Как устроен ад. Краткий путеводитель

Раньше или позже это предстоит каждому. Смешно было бы думать, что после такой жизни мы сумеем каким-то способом просочиться сквозь райские врата или обмануть стерегущего их архангела. Стоит смириться с неизбежным: ждут нас не кущи и гурии, а мрачный ландшафт ада. И чтобы не растеряться за гробовой доской, стоит подготовиться к этому заранее. Тем более что авторитетных свидетельств о том, как ориентироваться в адской местности, можно найти целую кучу. Главное – без паники.

Где же он находится, загробный мир?

Некоторые древние народы сжигали покойника: это верный признак того, что душа должна вознестись к своему новому обиталищу на небесах. Если его закапывали в землю, значит, она отправится в подземное царство. Если отправляли в последний путь на лодке, она уплывает в страну за морем, у самого края Земли.

У славян бытовали на этот счет самые разные мнения, но сходились все в одном: в загробный мир попадают души тех людей, которых ничто не удерживает возле прежних жилищ, и ведут они там примерно то же существование – собирают урожай, охотятся…

Те же, кто из-за проклятия, или неисполненного обещания, или еще чего-то не могут оставить свои тела, остаются в нашем мире – то вселяясь в свои прежние оболочки, то принимая облик животных, явлений природы или просто призраков неудачи. Можно сказать, загробный мир таких душ – наш собственный мир, так что это не самый худший вариант посмертного существования.

Египетский ад

Куда страшнее все обернется, если вы попадете в загробный мир древних египтян, где царит Осирис.

Оси́рис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.

Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой.

Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту - разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца.

В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Во время своего земного воплощения он был убит и расчленен собственным братом Сетом. Это не могло не сказаться на характере владыки мертвых. Выглядит Осирис отталкивающе: он похож на мумию, сжимающую в руках знаки фараоновой власти. Сидя на троне, он председательствует на суде, который взвешивает поступки новоприбывших душ. Вводит их сюда бог жизни Хор. Крепче держитесь за его руку: сокологоловый Хор приходится подземному царю родным сыном, так что вполне может замолвить за вас словечко.

Зал судилища огромен – это весь небесный свод.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник религиозно-правовых норм, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветлённое бессмертие. Представляет собой ряд несвязанных между собой 186 глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами.

Согласно указаниям Египетской книги мертвых, в нем следует соблюдать целый ряд правил. Подробно перечислите грехи, которые вы не успели совершить при жизни. После этого вам предложат оставить о себе память и помочь родственникам, изобразив на свитке папируса сцену суда. Если ваш художественный талант окажется на высоте, остаток вечности вы проведете здесь же, участвуя в делах Осириса и его многочисленной божественной родни.

Остальных ждет жестокая казнь: их бросают на съедение Аммату, чудовищу с телом бегемота, лапами и гривой льва и крокодильей пастью. Впрочем, и счастливчики могут оказаться в его пасти: время от времени происходят «зачистки», при которых дела подопечных душ снова пересматриваются. И если родственники не снабдили соответствующими амулетами, вы наверняка будете съедены безжалостным монстром.

Греческий ад

Попасть в загробное царство греков еще проще: вас унесет сам бог смерти Танатос, который доставляет сюда все «свежие» души. Во время больших сражений и битв, где в одиночку ему, видимо, не справиться, Танатосу помогают крылатые Керры, переносящие павших в царство вечно мрачного Аида.

Та́натос, Та́нат, Фа́нат (греч. Θάνᾰτος, «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.

На дальнем западе, у края света, простирается безжизненная равнина, кое-где поросшая ивами и тополями с черной корой. За ней, на дне пропасти, открывается мутная трясина Ахерон. Она сливается с черными водами Стикса, девять раз опоясывающего мир мертвых и отделяющего его от мира живых. Даже боги остерегаются нарушать клятвы, данные именем Стикса: воды эти священны и безжалостны. Они вливаются в Коцит, реку плача, дающую начало Лете, реке забвения.

Пересечь русло Стикса вы сможете в лодке старика Харона.

Харо́н (греч. Χάρων - «яркий») в греческой мифологии - перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии - через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти.

За свой труд он берет с каждого по мелкой медной монете. Если же у вас нет денег, останется только ожидать конца времен у входа. Лодка Харона пересекает все девять потоков и высаживает пассажиров в обители мертвых. Здесь вас встретит огромный трехглавый пес Цербер, безопасный для входящих, но свирепый и безжалостный к тем, кто пытается вернуться в солнечный мир.

Це́рбер, Ке́рбер (от греч. Κέρβερος) - в греческой мифологии порождение Ехидны, имеющее вид трехглавого пса со змеиным хвостом, такое же жуткое, как и его мать. Цербер охранял выход из царства мертвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако, это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.В средневековье Цербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней.

На обширной равнине, под леденящим ветром, в числе прочих теней спокойно ожидайте своей очереди. Неровная дорога ведет к чертогу самого Аида, окруженному огненным потоком Флегетоном. Мост над ним упирается в ворота, стоящие на алмазных колоннах. За воротами – сделанный из бронзы огромный зал, где восседает сам Аид и его помощники, судьи Минос, Эак и Радамант. Между прочим, все трое когда-то были людьми из плоти и крови, как мы с вами. Они были справедливыми царями и правили своими народами так удачно, что после смерти Зевс сделал их судьями над всеми мертвыми.

С большой вероятностью справедливые судьи низвергнут вас еще ниже, в Тартар – царство боли и стонов, расположенное глубоко под дворцом. Здесь вам придется познакомиться с тремя сестрами-старухами, богинями мщения Эринниями, которых Аид поставил присматривать за грешниками. Вид их ужасен: синие губы, с которых капает ядовитая слюна; черные плащи, подобные крыльям летучих мышей.

Та́ртар (греч. Τάρταρος) - в древнегреческой мифологии - глубочайшая бездна, находящаяся под аидом, куда после титаномахии Зевс низвергнул Крона и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана.Эта тёмная бездна, которая на столько же удалена от поверхности земли, на сколько от земли небо: по словам Гомера, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение 9 дней. Тартар был окружён тройным слоем мрака и железною стеной с железными воротами, воздвигнутыми Посейдоном.Как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи; у Гесиода в «Теогонии» - сын Геи, отец не указан.В позднейшие времена значение Тартара изменилось: под ним стали подразумевать нижние пространства в царстве грешников.

С клубками змей в руках они носятся по подземелью, факелами освещая себе путь, и следят за тем, чтобы каждый полностью испил чашу положенной ему кары. Среди других «коренных жителей» Тартара – крадущая детей Ламия, трехглавая Геката, демон ночных кошмаров, пожиратель трупов Эврином. Здесь вы встретите и множество мифических личностей. Тиран Иксион навечно прикован к огненному колесу. Прикованного великана Тития, оскорбившего нежную Лето, клюют два грифа.

Богохульник Тантал по горло погружен в свежайшую чистую воду, но как только он, терзаемый жаждой, наклонится, она отступает от него. Убившие своих мужей Данаиды принуждены бесконечно наполнять дырявый сосуд. Изворотливый Сизиф, когда-то обманувший и духа смерти Танатоса, и несговорчивого Аида, и самого Зевса, катит в гору камень, который срывается всякий раз, как только приблизится к вершине.

Христианский ад

Образы христианского ада во многом вдохновлены древними греками. Именно у христиан география ада изучена наиболее детально. Добраться туда несколько сложнее. Уже в апокрифических книгах – тех, что не вошли в Священное Писание или были исключены из него позднее, - высказывались различные мнения о местоположении ада.

Так, самого дьявола «Книга Еноха» помещает в восточной безжизненной пустыне, где Рафаил «делает отверстие», в которое опускает его, связанного по рукам и ногам, и приваливает сверху камнем.

Однако согласно тому же апокрифу, душа направится в противоположную сторону, на запад, где будет «стенать» в углублениях высокого горного хребта. В конце VI века папа Григорий Великий, различая два ада – верхний и нижний.

Григо́рий I Вели́кий (лат. Gregorius PP. I) (ок. 540 - 12 марта 604) - папа римский с 3 сентября 590 по 12 марта 604.Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека»

Из бесчисленного разнообразия представлений о строении ада к достаточно устойчивым и общепринятым можно отнести идею двух адов: верхнего и нижнего.

Верхний ад здесь изображен как «нижняя часть этого мира, полная мук», «здесь неистовствуют безмерный жар, великий холод, голод, жажда, различные страдания телесные, такие как бичевания, и душевные, такие как ужас и робость...; нижний же ад - «духовное место» (locus spiritualis), где горит неугасимый огонь; его расположение внизу следует понимать метафорически: «о нем говорят, что он находится под землей, потому что, как тела грешников покрываются землей, так души грешников погребаются в аду»

В своей книге о природе ада вышедшей в 1714 году, английский оккультист Тобиас Суинден поместил ад на солнце. Свое предположение он мотивировал одновременно существовавшими тогда представлениями о нашем светиле как об огненном шаре и цитатой из Апокалипсиса («Четвертый Ангел вылил чашу свою на Солнце: и дано было ему жечь людей огнем»). А его современник и последователь Уильям Уистон объявлял адом все небесные кометы: попадая в околосолнечные раскаленные области, они поджаривают души, а отдаляясь – замораживают.

Впрочем, вряд ли вам стоит надеяться попасть на комету. Самое широкое признание получило представление о том, что ад расположен в центре Земли и имеет как минимум один выход на поверхность. Скорее всего, этот выход расположен на севере, хотя встречаются и другие мнения. Так, старинная поэма о странствиях ирландского святого Брендана повествует о его путешествии на крайний запад, где он и находит не только райские кущи, но и места мучений грешников.

И на небе, и под землей, и на самой земле помещен ад в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Книга эта изобилует подробнейшими описаниями наказаний. Попросив Бога разогнать полный мрак, окутывающий страдающих на западе, Мария видит, как раскаленная смола изливается на неверующих.

Здесь же в облаке огня мучаются те, кто «на рассвете в воскресенье спят как мертвые», а на раскаленных скамьях сидят те, кто при жизни не стоял в церкви. На юге в огненную реку погружены другие грешники: проклятые родителями – по пояс, блудники - по грудь, и по горло – «те, кто ел мясо человеческое», то есть изменники, бросившие детей на съедение зверям или предавшие братьев перед царем. Но глубже всех, до темени, погружены клятвопреступники.

Богоматерь видит здесь и другие наказания, причитающиеся любителям наживы (подвешиваются за ноги), сеятелям вражды и клхристианский адеветникам (подвешиваются за уши). В «левой части рая», в бушующих волнах кипящей смолы, терпят муки распявшие Христа иудеи.

В области предвечного хаоса располагает ад Джон Мильтон, автор поэмы «Потерянный рай». Согласно его концепции, Сатана был низвергнут еще до сотворения земли и неба, а значит и ад находится вне этих областей. Сам дьявол восседает в Пандемониуме, «блистательной столице», где принимает виднейших демонов и бесов.

Пандемониум – огромный замок с залами и портиками, выстроенный тем же зодчим, что и чертог Царя Небесного. Ангел-архитектор, примкнувший к воинству Сатаны, был изгнан с небес вместе с ним. Мириады духов мечутся по коридорам дворца, кишат в земле и воздухе. Их так много, что разместиться им позволяет только сатанинское колдовство.

Еще больше способен запутать средневековый христианский теолог Эмануэль Сведенборг.

Эммануил Сведенборг Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном дра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г.

Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на «Теософию»; однако он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени.

Когда ему исполнилось 46 лет, он стал «теософом» и «провидцем»; но хотя его жизнь всегда была безупречной и почтенной он никогда не был истинным филантропом или подвижником. Его способности ясновидения, все же, были замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи; все, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах, очевидно является больше плодом его буйной фантазии, нежели его духовного проникновения.

Он оставил множество трудов, которые ужасно неправильно поняты его последователями.

Он различал три разных ада, соответствующих трем уровням небес. И поскольку Бог владычествует надо всем, все три ада управляются им через специально делегированных ангелов. По его мнению, вообще не существует Сатаны как владыки царства зла. Дьявол в понимании Сведенборга – собирательное именование наиболее опасных «злых гениев»; Вельзевул объединяет духов, стремящихся к господству даже на небесах; Сатана же означает духов «не столь злых».

Все эти духи ужасны на вид и, подобно трупам, лишены жизни. Лица некоторых черны, у других огненны, у третьих «безобразны от прыщей, нарывов и язв; у весьма многих лица не видно, у других торчат только одни зубы». Сведенборг сформулировал мысль, что как небеса отображают одного человека, так и ад в совокупности – лишь отражение одного дьявола и может быть представлен именно в таком виде. Дьявольская пасть, ведущая в зловонную преисподнюю, – именно такой путь ждет грешников.

Не стоит чересчур доверяться мнению некоторых авторов, которые утверждают, будто вход в ад может быть и заперт. Христос в «Апокалипсисе» произносит: «имею ключи ада и смерти». Но Мильтон утверждает, что ключи от Геенны (видимо по поручению Иисуса) хранит страшная полуженщина-полузмея. На поверхности земли ворота могут выглядеть вполне безобидно, как яма или пещера, или же как жерло вулкана. Согласно Данте Алигьери, автору «Божественной комедии», написанной в начале XIV века, души могут попадать в ад, пройдя через густой и сумрачный лес.

Поэма эта – самый авторитетный источник об адском устройстве (подробнее см. в конце статьи). Структура преисподней описана во всей ее сложности. Ад «Божественной комедии» - это туловище Люцифера, внутри он имеет воронкообразную структуру. Начав путешествие по аду, Данте и его проводник Вергилий спускаются все глубже и глубже, никуда не сворачивая, и в итоге оказываются в том же месте, откуда вступили в него.

Странность этой адской геометрии заметил еще знаменитый русский математик, философ и теолог Павел Флоренский. Он весьма аргументировано доказал, что ад Данте основан на неевклидовой геометрии. Как и вся Вселенная в представлениях современной физики, ад в поэме имеет конечный объем, но не имеет границ, что было доказано (теоретически) швейцарцем Вейлем.

Мусульманский ад

Джаханнам (англ. Jahannam, араб. جهنم‎‎) - в мусульманской мифологии наиболее распространённое название ада.В Коране упоминается как место грядущего наказания грешников:
«Джаханнам - место им назначенное всем»

Согласно Корану, в Джаханнам попадут и люди, и джинны, одни из которых будут пребывать там вечно, другие - временно. Главные мучения, которые ожидают грешников в Джаханнаме,- от жгучего огня. Образ огня преобладает в отличающемся натуралистическими деталями кораническом описании Джаханнама.
«А те, которые несчастны,- в огне, для них там вопли и рёв»

«Поистине, тех, которые не верили в наши знамения, мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания»

Похожа на христианский ад и преисподняя, которая ожидает мусульман. Среди историй «Тысячи и одной ночи» рассказывается о семи ее кругах. Первый предназначен для правоверных, умерших неправой смертью, второй – для вероотступников, третий – для язычников. Джинны и потомки самого Иблиса населяют четвертый и пятый круги, христиане и иудеи – шестой. Самый внутренний, седьмой круг ждет лицемеров. Прежде чем попасть сюда, души ожидают великого Судного дня, который наступит в конце времен. Впрочем, им самим ожидание не кажется долгим.

Как и большинство других грешников, посетители исламского ада вечно поджариваются на огне, причем всякий раз, как кожа их обгорает, она вырастает заново. Здесь растет дерево Заккум, плоды которого, подобные головам дьявола, составляют пищу наказуемых. Не стоит пробовать местную кухню: эти плоды бурлят в животе, как расплавленная медь. Питающихся ими терзает непереносимая жажда, однако единственный способ утолить ее – пить кипяток такой зловонный, что им «растопляются внутренности и кожа». Словом, это очень, очень жаркое место. К тому же Аллах даже увеличивает тела кяфиров, усиливая их мучения.

Ад в буддизме

Ад в буддизме - нарака (नरक) - мир адских существ (нараков), которые подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть деяний прошлой жизни). В отличии от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные, и после довольно длительного срока искупления негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах.

Обычно считается, что адские подземелья в этом мире расположены под континентом Джамбудвипа. При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует также неисчислимое количество адов.

По своей структуре ады напоминают глубокую усечённую пирамиду из восьми слоёв, нижние слои значительно больше верхних. Ады уходят глубоко под воду под континентом до самого дна. Самые страшные ады расположены внизу, самые лёгкие - сверху. На каждом уровне центральную часть занимает горячий ад, а по переферии расположен холодный ад. Таким образом имеется восемь горячих и восемь холодных адов.

Восемь холодных адов

1. Арбуда-нарака - ад волдырей. На тёмной промёрзшей долине окружённой холодными горами постоянно метель и снежная буря. Жители этого ада лишены одежды и одиноки, и от холода их тело покрывается волдырями. Время пребывания в этом аду - сколько займёт опустошить бочку зёрен кунжута, если раз в сто лет брать по одному зерну.
2. Нирарбуда-нарака - ад разбухающих волдырей. Этот ад ещё холоднее и волдыри разбухают и взрываются, оставляя тела покрытыми кровью и гноем.
3. Атата-нарака - ад, когда трясёт от холода. От тряски существа издают звук aṭ-aṭ-aṭ?.
4. Хахава-нарака - ад плача и стона. Когда жертва стонет от холода, издавая звуки ha, ho от боли.
5. Хухува-нарака - ад стучащих зубов. Страшный озноб и зубы стучат, издавая звук ху-ху.
6. Утпала-нарака - ад голубого лотоса, когда постоянный холод заставляет всю кожу посинеть подобно лилии.
7. Падма-нарака - лотосовый ад. Снежная пурга овевает замёрзшее тело, оставляя кровавые раны.
8. Махападма-нарака - великий лотосовый ад. Всё тело трескается от холода и внутренние органы от страшного мороза тоже растрескиваются.

Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем.

Восемь горячих адов

1. Санджива-нарака - ад оживления. В этом аду земля состоит из раскалённого железа. Существа пребывают в этом аду в постоянном унижении и страхе. Как только жертвы начинают бояться, что другие на него нападут, другие существа возникают и начинают его атаковать железными копьями. Или же слуги Ямы появляются и нападают на жертв с колющим оружием. Они теряют сознание и испытывают предсмертные муки, но тут же восстанавливаются в сознании и их снова атакуют. На них могут также лить по каплям расплавленный металл, разрубают их на кусочки, они страдают также от раскалённого железа под ногами. Пребывание в этом аду занимает 162*1010 лет.

2. Каласутра-нарака - ад чёрных сечений. Помимо мучений в предыдущем аду, чёрные линии проводят вдоль тела, и слуги Ямы рассекают по этим сечениям жертвы зазубренными секирами и острыми топорами. Пребывание в этом аду занимает 1296*1010 лет.

3. Сангхата-нарака - сокрушающий ад. Этот ад расположен над раскалённым железом и окружён массивными скалами, которые сталкиваются и перемалывают существ в кровавое крошево. Когда скалы раздвигаются, жизнь восстанавливается и всё начинается сначала. Пребывание в этом аду занимает 10,368*1010 лет.

4. Раурава-нарака - ад воплей. Здесь под жертвами горит земля и они пытаются укрыться. Когда же они находят укрытие, они оказываются запертыми в нём и их поражает жар со всех сторон, и они орут от ужаса. Жизнь в этом аду занимает 82,944*1010 лет.

5. Махараурава-нарака - ад великих воплей. Подобно предыдущему, но связан с великими терзаниями. Жизнь в этом аду занимает 663,552*1010 лет.

6. Тапана-нарака - жаркий ад. Слуги Ямы тыкают жертвы раскалённым копьём, пока пламя не пойдёт изо рта и из носа. Жизнь в этом аду занимает 5,308,416*1010 лет.

7. Пратапана-нарака - ад великого жара. Мучения похожи на те, что в аду Тапана, но жертв вдобавок более жестоко колят трезубцем. Пребывание в этом аду занимает 42,467,328*1010 лет.

8. Авичи-нарака - самый глубокий ад, высота ада такая же, как все семь предыдущих адов вместе взятых. Пребывание в этом аду занимает 339,738,624*1010 лет, до конца антаракальпы. Поэтому этот ад называется «непрекращающейся наракой». Существа палятся на постоянном огне, это сопровождается страшными мучениями. В этот ад попадают те, кто «отсёк корни благого» - кто из-за приверженности к ложным воззрениям уничтожил в себе ростки не-алчности, не-вражды, не-невежества. В полемике с брахманизмом указывалось, что до такой степени могут опустится привержецы вед - брахманы, которые безнравственностью и неправедными законами поощряют преступность, алчность, злобу...

Описывают также и дополнительные ады и даже временно возникающие ады.

Ад в каббале

В Каббале «адом» называется осознание различия между человеком и Творцом, Высшей силой добра. Это мера того, насколько плохо мы себя чувствуем, внезапно обнаружив, что противоположны Ему. Ощущение стыда, отдаленности, собственной ничтожности и низменности так ужасно, что хуже этого ничего нет. Такой абсолютный стыд – это и есть ощущение «ада», которое просто испепеляет.

Дантов Ад полон тех же (или чуть внешне измененных) чудищ, какие пугали, терзали и мучили грешников языческого Аида. Уже у входа на христианских грешников набрасывается свирепый трехглавый Цербер. Дьяволов, чертей здесь нет – их злобные функции выполняют античные кентавры и иные мифологические чудища. Древнегреческое чудовище Герион, якобы некогда царившее на каком-то острове за Океаном и затем убитое Гераклом, – тоже тут.

Данте превратил его в отвратительное морское чудовище, которое обслуживает седьмой круг Ада. К тому, что уже было сказано на этот счет, можно добавить что свирепым стражем адского Стигийского болота выступает древнегреческий мифический персонаж – царь лапифов Флегий. В действие вводится греческая мифическая волшебница Эрихто.

Новоприбывших грешников в Аду судит и определяет норму наказания Минос – мифический царь древнего Крита. На страже четвертого круга Ада свирепым стражем поставлен древнегреческий бог Подземного царства – а потому и богатства – Плутос (Плутон) . В Аду казнится и мифический Ясон – за обман обольщенных им женщин. Тут же и распутница Фаида из комедии Теренция «Евнух».

Никакого противопоставления. Данте намеренно перемешал и соединил древнегреческую мифологию и древнеримскую литературу: вымысел есть вымысел. Все «начальство» дантовского Ада мифологично. Царит древнеэллинская мифология. Часть наказуемых – оттуда же. Подключение сюда «героинь» из римской литературы должно было помочь читателю ясно почувствовать всю несерьезность «потустороннего мира», начиная с древних его корней.

Но древний Аид – это не объект для посмеяния. Древнеэллинское наследие живо для Данте. И мифология для него жива. В Чистилище, в Раю Данте называет появившуюся радугу творением Ириды, посланницы Юноны. В Земном раю, встретив четырех нимф – »естественных добродетелей», Данте называет их богинями (dee) .

Примечательно, что в дантовом Раю прославление учений и деяний церковных святителей то и дело перемежается с примерами из библейской и церковной истории и мифологии со сходными моментами истории и мифологии античной.

Продолжая традицию средневековой церкви, но осторожно придавая ей скептический поворот, Данте в своем Аду расширяет и обновляет круг мучимых, и особенно круг мучителей, за счет персонажей античной истории, в частности мифологии.

Пройдя сквозь лес, вы попадете в преддверие ада, в «таинственные сени». Это мрачное и тяжелое место, где заключены души тех, «что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел». Таких оказывается довольно много. В единый гул сливаются «обрывки всех наречий», на которых стонут и голосят эти люди, всю жизнь бывшие ни горячими, ни холодными, но только теплыми.

Эти ничтожные души терзают целые гои слепней и ос. Из ран, мешаясь со слезами, капает кровь, которую пожирают полчища червей. Здесь же заключены и ангелы, которые, не восстав против Господа, не приняли и сторону Вельзевула, предпочтя осторожный нейтралитет. С тех незапамятных времен их «печальную стаю» исторгли небеса, но и ад не принимает...

Перед входом - жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи).
3-й круг. Чревоугодники, обжоры и гурманы.
4-й круг. Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам).
5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые.
6-й круг. Еретики и лжеучители (адский город Дит).
7-й круг.

1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества).
3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.

1-й ров. Сводники и обольстители.
2-й ров. Льстецы.
3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
5-й ров. Мздоимцы, взяточники.
6-й ров. Лицемеры.
7-й ров. Воры.
8-й ров. Лукавые советчики.
9-й ров. Зачинщики раздора.
10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.

Пояс Каина. Предатели родных.
Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников.
Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му - грехи насилия, к 3-му - грехи обмана. У Данте 2-5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8-9-е - для обманщиков. Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

Виртуальный тур по аду Данте

Ад в «Розе Мира» Даниила Андреева

В космологической картине Даниила Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», под «адом» понимается Гашшарва - двумерный мир, где обитают демоны. Там же обитают некоторые люди, возжелавшие стать носителями темных миссий. Там они не страдают. Потому с традиционными христианскими представлениями об аде больше согласуются описания Андреевым «миров возмездия» Также в «Розе Мира» упоминается «лунный ад», восстанавлемый лунной демоницей Воглеа.

Ад в игре DOOM

В компьютерной игре id Software DOOM Ад предстает как параллельная реальность, в которую можно отправиться путём телепортации. Ад также «служит» некоей «пересадочной станцией» при телепортировании в обычной реальности.

Население Ада по духу похоже на голливудских инопланетян - они также преследуют цель полного уничтожения человечества, имеют облик гуманоидов и не говорят по-человечески (за исключением зомби). Но есть и отличия, в частности, обилие сатанистской символики, человеческой крови и красного цвета вообще, что все же делает обитателей Ада отличными от «инопланетян».

Собственно Ад - мир, похожий на наш, но с несколько измененными законами физики. Например, там возможна левитация, перемещения предметов и камней, также обильное количество телепортов. «Климат» отличается высокой температурой и обилием лавы.

Честно говоря, ни одна из описанных преисподних не вызывает у нас добрых чувств, особенно в сравнении с нашим тесным, но в целом уютным миром. Так что куда именно отправиться – решать вам. Конечно, дать полную справку об устройстве ада не представляется возможным. Однако надеемся, что наш беглый обзор поможет всем, оказавшимся там, быстро сориентироваться и приветствовать свою новую вечность словами Джона Мильтона:
«Привет тебе, зловещий мир! Привет, геенна запредельная!»

Сколько себя помню – всегда был один. От семьи почти ничего не осталось, друзей никогда и не было. Одиночество в итоге довело до депрессии, здоровье стало стремительно ухудшаться, работоспособность упала, несколько месяцев не мог нормально спать. В детстве прошел через настоящий Ад, по жизни видел ужасные вещи, которые ни одному человеку не пожелаю, отец меня использовал, потом бросил семью и исчез. Однако недавно я понял, что не ненавижу его, даже не виню: в какой- то степени он был прав, я – мусор, заслуживающий лишь буханку хлеба… жить то я так и не научился. Могу лишь надеяться, что у отца все хорошо, и он сможет измениться для других. Человек из меня никакой, пожалуй, только лишь полезный инструмент, ну хотя бы что- то. Старался жить для других, пытался быть полезным, всегда улыбался, хотя в душе ненавидел улыбку; думал, что делаю добро… А на самом деле надеялся, что хоть кто- то меня заметит, хоть когда- нибудь одиночество закончится. Однако ничего хорошего так и не произошло.
Месяц назад по интернету познакомился с одним человеком: общались, узнавал постепенно о нем, радовался каждому сообщению… Замечательный человек: никогда никому ни в чем не отказывал, пытался помочь каждому в любую секунду; даже не упускает возможности ободрить любого унылого прохожего. Однако, чем больше я с ним общался, тем больше понимал, что приношу ему лишь вред своими жалобами о жизни, ведь ничего хорошего то у меня и не было. Он же всегда пытался меня ободрить, поддержать, убедить, что каждый человек имеет право на счастье… без исключений. Что самое удивительное, так это то, что он всегда мог что- то написать и в нужный момент: никакой критики, никакого давления, никаких жалоб, только что- нибудь хорошее. Даже был первым человеком, который от души поздравил с Днем Рождения. Он меня многому научил, дал даже больше, чем я мог себе представить – первый человек, который просто со мной общался… 10 лет я об этом мечтал. Однако по жизни ему пришлось натерпеться: похоронил отца, а год назад и мать, на прошлой неделе потерял близкого друга, взял к себе жить своего брата инвалида. Этот замечательный человек даже смог победить рак, нее замкнулся в себе, никого не бросил, жил для других. И вот наконец я понял, что не могу просто расписывать свою жизнь в темных тонах, а что- то другое сказать… Но просто нечего мне рассказать ему: ничего хорошего, интересного и т. д. Поэтому просто решил перестать с ним общаться, оставив последнее сообщение с благодарностью. Это больно, но я не могу просто очернять жизнь этому замечательному человеку своими рассказами, я не могу ничего для него сделать. Я никогда не забуду его, я благодарен за общение с ним, но так будет лучше. Полагаю, иногда надо делать себе больно, чтобы не мучить других.
Однако действительно стало хуже: здоровье так и продолжает ухудшаться, не могу даже изобразить какое- то подобие улыбки на лице. Ни с кем просто поговорить не могу: не хочу надоедать, не хочу врать о замечательной жизни, просто боюсь кому- то сделать больно. Знаю, что самоубийство не выход… Однако постоянно думаю, когда же это кончится. Из меня даже полезный инструмент уже не выйдет. Жизнь никогда для меня не имела смысла, а сейчас и простое существование уже хуже Ада. Зачем я это все пишу? Сам толком не пойму, все равно это никто и никогда и не услышит.

Уважаемые читатели. В этой истории я бы хотела подчеркнуть, то что они основаниы на игре Outlast. И здесь будет 6 частей. Нет не глав, а частей. Поэтому я буду рада если вам понравится эта история.

Приятного чтения.

Шёл сентябрьский дождь. Холод обволакивал моё лицо. Щёки и нос сильно покалывали. На улице стоял собачий холод. Всего лишь 5 градусов тепла. Светлые тучи ходили по небу. Психиатрическая больница была почти нелюдна. Не было причины паниковать. Всё было под контролем. Старые стены, пахли гнилью и сыростью. Хотя с виду лечебница превлекательна. Я зашёл обратно в корпус. Пахло медикаментами и спиртом. Запах знаком мне ещё с 5 лет. Я даже представить себе не мог, что стану здесь врачём. Рано или поздно мирная жизнь здесь обрушиться. Всё закончиться. Эти эксперименты до добра не приведут. Да я понимаю, что ради науки надо изучать наночастицы, но не для того что бы вызвать демоническое существо из психа на свет. В корпусе было пустынно. Свет немного вздрагивал. Я пошёл вперёд по коридору. По кафельной плитке, то и дело раздовался стук от моих шагов. Где то наверху раздовался крик и стон больных. Не понимаю до сих пор, как они стали психически не гормональными людьми. Я вздохнул. Руки в корманах халата. Через окна проникал свет, но в коридоре по прежнему было темно. Я шёл с опаской. Знаете за утро я сходил в туалет 12 раз. Насколько страшно здесь было находиться. Да когда нибудь мирная жизнь здесь прикратиться. Вдруг по коридорам раздался голос женщины.
" Мистер Шрёдер, просим вас явится в мужское отделение, блок C палата 301. Спасибо"
Я повернулся и побежал к лестнице. Добежав до определённого места, а это был 2 переход психиатрической больницы около административного блока, я завернул в мужское отделение 3 этажа. После добежал до коридорчика и там завернул на блок С. Дойдя до 301 кабинета, я услышал крики. Войдя в палату я обнаружил страшную сцену. Все кровати были сдвинуты к двери. На них сидели испуганные пациенты, хотя это видел каждый день, но сейчас они смотрели с особенным испугом, потому что больной, что лежал около окна дёргался и кричал название секретного проекта " Вальридер" (на немецком Вальридер" Валиридер" на английском Волрайдер" Волрайдер")
" Вальридер прошу тебя о помощи"-кричал он то и дело после своей фразы кричал и стонал. Его держали несколько санитров.
" Сер мы сделали что возможное, но эта сволочь не хочет затыкаться"
" Что ж, значит наступило время..." - сказал я.
Я повернулся и вышел изпалаты. Бегом дойдя до поста. я нажал на кнопку. Не медленно завыла серена. Я взял трубку и вводя на телефон номер, дожидался звонка.
Наконец мне ответили:
" Да блок С, мы вас слушаем."
" Скажите лаборотории, что новое тело уже приготовлено для морфогенетического кондиционирования"

Примичание:
Кондиционирование. Программы, накладывающиеся на импринты. Они заданы менее жестко и достаточно легко изменяются контркондиционированием. В отличие от импринтирования, при котором единственного переживания достаточно для установления постоянных нейронных связей, кондиционирование требует многократных повторений одного и того же переживания и при этом не устанавливается навсегда.

Морфогенетическая система (контур) содержит «личности» и информационные банки всех живых существ. Первое описание этой системы встречается в языке «реинкарнационной» модели, так как шаманы и йоги, импринтировавшие эту систему, не могли говорить и думать о потоке неэготической информации иначе, чем в терминах некоторого трансцендентного эго, прыгающего во времени из одного тела в другое.

Фрейд и Юнг пошли немного дальше. Обнаружив информацию этой системы в снах своих пациентов, они ввели понятия «расовая память» и «коллективное бессознательное». Ни один из этих терминов нельзя расценивать как операциональный и научный, но записи Фрейда и Юнга по крайней мере обратили внимание других психологов на неэготические информационные системы.

И вновь ЛСД выступил в роли катализатора. Обнаружив, что действие ЛСД пробуждает обширные потоки неэготической информации из прошлых эпох, Лири в Гарварде ввел понятие «нейрогенетическая цепь», а Гроф в Чехословакии - понятие «филогенетическое бессознательное». Другие исследователи либо также придумывали этому явлению разные названия, либо просто собирали информацию, не обобщая ее в терминах.

Первая научная модель этой системы содержалась в работе доктора Руперта Шелдрейка «Новая наука о жизни». Если Лири и Гроф, подобно Юнгу и Фрейду, предполагали, что неэготическая информация, неизвестная головному мозгу, должна поступать из генов, то Шелдрейк, будучи биологом, знал, что гены не могут содержать подобную информацию. Поэтому он предположил существование нелокального, как в квантовой теории, поля, которое он назвал морфогенетическим полем. Это поле существует между генами, но не может быть обнаружено «в» них - подобно тому, как ведущий телепередачи «путешествует» по множеству телевизоров, но не находится ни в одном из них.

По-видимому, пройдет еще много-много времени, - может быть, четверть века (то есть до 2015 года), - прежде чем мы освоим искусство и науку использования морфогенетической системы в своих целях.

Тем не менее все, кто имеет большой опыт изучения этой системы, соглашаются с Юнгом и Лири в том, что ее информация содержит в себе не только память о прошлом, но и отчетливые траектории будущего.

Морфогенетическая система может служить своеобразным эволюционным «радаром», подготавливая нас к квантовым скачкам сознания посредством демонстрации нам записей о предыдущих мутациях.

Конец примечания.
_______________________________________________________________________
Вой серены прекратился. Больного тут же положили на каталку и привязали ремнями к ней. Тот кричал как не нормальный, брыкался и пытался высвободиться, хотя у него это не получалось.

Я опустил глаза, и положил трубку.
" Мистер Шрёдер, с вами всё впорядке?"-сказала мне мед сестра мисс Вут
" Да...всё отлично. Меня не трогать, я в своём кабинете."-сказал я и повернулся в обратном направлении" Да и... мисс Вут, пожалуйста расставте в палате номер 301 кровати, вместе с пациентами..."
" Но сер они их всё равно расставят так, как хотят они, поэтому нет см..."
" Я сказал расставить..."-перебил я её холодным голосом.
Я удалился в свой кабинет. Я сел в кресло. Отянув жалюзи в верх, я открыл окно.
" Опять новое тело для эксперемента. Сново награда...за что? за то что я убиваю их? Мучаю? Боже, за что?"-в голове крутились мысли. Это 3 пациент за этот месяц. Слишком много подопотных. Надо сказать мистеру Блеру, что я увольняюсь...Хотя я знаю, что он делает с теми, кто больше не хочет работать...

, Овадья Климовский

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Добрый день,

В моём понимании сушествует Ган Эден, это что-то вроде временного места для души до прихода Мошиаха. Хорошие души попадают туда сразу, не очень хорошие души должны очиститься в Гееном в течение определенного времени, не дольше 11 месяцев. Совсем плохие души или те, что не закончили свою работу в этом мире, возвращаются обратно на землю. Значит ли это, что наш мир можно назвать Адом? Ведь Гееном это всего лишь предварительная ступень в Ган Эден и там всё происходит на духовном уровне. Зато наш материальный мир вполне соответствует Аду, по крайней мере, в моём понимании. Рай, в моём понимании, наступит с приходом Мошиаха? и то далеко не для всех. Пожалуйста, проясните меня.

С уважением, Хаим

Манчестер, Англия.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Хаим! В целом Вы верно представляете себе картину, хотя некоторые подробности не так просты. О том же, что называть Адом по-русски, нет смысла спорить, это зависит от восприятия жизни. Неправильно, однако, было бы думать, что наш мир – это место худшее, чем Геином. Геином – место, где души должны очиститься от грехов, и очищение это очень болезненное. К тому же совсем не все удостоятся после этого попасть в Ган Эден, некоторые смогут только присутствовать там в виде «песка под ногами праведников», по аллегории Мудрецов, а некоторые останутся в Геиноме до конца (Рош А-шана, 17).

С другой стороны, мир, созданный для служения Творцу, чудесен. Каждую минуту праведники, живя в нем, наслаждаются ощущением любви к Творцу и возможностью сделать что-то «для Него» (если можно так выразиться). С другой стороны, все, у кого есть хоть немного связи с собственной душой, могут чувствовать безграничное милосердие Создателя, благословенно Имя Его, видя, какими приятными и прекрасными творениями окружил Он нас в этом мире. И все проблемы, которые есть у человека в этом мире, на самом деле являются испытаниями. Если человек поймет это, он не будет мучиться, он будет решать задачи, которые стоят перед ним, зная, что все – от Б-га. Как если заставить человека носить огромные тяжести, дубовую мебель, мешки золота – он будет страдать. Но только до тех пор, пока ему на ушко не шепнут «Все это – твое!»

Известна история, как Виленский Гаон очень расстроился, когда понял, что пришли его последние минуты в этой жизни. Все присутствующие не сомневались, что он попадет прямо в Эден, самую сокровенную область, где находятся души великих праведников, и поэтому удивились, чему огорчается Гаон. Мудрец пояснил – «Видите цицит, что на мне? В этом мире такую важную заповедь можно выполнять, потратив на приобретение нитей несколько копеек. А в том мире самую маленькую заповедь не купишь уже ни за какие деньги».