является Су-35, который сочетает в себе лучшие качества. Кроме того, российские военные в настоящее время работают над истребителем пятого поколения Т-50 и над новым стратегическим бомбардировщиком ПАК-ДА.

— Рейтинг NI сильнейших флотов мира предполагает, что в Китае в последнее время были стремительно реализованы программы по созданию и обновлению ВМС, которые в настоящее время оцениваются как силы, способные вести операции вдали от своих берегов и противостоять США, — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев . — Да, действительно — новые подводные и надводные корабли — эсминцы и фрегаты, строятся сериями. Китайский подводный флот вообще крупнейший в мире — в его составе более 70 дизельных и атомных подлодок.

Однако ВМФ РФ имеет превосходство по подводным лодкам в плане противокорабельных ракет большой дальности и совершенства баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), которые могут поразить любой участок земного шара. Кстати, по этому показателю американские БРПЛ «Trident-2 D5» с максимальной дальностью стрельбы с полной нагрузкой в 7800 км, которыми оснащены британские ПЛАРБ типа Vanguard, превосходят китайские ракеты. Кроме того, китайский авианосец «Ляонин» (советский «Варяг») сложно назвать полноценной боевой единицей — исходя из совокупности факторов, он может эффективно выполнять задачи только в прибрежных районах. А для ВМС Великобритании все-таки строятся два авианосца типа Queen Elizabeth.

— Здесь на второе место я бы поставил все-таки Россию — по боевым и техническим показателям, по возможности информационного обеспечения. На мой взгляд, в режиме реального времени сейчас могут воевать только США и Россия. Кроме того, по высокоточному оружию Китай отстает от России. Да, на вооружении Сухопутных войск НОАК состоят ракеты, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками, но точность отечественных систем вооружения на порядок выше.

Численность армии — важный показатель, но далеко не главный, он компенсируется применением тактического ядерного оружия (ТЯО), которого у российской армии довольно много. Кроме того, обратим внимание на эффективность боевого применения сил и средств, способность вести боевые действия в разных условиях, а также — наличие боевого опыта. В этом плане, например, китайцы и индийцы уступают тем же британцам.

По рейтингу ВВС я, наверное, соглашусь с экспертом американского издания. Все-таки у ВВС НОАК, несмотря на огромный скачок вперед, есть проблемы с двигателестроением, с транспортной авиацией, топливозаправщиками, а также со стратегической авиацией, ведь китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Позиции Японии в этом «воздушном» рейтинге спорные: их ВВС технически хорошо оснащены, но по численности вряд ли могут претендовать на четвертое место.

«Cтратег» ВВС НОАК Xian HY-6 (Фото: ru.wikipedia.org)

— Без учета ядерного оружия список стран по силе ВМС составлен правильно, — полагает военный историк Александр Широкорад . — Но вообще по числу вымпелов самый большой флот у Китая, у которого очень много малых кораблей, находящихся в боевом составе. Что касается сухопутных войск, то по их численности, огневой мощи и ТЯО Россия находится на втором месте.

Но существует такое понятие Льва Николаевича Толстого как «дух в войсках». По этому показателю вперед я бы поставил японцев, китайцев и израильтян, а только потом русских (к слову, самая большая по численности армия мира — китайская — в основном все-таки состоит из контрактников, причем с большим конкурсом на место). Боевой дух американцев, несмотря на огромное количество конфликтов, в которых США участвовали все эти годы, оставляет желать лучшего. Они привыкли к тому, что на переднем крае воюют местные, как это было в Афганистане, а также к полному превосходству над противником в небе и на земле — в артиллерии. Конечно, у США есть мотивированные и сильные подразделения спецназа, но в общевойсковом бою этого мало. Правда, у Штатов есть Национальная гвардия — действующий резерв ВС США, который также привлекается к зарубежным операциям.

— На мой взгляд, в рейтинге ВМС первое место без вопросов должны занимать США, второе — Китай, третье — Япония, четвертое — Южная Корея и пятое — Россия, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Я беру в расчет именно флот как таковой, морская компонента стратегических ядерных сил — это отдельная история.

Формально российский флот можно поставить даже на второе место, но в силу географического положения страны наш ВМФ раскидан по нескольким театрам военных действий (ТВД), которые между собой вообще никак не соединяются. Между европейскими флотами теоретически возможен переход по внутренним водным путям кораблей малого водоизмещения, и то — именно теоретически. Кстати, ВМС Индии могут даже поспорить с флотом Южной Кореи (самые сильные надводные неавианосные корабли — это как раз южнокорейские эсминцы), но Великобритания здесь даже в десятку не входит. ВМС Великобритании уже давно не правят морями. Британские военные возможности в целом за последние годы существенно сократились. Но, в принципе, это нормальное состояние, которое укладывается в общеевропейский тренд всеобщего и полного разоружения.

«СП»: — По сухопутным войскам пятое место Великобритании в рейтинге NI также выглядит натянутым, если не брать отдельные подразделения спецназа…

— Я думаю, что сегодня английские сухопутные войска даже в тридцатку сильнейших не входят. На первом месте здесь США, второе и третье делят Россия и Китай, а на четвертом должна быть Индия. Пятое и шестое места я бы отдал Южной Кореи и КНДР, а седьмое — Израилю. Сухопутные войска Североатлантического альянса — это вообще мифическая вещь, в котором реальны только американские и турецкие войска.

Что касается ВВС, то второе-третье опять-таки делят РФ и Китай (по численности боевых самолетов ВВС НОАК занимают второе, но по качеству — третье), а четвертое — Индия. Причем здесь Япония — непонятно: основу ее авиапарка составляют F-15, и, наверное, ее можно поставить только в конец десятки. Индия, несмотря на часть устаревших самолетов и вывод их из боевого состава, имеет огромные ВВС, которые по численности, вероятно, превосходят даже ВКС РФ.

Истребители F-15 (Фото: Zuma/TASS)

Отмечу, что Северная и Южная Кореи по всем видам вооруженных сил должны находиться в десятке. Конечно, у КНДР достаточно специфичный флот — «москитный», тем не менее, его нельзя назвать слабым.

Александр МОЗГОВОЙ

СТРАШНЫЕ «ПАЛТУСЫ»

Переход «Старого Оскола» сопровождался аккомпанементом западных средств массовой информации, стращавших мир растущей российской подводной угрозой. Впрочем, так было и во время плаваний первых двух «палтусов». Только акценты несколько сместись. При переходе ДЭПЛ «Новороссийск» – головной в серии – ажиотаж в зарубежных СМИ вызвал заход лодки для пополнения запасов и отдыха экипажа в испанский порт Сеута на африканском берегу (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2015). Особенно усердствовали британские издания. Они усмотрели в действиях Мадрида провокацию, направленную против Гибралтара – анклава Великобритании на Пиренейском полуострове. Мол, возмутительно, что страна НАТО предоставляет свои услуги военному кораблю России, которая обложена санкциями Запада, как стая волков красными флажками. А тут такой непозволительный либерализм!

Поход «Ростова-на-Дону» (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2016) вызвал оторопь и шок на Западе после того, как эта лодка 8 декабря прошлого года нанесла крылатыми ракетами 3М-14 комплекса «Калибр-ПЛ» мощный удар из-под воды по целям запрещенной в России террористической организации Исламское государство. В США и других странах НАТО не без оснований сочли, что это была не только атака объектов преступной банды, но и предупреждение Североатлантическому блоку о том, что с Россией шутки плохи, поскольку ракеты 3М-14 могут оснащаться не только обычными, но и ядерными боевыми частями.

Незадолго до начала перехода на Черное море и «Старый Оскол» выполнил ракетные стрельбы. 6 мая лодка успешно поразила объект на полигоне Чижа в Архангельской области. А днем ранее Б-262 ракетами 3М-54 с высокой точностью нанесла удар по морской цели.

Тут надо заметить, что для экономии моторесурса, российские ДЭПЛ проекта 06363 после глубоководных и стрельбовых испытаний совершают переходы с Баренцева моря на Черное на экономической скорости. Большая часть пути преодолевается в надводном положении, а нередко вообще на буксире. Вот и в этот раз «Старый Оскол» сопровождал буксир «Алтай».

И вдруг поднялась буря. Но не на море, а в западных СМИ, прежде всего британских. «Фрегат Королевского флота перехватил русскую субмарину неподалеку от Английского канала» под таким заголовком появилась публикация в лондонской The Telegraph 8 июня. Эту тему дружно подхватили другие издания Соединенного Королевства, а также некоторые европейские и американские СМИ. Популярный на Британских островах таблоид The Sun даже назвал экипаж фрегата Kent «английскими героями». Командир этого корабля Ее Величества коммандер Даниэль Томас скромно заметил, что «российская подлодка была обнаружена благодаря предпринятым совместными с союзниками по НАТО усилиями». Действительно, как только Б-262 вошла в Северное море ее «взял на сопровождение» голландский фрегат Tromp. А «перехватчику» Kent уже досталась вторая партия. Между тем министр обороны Великобритании Майкл Фэллон заявил: «Это означает, что Королевские ВМС сохраняют бдительность в международных и территориальных водах, чтобы обеспечить безопасность Великобритании и защитить нас от потенциальной угрозы». Вообще-то «Старому Осколу» для создания угрозы безопасности Соединенного Королевства вовсе не требовалось пробираться к Английскому каналу. Лодка могла нанести удар «калибрами» по берегам Туманного Альбиона, находясь еще в Баренцевом море. И «английские герои», понятное дело, не спасли бы страну. То есть «перехватывать» российскую подлодку на подходе к Ла-Маншу в случае военных действий – занятие бесполезное и даже, не побоимся этого слова, архаичное, откуда-то из 60-80-х годов прошлого века.

У этой истории был и другой аспект. «Перехват» происходил незадолго до Brexit – референдума по поводу выхода или невыхода Британии из Европейского Союза. Как дал понять министр иностранных дел Соединенного Королевства Филипп Хэмонд (в кабинете Терезы Мэй он пересел в кресло министра финансов): «Честно говоря, единственная страна, которая хотела бы, чтобы мы вышли из ЕС, – это Россия. И это о многом говорит». То есть субмарину коварная Москва послала для того, чтобы оказать давление на островных жителей. И успех был достигнут! Подданные Елизаветы II большинством голосов сказали «Good bye!» Европейскому Союзу.

ЧЕТВЕРТАЯ БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

Но если отбросить шутки в сторону, то картина, по мнению ряда западных военно-морских экспертов, вырисовывается нерадостная. В июньском номере за этот год журнал Proceedings, который выпускает Военно-морской институт США, опубликовал статью командующего 6-м американским флотом, одновременно командующего ударными ВМС НАТО и морскими силами поддержки в Европе вице-адмирала Джеймса Фогго и ведущего специалиста американского Центра военно-морского анализа доктора Элерика Фрица. Их публикация, вызвавшая заметный резонанс не только в специальных, но и в популярных средствах массовой информации, называется весьма красноречиво – «Четвертая битва за Атлантику».

Что под этим имеют в виду авторы, понятно. Под первой битвой подразумевается жесткое противостояние германских подводных лодок с ВМС Антанты и США, которая закончилась победой последних. Под второй, естественно, – труднейшая борьба противолодочных сил Великобритании и Соединенных Штатов против фашистских субмарин. И в том и в другом случае битвы за Атлантику сопровождались огромными потерями торгового тоннажа союзников. Дважды Англия чуть не была поставлена на колени. Противолодочная война потребовала сосредоточения больших финансовых и материальных ресурсов по обе стороны Атлантики. И только «подключение» США позволило Лондону выжить и одержать победу.

Под третьей битвой, как нетрудно догадаться, подразумеваются годы холодной войны. Мощнейшим флотам США и НАТО Советский Союз противопоставил сотни атомных и дизель-электрических подводных лодок. И хотя это сражение не вылилось в настоящую войну, США и их союзники по НАТО, по мнению авторов Proceedings, одержали верх за счет своего высококлассного противолодочного потенциала. Тезис в высшей степени спорный, поскольку такие АПЛ третьего поколения, как советские атомоходы проектов 941, 667БДРМ, 949, 945, 671РТМ и 971, а также ДЭПЛ проекта 877 не уступали, а по ряду характеристик превосходили зарубежные аналоги. Да и противолодочное вооружение Североатлантического альянса нельзя назвать потрясающим воображение. Советский Союз проиграл третью битву за Атлантику не из-за технического несовершенства советских подлодок, а в связи с крушением самой страны, которая их строила. Здесь, мы считаем, не место останавливаться на причинах распада СССР, но скажем только, что в ряду этих причин были и чрезмерные военные расходы, приведшие к банкротству великой державы.

И вот теперь Джеймс Фогго и Элерик Фриц, а вместе с ними десятки других американских и западноевропейских военно-морских авторитетов провозглашают пришествие четвертой битвы за Атлантику. В интервью изданию The National Interest, специализирующемуся на вопросах национальной безопасности Соединенных Штатов, дуэт авторов Proceedings развил свои идеи. Они утверждают, что «самую серьезную угрозу военно-морским силам США и НАТО в Европе создают мощный подводный флот России и ее новые бастионы системы воспрещения доступа (A2/AD) в Калининградской области и в других регионах».

Здесь адмирал и военно-морской эксперт прибегают к американской несколько мудреной терминологии, ставшей популярной за океаном за последние три-четыре года. Anti-access/area-denial (A2/AD) – дословно переводится как «воспрещение доступа/блокирование зоны». По-простому это означает, что вооруженные силы США и НАТО не могут беспрепятственно развертывать свои корабли, авиацию и воинские части в тех или иных районах мира без угрозы быть уничтоженными. Впервые его употребили в отношении Китая, поставившего на вооружение противокорабельные баллистические ракеты

DF-21D, которые сделали бессмысленным присутствие американских авианосцев у берегов КНР, поскольку они способны поразить плавающие аэродромы на дальности до 2000 км. А вот теперь, по словам зарубежных военных экспертов, такие же зоны воспрещения доступа создала и Россия вокруг Калининградской области, у берегов Крыма, в районе Камчатки, вокруг сирийских городов Тартус и Латакия. По нашему мнению, в этих районах до полноценных зон воспрещения доступа еще далеко, но основы для их создания, безусловно, имеются.

Обратим внимание на саму постановку вопроса. Если какая-то страна заботится о своей безопасности и выстраивает рубежи обороны, то она тем самым создает угрозу США и их союзников по НАТО. То есть военное строительство во всем мире должно быть подчинено исключительно интересам Вашингтона и его партнеров. И никак иначе. Это даже не парадокс, а паранойя.

Как утверждает Фогго, «русские строят серию малозаметных дизель-электрических подводных лодок, которые являются элементом российской стратегии воспрещения доступа». И в самом деле, ДЭПЛ проекта 06363 – отличные субмарины, способные выполнять широкий круг задач: осуществлять патрулирование, вести разведку, наносить удары по береговым и морским целям, ставить мины, транспортировать боевых пловцов и т.д. Очевидно, им по силам «воспрещать доступ» враждебным России силам в те или иные акватории, примыкающие к берегам страны. Но, наш взгляд, в данном конкретном случае «палтусы» притянуты к «российской стратегии воспрещения доступа» явно за уши, поскольку та не имеет никакого отношения к четвертой битве за Атлантику.

Не были забыты американскими экспертами и российские многоцелевые атомоходы проекта 885 «Ясень». «АПЛ «Северодвинск» производит сильное впечатление», – с явным сожалением констатирует командующий 6-м флотом. «Имеющиеся у русских подводные лодки вызывают у нас серьезную обеспокоенность, – подпевает адмиралу Элерик Фриц, – так как они очень боеспособны и являются чрезвычайно маневренным инструментом российских Вооруженных Сил».

Аналогичного взгляда придерживается и британский вице-адмирал Клайв Джонстон, возглавляющий Военно-морское командование НАТО. Ряд его высказываний на этот счет привел широко известный международный военно-технический и военно-политический журнал Jane"s Defence Weekly. Этот адмирал говорит, что Североатлантический альянс обеспокоен рекордно высоким уровнем активности российских подводных лодок в Северной Атлантике: «Деятельность русских подводных лодок в Северной Атлантике в настоящее время равняется или даже превосходит уровни холодной войны. Русские подводные лодки не только возвращаются к уровню холодной войны в оперативной деятельности, но они также совершили большой скачок в своих технологических характеристиках и демонстрируют уровень русского потенциала, который мы не видели прежде».

БЛЕДНАЯ ТЕНЬ

Однако далеко не все западные военно-морские специалисты демонстрируют столь откровенные алармистские настроения. Имеется довольно значительная группа экспертов, которая не разделяет взглядов своих коллег.

«Российский подводный флот, двадцать лет пребывавший в спячке без морских походов и денег на боевую службу, снова начинает подавать признаки жизни, – отмечает сотрудник Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона Майкл Кофман в статье, размещенной на сайте телекомпании CNN. – Россия долгое время отсутствовала в подводном мире, из-за чего большинство стран НАТО либо сократили свой подводный флот, либо полностью отказались от сил и средств ведения подводной войны. Отношения с Россией были в политическом плане раздражительными, но в военной сфере стабильными, а российский подводный флот стоял у стенки и во многих случаях ржавел и тихо умирал у пирсов».

Трудно не согласиться с оценкой американского эксперта. Подобная картина наблюдалась не только в подводном флоте, но в ВМФ РФ в целом. Швейцарский сайт Offiziere.ch опубликовал 16 декабря прошлого года сравнительную таблицу, составленную Луисом Мартином-Визианом, о корабельном составе ВМФ СССР в 1990 г. и Российского ВМФ в 2015 году. В ней есть незначительные неточности, но они не влияют на общую картину. Из таблицы явствует, что за четверть века количество боевых кораблей в составе флота уменьшилось с 657 единиц до 172, в том числе количество РПКСН сократилось с 59 единиц до 13, включая опытовый «Дмитрий Донской» проекта 941У, АПЛ с крылатыми ракетами с 58 единиц до 6, многоцелевых атомоходов с 64 единиц до 17, ДЭПЛ с 59 единиц до 20, крейсеров (автор таблицы по принятой в НАТО практике включает в их число также большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б) с 30 единиц до 3, эсминцев с учетом БПК проектов 1155 и 11551 с 45 единиц до 14, фрегатов и корветов (сторожевых кораблей) со 122 единиц до 10, больших десантных кораблей с 42 единиц до 19. Общее количество малых ракетных кораблей, ракетных катеров и малых противолодочных кораблей, которые плотно и надежно держали оборону берегов страны, упало со 168 единиц до 68. В таблице не представлены минно-тральные корабли, десантные и артиллерийские катера, но известно, что и их количество катастрофически «обвалилось». Если учесть, что эти силы практически не обновлялись и «растянуты» на пять морских и океанских театров (см. карту-схему разведки ВМС США), говорить о возвращении ВМФ РФ к уровню времен холодной войны просто смешно.

«Реальность такова, – указывает Майкл Кофман, – что российские подводные силы сегодня – это лишь бледная тень грозного советского подводного флота, который насчитывал сотни субмарин. Несмотря на все разговоры о боеготовности, выйти в море в любой момент времени в настоящее время способна лишь половина российских субмарин… И, хотя активность российского подводного флота существенно выросла, по крайней мере, если судить по заявлениям командования ВМФ страны, эти цифры могут произвести впечатление только в сравнении с началом 2000-х годов, когда подводные лодки почти не выходили в море. Заявления о том, что российские подводные силы действуют «на уровне холодной войны», – это в лучшем случае преувеличение. Такое просто невозможно. Эти силы выходят из комы, бросают традиционный вызов НАТО в Средиземноморье и в Северной Атлантике, но у них карликовые размеры по сравнению с советским подводным флотом времен холодной войны».

Майкл Кофман обращает внимание на то, что строительство российских ПЛАРБ и ПЛАРК идет с отставанием от графика, «да и вся программа военного кораблестроения находится под вопросом из-за российских экономических невзгод». В интервью тому же изданию The National Interest Кофман уделил больше внимания АПЛ проекта 885 «Ясень», обратив внимание на то, что головная субмарина этого типа не только слишком долго строилась, но и очень долго испытывалась: «Первая лодка типа «Ясень» проходила морские испытания несколько лет и лишь в этом году вошла в строй».

Тут нельзя не вспомнить, что АПЛ «Северодвинск» была передана в опытную эксплуатацию 30 декабря 2013 г., а 17 июня следующего года ее официально включили в состав ВМФ РФ. Однако в марте текущего года заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что эта субмарина «завершила опытную эксплуатацию». Так когда же это случилось: в июне 2014 г. или в марте 2016-го? Тут надо заметить, что в официальном заявлении пресс-службы Северного флота от 19 марта сего года говорилось не об «опытной эксплуатации», а о «завершении освоения головного корабля проекта «Ясень». Можно предположить, что в июне 2014 г. лодку ввели в строй авансом, поскольку ожидался приезд на Северный флот президента Владимира Путина, а демонстрировать главе государства и Верховному главнокомандующему неготовый боевой корабль, о выдающихся характеристиках которого столь много говорилось и писалось, флотским начальникам было как-то неловко.

Обращая внимание на низкие темпы строительства АПЛ типа «Ясень», Майкл Кофман говорит: «Каждая последующая лодка, по сути дела, строится кустарным способом. Кто знает, какими характеристиками будет обладать следующая лодка «Казань» или та, что будет построена после нее? На их строительство уходит так много времени, что о серийном производстве не может быть и речи». Нельзя не согласиться с этим доводом. При закладке «Казани» в 2009 г. говорилось, что лодка войдет в строй в 2014 году. Потом график сдвинули вправо – до 2017 год. Теперь официально заявлено, что флот получит субмарину в 2018 году.

И все-таки и Майкл Кофман видит угрозу со стороны российских субмарин. «Конечно, – заключает он, – если учитывать сокращение американских ВМС, особенно на европейском театре, а также пробелы союзников по НАТО в строительстве современных сил и средств, даже такой маленький подводный флот может создавать проблемы, поскольку его сложно отследить и сдержать. Так что военные руководители правы, выражая обеспокоенность в обстановке сегодняшней конфронтации и нестабильных отношений с Россией».

НЕ ПРЕУМЕНЬШАЯ И НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЯ

Такого же подхода, то есть не преуменьшая, но и не преувеличивая возможности современного российского флота, прежде всего подводного, придерживается и кэптен в отставке ВМС США Томас Федышин. Он профессиональный военный моряк – служил на разных кораблях американского флота, в том числе командовал ракетным эсминцем William V. Pratt (DDG 44) и ракетным крейсером Normandy (CG 60), был военно-морским атташе в России, – а теперь военно-морской эксперт, директор исследовательской группы «Европа-Россия» Военно-морского колледжа США, где готовят высшие офицерские кадры Военно-морских сил Соединенных Штатов. В статье под красноречивым заголовком «Путинский ВМФ – больше, чем потемкинские деревни», опубликованной журналом Proceedings в мае этого года Федышин пишет: «Западные эксперты склонны делать поспешные выводы о слабости Военно-морского флота России, когда утверждают, что русские лишь блефуют и пускают пыль в глаза. Хотя многое и делается напоказ, российский флот по-прежнему опасен». В подтверждение этого тезиса он приводит несколько примеров. Так, с 2009 г. заметно увеличилась наплаванность российских моряков. По его словам, хотя информагентство ТАСС наверняка преувеличивает, когда сообщает, что 70 военных кораблей ВМФ постоянно присутствуют на боевом дежурстве в Мировом океане, нельзя не отметить кардинальное увеличение времени, проводимого российскими моряками в походах. «Об этом мало говорят, но на новых российских кораблях и тех, что выполняют наиболее важные задачи, больше нет военнослужащих срочной службы, – подчеркивает автор публикации. – Таким образом, растет уровень подготовки моряков, что, безусловно, положительно сказывается на состоянии ВМФ». Увеличилось количество маневров, в том числе совместных с ВМС других государств. В прошлом году ВМФ РФ и ВМС Китая провели самые большие в своей истории совместные учения в Японском море, а также в Средиземном море.

Особое внимание Томас Федышин обращает на роль ВМФ РФ в сирийском кризисе: «В октябре последовали неожиданные пуски крылатых ракет морского базирования с Каспийского моря и в октябре со Средиземного моря. Российские ракеты пролетели более 1500 км и поразили силы террористов».

И вот какой вывод делает автор: «В конце концов, российский ВМФ стал достаточно большим и сильным, чтобы Россия могла оказывать влияние на международные дела в близлежащих регионах. И это ружье способно выстрелить в цель… Проанализировав ВМФ РФ с точки зрения морской стратегии, проводимых операций и состояния кораблестроения в стране, мы приходим к выводу, что российский флот вернул статус одного из ведущих в мире. Его нынешнее состояние лучше, чем когда-либо со времен окончания холодной войны. Если судить по классическим принципам потенциала и намерений, ВМФ РФ можно считать угрозой интересам Запада – по крайней мере, в прибрежных водах России. Тем не менее, поскольку российский флот заметно уступает силам НАТО в отрытых морях и океанах, маловероятно, что он будет проводить серьезные демонстрации силы или какие-либо наступательные операции вдали от родных берегов».

ВЫБОР ОРУЖИЯ

Подведем некоторые итоги дискуссии о современном состоянии российского флота. Да, сейчас и в обозримом будущем ВМФ РФ не сможет соревноваться с военно-морскими силами США, других стран НАТО, а также их партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе ни по количеству кораблей, ни по типоряду ряда классов надводных кораблей. Для выполнения поставленных перед Военно-морским флотом задач по недопущению агрессии против России с морских и океанских направлений следует максимально точно определиться с составом сил и средств, способных надежно защитить страну, особенно в нынешних весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Сейчас же здесь наблюдаются разброд и шатания. Например, в средствах массовой информации нередко можно встретить высказывания высокопоставленных военных и деятелей судостроительной промышленности о подготовке к строительству атомных эсминцев крейсерского водоизмещения и атомных авианосцев. Кроме огромных затрат и немереных сроков это ни во что не выльется.

За двадцать лет фактического простоя судостроительной отрасли утрачены кадры, многие ключевые навыки и технологии. Между тем, флот срочно нуждается в обновлении. Достаточно сказать, что самый крупный и мощный российский Северный флот из надводных кораблей получил за четверть века только тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко», заложенные в советские времена и вошедшие в строй в 90-е годы прошлого века. Правда, в этом году ожидается поступление противодиверсионного катера «Грачонок» проекта 21980 водоизмещением 140 т.

Российская промышленность уже сейчас способна вести серийное строительство тральщиков и малых ракетных кораблей. Последние доказали свою высокую эффективность в сирийской операции. Они не только наносят ракетные удары по террористам, но и несут охрану с моря российских объектов на территории САР. Удачными и сбалансированными получились и фрегаты проекта 11356Р/М. Их строительство, как известно, сдерживают санкции на поставки газотурбинных двигателей. Но рано или поздно эта проблема будет решена. Требуется довести до ума и еще более совершенные фрегаты проекта 22350, а также корветы проекта 20380/20385. Именно фрегаты должны стать верхней планкой в надводном военном кораблестроении России. Эти многоцелевые корабли способны решать все задачи, стоящие перед ВМФ РФ в ближней и дальней зонах.

Ставка на суперкорабли – бесперспективна. И потому, что мы разучились их строить, и потому, что они безумно дороги, и потому, что, несмотря на всю свою сверхвооруженность, ВМС США и НАТО смогут справиться с ними. Далеко за примерами ходить не надо. Официально объявлено, что сроки передачи ВМФ после модернизации тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов» сдвинуты с 2018 г. на два года вправо. Напомним, что работы на нем стартовали весной 2014 г., но до сих пор не завершена расчистка старых конструкций. Очевидно уложиться с переоснащением корабля не удастся и к 2020 году. Придется снова «рулить» вправо. Тем временем за те же деньги можно построить несколько так необходимых фрегатов и еще больше корветов, не говоря уже об МРК – их счет пошел бы на десятки.

Как сообщила недавно Lenta.ru, оборонная промышленность и ВМФ России рассматривают возможность оснащения ядерными энергетическими установками всех боевых кораблей 1-2 ранга нового поколения. Такой тренд, дескать, связан с тем, что разработка и производство ядерных энергетических установок налажены в России и не зависят от поставок из-за рубежа. Как поведал источник агентства, «речь идет о создании линейки унифицированных установок для надводных кораблей водоизмещением от 4000 т (фрегат) до 80 и более тысяч тонн (авианосец), мощностью, условно, от 40 до 200 мегаватт. С учетом того, что потребности ВМФ в ближайшие двадцать лет в кораблях 1-2 ранга можно оценить примерно в 40 единиц, производство такого количества установок не составит особых сложностей».

Складывается парадоксальная ситуация: мол, потому что у нас нет надежных дизелей и в настоящее время вообще нет газовых турбин, давайте оснащать большие надводные корабли АЭУ. А кто-нибудь подсчитывал стоимость этой задумки? У России до сих пор существуют проблемы с утилизацией выведенных из эксплуатации атомных силовых установок, и мы вынуждены обращаться за иностранной помощью, пугая соседей, что без их содействия мы можем отравить радиоактивными отходами полпланеты. Наконец, подумали ли о том, что военный корабль с АЭУ будет бороздить моря и океаны в веселой компании катеров и судов «Гринпис» и его не пустят в большинство портов мира? Поэтому и флаг демонстрировать некому. С помощью ядерных монстров можно лишь пугать зарубежных обывателей и вытрясать из них деньги на военные расходы США, НАТО и иже с ними. А в итоге это приведет к тому, что ВМФ РФ вообще не получит кораблей – ни больших, ни малых.

Опыт эпохи холодной войны и нынешних времен убедительно доказывает, что «достать» враждебные нам страны мы можем только подводными лодками. Поэтому строительство многоцелевых атомных субмарин не должно растягиваться на десятилетия, а стать строго ритмичным. «Ясени» действительно отличные лодки (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона» №3/2015). Они не должны устаревать на стапелях.

В марте этого года стало известно о работах по многоцелевой атомной подводной лодке пятого поколения, получившей шифр «Хаски». Ее облик пока еще формируется, но известно, что она станет дальнейшим развитием АПЛ проекта 885 и будет вооружаться гиперзвуковыми ракетами «Циркон», испытания которых уже начались. По компьютерным рисункам этой субмарины, появившимся в Интернете, конечно, трудно судить о будущем корабле, тем паче, что сам этот «образ» может не соответствовать действительности или будет со временем изменяться. И все-таки и по нему можно составить определенное представление о будущей АПЛ. Идеально обтекаемый веретенообразный корпус «Хаски» сильно напоминает опытовую подводную лодку-лабораторию СС-530 проекта 1710, которая в свое время создавалась для исследований в области гидродинамики и акустики перспективных субмарин. Фирменная малахитовская лимузинная форма ограждения выдвижных устройств тоже способствует исключительно «чистому» бесшумному обтеканию. Всю носовую оконечность занимает обтекатель конформной крупногабаритной антенны ГАС. За ним крышки двадцати двух вертикальных пусковых установок для стрельбы ракетами и торпедами. При этом в каждой ПУ могут размещаться по несколько единиц торпедного или ракетного оружия. Они также могут использоваться для размещения необитаемых подводных аппаратов и транспортировщиков боевых пловцов. Движитель лодки опять же для снижения шумности – в кольцевой насадке типа Pump Jet. Хвостовые рули – крестообразные. О ядерной энергетической установке «Хаски» и электронном оснащении можно только гадать. Но, несомненно, эта АПЛ будет высокоавтоматизированным кораблем – дальнейшим развитием высокоскоростных субмарин проекта 705, имевших на Западе обозначение «Alfa».

В конце этого месяца ожидается закладка АПЛ «Пермь» – шестой лодки семейства «Ясень», а через год еще одной, завершающей серию. Затем начнется строительство лодок типа «Хаски».

Подводные лодки с ядерными установками у нас в стране и за рубежом обходятся дорого, даже очень дорого. Часть выполняемых ими задач могут взять на себя ДЭПЛ или НАПЛ. К первым относятся субмарины проекта 06363, шесть из которых предназначены для Черноморского флота и три из которых уже прибыли к месту приписки – Новороссийск. Еще шесть таких лодок будут построены по несколько измененному проекту для Тихоокеанского флота для «охлаждения» антироссийских страстей в Японии.

А в 2018 г. на Адмиралтейских верфях предполагается закладка уже НАПЛ типа «Калина» – неатомной лодки пятого поколения со вспомогательной воздухонезависмой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ), которая позволит субмарине несколько недель не всплывать на поверхность. Это станет качественным скачком в развитии подводных сил России.

Как мы знаем, «палтусы» проекта 06363 могут наносить ракетные удары по противнику. Но находиться под водой они способны всего несколько суток. То есть эти субмарины вынуждены всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей и тем самым демаскировать себя. Даже использование устройства работы двигателя под водой (шнорхеля) не позволяет гарантировать незаметность. И только ВНЭУ и литий-ионные аккумуляторы большой емкости, а еще лучше комбинация этих источников энергии, дают возможность неатомным ПЛ быть действительно подводными.

Если все сложится, а мы в это верим, то НАПЛ типа «Калина» и их модификации должны стать самыми массовыми кораблями российского флота, может быть не столь многочисленными, как ДЭПЛ 613 проекта (215 единиц) в советские времена, но о 50-60 единицах говорить можно. И тогда «волчьи стаи» ВМФ РФ, состоящих из «калин», «палтусов», «ясеней» и «хаски», смогут оказать плотный прессинг берегам Америки, европейских государств НАТО и их партнеров в других регионах мира. Это необходимо для того, чтобы отогнать из морей, омывающих Россию, эсминцы типа Arleigh Burke с противоракетами SM-3 и крылатыми ракетами Tomahawk. Они вынуждены будут уйти для обеспечения противолодочной обороны Соединенных Штатов

Дизельные ПЛ
(весовой коэффициент 3)

Комментарии по динамике 2016 – 2017 годов

В основном рейтинге Mil.Press FLOT принимает к сравнению только боевые корабли основных классов ВМФ России и ВМС США. В последние годы интенсивно усиливается и военно-морской флот Китая. Но официальный Пекин старается держать в секрете точные данные о своей кораблестроительной программе, поэтому оценить объективно боевые возможности ВМС КНР не представляется возможным.

На этот раз редакция внесла небольшие коррективы при оценке боеготовности ВМС США, сделав поправку на корабли, ушедшие на капремонт и модернизацию. Благодаря этому, по результатам не очень успешного для российского военно-морского судостроения 2017 года (ВМФ получил только два боевых корабля – фрегат " " и корвет " "), Россия избежала провала в табеле и даже незначительно улучшила свои позиции по сравнению с предыдущим годом.

Отметим, что за это же время американские ВМС получили авианосец нового поколения "Джеральд Форд" , два ракетных эсминца класса "Арли Бёрк", две многоцелевые атомные подлодки класса "Вирджиния" и три корабля прибрежной зоны типа LCS. Но в пользу России сыграли два инцидента на Тихоокеанском флоте США, в результате которых эсминцы " " и "Джон Маккейн " надолго выбыли из строя.

Если принять во внимание находящиеся в опытовой эксплуатации корабли, корабли и катера ремонта и резерва, суда вспомогательного флота, можно говорить о практически равном списочном составе сторон; при этом ВМФ РФ продолжает уступать ВМС США по боевому потенциалу чуть менее, чем на треть.

7. Показатель пересчитывается ежегодно.

2017 год для предприятий морского ВПК

25 января модернизированная дизель-электрическая подводная лодка "Комсомольск-на-Амуре" .

25 января на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки третьего корабля противоминной обороны проекта 12700, получившего название "Иван Антонов".

В феврале петербургский машиностроительный завод "Арсенал" заявил об успешном завершении полигонных испытаний модернизированной артустановки калибра 76,2 мм АК-176МА. Именно этой пушкой вооружат новые корветы, малые ракетные корабли и ракетные катера.

24 марта в срыве сроков сдачи новый боевых кораблей для ВМФ обвинили концерн "Алмаз-Антей" , отвечающий за готовность зенитных ракетных комплексов.

31 марта в Северодвинске на заводе "Севмаш" вывели из эллинга и спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку "Казань", ставшую первой построенной по усовершенствованному проекту 885М "Ясень-М".

6 апреля Центр судоремонта "Звёздочка" завершил работы по ремонту атомного подводного ракетного крейсера "Орёл" (проект 949А "Антей").

20 апреля на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге заложили третий серийный корабль противоминной обороны проекта 12700 "Владимир Емельянов".

25 апреля президент России Владимир Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата ГТА М35Р-1 с новым морским двигателем М70ФРУ-2.

5 декабря на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" спустили на воду опытовое судно "Ильмень" проекта 11982.

В декабре стало известно, что Феодосийский судомеханический завод передадут петербургской "Звезде" .

25 декабря флоту передан третий фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров".

28 декабря «Звездочка» завершила ремонт АПЛ «Тула».

29 декабря стало известно, что "Северная верфь" заключила контракт на постройку нового эллинга для строительства крупнотоннажных кораблей и судов.

В канун Нового года стало известно, что на 2018 год переносится передача ВМФ России фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков», большого десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен", судна тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" и малого ракетного корабля проекта 21631 "Вышний Волочек".

От редакции

Легендарный главком ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, говоря о сбалансированности ВМФ, утверждал, что она "заключается в том, чтобы все элементы, составляющие его боевую мощь, и средства, их обеспечивающие, постоянно находились в наиболее выгодном сочетании, при котором флот может полностью реализовать способность выполнять различные задачи в условиях как ядерной, так и любой возможной войны".

Центральный Военно-Морской Портал (ЦВМП) в течение ряда лет проводит независимое исследование состава и состояния флотов ведущих мировых держав, и в первую очередь – флота России, традиционно оценивая его боевой потенциал по отношению к военно-морским силам США.

В своем исследовании ЦВМП принимает к расчетам только те данные, которые становятся доступными в открытой печати: как отечественной (ВПК, журнал "Власть"), так и зарубежной (Jane"s), а также в электронных СМИ. Расчет численного состава обоих флотов выполнен также с определенными допущениями, о чем изначально были даны пояснения в отношении судов обеспечения, вспомогательного флота, кораблей резерва, методик расчета боевого состава ВМФ РФ и ВМС США. ЦВМП не является академическим изданием и считает возможные погрешности допустимыми.

Что касается расчета боевых возможностей флотов, то и здесь ЦВМП предпочел не следовать традиционным методикам, сознательно избежав расчетов боевого потенциала, тем более, что сам термин "боевой потенциал" насчитывает немало различных определений. Мы не беремся выполнить расчет боевого потенциала ВМФ и понимаем все сложность учета совокупности различных образцов вооружения и техники, систем управления и обеспечения, прочих факторов и составляющих такого расчета. Для этого есть Генеральный штаб.

ЦВМП применил свою методику расчета, позволяющую наглядно в табличной форме не только отразить все многообразие корабельного состава двух флотов, но сравнить их боевые возможности.

Каждой строке таблицы присвоен свой коэффициент, как и в традиционных методиках расчета боевого потенциала применяются средневзвешенные коэффициенты, отражающие совокупность показателей боевых свойств кораблей. Выбор значения коэффициентов выполнен не вполне произвольно, но исходя из оценки совокупности боевых свойств кораблей того или иного класса.

Атомным подводным ракетоносцам, несмотря на их исключительную огневую мощь, присвоен коэффициент 0. Мы сознательно исключили из расчета "морскую составляющую ядерного щита" не только потому, что "не предполагается их участие в неядерной войне", но и чтобы вывести из тени этого щита реальное соотношение боевых возможностей ВМФ России и ВМС США.

В отношении выбора значений других коэффициентов читатели в основном согласились.

Очевидная простота расчета дала результаты, позволяющие понять острую озабоченность общественности состоянием нашего флота.

Согласно принятой в конце 2010 года Государственной программе вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), на развитие армии и флота предусмотрено направить более 20 триллионов рублей, в том числе - на постройку 50 надводных кораблей, 8 стратегических подводных ракетоносцев и 20 подводных лодок, до 80 судов вспомогательного флота.

Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.

Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.

Самые большие флоты в мире на 2020 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2020 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» – 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» – 1;
  • миноносцы эскадры УРО – 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» – 22;
  • патрульные и иные суда – 31;
  • подводные лодки – 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск – более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года – 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет – еще более 100. Приоритетное направление – подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка “Дмитрий Донской” – крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ – нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа “Ширануи”

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск – обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец – 1;
  • дизельные подводные лодки – 13;
  • фрегаты – 14;
  • легкий авианосец – 1;
  • эсминцы – 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск – 58350 человек.

Новый индийский корвет “Килтан”

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Военно-морские флоты Российской Федерации

Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ – адмирал Евменов М.А.

Краснознаменный Северный флот

Крупнейший из пяти военных морских округов по составу – Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.

“Петр Великий” на страже северных берегов страны

История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы – торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.

С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ – «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача – защита интересов страны в Арктике.

Краснознаменный Черноморский флот

Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.

Флагманский корабль “Москва” в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта

Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность – 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:

  • дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
  • большие десантные корабли проектов 775, 1171;
  • тральщики и противолодочные корабли и другие.

К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.

Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:

  • флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
  • противолодочные корабли проекта 1155;
  • эскадренные миноносцы;
  • корветы;
  • малые ракетные и противолодочные суда и т.д.

Основная задача – обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.

Ракетный крейсер “Варяг” в Средиземном море

Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.

Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий – адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.

Эскадренный миноносец “Настойчивый”

История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние – это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман – миноносец «Настойчивый».

БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.

Каспийская флотилия

В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:

  • сторожевые суда;
  • малые боевые катера;
  • десантные и крупные боевые катера;
  • тральщики.

Мощная Каспийская флотилия

В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия – одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре – удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Порт Сингапура

Выводы

  1. Самый большой флот мира принадлежит США. Он оснащен 289 единицами морской техники, а также авиационными группами. В пятерке лучших также корабельные силы Китая, России, Японии и Индии.
  2. Крупнейшее объединение военно-морских сил РФ – Северный флот.
  3. Самый большой торговый флот в мире имеют Панама, Либерия и Китай.